ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 0
Пример. Установившееся течение от нордового ветра
8 баллов к моменту |
ослабления ветра |
имело |
скорость |
|||
0,8 уз. Из номограммы следует, что через 4 ч после пре |
||||||
кращения ветра остаточное |
течение |
будет иметь |
ско |
|||
рость около 0,6 уз, |
после |
8 ч — 0,5 |
уз, |
после |
12 |
ч — |
0,4 уз, а после 16 ч скорость остаточного течения будет меньше 0,3 уз и ее можно уже не учитывать.
5. Бароградиентная составляющая суммарного тече ния. Эта составляющая образуется в океанах под воз действием неравномерного распределения атмосферного давления над океаном и способствует выравниванию статической нагрузки на его глубинные слои. Барогра диентные течения характеризуются следующими особен ностями:
— хорошо выраженные бароградиентные течения на блюдаются только при глубоких циклонах, расположен ных над акваторией океана, которые занимают небольшие площади и перемещаются со скоростями менее 2 0 уз;
—скорость бароградиентного течения пропорцио нальна величине барического градиента, от которого за висит угол наклона поверхности океана (табл. 25);
—направление бароградиентного течения совпадает
срадиусом кривизны изобар, ограничивающих центр циклона, и направлено от его центра на периферию циклона.
|
|
Т а б л и ц а |
25 |
Результаты расчетов возможных скоростей |
|
||
бароградиентного течения для широт |
более ЗСГ |
|
|
Глубина циклона, мбар |
Давление на Д = 50 км от |
Скорость течения, |
уз |
центра циклона, мбар |
|||
940 |
968 |
1.2 |
|
950 |
968 |
0,8 |
|
960 |
975 |
0.5 |
|
970 |
980 |
0.2 |
|
Несмотря на приближенность приведенных соотноше ний и эмпирический характер многих коэффициентов, которые будут неоднократно уточняться по мере полу чения новых фактических результатов измерений тече ний в океанах, выполненный анализ позволяет сделать следующие выводы.
322
1 . Прогноз суммарного течения можно составить только при наличии синоптической освещенности боль шой акватории моря или океана, что возможно путем приема фактической и прогностической карт погоды.
2. Точность предвычисленного суммарного течения зависит от правильной оценки всех составляющих сум марного течения. Поэтому нельзя оценивать данные, выбираемые из пособий по течениям, путем соответствия невязки счисления выбранным данным.
3. При плавании в удаленных районах океанов и мо рей в формировании суммарного течения значительно возрастает роль ветровой, бароградиентной и остаточ ной составляющих, влиянием которых при плавании в небольших морях обычно пренебрегают.
4.При плавании в морях с приливами основной со ставляющей является приливо-отливная.
5.В зависимости от значений скорости составляю щих суммарного течения можно выделить два варианта плавания корабля: плавание на постоянном течении, когда суммарное течение остается постоянным в течение всего перехода, и плавание на переменном течении, когда приливо-отливная составляющая имеет наиболь шее значение. В последнем случае необходимо строить каждый час новый треугольник течения, рассчитывая но вые элементы течения.
Р А З Д Е Л В Т О Р О Й
МОРСКАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ
ГЛАВА 7
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТМОСФЕРЕ
§ 30. АТМОСФЕРА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
Газовая оболочка Земли носит название атмосферы. Атмосфера целиком охватывает Землю в виде огром ного воздушного океана. Атмосфера находится в по стоянном движении, она полностью участвует во враща тельном движении Земли вокруг Солнца и, кроме того, перемещается относительно поверхности Земли. Эти движения обеспечивают хорошую перемешиваемость всей атмосферы, поэтому она представляет со бой однородную механическую смесь газов, состоящую из азота — 78%, кислорода— 21 %, аргона — 0,9% и дру гих газов, в том числе водорода — 0,1%. Помимо пере численных газов, составляющих атмосферу, в ее состав входят в переменных количествах водяной пар, углекис лый газ, мельчайшие частицы неорганического и органи ческого происхождения, космическая пыль и др. Под счеты показывают, что общая масса атмосферы состав ляет 5 - 1015 т. Основная масса атмосферы, как показали исследования, выполненные метеорологическими ракета ми, сосредоточена в слое 0 — 1 0 0 км, выше этого слоя на ходится всего 0 ,0 0 0 1 % массы атмосферы.
Для характеристики состояния атмосферы исполь зуются величины, которые носят общее название — ме теорологические элементы. Главными метеорологически ми элементами являются: температура, давление, плот ность и влажность воздуха, ветер, дальность видимости. Кроме того, рассматриваются атмосферные явления, представляющие физические процессы, сопровождаю
324
щиеся резкими изменениями в состоянии атмосферы. К атмосферным явлениям относятся: облака, осадки, ту маны, грозы и некоторые другие явления.
Физическое состояние атмосферы в определенный момент времени, характеризующееся совокупностью значений метеорологических элементов и явлений, назы вают погодой. При этом можно характеризовать погоду в точке нахождения корабля, районе плавания, по марш руту перехода кораблей. Все метеорологические элемен ты и явления оказывают самое непосредственное влия ние на применение оружия, использование технических средств и безопасность корабля в целом. Поэтому на каждом корабле после выхода его из базы производятся регулярные метеорологические наблюдения. Результаты этих наблюдений представляют и научную ценность, восполняя недостающие данные о режиме погоды в от крытых частях морей и океанов.
Наблюдения производятся в соответствии с Правила ми наблюдений на кораблях и судах ВМФ за гидроме теорологической обстановкой (ПНГМО-К—67) и со стоят из измерений с помощью приборов и визуальной (глазомерной) оценки. С помощью приборов измеряют ся: температура, давление и влажность воздуха, ско рость ветра; визуально оцениваются: облачность, осадки, туманы, грозы, видимость.
Температура воздуха на кораблях измеряется ртут ным термометром, имеющим международную стоградус ную шкалу. Отсчет по термометру производится с точ ностью до десятых долей градуса и обязательно исправ ляется поправкой, выбираемой из поверочного свиде тельства, которое прилагается к данному термометру. Эта поправка учитывает неравномерность сечения капил лярной трубки, внутри которой происходит поднятие и опускание столбика ртути, допущенную при ее изготов лении.
Атмосфера оказывает давление на поверхность Зем ли. Если воздух находится в состоянии покоя, то лю бой его слой испытывает давление, равное весу всех вы шележащих слоев воздуха. При наличии восходящих движений давление на основание воздушного столба бу дет уменьшаться и, наоборот, при нисходящих увеличи ваться. Атмосферное давление принято выражать высо той ртутного столба в миллиметрах (мм рт. ст.), кото
325
рый уравновешивает это давление. Другой единицей из мерения давления, имеющей правильную физическую размерность, является миллибар (мбар). Между этими единицами существует следующее соотношение:
, |
мм рт, ст. = |
0,1 см3-13,596 г/см3-981 см/с2 |
|
, 00 |
|
^ |
1 |
-------------------------------- -— = |
1 , 0 0 |
мбар. |
|||
|
А т м о с ф е р н о е д а в л е н и е на |
кораблях |
изме |
ряется барометром-анероидом. Отсчет по анероиду р' производится в мм рт. ст. с десятыми долями и обяза
тельно |
исправляется |
тремя |
поправками: |
на шкалу |
|
(Дрш), |
на температуру (Аpt) |
и добавочной |
поправкой |
||
(Дрд). Тогда |
|
|
|
|
|
|
Р= Р' ± АРш± APt ± А/Ѵ |
(7-1) |
|||
Для регистрации изменения давления по времени на |
|||||
корабле применяется |
самопишущий прибор — барограф. |
||||
По его |
записи |
рассчитывается барическая |
тенденция, |
||
представляющая |
изменение давления за последние 3 ч. |
Барическая тенденция характеризуется видом кривой за писи, показывающей, как изменялось давление, и вели чиной изменения давления, выраженной в миллибарах с десятыми долями.
Давление воздуха с высотой уменьшается, поэтому измеренное на корабле давление необходимо приводить
к единому уровню — уровню |
Мирового |
океана. Приве |
||
дение делается по упрощенной |
формуле |
|
||
|
Po = P ± 0 ,\h , |
(7.2) |
||
где р 0— приведенное давление; |
|
|
||
р — измеренное давление; |
|
|
||
h — высота |
установки |
анероида над ватерлинией |
||
корабля, м. |
|
|
|
|
В формуле (7.2) знак плюс берется, когда анероид |
||||
расположен выше ватерлинии, а знак |
минус — когда |
|||
ниже. |
|
|
|
|
В л а ж н о с т ь |
в о з д у х а |
определяется содержа |
нием водяного пара, который постоянно присутствует в воздухе. Для характеристики влажности воздуха исполь зуются следующие величины.
1 . |
Абсолютная влажность а — количество |
водяного |
||
пара, |
находящегося в 1 м3 |
воздуха. |
Она выражается |
|
в г/м3. |
Однако на практике |
удобнее |
оказалось |
выра |
3 26