Файл: Океанография и морская метеорология учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пример. Установившееся течение от нордового ветра

8 баллов к моменту

ослабления ветра

имело

скорость

0,8 уз. Из номограммы следует, что через 4 ч после пре­

кращения ветра остаточное

течение

будет иметь

ско­

рость около 0,6 уз,

после

8 ч — 0,5

уз,

после

12

ч —

0,4 уз, а после 16 ч скорость остаточного течения будет меньше 0,3 уз и ее можно уже не учитывать.

5. Бароградиентная составляющая суммарного тече­ ния. Эта составляющая образуется в океанах под воз­ действием неравномерного распределения атмосферного давления над океаном и способствует выравниванию статической нагрузки на его глубинные слои. Барогра­ диентные течения характеризуются следующими особен­ ностями:

— хорошо выраженные бароградиентные течения на­ блюдаются только при глубоких циклонах, расположен­ ных над акваторией океана, которые занимают небольшие площади и перемещаются со скоростями менее 2 0 уз;

скорость бароградиентного течения пропорцио­ нальна величине барического градиента, от которого за­ висит угол наклона поверхности океана (табл. 25);

направление бароградиентного течения совпадает

срадиусом кривизны изобар, ограничивающих центр циклона, и направлено от его центра на периферию циклона.

 

 

Т а б л и ц а

25

Результаты расчетов возможных скоростей

 

бароградиентного течения для широт

более ЗСГ

 

Глубина циклона, мбар

Давление на Д = 50 км от

Скорость течения,

уз

центра циклона, мбар

940

968

1.2

 

950

968

0,8

 

960

975

0.5

 

970

980

0.2

 

Несмотря на приближенность приведенных соотноше­ ний и эмпирический характер многих коэффициентов, которые будут неоднократно уточняться по мере полу­ чения новых фактических результатов измерений тече­ ний в океанах, выполненный анализ позволяет сделать следующие выводы.

322


1 . Прогноз суммарного течения можно составить только при наличии синоптической освещенности боль­ шой акватории моря или океана, что возможно путем приема фактической и прогностической карт погоды.

2. Точность предвычисленного суммарного течения зависит от правильной оценки всех составляющих сум­ марного течения. Поэтому нельзя оценивать данные, выбираемые из пособий по течениям, путем соответствия невязки счисления выбранным данным.

3. При плавании в удаленных районах океанов и мо­ рей в формировании суммарного течения значительно возрастает роль ветровой, бароградиентной и остаточ­ ной составляющих, влиянием которых при плавании в небольших морях обычно пренебрегают.

4.При плавании в морях с приливами основной со­ ставляющей является приливо-отливная.

5.В зависимости от значений скорости составляю­ щих суммарного течения можно выделить два варианта плавания корабля: плавание на постоянном течении, когда суммарное течение остается постоянным в течение всего перехода, и плавание на переменном течении, когда приливо-отливная составляющая имеет наиболь­ шее значение. В последнем случае необходимо строить каждый час новый треугольник течения, рассчитывая но­ вые элементы течения.

Р А З Д Е Л В Т О Р О Й

МОРСКАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ

ГЛАВА 7

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТМОСФЕРЕ

§ 30. АТМОСФЕРА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

Газовая оболочка Земли носит название атмосферы. Атмосфера целиком охватывает Землю в виде огром­ ного воздушного океана. Атмосфера находится в по­ стоянном движении, она полностью участвует во враща­ тельном движении Земли вокруг Солнца и, кроме того, перемещается относительно поверхности Земли. Эти движения обеспечивают хорошую перемешиваемость всей атмосферы, поэтому она представляет со­ бой однородную механическую смесь газов, состоящую из азота — 78%, кислорода— 21 %, аргона — 0,9% и дру­ гих газов, в том числе водорода — 0,1%. Помимо пере­ численных газов, составляющих атмосферу, в ее состав входят в переменных количествах водяной пар, углекис­ лый газ, мельчайшие частицы неорганического и органи­ ческого происхождения, космическая пыль и др. Под­ счеты показывают, что общая масса атмосферы состав­ ляет 5 - 1015 т. Основная масса атмосферы, как показали исследования, выполненные метеорологическими ракета­ ми, сосредоточена в слое 0 — 1 0 0 км, выше этого слоя на­ ходится всего 0 ,0 0 0 1 % массы атмосферы.

Для характеристики состояния атмосферы исполь­ зуются величины, которые носят общее название — ме­ теорологические элементы. Главными метеорологически­ ми элементами являются: температура, давление, плот­ ность и влажность воздуха, ветер, дальность видимости. Кроме того, рассматриваются атмосферные явления, представляющие физические процессы, сопровождаю­

324


щиеся резкими изменениями в состоянии атмосферы. К атмосферным явлениям относятся: облака, осадки, ту­ маны, грозы и некоторые другие явления.

Физическое состояние атмосферы в определенный момент времени, характеризующееся совокупностью значений метеорологических элементов и явлений, назы­ вают погодой. При этом можно характеризовать погоду в точке нахождения корабля, районе плавания, по марш­ руту перехода кораблей. Все метеорологические элемен­ ты и явления оказывают самое непосредственное влия­ ние на применение оружия, использование технических средств и безопасность корабля в целом. Поэтому на каждом корабле после выхода его из базы производятся регулярные метеорологические наблюдения. Результаты этих наблюдений представляют и научную ценность, восполняя недостающие данные о режиме погоды в от­ крытых частях морей и океанов.

Наблюдения производятся в соответствии с Правила­ ми наблюдений на кораблях и судах ВМФ за гидроме­ теорологической обстановкой (ПНГМО-К—67) и со­ стоят из измерений с помощью приборов и визуальной (глазомерной) оценки. С помощью приборов измеряют­ ся: температура, давление и влажность воздуха, ско­ рость ветра; визуально оцениваются: облачность, осадки, туманы, грозы, видимость.

Температура воздуха на кораблях измеряется ртут­ ным термометром, имеющим международную стоградус­ ную шкалу. Отсчет по термометру производится с точ­ ностью до десятых долей градуса и обязательно исправ­ ляется поправкой, выбираемой из поверочного свиде­ тельства, которое прилагается к данному термометру. Эта поправка учитывает неравномерность сечения капил­ лярной трубки, внутри которой происходит поднятие и опускание столбика ртути, допущенную при ее изготов­ лении.

Атмосфера оказывает давление на поверхность Зем­ ли. Если воздух находится в состоянии покоя, то лю­ бой его слой испытывает давление, равное весу всех вы­ шележащих слоев воздуха. При наличии восходящих движений давление на основание воздушного столба бу­ дет уменьшаться и, наоборот, при нисходящих увеличи­ ваться. Атмосферное давление принято выражать высо­ той ртутного столба в миллиметрах (мм рт. ст.), кото­

325

рый уравновешивает это давление. Другой единицей из­ мерения давления, имеющей правильную физическую размерность, является миллибар (мбар). Между этими единицами существует следующее соотношение:

,

мм рт, ст. =

0,1 см3-13,596 г/см3-981 см/с2

 

, 00

 

^

1

-------------------------------- -— =

1 , 0 0

мбар.

 

А т м о с ф е р н о е д а в л е н и е на

кораблях

изме­

ряется барометром-анероидом. Отсчет по анероиду р' производится в мм рт. ст. с десятыми долями и обяза­

тельно

исправляется

тремя

поправками:

на шкалу

(Дрш),

на температуру (Аpt)

и добавочной

поправкой

(Дрд). Тогда

 

 

 

 

 

Р= Р' ± АРш± APt ± А/Ѵ

(7-1)

Для регистрации изменения давления по времени на

корабле применяется

самопишущий прибор — барограф.

По его

записи

рассчитывается барическая

тенденция,

представляющая

изменение давления за последние 3 ч.

Барическая тенденция характеризуется видом кривой за­ писи, показывающей, как изменялось давление, и вели­ чиной изменения давления, выраженной в миллибарах с десятыми долями.

Давление воздуха с высотой уменьшается, поэтому измеренное на корабле давление необходимо приводить

к единому уровню — уровню

Мирового

океана. Приве­

дение делается по упрощенной

формуле

 

 

Po = P ± 0 ,\h ,

(7.2)

где р 0— приведенное давление;

 

 

р — измеренное давление;

 

 

h — высота

установки

анероида над ватерлинией

корабля, м.

 

 

 

В формуле (7.2) знак плюс берется, когда анероид

расположен выше ватерлинии, а знак

минус — когда

ниже.

 

 

 

 

В л а ж н о с т ь

в о з д у х а

определяется содержа­

нием водяного пара, который постоянно присутствует в воздухе. Для характеристики влажности воздуха исполь­ зуются следующие величины.

1 .

Абсолютная влажность а — количество

водяного

пара,

находящегося в 1 м3

воздуха.

Она выражается

в г/м3.

Однако на практике

удобнее

оказалось

выра­

3 26


жать абсолютную влажность через парциальное давле­ ние водяных паров, рассматривая воздух как смесь аб­ солютно сухого воздуха и водяного пара. Это парциаль­ ное давление называют упругостью водяных паров е и измеряют в мбар или мм рт. ст. Между абсолютной влажностью а и упругостью водяных паров е в мм рт. ст. установлена следующая зависимость:

где а — коэффициент расширения воздуха;

t— температура воздуха, °С.

2.Максимальная упругость водяных паров Е — пре­ дельное количество водяного пара, которое может содер­ жать воздух (воздух насыщен водяным паром). Величи­ на Е зависит от температуры воздуха и в меньшей сте­ пени — от давления.

3. Относительная

влажность

г — отношение

упруго­

сти водяного пара,

находящегося в воздухе, к

макси­

мальной упругости.

Так как на

практике всегда

е<^Е,

то это отношение представляет собой правильную дробь, поэтому г выражают в процентах:

г = 4 - . 100.

(7.4)

Е

 

4. Дефицит влажности d — недостаток насыщения, он показывает, какое количество водяного пара необходи­ мо для полного насыщения:

 

d — E е.

(7.5)

5.

Удельная влажность q — количество водяного пара

в граммах, содержащегося в 1 кг влажного воздуха: (7.6)

6 . Точка росы т — температура, при которой водяной пар, содержащийся в воздухе, становится насыщающим,

т. е. температура, при которой е — Е; г= 100%; d=Q. Влажность воздуха измеряется аспирационным

психрометром, а все величины вычисляются по Психро­ метрическим таблицам или с помощью специальных линеек.

327


В е т е р представляет собой горизонтальную состав­ ляющую движения воздуха. Как всякое движение, ветер является векторной величиной и характеризуется на­ правлением и скоростью. Направление ветра оценивает­ ся в градусах от северного конца истинного меридиана по часовой стрелке и отмечает точку горизонта, откуда дует ветер, т. е. «ветер дует в компас». Скорость ветра измеряется в м/с или узлах. Иногда на кораблях прак-

Рис. 63. Определение истинного ветра графиче­ ским способом

тикуется определение направления ветра в румбах (ис­ пользуются 16 румбов: N, NNO, NO и т. д.) и оценка силы ветра в баллах по 12-балльной шкале. Измеренный ветер на движущемся корабле является не истинным ветром, наблюдающимся в районе плавания, а кажу­ щимся ветром Ѵ„, представляющим собой векторную сумму ветра, создаваемого движением корабля Ѵ0 и истинным ветром Ѵи:

Ѵк = ѵ 0 + ѵ я.

(7.7)

Для нахождения истинного ветра применяется специ­ альный планшет — круг СМО (Севастопольская мор­ ская обсерватория) или графический прием построения векторного треугольника (рис. 63). В последнее время на кораблях ВМФ начали широко применяться гидрометео­ рологические комплексы, позволяющие автоматически за­ мерять значения гидрометеорологических параметров (судовая дистанционная станция — СДС, корабельный

3 2 8