Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
В зависимости от вида разработки, ОАСУ может решать две за дачи: 1) выдавать справочный и аналитический материал для при нятия решения; 2) подготовлять несколько вариантов решений и выбирать из них оптимальный.
Важным принципом автоматизированной системы является прин цип информационного единства, включающий в себя единство ме тодики исчисления одноименных показателей; унификацию плано вой, отчетной и прочей информации; систему классификации, коди рования и упорядочения нормативного хозяйства и т. д.
Отраслевая АСУ состоит из ряда автоматизированных функцио нальных подсистем: перспективного планирования, развития и размещения предприятий отрасли; технико-экономического плани рования и анализа экономической деятельности; оперативного регулирования; обработки отчетной информации; управления матери ально-техническим снабжением; управления комплектацией; пла нирования и учета труда и заработной платы; управления финан сово-бухгалтерской деятельностью; планирования и учета руководя щих и рабочих кадров; управления проектированием и капитальным строительством; обработки информации управления главного меха ника и главного энергетика.
Использование функциональных подсистем имеет целью полу чение оптимального решения задач перспективного плана при наи более полном использовании производственных ресурсов отрасли.
Основной задачёй подсистем является разработка вариантов перспективного развития отрасли в целях нахождения оптимальных решений при составлении, например, перспективных планов развития действующих и строительства новых предприятий, планов капиталь ного строительства, ввода мощностей, размещения и специализации предприятий отрасли, а также при анализе сводного баланса пред приятия или отрасли, капитальных вложений и т. д.
Для успешного управления судостроительной промышленностью предусматривается дальнейшее совершенствование автоматизирован ной системы управления, улучшение экономической информации и разработки оптимальных решений в области производственно хозяйственной и плановой деятельности. В состав экономической информации в судостроительной промышленности входит отчетная, нормативная и плановая информация.
Основным назначением системы является решение задач, связан ных с анализом потоков информации на различных уровнях управле ния, совершенствование нормативной базы, разработка алгоритмов выполнения расчетов по обработке отчетной и плановой информации, а также проведение научно-исследовательских работ по созданию экономико-математических моделей с разной степенью подробности, алгоритмизация задач перспективного"планирования и развития отрасли, размещения и специализации "предприятий, оптимального планирования и управления производственно-хозяйственной дея тельностью подразделений.
Взадачу проектировщиков АСУ и ОАСУ входит также разработка
ивнедрение по заданию Государственного комитета Стандартов Совета
50
Министров СССР унифицированной стандартной документации и единой системы классификации и кодирования документов.
Хорошо организованная структура управления промышленностью обеспечивает отработку исходной информации с учетом специфических особенностей судостроения, исключающей огромное разнообразие форм документов и многократное дублирование отдельных их видов.
Контрольные вопросы
1. Основные задачи управления промышленностью.
2. |
Принципы |
управления |
социалистической промышленностью. |
3. |
Развитие организационной структуры управления судостроительной про |
||
мышленностью. |
состояние |
управления судостроением в СССР. |
|
4. |
Современное |
||
5. Основные направления дальнейшего совершенствования организационных |
|||
форм |
и методов управления судостроительной промышленностью. |
||
6. |
Автоматизированная система управления в промышленности (АСУ) и в судо |
строении (ОАСУ).
ГЛАВА
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
§ 10 Народнохозяйственное
иотраслевое планирование
Вотличие от капиталистического судостроения, развивающегося
вусловиях анархии производства, конкурентной борьбы монопо лий, периодических кризисов перепроизводства, судостроительная промышленность СССР, как и вся социалистическая промышлен ность, развивается планомерно, на основе объективных экономиче ских законов социализма.
Опыт планирования и экономического стимулирования в преды дущей пятилетке оказал положительное влияние на эффективность работы промышленных предприятий.
Планирование |
в условиях социализма непрерывно развивается |
в соответствии |
с требованиями социалистического производства. |
Дальнейшее совершенствование плановой работы идет по линии межотраслевого и территориального планирования. Общественная собственность на средства производства и социалистический способ производства определяют и характер социалистического планирова ния, заключающегося в соблюдении необходимых пропорций в на-
4 |
51 |
родном хозяйстве, рациональном размещении производственных сил по территории страны, экономном расходовании материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Темпы и степень развития отдельных отраслей промышленности устанавливаются в планах исходя из научного обобщения опыта со циалистического строительства. Необходимым условием успешного развития народного хозяйства и отдельных его отраслей является правильное соотношение между ними, между производством и по треблением, ростом производительности труда и фондом заработной платы и т. д.
Основная задача, поставленная перед планированием, заклю чается в том, чтобы обеспечить выпуск такого количества продукции, которое удовлетворяло бы потребности народного хозяйства в сырье, материалах и изделиях, а населения — в предметах народного по требления.
Планирование развития судостроительной промышленности под чинено решению главной экономической задачи Коммунистической партии и Советского государства и направлено на всемерное расшире ние объема производства, быстрое развитие науки и техники в об ласти судостроения и судового машиностроения, механизации и автоматизации производства при непрерывном росте производитель ности труда.
Планирование народного хозяйства должно обеспечивать само стоятельность и независимость развития СССР, его ведущую роль в укреплении экономического единства стран социалистического содружества.
Народнохозяйственное планирование представляет собой слож ный комплексный процесс, в котором учитывается расширенное воспроизводство всего народного хозяйства при опережающей роли отдельных отраслей, поддержании необходимой пропорции и темпов в развитии остальных отраслей и обеспечении ведущей роли тяжелой промышленности.
Планы, утверждаемые вышестоящими организациями, носят обязательный, директивный характер; безосновательное невыполне ние плана является нарушением закона и влечет за собой ответствен ность.
Государственный план отражает развитие народного хозяйства в отраслевом и территориальном направлениях и предусматривает •/ решение важнейших социальных проблем. В свою очередь отраслевой план учитывает производственную структуру отрасли в целом и ее
подотраслей.^ По данным Центрального статистического управления СССР,
народное хозяйство страны охватывает свыше 20 отраслей и видов производственной деятельности: промышленность, сельское, лесное и водное хозяйство, транспорт и связь, строительство, геологию, торговлю, здравоохранение, просвещение, науку и т. д. (рис. 1).
Промышленность включает в себя около 20 комплексных отраслей: электроэнергетику, топливную промышленность, черную и цветную металлургию, машиностроение и металлообработку и др. В свою
52
очередь машиностроение разделяется на большое число отраслей: авиастроение, энергомашиностроение, судостроение, радиопромыш ленность, приборостроение и т. д. К отрасли машиностроения и металлообработки относятся также ремонтные предприятия.
Судостроительная промышленность, являясь отраслью машино строения, имеет производственные подотрасли: судостроение, су доремонт, судовое машиностроение, судовую электротехнику, судо вое приборостроение.
Судовое приборостроение относится по классификации ЦСУ СССР
к приборостроительной отрасли промышленности, но его предприя тия, органически связанные с судостроительной промышленностью, входят в состав Министерства судостроительной промышленности.
Экономическое значение судостроительной промышленности как отрасли определяется долей ее валовой продукции в общей продук ции народного хозяйства в целом и машиностроения в частности,
процентом работающих |
или потребляемым количеством |
металла |
и т. п. |
работы] судостроительной отрасли |
или от- |
При планировании |
-дельного [судостроительного предприятия следует учитывать тех нико-экономические особенности судостроения. К числу таких особенностей относятся: а) конструктивная и технологическая слож ность судна как инженерного сооружения; б) большая трудоемкость
идлительность производственного цикла постройки судна; в) инди видуальный и мелкосерийный характер производства значительной части судостроительной продукции; г) различия в применяемой тех нологии и в трудоемкости постройки судов одного типа на разных заводах в зависимости от их технической оснащенности; д) необходи мость применения при постройке судов специальных сооружений (стапеля, доки, наливные камеры, эллинги), акваторий, причальных
идостроечных набережных, специальной оснастки.
Наряду с этим необходимо принимать во внимание сложность кооперирования в связи с многообразием номенклатуры комплек тующих изделий (механизмы, оборудование, приборы, аппаратура); обширность ассортимента материалов, применяемых при постройке судов.значительную долю контрагентских поставок в стоимости суднщ /неравномерность материальных и трудовых затрат на разных стадиях постройки судна; влияние климатических условий на сроки проведения ходовңх испытаний и равномерность сдачи судовЦ
Кроме того, /судостроительная промышленность имеет чисто экономические особенности: а) большой объем незавершенного про изводства; б) индивидуальные цены на суда; в) скачкообразный характер изменения объема товарной продукции; г) систему оплаты строительства судов заказчиками по проценту технической готовности или по платежным этапам; д) отражение в плане и в отчете по товар ной продукции всей стоимости судна сразу, в момент его сдачи за казчику, и др.
Перечисленные особенности судостроения оказывают существен ное влияние на количественные и качественные показатели планиро вания производстваЬтдельных предприятий и отрасли в целом.
53
НАРОДНОЕ ХОЗЯЙ |
СТВО СССР |
t
Сфера материального производства |
Непроизводственная сфера |
Жилищно- |
Пассажир- |
Просве |
Культура |
Прочие |
|
коммунальное |
ский транс- |
И |
|||
щение |
отрасли |
||||
хозяйство |
порт |
искусство |
|||
|
|
Прочие
отрасли
|
Судовая |
Судовое |
|
электро- |
приборо- |
|
техника |
строение. |
Рис. 1. Схема единой классификации |
отраслей народного хозяйства. |
55
§ 11 Характеристика
экономических связей судостроения с другими отраслями промышленности
Для достижения высоких показателей деятельности судострои тельной промышленности ее широкоразвидые экономические межот раслевые связи играют огромную роль/В постройке современного судна кроме судостроительных предприятий, научно-исследователь ских и проектно-конструкторских организаций судостроительной промышленности участвуют многие предприятия и организации различных отраслей промышленности] Одни предприятия обеспе чивают судостроительные заводы различного рода материалами, из которых непосредственно изготовляют корпус судна, другие по ставляют вспомогательные материалы, без которых невозможно построить судно или изготовить судовые механизмы (лесоматериал для подмостей и кильблоков, песчаные смеси в литейном производ стве, смазочные масла для станков и рабочих машин. Доля стоимости материалов в заводской себестоимости судна составляет от 12 до 30%, в зависимости от его типа, размеров и очередного номера в серии.
ГК числу отраслей промышленности, поставляющих судострои тельным заводам разнообразное сырье и материалы, следует в пер вую очередь отнести: металлургическую (листовой и профильный прокат, сортовая сталь, трубы различных диаметров и сортности); металлообрабатывающую (различные скобяные и крепежные ма териалы, трос стальной, электроды, заготовки); лесную (круглый лес, пиломатериалы различных пород, фанера); химическую (кра сители, лаки, органическое стекло, обивочные'и изоляционные ма териалы, кислород, ацетилен, пластические массы и другие полимер ные материалы); текстильную (различные ткани, парусина, ковровые изделия, клеенка, пакля, войлок); стекольную и фарфоровую (стекло, зеркала, предметы санитарно-технического оборудования); топливную (уголь, дизельное топливо, мазут, бензин, различного
рода масла) и т. д.Д ■ |
* |
Другой большой группой |
отраслей, с которыми судостроение |
осуществляет производственные связи, являются специализирован ные отрасли машиностроения: энергомашиностроение, электро- и /радиотехническая промышленность, приборостроение и другие, по ставляющие главные и вспомогательные механизмы, паровые котлы, арматуру, валопроводы, движители, грузовые краны, лебедки, электрооборудование, приборы связи, наблюдения и управления,
различные виды судовых систем и устройств и т. д.
Все, что изготовляется для строящихся судов другими про мышленными предприятиями по заказам и чертежам проектных орга низаций и заводов судостроительной промышленности, относится к контрагентским поставкам, равно как и работы, производимые смежниками по монтажу механизмов и их испытанию. Доля коопе рированных поставок в заводской себестоимости судна весьма ве лика и составляет 40—55%, а по некоторым типам промысловых
56