Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П р е д в а р и т е л ь н а я

и с м е т н а я

к а л ь к у л я ­

ц и и

отвечают

на вопрос, сколько средств необходимо

израсходо­

вать

на постройку судна или

на изготовление

другой

продукции,

а о т ч е т н а я

к а л ь к у л я ц и я — на вопрос, сколько средств

фактически израсходовано.

Сметная калькуляция должна обеспечивать возможно точное определение ожидаемой себестоимости судна, а следовательно, и обоснованной его цены. Кроме основного назначения — установле­ ния оптовой цены, эта калькуляция используется также при орга­ низации хозяйственного расчета и разработке мероприятий, направ­ ленных на снижение себестоимости продукции; при определении технико-экономического уровня технологии и организации произ­ водства; при наблюдении за изменением затрат и анализе хозяйствен­ ной деятельности предприятия.

На стадии эскизного проектирования проектант оперирует боль­ шим числом вариантов выбора экономически оптимального судна с точки зрения его эксплуатации. В этом случае затруднительно и не всегда необходимо определять себестоимость постройки судна подробно по всем калькуляционным статьям затрат. Обычно опти­ мальный вариант вычисления затрат на постройку судна выбирают исходя из расчета строительной стоимости с использованием у к - р у п н е н н ы х в е с о в ы х или с т а т и с т и ч е с к и х н о р ­ м а т и в о в .

На стадии составления технического проекта сметно-финансовый расчет строительной стоимости судна уточняется по прейскурантным ценам на материалы, а также по стоимости главной энергетической установки, вспомогательных механизмов и оборудования (если на их изготовление нет прейскурантных цен), определяемой заводамиконтрагентами.

Сметная калькуляция стоимости судна по рабочим чертежам обычно служит основанием для установления его ориентировочной цены. Такая калькуляция составляется ЦКБ-проектантом по согла­ совании с заводом-строителем. Ориентировочная цена судна сохра­ няется до момента составления твердой оптовой цены.

При калькулировании, затраты по методу отношения их к себе­ стоимости продукции подразделяют на прямые и косвенные.

Прямыми затратами называются те, которые непосредственно входят в себестоимость изделия (судна): стоимость материалов, основная заработная плата производственных рабочих, оплата кон­ трагентских поставок, специальные и прочие прямые расходы, в том числе расходы на амортизацию стапелей, эллингов и т. п. К косвен­ ным затратам причисляют такие, которые при современном состоя­ нии учета производства не могут быть непосредственно включены в себестоимость изделия (судна), их учитывают косвенным путем — пропорционально заработной плате основных производственных ра­ бочих, в виде цеховых и общезаводских накладных расходов.

В целях совершенствования планирования производства про­ дукции и анализа затрат на ее изготовление, расходы должны по возможности включаться в стоимость изделия в виде прямых затрат.

123


Однако в судостроении в силу широкой номенклатуры изделий, обрабатываемых одновременно, выдержать это бывает затрудни­ тельно, и большая часть производственных затрат и затрат по управ­ лению распределяется по заказам как накладные расходы.

При анализе накладных расходов, расчетах эффективности новой техники, капитальных вложений и т. д. принято деление всех рас­ ходов на условно-переменные и условно-постоянные. Расходы, из­ меняющиеся в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства, например стоимость технологического топлива вспомо­ гательных материалов, относят к у с л о в н о - п е р е м е н н ы м , ,

а

не изменяющиеся, например расходы на содержание зданий,

на

электроэнергию для освещения, на топливо для отопления и

т. д. — к у с л о в н о - п о с т о я н н ы м .

Основным методом определения себестоимости продукции в судо­ строении остается метод сметной калькуляции по статьям затрат.

Для составления обоснованной сметной калькуляции на постройку судна необходимо иметь следующую техническую и технологическую документацию: а) чертежи общего расположения судна, весовые нагрузки по основным конструктивным разделам (корпус, судовые устройства, оборудование, механизмы); б) заказные ведомости на основные материалы и полуфабрикаты, перечень готовых изделий, приобретаемых заводом в готовом виде со стороны; в) производствен­ ные характеристики основных цехов, между которыми распреде­ ляются работы по постройке судна; г) объем работ по судну, пере­ даваемый судостроительным предприятием в порядке межзаводской кооперации (М3К); д) ведомость контрагентских поставок; е) объем работ и затрат, относимых к специальным и прочим прямым расходам; ж) сведения о технологической трудоемкости (количество потреб­ ных нормо-часов); з) данные об ожидаемом повышении производи­ тельности труда и снижении трудоемкости; и) данные об ожидаемых

изменениях заработной платы по цехам, разрядам

и

профессиям;

к) проценты цеховых и общезаводских расходов;

л)

действующие

в данном плановом периоде размеры внепроизводственных расхо­

дов;' м) нормы

рентабельности.

 

 

 

 

 

 

Калькуляци

 

 

 

 

(Наименование и тип

Конструктивные

Основные м ате­

Рабочая сила

Накладные расхо­

риалы

 

ды, руб.

разделы

судна

 

 

 

(пли наименование

п.п. видов работ, или

наименование

Черный

Сумма,

Нормо-

Сумма,

цеховые

общеза­

цехов)

вес, т

руб.

час

руб.

водские

Сметную

калькуляцию

составляют

в форме так называемого

к а л ь к у л я ц и о н н о г о

л и с т а .

Он состоит из калькуляцион­

ных статей

расхода — по горизонтали

и конструктивных разделов

судна или наименований цехов и видов работ (табл. 7) — по верти­ кали. Определение себестоимости по калькуляционным статьям за­ трат позволяет установить, под влиянием каких факторов сформиро­ вался данный уровень расходов, где следует искать резервы сниже­ ния себестоимости. В калькуляционном листе указывается также наименование и тип судна, номер проекта, заказчик. По всем статьям затрат приводятся данные из отчета по последнему сданному объекту,

атакже по плану и фактические данные для отчетной калькуляции

вабсолютных цифрах и в процентах.

 

Статьями калькуляционного листа, ,по которым определяется

 

себестоимость

продукции,

являются:

В статью включаются

за­

 

1. О с н о в н ы е

м а т е р и а л ы .

)

траты

на основные

 

материалы,

идущие

на

постройку

или ремонт

судна. Расход материалов принимается по черному весу (конструк­

 

тивный вес судна и отходы) на всех стадиях постройки и умножается

 

на прейскурантную цену каждого вида материала. Из полученной

 

суммы затрат исключается стоимость отходов по цене возможной

(

их реализации. К затратам на материалы добавляются расходы на

заготовительные и транспортные операции, в частности на автотранс­

 

порт, если завод не имеет подъездных путей, соединенных с общей

 

железнодорожной

сетью,

на

содержание

паромных

переправ

и

 

т. д. Если же затраты на материалы определяются по плановым це­

 

нам, в них уже учитываются эти расходы.

 

 

 

 

 

 

Затраты на изделия, получаемые со стороны и не входящие в пе­

 

речень контрагентских поставок, и на топливо, расходуемое для

 

испытания судов, вносят также в данную статью калькуляции.

 

Кроме

того,

в

эту

статью

включаются

расходы на

покупные

 

комплектующие

изделия,

' полуфабрикаты

(например,

- метйзы,

 

литье,

поковки

и

штамповки,

светильники, мебель)

и

на

изде­

 

лия,

изготовляемые

машиностроительными

цехами

завода

для

,<

своих судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

7

 

онный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,судна, номер проекта)

Заказчик------------------------------:_____

Контрагентские,

 

 

 

Нормативы

 

 

руб.

 

 

 

 

 

 

 

Специ­

Убытки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

альные

от

 

Расходы, %

Примечание

 

 

расходы,

брака,

Плата

 

 

 

 

поставки

работы

-руб.

руб.

 

общеза­

 

 

 

в час.

цеховые

 

 

 

 

 

руб.

водские

 

124

125


Затраты на материалы расшифровывают в отдельной ведомости по установленным группам материалов, полуфабрикатов и изделий.

2. О с н о в н а я з а р а б о т н а я п л а т а п р о и з в о д ­ с т в е н н ы х р а б о ч и х . В статье указываются затраты труда (в нормо-часах) производственных рабочих, участвующих в постройке судна, на выполнение технологических операций или на изготовле­ ние другой продукции. Общая сумма заработной платы находится как произведение трудоемкости единицы продукции в нормо-часах'

на среднюю тарифную ставку в час.

и

р а б о т ы .

3. К о н т р а г е н т с к и е

п о с т а в к и

В статье приводятся затраты на приобретение оборудования, аппа­ ратуры, машин и механизмов, изготовляемых по заказу проектанта или судостроительного предприятия на других заводах в порядке межотраслевого и межзаводского кооперирования, а также затраты на выполнение монтажных и других работ, производимых поставщи­ ками оборудования или электротехнической, радионавигационной и другой аппаратуры.

4. С п е ц и а л ь н ы е и пр о ч и е п р я м ы е р а с х о д ы .

Встатью входят расходы по разработке проектно-конструкторской

итехнологической документации и по изготовлению технологиче­

ской оснастки, моделей, приспособлений и специального инстру­ мента. Эти расходы включают только в стоимость головных судов; в стоимость серийных судов включают лишь расходы по размноже­ нию проектно-технологической документации, ремонту оснастки и приспособлений; затраты на экспертизы, консультации, научноисследовательские и лабораторные работы, относящиеся непосред­ ственно к проектированию и постройке данного судна; на энергию всех видов (электричество, пар, сжатый воздух), расходуемую на данное строящееся судно; на обслуживание судна подъемно-транс­ портными средствами на стапеле, при спуске на воду и при достройке; на амортизацию построечных мест (стапели, эллинги, доки, достроеч­ ные бассейны и т. д.); на докование судна; на страхование участни­ ков испытаний судна; на производственные командировки, связан­ ные с монтажом, постройкой и испытанием судна; по наблюдению Регистра СССР и др. *

5. Ц е х о в ы е н а к л а д н ы е р а с х о д ы , включающие за­ траты на обслуживание производственных цехов и управление ими, а также потери производства. К ним относятся: затраты на техноло­ гические цели (на вспомогательные материалы,, топливо, энергию всех видов), на содержание цехового персонала и вспомогательных рабочих, На охрану труда, текущий ремонт и содержание оборудо­ вания, зданий и сооружений, амортизацию основных фондов, воз­ мещение износа инструмента и хозяйственного инвентаря; расходы по транспортированию материалов, полуфабрикатов и готовых из­ делий, различные доплаты к основной заработной плате рабочих и отчисления на социальное страхование с суммы выплаченной зара­ ботной платы всех работников цеха, по рационализации и изобрета­ тельству, опытным работам и исследованиям, а также стоимость потерь от простоев, включая стоимость топлива, израсходованного

126


за время простоя по вине цеха, а также потерь инструмента и при­ способлений по вине цеха и др.

Для более точного распределения цеховых накладных расходов по заказам применяют метод локализации затрат по различным категориям работ. Если объем производства в планируемом периоде увеличивается, то размер условно-переменных расходов в процен­ тах от заработной платы производственных рабочих остается при­ мерно на одном уровне, а размер условно-постоянных расходов уменьшается.

Процент цеховых накладных расходов в различных цехах не одинаков. Он зависит от суммы производственных расходов, ко­ торые определяются характером производства и стоимостью мате­ риальных затрат, объемом производства, принятой технологией и организацией производства, уровнем механизации и автоматиза­ ции производственных процессов, и, наконец, количеством основных рабочих цеха и размером получаемой ими зарплаты. Так, в корпусо­ обрабатывающих цехах эти расходы составляют 200—250%, в сва­ рочно-сборочном — 115—120%, в монтажных — 120—160%, в трубо­ медницких— 150—170%, а в литейных — иногда 400% размера заработной платы производственных рабочих.

Метод распределения цеховых накладных расходов пропорцио­ нально заработной плате производственных рабочих недостаточно точно отражает себестоимость изделий. Это искажение все более увеличивается в связи с применением дорогостоящего оборудования ■и с возрастающей долей амортизационных отчислений при повыше­ нии технической вооруженности производства.

В машиностроении расходы по содержанию оборудования иногда выделяют из состава цеховых расходов и распределяют по заказам в зависимости от машино-часов работы, а не пропорционально зара­

ботной

плате производственных

рабочих.

6.

О б щ е з а в о д с к и е

н а к л а д н ы е

р а с х о д ы .

К статье относятся: административно-управленческие и общехозяй­ ственные расходы, расходы на содержание общезаводского управлен­ ческого и инженерно-технического персонала, конструкторского и технологического бюро, на служебные командировки (кроме про­ изводственных), на текущий ремонт оборудования и зданий обще­ заводского назначения, амортизацию основных фондов и содержа­ ние их в рабочем состоянии, затраты по производству испытаний, проведению опытов и исследований, по содержанию центральной заводской лаборатории и материальных складов, по изобретатель­ ству и техническим усовершенствованиям, охране труда, произ­ водственной практике и подготовке кадров, организации набора рабочей силы, а также налоги, сборы и прочие обязательные рас­ ходы и отчисления. К общезаводским расходам относятся и непроиз­ водительные расходы, понесенные в масштабе предприятия (зара­ ботная плата, стоимость израсходованного топлива за. время про­

стоев по

вине предприятия, потерь от недоиспользования деталей

и

узлов

устаревших конструкций при их текущей модернизации,

а

также

стоимость инструмента и приспособлений).

127


Общезаводские накладные расходы включаются в себестоимость судна или других изделий так же, как цеховые накладные расходы, т. е. пропорционально сумме основной заработной платы производ­ ственных рабочих. Процент общезаводских накладных расходов значительно ниже (в среднем 60—120%), чем цеховых.

Чтобы получить полную заводскую себестоимость изделия, не­ обходимо к рассмотренным статьям расхода еще прибавить отчисле­ ния от общей суммы затрат предприятия на внепроизводственные расходы в размерах, утвержденных для данного вида продукции, а также расходы на тару и упаковку изделий и прочие расходы по сбыту.

К полученной таким образом полной производственной себестои­ мости судна причисляется плановая прибыль, в размерах, утвержден­ ных для данного вида продукции. Схема образования оптовой цены судна представлена на рис. 6.

Схема сметно-калькуляционного расчета стоимости постройки судна и образования оптовой цены выполняется по форме табл. 8.

Повышение роли цены продукции в стимулировании экономиче­ ской работы предприятия вызывает необходимость совершенство­ вания методов составления сметных, плановых и отчетных кальку­ ляций, улучшения обмена информацией, накопления различного рода стоимостных измерителей, обеспечивающих приближение цен на суда к уровню общественно необходимых затрат.

Для целей технологического и производственного планирования строящееся судно разбивается на составные части по конструктив­

ному

и технологическому

признакам.

делится

По

к о н с т р у к т и в н о м у п р и з н а к у судно

на разделы (не более 10),

например: 1) голый корпус; 2)

судовые

устройства; 3) оборудование помещений; 4) механизмы и трубо­ проводы;- 5) судовые системы; 6) электрооборудование и связь; 7) специальное оборудование; 8) изделия снабжения; 9) общесудо­ вые работы.

Каждый из конструктивных разделов состоит из 10 подразде­ лов. Подразделы нумеруют двузначными числами, первая цифра которых является номером раздела, а вторая — порядковым но­ мером данного подраздела. В каждый подраздел, в свою очередь, входят 10 конструктивных групп.

Учет затрат по конструктивным разделам необходим для созда­ ния и накопления укрупненных калькуляционных показателей трудоемкости и себестоимости отдельных элементов судна, исполь­ зуемых для составления сметных калькуляций стоимости и анализа трудоемкости постройки судна.

При составлении калькуляции стоимости в каждый конструктив­ ный раздел включают укрупненные калькуляционные статьи: ос­ новные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие из­ делия собственного изготовления, заработную плату производствен­ ных рабочих, цеховые и общезаводские накладные расходы, контр­ агентские поставки. Специальные и прочие прямые расходы по кон-

128