Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дел на предприятий. Хотя валовая продукция отнесена к числу рас­ четных показателей, за выполнением ее продолжают следить выше­ стоящие организации, так как от нее зависит ряд других показателей, например фонд заработной платы, производительность труда, числен­ ность работающих, фондоотдача.

Перейдем к товарной продукции.

Товарной продукцией судостроительных предприятий являются суда, полностью законченные постройкой и принятые заказчиком. Сданное судно отражается полной стоимостью в отчетности за тот месяц, в котором подписан приемный акт, независимо от состояния расчетов с заказчиком. Кроме того, в товарную продукцию входит стоимость механизмов и изделий судового оборудования, изготовлен­ ных для других предприятий в порядке кооперирования, и несудо­ строительной продукции, предназначенной для отпуска на сторону, а также услуг производственного характера по заказам со стороны.

Объем товарной продукции определяют на основе плана произ­ водства в натуральном выражении, а стоимость ее находят путем суммирования произведений цен на соответствующее количество продукции (или объем работ, услуг): судов; готовых изделий опре­ деленного наименования и типоразмера; полуфабрикатов для нужд своего производства, капитального строительства или непромышлен­ ных хозяйств, а также продукции вспомогательных цехов для по­ ставки на сторону; оборудования, инструмента, приспособлений об­ щего назначения, зачисляемых в основные средства предприятия; услуг и работ промышленного характера по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств своего предприятия.

Из сопоставимой цены головного судна проекта, принятой для определения валовой продукции, выделяется стоимость работ по изготовлению оснастки. Оснастку изготовляют по отдельному учет­ ному заказу. Стоимость оснастки включают в стоимость головного судна. По серийным судам в стоимость судна включают только стои­ мость обновления и ремонта оснастки.

Товарную продукцию оценивают в оптовых ценах предприятия, действующих на момент составления плана.

В связи с длительностью цикла постройки судов товарная про­ дукция в судостроении характеризуется большой неравномерностью, так как стоимость судна включается в товарную продукцию единовре­ менно, в момент его сдачи заказчику, и списывается с незавершенного производства.

На некоторых предприятиях пользуются показателем норматив­ ная стоимость обработки (НСО), который учитывает величину затрат предприятия на изготовление изделия без учета расходов на мате­ риалы, контрагентских поставок и некоторых видов индивидуальных расходов.

Использование основных производственных фондов характери­ зуется показателем фондоотдача, который представляет собой отно­ шение стоимости объема валовой продукции к стоимости основных фондов. В целях увеличения выпуска продукции и повышения эконо­ мической эффективности производства необходимо стремиться к ма­

86


ксимальному использованию основных производственных фондов по времени и по мощности.

Численность производственных рабочих основных цехов рассчи­ тывают исходя из общего объема работ (трудоемкости) по изготовле­ нию продукции в планируемом периоде, выраженного в нормо-часах, и бюджета эффективного времени, приходящегося на одного рабочего за год. Численность вспомогательных рабочих производственных це-

„ хов и рабочих всех вспомогательных цехов и служб определяют по нормам обслуживания или по рабочим местам. При расчете учитывают возможность снижения трудоемкости продукции в планируемом пе­ риоде.

Средняя заработная плата рабочих устанавливается исходя из оплаты за фактически отработанное время по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам или средней выработке, включая оплату аккордных работ, премий по повременно-премиальной и сдель­ но-премиальной системам, доплаты за работу в ночное время, сдель­ щикам за руководство бригадой и в связи с изменением условий ра­ боты, кормящим матерям и подросткам за сокращенный рабочий день и др. Средняя заработная плата одного рабочего определяется путем деления фактического месячного фонда заработной платы (кроме зар­ платы учеников) на среднесписочное число рабочих.

Для предприятий судостроительной промышленности базой для исчисления производительности труда установлен показатель произ­ водство валовой продукции на одного работающего. Показатель «про­ изводительность труда» исчисляется как частное от деления валовой продукции в неизменных ценах (на 1 июля 1967 г.) на общую средне­ списочную численность промышленно-производственного персонала, включая подростков.

Рост производительности труда характеризуется увеличением выработки одного работающего и определяется посредством расчета высвобождения работников по факторам в масштабе всего предприя­ тия.

В условиях осуществления хозяйственной реформы, усиления экономического стимулирования предприятий и укрепления хозяй­ ственного расчета значительно повышается роль сметы затрат на производство, которая в дальнейшем используется при соста­ влении финансового плана предприятия и планировании работы цехов.

Смета производства представляет собой свод расходов, необ­ ходимых предприятию для выполнения производственной программы в планируемом периоде. Затраты группируются по однородным эко­ номическим элементам, как например основные материалы, в том числе вспомогательные материалы, покупные изделия, заработная плата промышленно-производственного персонала основная и допол­ нительная, амортизация, топливо и электроэнергия со стороны, контр­ агентские поставки, прочие денежные расходы.

Плановые затраты по элементам сметы рассчитывают с учетом отно­ сительного снижения затрат по каждому из них. Затраты по контр­ агентским поставкам определяют путем прямого сложения затрат по

87


номенклатуре этих поставок. Затраты на основные материалы уточ­ няют с учетом изменения общей материалоемкости производственной программы.

Определение фонда заработной платы и размера средней заработ­ ной платы промышленно-производственного персонала производится как по производственным подразделениям (по цехам), так и по катего­ риям работающих (рабочие, ИТР, служащие).

Себестоимость изменения остатков незавершенного производства

всудостроении не может быть определена на основе его объема, по­ скольку затраты на производство судна не пропорциональны выпуску валовой продукции, определяемой процентом продвижения техниче­ ской готовности судов. При изменении оптовых цен на материалы и комплектующие изделия незавершенное производство по большим и средним судам не переоценивают, а затраты на валовую продукцию

впланируемом периоде исчисляют в новых ценах. Это приводит к не­ соответствию себестоимости незавершенного производства его стои­ мости, вычисляемой в сопоставимых ценах. Поэтому себестоимость товарной продукции в судостроении определяют прямым счетом, т. е. путем расчета себестоимости по каждому сдаваемому судну.

Для вычисления себестоимости по судам, составляют калькуля­ ции по установленной номенклатуре калькуляционных статей.

Группировка затрат по калькуляционным статьям следующая: а) материалы (за вычетом отходов); б) покупные комплектующие изде­ лия, полуфабрикаты и услуги сторонних предприятий; в) полуфаб­ рикаты собственного производства; г) контрагентские поставки и

работы; д) основная заработная плата

производственных рабочих;

е) цеховые расходы; ж) общезаводские

расходы; з) специальные и

прочие ріасходы.

 

В результате суммирования затрат по калькуляционным статьям получается производственная себестоимость, а после дополнения ее внепроизводственными расходами — полная себестоимость изготов­ ления судна.

Дополнительные работы, не предусмотренные в утвержденных проектах и спецификациях и не учтенные в ориентировочной цене, учитываются при установлении твердой цены на головное судно. Дополнительные работы на серийных Судах, согласованные сторо­ нами, оплачиваются заказчиком сверх цены судна. Стоимость выпол­ ненных работ по договорам на дополнительные работы включается в валовую, товарную и реализованную продукцию. Основанием для выполнения предприятием дополнительных работ на судне является совместное решение, заказ или наряд соответствующего главного управления .Министерства.

Современная технология постройки судов, в особенности серий­ ных, требует оснащения производства специальной технологической оснасткой (постели, кантователи, копирщиты, шаблоны и др.). Стоимость изготовления специальной оснастки входит в цену голов­ ного судна; в цену серийных судов включают лишь стоимость поддер­ жания и обновления оснастки.

88


Большой объем работ по судовой оснастке й необходимость èè заблаговременного изготовления, иногда значительно ранее начала работ по постройке головного судна серии, приводят к определенному порядку планирования этих работ.

§ 21

Разработка техпромфинплана судостроительного предприятия

Задачей техпромфинплана является разработка мероприятий, обеспечивающих в судостроительной промышленности увеличение выпуска продукции и рост производительности труда.

/Рассмотрим основные разделы техпромфинплана/ /План повышения эффективности производства. Главнейшие меро­

приятия по повышению эффективности производства следующие: а) совершенствование структуры производства, развитие межотрасле­ вых связей; б) расширение кооперирования и специализации промыш­ ленных предприятий; в) повышение технического уровня изготовляе­ мой продукции до мировых стандартов и лучших отечественных образцов; г) всемерное внедрение в технологию производства достиже­ ний науки и техники, опыта передовых отечественных и зарубежных предприятий; д) более эффективное использование производственных мощностей, оборудования и площадей; е) более экономное использо­ вание сырья, материала и др. 7

Исходными для разработки плана повышения эффективности производства являются: а) перспективный план развития предприя­ тия (отрасли) и план повышения эффективности его производства; б) мероприятия, рекомендуемые для включения в планы внедрения новой техники в части новой технологии, проектирования новых судо­ строительных заводов и т. д., разработанные научно-исследователь­ скими и проектными организациями судостроительной промышлен­ ности; в) планы и графики по освоению новых видов продукции; г) титульные списки капиталовложений; д) указания Министерства и и его главных управлений по повышению технического и организа­ ционного уровня работы предприятий; е) различного рода техниче­ ская и патентная информация об изобретениях, рационализации, предложениях конференций и общественных организаций по ликви­ дации «узких» мест в производстве.

//План повышения эффективности производства представляет собой сводную таблицу, содержащую ожидаемые результаты выполнения всех его мероприятий/и включает следующие важнейшие разделы: а) планы совершенствования продукции и улучшения ее качества, внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства; совершенствования системы управления, планирова­ ния и организации производства, научной организации труда рабо­ чих, ИТР и служащих и др.; б) планы мероприятий по экономии материалов, топлива и энергии, замены и модернизации устаревшего оборудования, оснастки и инструмента, капитального ремонта основ­ ных фондов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских

89


работ, а также повышения степени использования оборудования. •'В планы включаются только те мероприятия, которые подтверждены '"расчетами по технико-экономической эффективности~у(вариантные расчеты).

Плановые технико-экономические нормативы и нормы. Разработка научно обоснованного техпромфинплана промышленного предприя­ тия основывается на создании и использовании плановых технико­ экономических нормативов и норм.

Под нормативами' следует понимать обобщенные директивные показатели^характеризующие степень использования орудий и пред­ метов труда, т. е(их расходование на единицу производственной пло­ щади, массы или'объема продукции,/как например коэффициент ис­ пользования металла, съем изготовленных металлоконструкций с 1 м2 производственной площади и. т., д.

Под нормами понимаются-.щксиіуіально допустимые значения абсо­ лютного расхода, например,- сырья, ц^териалов, топлива, энергии для изготовления единицы продукции.^)

С При разработке техпромфинплана используются нормативы и нормы на средства труда и на затраты живого труда, принятые в пер­ спективном плане развития предприятия и уточняемые в соответствии

сконкретными задачами и условиями производства.

Всудостроении при использовании межотраслевых нормативов

инорм учитываются специфические отраслевые особенности. Инди­ видуальные нормы расхода материалов, рабочей силы и денежных средств разрабатываются на основе первичной конструкторской и тех­ нологической документации, экспериментально проверенных харак­ теристик, технико-экономических расчетов и передового опыта. ‘

Нормативы и нормы должны быть научно обоснованными и носить прогрессивный характер. Степень прогрессивности нормативов и норм характеризуется тем дополнительным эффектом, который может

быть получен при их внедрении в масштабе народного хозяйства, в частности размером ожидаемой совокупной прибыли при производ­ стве и в процессе эксплуатации.

Кроме указанных, в техпромфинплане используются следующие нормы и нормативы, утвержденные Министерством и Госпланом

СССР: норма платы за производственные основные и нормируемые оборотные фонды; нормативы отчислений от прибыли в фонды мате­ риального поощрения, социально-культурных мероприятий и жи­ лищного строительства и от прибыли и амортизации в фонд развития производства предприятия и резервные фонды Министерства; другие нормативы и нормы, утверждаемые в установленном порядке выше­ стоящими организациями.

Вцелях систематизации и разработки в последующие периоды,

атакже для организации действительного контроля за использова­ нием предусмотренных в плане нормативов и норм рекомендуется создавать на них картотеки, где бы отражались их изменения в соот­ ветствии с достижениями в этой области на передовых предприятиях.

План капитального строительства. В целях повышения эффек­ тивности капитальных вложений, обеспечения наиболее рациональ­

90