Файл: Океанография и морская метеорология учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наблюдений, если они достаточно целеустремленны и надежны.

Наблюдения над льдами проводятся:

с самолетов и вертолетов ледовой авиаразведки;

с экспедиционных океанографических и гидрогра­ фических судов и ледоколов силами ледовых групп и партий по расширенной программе;

— с боевых кораблей

и

вспомогательных

судов

ВМФ, судов ММФ, МРХ

и

других ведомств

силами

штурманского состава в объеме типовой программы по­ путных наблюдений за гидрометеорологической обста­ новкой;

с береговых, островных и дрейфующих станций и ледовых постов;

с помощью дрейфующих автоматических радио­ метеорологических станций (ДАРМС);

с помощью метеорологических спутников;

Программа ледовых исследований в наиболее пол­

ном объеме включает в себя следующие наблюдения.

1.Определение видов и форм льда.

2.Установление границ распространения неподвиж­ ных и дрейфующих льдов.

3.Определение сплоченности льдов.

4.

Определение возраста льдов и их толщины.

5.

Определение степени

торосистости.

6 . Наблюдения над разрушенностью ледового по­

крова.

 

 

 

7.

Определение скорости и направления дрейфа, на­

блюдения за

сплочением и разрежением

льдов.

8 .

Оценку

проходимости

льдов.

и прочих пока­

9.

Определение физико-механических

зателей.

10. Картирование результатов наблюдений.

Наблюдения над льдами с самолетов и вертолетов.

Ледовая авиационная разведка является наиболее эф­ фективным методом наблюдения над льдами, позволяю­ щим в короткие сроки и с необходимой подробностью получать данные о состоянии ледового покрова в труд­ нопроходимых районах моря. Применение методов аэро­ фотосъемки в целях ледовой разведки придает ей осо­ бую объективность и возможность получить детали ле­ дового покрова, совершенно недоступные для визуаль­ ных наблюдений. Существенным недостатком авиараз­

8—972

209


ведок является то обстоятельство, что определение тол­ щины льда производится косвенным путем (по возраст­ ным признакам), так как непосредственное определение требует посадки самолета (вертолета) на лед. Значи­ тельно затрудняют авиаразведку, особенно в зимнее время, сложные погодные условия — туманы, низкая об­ лачность и связанное с этим обледенение самолета, а также ограниченное количество наземных ориентиров для определения места самолета. Основными методами координирования авиаразведки поэтому должны яв­ ляться методы астро- и радионавигации.

Отчетными материалами ледовой авиаразведки слу­ жат журнал наблюдений, полетная карта, отчетная ле­ довая карта, ледовое донесение и обзорная ледовая карта.

Журнал наблюдений является основным документом каждой ледовой разведки, в том числе авиационной, и предназначен для точной, подробной и объективной ре­ гистрации результатов наблюдений, относящихся к ле­ довому и снежному покрову, аэронавигации (курс, ско­ рость, высота полета, время и координаты самолета) и погоде (видимость, ветер, облачность, температура воз­ духа, волнение моря). Частота записей в журнале зави­ сит от скорости полета и сложности ледовой обстанов­ ки. Допускается данные ледовой авиаразведки поме­ щать в ведущемся штурманом самолета бортжурнале.

Полетная карта представляет собой морскую нави­ гационную карту, на которой штурман ведет прокладку. Полетная карта служит исходным материалом для со­ ставления отчетной ледовой карты.

Отчетная ледовая карта является документом (в гра­ фической форме), с помощью специальных условных знаков отображающим более или менее исчерпывающие данные о всей ледовой обстановке, выявленной авиараз­ ведкой. Составляется она на бланковых картах мелкого масштаба (1:1 000 000, 1:3000000). Кроме ледовой об­ становки на карту наносятся маршруты полетов, а также в виде текстовых примечаний указываются основ­ ные сведения о рейсе и метеорологических усло­ виях.

Ледовое донесение является заключительным доку­ ментом ледовой авиаразведки, точно, ясно и лаконично излагающим содержание ледовой карты либо последо­

210

вательно по маршруту полета без обобщения картины распределения льдов, либо в обобщенном виде.

Обзорная ледовая карта составляется на основе не­ скольких одновременных или последовательных ледовых авиаразведок на обширные районы моря с учетом дан­ ных судовых, береговых, дрейфующих и других станций на определенные календарные даты или на промежуток времени с одинаковой синоптической обстановкой неболее 1 0 суток.

Особенности ледовых наблюдений судовыми, берего­ выми, островными и дрейфующими станциями и поста­ ми заключаются в возможности получать недоступные с воздуха данные о детальном строении и развитии ледо­ вого покрова, дрейфе, сплочении и разрежении льдов путем проложения специальных разрезов и выполнения площадных съемок на наиболее ответственных участ­ ках: на подходах к портам и их акваториях, в районах оборудования ледовых дорог, переправ и аэродромов.

Широкими возможностями в получении оперативной информации о ледовой обстановке и погоде в глобаль­ ном масштабе обладают метеорологические спутники и орбитальные станции.

8*


Г Л А В А 5

ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА

§ 20. УРОВЕННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

Уровенной поверхностью называется такая поверх­ ность, которая в каждой своей точке располагается нор­ мально к направлению силы тяжести. Свободная по­ верхность Мирового океана всегда стремится к уро­ венной поверхности, но из-за неоднородности воды и ее постоянного движения никогда с ней не совпадает. Это приводит к тому, что в каждой точке океана уро­ вень совершает колебательные движения. В зависимо­ сти от преобладающей силы можно выделить следую­ щие типы колебательных движений уровня океана:

а) приливо-отливные* колебания, вызываемые кос­ мическими причинами;

б) сгонно-нагонные колебания, связанные с воздей­ ствием ветра на водную поверхность, ограниченную бе­ реговой чертой;

в) барические колебания, вызываемые неравномер­ ным распределением атмосферного давления; при повы­ шении атмосферного давления на 1 мм рт. ст. уровень понижается на 13,6 мм;

г) колебания, связанные с изменением объема вод — испарением, выпадением осадков, речным стоком и другими причинами;

* С введением нового ГОСТ 18451—73 терминология в океано­ графии несколько изменяется.

2 1 2

д) колебания, связанные с изменением плотности воды; повышение плотности воды вызывает понижение уровня, и наоборот.

В реальных условиях все эти факторы действуют совместно, поэтому наблюдения над колебаниями уров­ ня фиксируют суммарный эффект.

Для наблюдений над колебаниями уровня моря ис­ пользуются специальные уровнемерные рейки и автома­ тические приборы — мареографы. Последние бывают двух типов — береговые и открытого моря. Результаты непосредственных наблюдений над колебаниями уровня моря позволяют получить очень важную для практиче­

ских

целей величину — средний

уровень

моря,

от

кото­

рого

ведется отсчет глубин в

море и

высот

на

суше.

Средний многолетний уровень определяется как сред­ нее арифметическое из среднегодовых уровней, прини­ маемых за равноточные. Для получения надежных дан­ ных необходим длительный ряд наблюдений.

§21. ПРИЛИВО-ОТЛИВНЫЕ КОЛЕБАНИЯ УРОВНЯ

Совокупное воздействие Солнца и Луны вызывает постоянные колебания уровней морей и океанов. Эти колебания носят периодический характер.

При описании явления приливов пользуются следую­ щими главными терминами, которые позволяют охарак­ теризовать эти колебания.

Прилив — повышение уровня, отлив — понижение. Полная вода — наивысшее положение уровня, малая

вода — наинизшее.

дву­

Период прилива — промежуток времени между

мя смежными полными или малыми водами.

мо­

Высота уровня — положение уровня в данный

мент времени, отсчитываемое от принятого нуля.

пол­

Величина прилива — разность между высотами

ной и малой воды. Очевидно, что величина прилива рав­

на удвоенной амплитуде прилива.

наивыс­

Время

полной

воды — момент

наступления

шего положения уровня.

наступления

наиниз-

Время

малой

воды — момент

шего положения уровня.

 

 

Время

роста — промежуток времени, в течение кото­

рого происходит поднятие уровня от малой до полной воды.

213


Время падения уровня — промежуток времени, в те­ чение которого происходит понижение уровня от полной до малой воды.

Первая попытка научно объяснить приливо-отливные колебания уровня моря принадлежит Ньютону, который подошел к этой проблеме, используя открытый им закон всемирного тяготения. Хотя предложенная Ньютоном статическая теория приливов не объясняет всего мно­ гообразия в явлении приливов, а многие выводы теории не соответствуют материалам фактических наблюдений, эта теория очень наглядно показывает физическую сущ­ ность этого явления.

Статическая теория приливов. На любую водную ча­ стицу, находящуюся в Мировом океане, действуют сле­

дующие

силы.

 

 

_

 

 

1. Сила притяжения Земли Fy. Если принять, что

масса

частицы

равна

единице, k — гравитационная по­

стоянная,

f t — радиус

Земли, а Е — масса

Земли,

то

 

 

 

 

 

 

 

(5.1)

2 .

Центробежная

сила

вращения Земли

F2, которая

определяется

формулой

 

 

 

 

 

 

 

F2 = u)2 jftCos<p,

 

(5.2)

где

о) — угловая скорость вращения Земли;

 

 

Ф— географическая

широта.

 

почти

Равнодействующая этих двух сил направлена

к центру Земли и, следовательно, прижимает данную частицу к поверхности Земли, т. е. в образовании прили­ вов эти силы не участвуют.

3.Сила притяжения ближайших космических тел F3,

впервую очередь Луны как, ближайшего космического соседа и Солнца как наиболее массивного космического

тела, ближайшего к нашей планете. Сила F3 согласно закону всемирного тяготения определяется соотноше­ нием

=

(5.3)

и направлена в сторону космического тела массой М, производящего прилив. В каждой точке Земли эта сила будет различна, так как различно расстояние между данной точкой и центром космического тела d.

214


4. Центробежная сила Fa, образующаяся в резуль­ тате обращения системы двух взаимодействующих тел вокруг их общего центра тяжести, определяется фор­ мулой

 

F, =

22р,

(5.4)

где Q — угловая

скорость

вращения;

 

р— радиус

обращения.

 

Необходимость такого обращения вытекает из усло­ вий статического равновесия всех космических тел.

Главными приливообразующими космическими те­ лами являются Луна и Солнце: первое благодаря своей близости к Земле, а второе благодаря исключительной массе.

О

Рис. 39. Обращение си­ стемы Земля — Луна во­ круг общей оси О—О

Определим положение оси

обращения системы Зем­

л я — Луна. Пусть Е — масса Земли, R — ее радиус, М

масса Луны и Д — расстояние

между центрами Земли

и Луны. Предположим, что ось обращения удалена от центра Земли на х, а от Луны на у. Тогда х + у —Д, что видно из рис. 39.

Для условия стационарности этой системы необхо­ димо равенство статических моментов:

Ех = Му

(5.5)

или

 

 

JУ _ Е . у 1 А _

Е , ,. У + X _ Е 4- м .

 

' X ~

М

у _

м д

 

Л

Е + М '

 

215