Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от вида разработки, ОАСУ может решать две за­ дачи: 1) выдавать справочный и аналитический материал для при­ нятия решения; 2) подготовлять несколько вариантов решений и выбирать из них оптимальный.

Важным принципом автоматизированной системы является прин­ цип информационного единства, включающий в себя единство ме­ тодики исчисления одноименных показателей; унификацию плано­ вой, отчетной и прочей информации; систему классификации, коди­ рования и упорядочения нормативного хозяйства и т. д.

Отраслевая АСУ состоит из ряда автоматизированных функцио­ нальных подсистем: перспективного планирования, развития и размещения предприятий отрасли; технико-экономического плани­ рования и анализа экономической деятельности; оперативного регулирования; обработки отчетной информации; управления матери­ ально-техническим снабжением; управления комплектацией; пла­ нирования и учета труда и заработной платы; управления финан­ сово-бухгалтерской деятельностью; планирования и учета руководя­ щих и рабочих кадров; управления проектированием и капитальным строительством; обработки информации управления главного меха­ ника и главного энергетика.

Использование функциональных подсистем имеет целью полу­ чение оптимального решения задач перспективного плана при наи­ более полном использовании производственных ресурсов отрасли.

Основной задачёй подсистем является разработка вариантов перспективного развития отрасли в целях нахождения оптимальных решений при составлении, например, перспективных планов развития действующих и строительства новых предприятий, планов капиталь­ ного строительства, ввода мощностей, размещения и специализации предприятий отрасли, а также при анализе сводного баланса пред­ приятия или отрасли, капитальных вложений и т. д.

Для успешного управления судостроительной промышленностью предусматривается дальнейшее совершенствование автоматизирован­ ной системы управления, улучшение экономической информации и разработки оптимальных решений в области производственно­ хозяйственной и плановой деятельности. В состав экономической информации в судостроительной промышленности входит отчетная, нормативная и плановая информация.

Основным назначением системы является решение задач, связан­ ных с анализом потоков информации на различных уровнях управле­ ния, совершенствование нормативной базы, разработка алгоритмов выполнения расчетов по обработке отчетной и плановой информации, а также проведение научно-исследовательских работ по созданию экономико-математических моделей с разной степенью подробности, алгоритмизация задач перспективного"планирования и развития отрасли, размещения и специализации "предприятий, оптимального планирования и управления производственно-хозяйственной дея­ тельностью подразделений.

Взадачу проектировщиков АСУ и ОАСУ входит также разработка

ивнедрение по заданию Государственного комитета Стандартов Совета

50


Министров СССР унифицированной стандартной документации и единой системы классификации и кодирования документов.

Хорошо организованная структура управления промышленностью обеспечивает отработку исходной информации с учетом специфических особенностей судостроения, исключающей огромное разнообразие форм документов и многократное дублирование отдельных их видов.

Контрольные вопросы

1. Основные задачи управления промышленностью.

2.

Принципы

управления

социалистической промышленностью.

3.

Развитие организационной структуры управления судостроительной про­

мышленностью.

состояние

управления судостроением в СССР.

4.

Современное

5. Основные направления дальнейшего совершенствования организационных

форм

и методов управления судостроительной промышленностью.

6.

Автоматизированная система управления в промышленности (АСУ) и в судо­

строении (ОАСУ).

ГЛАВА

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

§ 10 Народнохозяйственное

иотраслевое планирование

Вотличие от капиталистического судостроения, развивающегося

вусловиях анархии производства, конкурентной борьбы монопо­ лий, периодических кризисов перепроизводства, судостроительная промышленность СССР, как и вся социалистическая промышлен­ ность, развивается планомерно, на основе объективных экономиче­ ских законов социализма.

Опыт планирования и экономического стимулирования в преды­ дущей пятилетке оказал положительное влияние на эффективность работы промышленных предприятий.

Планирование

в условиях социализма непрерывно развивается

в соответствии

с требованиями социалистического производства.

Дальнейшее совершенствование плановой работы идет по линии межотраслевого и территориального планирования. Общественная собственность на средства производства и социалистический способ производства определяют и характер социалистического планирова­ ния, заключающегося в соблюдении необходимых пропорций в на-

4

51


родном хозяйстве, рациональном размещении производственных сил по территории страны, экономном расходовании материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Темпы и степень развития отдельных отраслей промышленности устанавливаются в планах исходя из научного обобщения опыта со­ циалистического строительства. Необходимым условием успешного развития народного хозяйства и отдельных его отраслей является правильное соотношение между ними, между производством и по­ треблением, ростом производительности труда и фондом заработной платы и т. д.

Основная задача, поставленная перед планированием, заклю­ чается в том, чтобы обеспечить выпуск такого количества продукции, которое удовлетворяло бы потребности народного хозяйства в сырье, материалах и изделиях, а населения — в предметах народного по­ требления.

Планирование развития судостроительной промышленности под­ чинено решению главной экономической задачи Коммунистической партии и Советского государства и направлено на всемерное расшире­ ние объема производства, быстрое развитие науки и техники в об­ ласти судостроения и судового машиностроения, механизации и автоматизации производства при непрерывном росте производитель­ ности труда.

Планирование народного хозяйства должно обеспечивать само­ стоятельность и независимость развития СССР, его ведущую роль в укреплении экономического единства стран социалистического содружества.

Народнохозяйственное планирование представляет собой слож­ ный комплексный процесс, в котором учитывается расширенное воспроизводство всего народного хозяйства при опережающей роли отдельных отраслей, поддержании необходимой пропорции и темпов в развитии остальных отраслей и обеспечении ведущей роли тяжелой промышленности.

Планы, утверждаемые вышестоящими организациями, носят обязательный, директивный характер; безосновательное невыполне­ ние плана является нарушением закона и влечет за собой ответствен­ ность.

Государственный план отражает развитие народного хозяйства в отраслевом и территориальном направлениях и предусматривает •/ решение важнейших социальных проблем. В свою очередь отраслевой план учитывает производственную структуру отрасли в целом и ее

подотраслей.^ По данным Центрального статистического управления СССР,

народное хозяйство страны охватывает свыше 20 отраслей и видов производственной деятельности: промышленность, сельское, лесное и водное хозяйство, транспорт и связь, строительство, геологию, торговлю, здравоохранение, просвещение, науку и т. д. (рис. 1).

Промышленность включает в себя около 20 комплексных отраслей: электроэнергетику, топливную промышленность, черную и цветную металлургию, машиностроение и металлообработку и др. В свою

52


очередь машиностроение разделяется на большое число отраслей: авиастроение, энергомашиностроение, судостроение, радиопромыш­ ленность, приборостроение и т. д. К отрасли машиностроения и металлообработки относятся также ремонтные предприятия.

Судостроительная промышленность, являясь отраслью машино­ строения, имеет производственные подотрасли: судостроение, су­ доремонт, судовое машиностроение, судовую электротехнику, судо­ вое приборостроение.

Судовое приборостроение относится по классификации ЦСУ СССР

к приборостроительной отрасли промышленности, но его предприя­ тия, органически связанные с судостроительной промышленностью, входят в состав Министерства судостроительной промышленности.

Экономическое значение судостроительной промышленности как отрасли определяется долей ее валовой продукции в общей продук­ ции народного хозяйства в целом и машиностроения в частности,

процентом работающих

или потребляемым количеством

металла

и т. п.

работы] судостроительной отрасли

или от-

При планировании

-дельного [судостроительного предприятия следует учитывать тех­ нико-экономические особенности судостроения. К числу таких особенностей относятся: а) конструктивная и технологическая слож­ ность судна как инженерного сооружения; б) большая трудоемкость

идлительность производственного цикла постройки судна; в) инди­ видуальный и мелкосерийный характер производства значительной части судостроительной продукции; г) различия в применяемой тех­ нологии и в трудоемкости постройки судов одного типа на разных заводах в зависимости от их технической оснащенности; д) необходи­ мость применения при постройке судов специальных сооружений (стапеля, доки, наливные камеры, эллинги), акваторий, причальных

идостроечных набережных, специальной оснастки.

Наряду с этим необходимо принимать во внимание сложность кооперирования в связи с многообразием номенклатуры комплек­ тующих изделий (механизмы, оборудование, приборы, аппаратура); обширность ассортимента материалов, применяемых при постройке судов.значительную долю контрагентских поставок в стоимости суднщ /неравномерность материальных и трудовых затрат на разных стадиях постройки судна; влияние климатических условий на сроки проведения ходовңх испытаний и равномерность сдачи судовЦ

Кроме того, /судостроительная промышленность имеет чисто экономические особенности: а) большой объем незавершенного про­ изводства; б) индивидуальные цены на суда; в) скачкообразный характер изменения объема товарной продукции; г) систему оплаты строительства судов заказчиками по проценту технической готовности или по платежным этапам; д) отражение в плане и в отчете по товар­ ной продукции всей стоимости судна сразу, в момент его сдачи за­ казчику, и др.

Перечисленные особенности судостроения оказывают существен­ ное влияние на количественные и качественные показатели планиро­ вания производстваЬтдельных предприятий и отрасли в целом.

53


НАРОДНОЕ ХОЗЯЙ

СТВО СССР

t

Сфера материального производства

Непроизводственная сфера

Жилищно-

Пассажир-

Просве­

Культура

Прочие

коммунальное

ский транс-

И

щение

отрасли

хозяйство

порт

искусство

 

 

Прочие

отрасли

 

Судовая

Судовое

 

электро-

приборо-

 

техника

строение.

Рис. 1. Схема единой классификации

отраслей народного хозяйства.

55

§ 11 Характеристика

экономических связей судостроения с другими отраслями промышленности

Для достижения высоких показателей деятельности судострои­ тельной промышленности ее широкоразвидые экономические межот­ раслевые связи играют огромную роль/В постройке современного судна кроме судостроительных предприятий, научно-исследователь­ ских и проектно-конструкторских организаций судостроительной промышленности участвуют многие предприятия и организации различных отраслей промышленности] Одни предприятия обеспе­ чивают судостроительные заводы различного рода материалами, из которых непосредственно изготовляют корпус судна, другие по­ ставляют вспомогательные материалы, без которых невозможно построить судно или изготовить судовые механизмы (лесоматериал для подмостей и кильблоков, песчаные смеси в литейном производ­ стве, смазочные масла для станков и рабочих машин. Доля стоимости материалов в заводской себестоимости судна составляет от 12 до 30%, в зависимости от его типа, размеров и очередного номера в серии.

ГК числу отраслей промышленности, поставляющих судострои­ тельным заводам разнообразное сырье и материалы, следует в пер­ вую очередь отнести: металлургическую (листовой и профильный прокат, сортовая сталь, трубы различных диаметров и сортности); металлообрабатывающую (различные скобяные и крепежные ма­ териалы, трос стальной, электроды, заготовки); лесную (круглый лес, пиломатериалы различных пород, фанера); химическую (кра­ сители, лаки, органическое стекло, обивочные'и изоляционные ма­ териалы, кислород, ацетилен, пластические массы и другие полимер­ ные материалы); текстильную (различные ткани, парусина, ковровые изделия, клеенка, пакля, войлок); стекольную и фарфоровую (стекло, зеркала, предметы санитарно-технического оборудования); топливную (уголь, дизельное топливо, мазут, бензин, различного

рода масла) и т. д.Д ■

*

Другой большой группой

отраслей, с которыми судостроение

осуществляет производственные связи, являются специализирован­ ные отрасли машиностроения: энергомашиностроение, электро- и /радиотехническая промышленность, приборостроение и другие, по­ ставляющие главные и вспомогательные механизмы, паровые котлы, арматуру, валопроводы, движители, грузовые краны, лебедки, электрооборудование, приборы связи, наблюдения и управления,

различные виды судовых систем и устройств и т. д.

Все, что изготовляется для строящихся судов другими про­ мышленными предприятиями по заказам и чертежам проектных орга­ низаций и заводов судостроительной промышленности, относится к контрагентским поставкам, равно как и работы, производимые смежниками по монтажу механизмов и их испытанию. Доля коопе­ рированных поставок в заводской себестоимости судна весьма ве­ лика и составляет 40—55%, а по некоторым типам промысловых

56