Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«

и d р я s і р

3

к я u —а» 5 —-ч?

я

о

•**Ef 2 Ов4

я о *

« 0 = 4

S S - »

5 и “ S я & з I S

2 4^ С.5 и

г ь « * о.* & £ >.

»3ä« 5 SЬ*2 =Яf-oShsa

а а « .Я ОЯ. о я я

> > 2 ч * с 5 а *

X

i o « • •

’S я O'* *'% S s 3 | § * a

О

*

® о

? *

w

O

s о

O .S

•Ѳ-О.С с н

о о R

 

н b •"I ,

 

и о s щ .. _

 

s я о з* о сх “•

л о.и Ч С

-

чч д- о

Я

1ЯпЯ = НЧ

О я > ? 0 3 Ѳ й с

о Уя те'О

ч =to mн >» ^IlpSÜ s o п к о

? -& ч = а я-

OIS2ÜJIH

S? | | I §

ОE e S 1s

X

«У Чр г: я я

л Я д 5г я і> ь

О £f и

я я о 5 к о О

§ £ *

ч * & 2 S | * S s

g-fg'S

?S I bogs-

S o . « я о я я

> 9 О 4 2 с га «

Я О.

X

CJ

4о ej~

= ОЛ^ - I

S *

ч X о

° я

2

я

ы._ -

 

 

с- ч я

Я щ

а £?■с и Bf

 

4>

3

f c fc *

 

н о

> ,

я

о

 

2 с

 

U

 

5то д о : я о л я

: я тоь^о ; я о =

і Яао 2

; I с а - -

:s зS-

?&* с ч I :I £22s: 41о. ІЗ й |Р

>О.ОсоОя о ^

, 0 4 2 С т а д .

X

то

= о

о - -

О.л га

С 4 5 нÜSе- Син £ ч

Рис. 4. Схема образования фонда материального поощрения предприятия.

95

.Л»


Нию с заданным пятилетним планом, и получаемым за счёт роста производительности труда; б) на каждый процент повышения уровня общей рентабельности, предусмотренной годовым планом, по сравне­ нию с заданной пятилетним планом; в) на каждый процент увеличе­ ния темпов роста производительности труда по сравнению с задан­ ным пятилетним планом.

Фонд материального поощрения предприятий дополнительно увеличивается в зависимости от выполнения плана по удельному значению продукции высшей категории качества в общем объеме производства.

Рис. 5. Схема образования фонда развития производства предприятия.

Норматив отчислений в фонд материального поощрения устанав­ ливается в процентах от фонда заработной платы всего персонала предприятия по отчету за 1970 г., а отчислений в фонд развития производства — в процентах от прибыли.

Норматив отчислений в фонд социально-культурных мероприя­ тий и жилищного строительства устанавливается в процентах от фонда материального поощрения предприятия.

Основой образования фондов экономического стимулирования является рост производительности труда. Однако на некоторых предприятиях темпы роста производительности труда отстают от темпов роста фонда заработной платы. Во избежание этого принято уточнять процент повышения рентабельности по производительности труда, заключенной в валовой продукции.

В фонд материального поощрения, кроме отчислений от прибыли, включаются также суммы премий, выплачиваемых рабочим по фонду заработной платы. Кроме того, постановлением межведомственной комиссии введено дополнение к положению о материальном стиму­ лировании, учитывающее влияние процента выполнения плана повышения производительности труда на отчисления в фонды ма­ териального поощрения.

рРинансовый план. Обобщающим разделом техпромфинплана предприятия является финансовый план, которым предусматривается: а) обеспечение предприятия финансовыми средствами, необходимыми

96

для хозяйственно-производственной деятельности; б) выявление ре­ зервов и мобилизация ресурсов предприятия в целях наиболее рационального использования его производственной мощности, основ­ ных и оборотных фондов, обеспечения большей эффективности про­ изводства и получения прибыли; в) определение финансовых взаи­ моотношений с государственным бюджетом, банками и вышестоя­ щими организациями./

План социального' развития. Последним разделом техпромфин­ плана является план социального развития предприятия. Этот план все шире начинает применяться при разработке планов разви­ тия предприятия на длительную перспективу.

/В план социального развития включаются: повышение техниче­ ского уровня производства, качества и надежности выпускаемой продукции; совершенствование организации производства, труда и управления, а также улучшение здоровья трудящихся, бытовых условий и охраны их труда; повышение квалификационной харак­ теристики и улучшение бытовых условий работающих; формирова­ ние духовного и физического развития коллектива./

§ 22 Применение экономико-математических методов

и вычислительной техники в планировании

Познание экономических законов включает в себя анализ не только качественной сущности экономических явлений, но и количе­ ственной их характеристики. В ряде случаев нахождение оптималь­ ного решения не представляет особых трудностей: оно очевидно и может быть осуществлено с помощью простых расчетов.

Повышение научного уровня планирования, улучшение технико­ экономической обоснованности плановых заданий, выполнение глубокого количественного и качественного экономического анализа сложных и взаимосвязанных явлений при отраслевом и народно­ хозяйственном планировании требуют производства большого коли­ чества расчетов, причем эти расчеты усложняются и возрастают с развитием объема производства. Растет и количество факторов, влияющих на построение плана. Действие каждого фактора стано­ вится многоступёнчатым, а их взаимосвязь все более усиливается. Это вызывает необходимость использования современных научных

ипрежде всего математических методов в решении экономических

иплановых задач.

Математическое формулирование экономических задач назы­ вается экономико-математическим моделированием. Экономико-ма­ тематические модели обычно имеют вид системы уравнений либо представляют собойзадачи на отыскание экстремумов функций при заданных ограничениях.

Виды экономико-математических моделей. Несмотря на то, что при разработке прогнозов развития различных экономических систем применяется большое количество экономико-математических моделей,

7 С. П. Логинов

97


которые имеют различную сложность и дают широкий диапазон точности результатов расчета, все эти модели можно свести к трем основным видам: 1) матричные экономико-математические модели; 2) модели оптимального планирования и прогнозирования, решае­ мые методами математического программирования; 3) корреляцион­ но-статистические экономические модели.

М а т р и ч н ы е экономико-математические м о д е л и ' пред­ назначены для прогнозирования, планирования и анализа произ­ водства и распределения продукции, на различных уровнях — от отдельного предприятия до народного хозяйства в целом. В матрич­ ных моделях балансовый метод, являющийся одним из важнейших методов планирования, получает строгое математическое выражение. Это обеспечивает составление полностью сбалансированных, вну­ тренне согласованных текущих и перспективных планов, облегчает исследование сложившихся пропорций экономического явления и позволяет широко применять вычислительную технику.

К матричным моделям относятся: межотраслевой и межрайонный баланс производства и распределения продукции, модели развития отдельных отраслей, внутриотраслевые балансы производства и распределения продукции республик и экономических районов. Матричные модели объединяют ряд аналогичных экономических характеристик, в частности коэффициентов прямых и полных затрат.

В настоящее время матричные прогнозные модели получили наибольшее распространение в макроанализе развития народного

хозяйства.

о п т и м а л ь н о г о

п л а н и р о в а н и я ис­

М о д е л и

пользуются для выявления количества допустимых решений одного или группы вариантов, которые в данных условиях наиболее эффек­ тивны. Модели оптимального планирования и прогнозирования представляют собой более высокую ступень экономико-математиче­ ских моделей по сравнению с матричными, в. которых нет выбора лучшего варианта, так как при единственном комплексе исходных данных они имеют и единственное решение. Каждому виду продук­ ции отвечает вполне определенная структура затрат, которая форми­ руется в результате осреднения фактических данных.

Вместе с тем матричные и оптимизационные модели имеют немало общего.

К модели предъявляются следующие требования: соответствие целей и требований поставленной задачи; использование предпола­ гаемой единой унифицированной исходной информации; детализация

инеобходимая точность расчетов; получение результатов в свободном

идифференцированном виде; построение на основе рациональной вычислительной схемы; выдача результатов решения задачи на пе­ чать в виде готовых плановых документов; обеспечение быстрого выполнения расчетов и в случае изменения данных — пересчетов; обеспечение снижения трудоемкости расчетов и тесной взаимо­ связи с другими частными моделями системы или подсистемы.

Применение математических методов для экономических расчетов связано с широким использованием электронных вычислительных

98


машин (ЭВМ) на основе специально составленных алгорит­ мов 1.

Разработка оптимального плана развития производства отрасли и' предприятия включает в себя: а) расчет потребности в основной продукции отрасли, определение возможных вариантов по отдель­ ным объектам; б) расчет себестоимости, капитальных вложений и приведенных затрат по вариантам; в) разработку экономико-мате­

матической модели; г) решение задачи с

использованием ЭВМ;

д) анализ полученных результатов и выдачу

рекомендаций.

Одним из наиболее эффективных, глубоко разработанных и широко проверенных на практике методов решения моделей оптималь­ ного планирования является линейное программирование. В настоя­ щее время разработан ряд методов линейного программирования применительно к решению того или иного ограниченного числа задач.

Эти методы можно разбить на две основных группы. В первую группу входят универсальные методы, с помощью которых могут решаться любые задачи линейного программирования. Из универ­ сальных методов наибольшее распространение 'получил симплексный метод, предложенный Дж. Данцигом. Применяются некоторые его разновидности (так называемый модифицированный симплексный метод). К универсальным методам в модифицированном варианте относится и метод разрешающих множителей акад. Л. В. Канто­ ровича.

Ко второй группе относятся специальные методы, применяемые для решения отдельных типов задач линейного программирования. Специальные методы, как правило, проще универсальных, но при­ годны не для всех задач. Характерными для этой группы являются методы решения транспортной задачи, занимающей важное место

втеории и приложениях линейного программирования.

Кособой группе методов линейного программирования относятся приближенные методы. Они не гарантируют строго оптимального результата решения задачи, хотя, как правило, дают хорошее при­ ближение к оптимуму, просты и решаются обычными вычислениями. К этой группе методов линейного программирования относятся индексный метод, метод аппроксимации Фогеля и др.

При линейном программировании на основе методов моделирова­ ния прибегают либо к построению так называемых аналогов, либо к математическому описанию явления — к математической модели. Математическое моделирование выражает все возможные экономиче­ ские явления с помощью определенной системы математических зависимостей.

Общая задача линейного программирования заключается в раз­ работке плана, оптимизирующего функцию цели задачи, независи­ мые переменные которой подчиняются линейным ограничениям в виде линейных уравнений или неравенств. Поэтому линейное программирование может разрешать задачи только такого типа,

1 Алгоритмом называется система правил, однозначно определяющих последо­

вательность

решения поставленной задачи.

7*

99


которые выражаются в точной математической форме, когда все факторы, влияющие на решение, а также само решение даются в цифровых значениях и когда цель его состоит в том, чтобы выбрать некоторые решения из более или менее значительного их числит

Помимо методов линейного программирования для решения экономических моделей оптимального планирования применяются средства классического математического анализа, методы нелиней­ ного дианамического программирования, теория массового обслу­ живания и др.

С т а т и с т и ч е с к и е м о д е л и имеют известный в математике аппарат построения и решения, хорошо приспособленный для исследования связей и причинно-следственных отношений. Простота и в то же время достаточная степень приближения к действительности дают статистическим моделям большие преимущества перед матрич­ ными моделями и моделями оптимального планирования.

Для построения статистических моделей применяется ряд мето­ дов: парной и множественной регрессии, авторегрессии, гармониче­ ских весов, кривых роста. Выбор того или иного метода в каждом конкретном случае определяется внутренними свойствами иссле­ дуемого явления и объемом имеющейся информации.

При разработке экономико-математической модели судострои­ тельной отрасли с целью обеспечения долгосрочного прогнозирова­ ния ее развития, в настоящее время используется статистическая экстраполяционная модель.

Модели и аналоги выражают только часть связей единой эконо­ мической системы. Поэтому при подготовке материалов для эконо­ мико-математического моделирования необходимо изучить по воз­ можности более полно все факторы, влияющие на моделируемое явление, чтобы выделить главные, включаемые в модель, и второ­ степенные, которыми можно пренебречь. Вводя все большее число факторов и тем самым постепенно усложняя модель, можно значи­ тельно повысить научную основу каждого экономического и плано­ вого решения. Но во всех случаях следует помнить, что реальный экономический процесс отличается от математической модели — он 'значительно сложнее ее. Значение модёли главным образом заклю­ чается в том, что она показывает, как лучше всего осуществить тот или иной экономический процесс, в каком направлении искать наи­ лучшее решение.

Модель, охватывающая отдельную отрасль промышленности, не говоря уже о модели народного хозяйства в целом, обычно раскры­ вает ряд существенных черт и тенденций развития, знание которых имеет большое научное и практическое значение. Такие крупные и сложные модели могут быть построены лишь на основе применения современных математических методов и решены с помощью элек­ тронной вычислительной техники. Например, модель развития судо­ строительной промышленности должна включать в себя: обоснование

потребности

в продукции

отрасли в укрупненном ассортименте —

в судах различных типов,

определяемой развитием грузовых и пас­

сажирских

потоков, морских промыслов, внешнеторговых пере­

100