Файл: Прошков А.Ф. Машины для производства химических волокон. Конструкции, расчет и проектирование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Заменяя

Si — Sc, +

Р2_ ,

получим

 

 

 

 

 

 

А

р

_

 

°р

 

 

 

 

 

ъь

266 — а °

2

где

сг0

=

S0-----напряжение

от

предварительного натяжения;

 

стр =

Р -----так называемые

полезные напряжения в ремне.

 

Так

как

Р = S x — 5 2,

то ор =

о х — а 2.

 

По

закону Гука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<ти = е£,

 

где

е — относительное

удлинение

наружных волокон ремня.

 

Известно,

что при чистом изгибе

 

 

здесь у — расстояние от нейтрального слоя до текущего сечения ремня (в рассматриваемом случае у = б/2);

р — радиус кривизны нейтрального слоя (в данном случае

Р =

 

D

 

 

 

 

2 )■

 

 

 

Итак

 

 

. у ѵ г .

 

:<?0 +

°+ѵ

So

Р

ЬЕ

66

ш

+

”сг-

Практикой установлено, что чем больше а 0 и ар, тем недолго­ вечнее ремень. Поэтому рекомендуют принимать: для клиновых

ремней ст0 < 1,5 МН/м2; для

плоских ремней

о 0 < 1 ,8 МН/м2;

ар = 2,0-^-2,5 МН/м2.

10 м/с2 получим следующие значе­

При у = 9800 Н/м3 и g =

ния aDпри различной скорости ѵ ремня:

 

 

и в м/с .................................................

 

 

10

20

40

а0 в МН/м2

.............................................

 

0,1

0,4

1,6

Напряжения изгиба аи весьма существенны при малом диа­

метре шкива D и большей толщине б ремня.

соотношении D

Ниже указаны

значения

аи при

различном

и б при Е — 200

МН/м2:

 

 

 

 

<Ти в МН/м2

...............................

8

4

2

1

Часто сти в несколько раз превышает все другие составляющие. - Увеличение ои не способствует повышению тяговой способности передачи. Более того, напряжение изгиба, как периодически изме­ няющееся, является главной причиной усталостного разрушения

ремней«

418


Долговечность ремня зависит не только от величины напряже­ ний, но также от характера их изменения и частоты цикла изме­

нения.

Для ременной передачи характерны потери мощности на пре­ одоление сил трения в опорах валов, скольжение ремня по шки­ вам, внутреннее трение ремня, связанное с периодическим изме­ нением деформации, преодоление сопротивления воздуха.

К. п. д. г\ передачи определяют экспериментально или при­ нимают по практическим рекомендациям.

При нагрузках, близких к расчетным, среднее значение к. п. д. принимают для плоскоременных передач т] = 0,97, для клино­ ременных г) = 0,96. При отношениях D/8, меньше рекомендуе­ мых, т] = 0,85.

Допускаемые полезные напряжения в ремне* Исследование кри­ вых скольжения позволило установить эмпирическую зависимость для определения допускаемых полезных напряжений в ремне

 

 

 

 

 

[Ор]« =

а — b

 

 

 

а,

b — постоянные коэффициенты, зависящие от типа и материала

 

ремня; коэффициент а зависит, кроме того, от

а 0.

 

Значение этих коэффициентов устанавливают при испытаниях

ремней в стандартных условиях: а = я рад; ѵ — 10 м/с,

нагрузка

равномерная, передача горизонтальная.

 

 

 

При сг0 — 1,8 МН/м2 в стандартных условиях получено: для

кожаных

ремней

[ар ]0 = 2,9—30,0

МН/м2,

для

прорези­

ненных

[ар]0 = 2,5— 1

0 , 0

МН/м2.

 

 

 

в

Значения

[ар]0,

подсчитанные по этим формулам, приведены

табл.

6.

допускаемых напряжений

[сгр ] для

проектируемой

 

Значения

передачи

определяют с учетом корректирующих

коэффициентов:

 

 

 

 

[*-ф] == [°Р]о^'<Х^'0^'Н^О>

 

 

где

ka — коэффициент

угла

обхвата,

учитывающий

снижение

 

 

тяговой способности ременной передачи при уменьше­

 

 

нии

угла

обхвата;

 

 

 

 

 

kv — скоростной

коэффициент, учитывающий влияние цен­

 

 

тробежных сил, которые отбрасывают ремень от шкива

 

 

табл. 7);

 

 

 

 

 

 

 

ka — коэффициент режима нагрузки, учитывающий влияние

 

 

периодических колебаний нагрузки на долговечность

 

 

ремня;

 

 

 

 

 

 

 

k0 — коэффициент (табл. 8), учитывающий способ натяжения

 

 

ремня и угол наклона линии центров передачи к гори­

 

 

зонтали (в вертикальных передачах собственный вес

 

 

ремня уменьшает силу, прижимающую

его к нижнему

 

 

шкиву).

 

 

 

 

 

 

419


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

6

Допускаемые напряжения для плоских ремней

 

 

 

 

 

 

при б„ =

1,8 МН/м2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ремень

 

Значения

[Ср]о

в МН/м2 при различных £>/6

 

 

20

25

30

35

40

45

50

60

75

100

 

 

 

 

Прорезиненный

_

(2,1)

2,17

2,21

2,25

2,28

2,3

2,33

2,37

2,4

 

Кожаный

. .

(1,4)

1,7

1,9

2,04

2,15

2,23

2,3

2,4

2,5

2,6

 

Хлопчатобу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мажный . .

(1,35)

1,5

1,6

1,67

1,72

1,77

1,8

1,85

1,9

1,95

 

Шерстяной . .

(1,05)

1,2

1,3

1,37

1,47

1,47

1,5

1,55

1,6

1,65

 

Значения

коэффициента k v

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ремень

 

 

 

 

Значения k v При V

в м/с

 

 

 

 

 

 

5

10

15

 

20

25

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

Плоский

...........................

 

 

1,03

1,0

0,95

0,88

0,79

0,68

 

К л и н о в о й ...........................

 

 

1,04

1,0

0,94

0,85

0,74

0,60

 

П р и м е ч а н и е .

Для

самонатяжных передач k v =

1 при любых скоростях.

 

Модуль упругости ремней

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип ремня

 

 

Толщина

ремня

 

Е

в МН /м2

 

 

 

 

 

в мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АСТ-28 (ги б к и й )........................................

 

 

 

3,3— 3,5

 

 

270

 

 

АСТ-28 (средней

жесткости) . . .

.

2,9—3,1

 

 

360

 

 

АСТ-28 (жесткий) ....................................

 

 

 

2,5—2,7

 

 

430

 

 

Значения ka для плоских ремней при различных углах обхвата а указаны ниже:

а . . .

5

я

8

17

п

10я

1 Ія

. . . —

Т *

- т г я

9

9

 

 

 

 

ka . . . . . . 0,91

0,94

0,97

1,0

1,1

1,2

Коэффициент кя зависит от характера нагрузки. При равно­

мерной нагрузке ка = 1,0;

при умеренных

колебаниях нагрузки

= 0,9-МЗ,8;

при

значительных колебаниях

kH— 0,8ч-0,7;

при ударных и резко изменяющихся нагрузках kn = 0,7-4-0,6. Коэффициент k0 зависит от угла ß наклона линии центров пе­

редачи к горизонтали, а также от способа натяжения ремня.

При автоматическом натяжении ремня и ß = 0-r--7p- коэффициент

420


k0 ~

При натяжении

ремня

периодическим подтягиванием,

передвижением вала или

перешивкой ремня

k0 — 1 при ß =

O-f-ji/3, k0 = k0,9 при ß =

— ч-

и k0 = 0,8

при ß

 

Расчет ременной передачи к веретенам

На крутильных этажных машинах бесконечный ремень (рис. 256) приводит во вращение zB веретен, zp натяжных роликов, один ведомый шкив и преодолевает момент М 2, необходимый для пере­ дачи движения другим механизмам машины (механизм раскладки, механизм питания и т. д.).

Рис. 256. Схема к

расчету ременной передачи к веретенам:

1 — диск

ведомый;

2 — веретено; 3 — ролики натяжные; 4— ремень; 5 — диск

ведущий;

6 — цепь

(трос); 7 — груз; 8 — блок

При расчете ремня можно принимать: один натяжной ролик потребляет такую же мощность, как одно веретено, а ведомый диск — в 3—5 раз больше. Следовательно, приведенное число веретен

г = гв + гр + (Зч-5),

Если натяжение в ведомой ветви равно S 2, то натяжение в ве­ дущей ветви

 

S i — S 2 + zP X + Р 2,

 

где

Рг — окружное усилие

на блочке

веретена;

 

 

2М

 

усилие

на

ведомом

диске (D2

 

Р2 — -у— — окружное

 

диаметр ведомого шкива с учетом толщины ремня).

Кроме того, на пороге буксования

ремня по ведущему диску

 

 

Sx = S2ef“,

 

 

 

здесь

/ — коэффициент

трения-сцепления

ремня

с ведущим

 

шкивом;

ремнем ведущего

шкива.

 

 

а — угол обхвата

 

14 А. ф. Прошков

421