Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
П р е д в а р и т е л ь н а я |
и с м е т н а я |
к а л ь к у л я |
|||
ц и и |
отвечают |
на вопрос, сколько средств необходимо |
израсходо |
||
вать |
на постройку судна или |
на изготовление |
другой |
продукции, |
|
а о т ч е т н а я |
к а л ь к у л я ц и я — на вопрос, сколько средств |
фактически израсходовано.
Сметная калькуляция должна обеспечивать возможно точное определение ожидаемой себестоимости судна, а следовательно, и обоснованной его цены. Кроме основного назначения — установле ния оптовой цены, эта калькуляция используется также при орга низации хозяйственного расчета и разработке мероприятий, направ ленных на снижение себестоимости продукции; при определении технико-экономического уровня технологии и организации произ водства; при наблюдении за изменением затрат и анализе хозяйствен ной деятельности предприятия.
На стадии эскизного проектирования проектант оперирует боль шим числом вариантов выбора экономически оптимального судна с точки зрения его эксплуатации. В этом случае затруднительно и не всегда необходимо определять себестоимость постройки судна подробно по всем калькуляционным статьям затрат. Обычно опти мальный вариант вычисления затрат на постройку судна выбирают исходя из расчета строительной стоимости с использованием у к - р у п н е н н ы х в е с о в ы х или с т а т и с т и ч е с к и х н о р м а т и в о в .
На стадии составления технического проекта сметно-финансовый расчет строительной стоимости судна уточняется по прейскурантным ценам на материалы, а также по стоимости главной энергетической установки, вспомогательных механизмов и оборудования (если на их изготовление нет прейскурантных цен), определяемой заводамиконтрагентами.
Сметная калькуляция стоимости судна по рабочим чертежам обычно служит основанием для установления его ориентировочной цены. Такая калькуляция составляется ЦКБ-проектантом по согла совании с заводом-строителем. Ориентировочная цена судна сохра няется до момента составления твердой оптовой цены.
При калькулировании, затраты по методу отношения их к себе стоимости продукции подразделяют на прямые и косвенные.
Прямыми затратами называются те, которые непосредственно входят в себестоимость изделия (судна): стоимость материалов, основная заработная плата производственных рабочих, оплата кон трагентских поставок, специальные и прочие прямые расходы, в том числе расходы на амортизацию стапелей, эллингов и т. п. К косвен ным затратам причисляют такие, которые при современном состоя нии учета производства не могут быть непосредственно включены в себестоимость изделия (судна), их учитывают косвенным путем — пропорционально заработной плате основных производственных ра бочих, в виде цеховых и общезаводских накладных расходов.
В целях совершенствования планирования производства про дукции и анализа затрат на ее изготовление, расходы должны по возможности включаться в стоимость изделия в виде прямых затрат.
123
Однако в судостроении в силу широкой номенклатуры изделий, обрабатываемых одновременно, выдержать это бывает затрудни тельно, и большая часть производственных затрат и затрат по управ лению распределяется по заказам как накладные расходы.
При анализе накладных расходов, расчетах эффективности новой техники, капитальных вложений и т. д. принято деление всех рас ходов на условно-переменные и условно-постоянные. Расходы, из меняющиеся в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства, например стоимость технологического топлива вспомо гательных материалов, относят к у с л о в н о - п е р е м е н н ы м , ,
а |
не изменяющиеся, например расходы на содержание зданий, |
на |
электроэнергию для освещения, на топливо для отопления и |
т. д. — к у с л о в н о - п о с т о я н н ы м .
Основным методом определения себестоимости продукции в судо строении остается метод сметной калькуляции по статьям затрат.
Для составления обоснованной сметной калькуляции на постройку судна необходимо иметь следующую техническую и технологическую документацию: а) чертежи общего расположения судна, весовые нагрузки по основным конструктивным разделам (корпус, судовые устройства, оборудование, механизмы); б) заказные ведомости на основные материалы и полуфабрикаты, перечень готовых изделий, приобретаемых заводом в готовом виде со стороны; в) производствен ные характеристики основных цехов, между которыми распреде ляются работы по постройке судна; г) объем работ по судну, пере даваемый судостроительным предприятием в порядке межзаводской кооперации (М3К); д) ведомость контрагентских поставок; е) объем работ и затрат, относимых к специальным и прочим прямым расходам; ж) сведения о технологической трудоемкости (количество потреб ных нормо-часов); з) данные об ожидаемом повышении производи тельности труда и снижении трудоемкости; и) данные об ожидаемых
изменениях заработной платы по цехам, разрядам |
и |
профессиям; |
к) проценты цеховых и общезаводских расходов; |
л) |
действующие |
в данном плановом периоде размеры внепроизводственных расхо
дов;' м) нормы |
рентабельности. |
|
|
|
|
|
|
|
Калькуляци |
|
|
|
|
(Наименование и тип |
Конструктивные |
Основные м ате |
Рабочая сила |
Накладные расхо |
|
риалы |
|
ды, руб. |
||
разделы |
судна |
|
|
|
№(пли наименование
п.п. видов работ, или
наименование |
Черный |
Сумма, |
Нормо- |
Сумма, |
цеховые |
общеза |
цехов) |
вес, т |
руб. |
час |
руб. |
водские |
Сметную |
калькуляцию |
составляют |
в форме так называемого |
к а л ь к у л я ц и о н н о г о |
л и с т а . |
Он состоит из калькуляцион |
|
ных статей |
расхода — по горизонтали |
и конструктивных разделов |
судна или наименований цехов и видов работ (табл. 7) — по верти кали. Определение себестоимости по калькуляционным статьям за трат позволяет установить, под влиянием каких факторов сформиро вался данный уровень расходов, где следует искать резервы сниже ния себестоимости. В калькуляционном листе указывается также наименование и тип судна, номер проекта, заказчик. По всем статьям затрат приводятся данные из отчета по последнему сданному объекту,
атакже по плану и фактические данные для отчетной калькуляции
вабсолютных цифрах и в процентах.
|
Статьями калькуляционного листа, ,по которым определяется |
||||||||||||||
|
себестоимость |
продукции, |
являются: |
В статью включаются |
за |
||||||||||
|
1. О с н о в н ы е |
м а т е р и а л ы . |
|||||||||||||
) |
траты |
на основные |
|
материалы, |
идущие |
на |
постройку |
или ремонт |
|||||||
судна. Расход материалов принимается по черному весу (конструк |
|||||||||||||||
|
тивный вес судна и отходы) на всех стадиях постройки и умножается |
||||||||||||||
|
на прейскурантную цену каждого вида материала. Из полученной |
||||||||||||||
|
суммы затрат исключается стоимость отходов по цене возможной |
||||||||||||||
( |
их реализации. К затратам на материалы добавляются расходы на |
||||||||||||||
заготовительные и транспортные операции, в частности на автотранс |
|||||||||||||||
|
порт, если завод не имеет подъездных путей, соединенных с общей |
||||||||||||||
|
железнодорожной |
сетью, |
на |
содержание |
паромных |
переправ |
и |
||||||||
|
т. д. Если же затраты на материалы определяются по плановым це |
||||||||||||||
|
нам, в них уже учитываются эти расходы. |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Затраты на изделия, получаемые со стороны и не входящие в пе |
||||||||||||||
|
речень контрагентских поставок, и на топливо, расходуемое для |
||||||||||||||
|
испытания судов, вносят также в данную статью калькуляции. |
||||||||||||||
|
Кроме |
того, |
в |
эту |
статью |
включаются |
расходы на |
покупные |
|||||||
|
комплектующие |
изделия, |
' полуфабрикаты |
(например, |
- метйзы, |
||||||||||
|
литье, |
поковки |
и |
штамповки, |
светильники, мебель) |
и |
на |
изде |
|||||||
|
лия, |
изготовляемые |
машиностроительными |
цехами |
завода |
для |
|||||||||
,< |
своих судов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
7 |
||
|
онный лист |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
,судна, номер проекта)
Заказчик------------------------------:_____
Контрагентские, |
|
|
|
Нормативы |
|
|
|
руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Специ |
Убытки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
альные |
от |
|
Расходы, % |
Примечание |
|
|
|
расходы, |
брака, |
Плата |
|||
|
|
|
|
||||
поставки |
работы |
-руб. |
руб. |
|
общеза |
|
|
|
|
в час. |
цеховые |
|
|||
|
|
|
|
руб. |
водские |
|
124 |
125 |
Затраты на материалы расшифровывают в отдельной ведомости по установленным группам материалов, полуфабрикатов и изделий.
2. О с н о в н а я з а р а б о т н а я п л а т а п р о и з в о д с т в е н н ы х р а б о ч и х . В статье указываются затраты труда (в нормо-часах) производственных рабочих, участвующих в постройке судна, на выполнение технологических операций или на изготовле ние другой продукции. Общая сумма заработной платы находится как произведение трудоемкости единицы продукции в нормо-часах'
на среднюю тарифную ставку в час. |
и |
р а б о т ы . |
|
3. К о н т р а г е н т с к и е |
п о с т а в к и |
В статье приводятся затраты на приобретение оборудования, аппа ратуры, машин и механизмов, изготовляемых по заказу проектанта или судостроительного предприятия на других заводах в порядке межотраслевого и межзаводского кооперирования, а также затраты на выполнение монтажных и других работ, производимых поставщи ками оборудования или электротехнической, радионавигационной и другой аппаратуры.
4. С п е ц и а л ь н ы е и пр о ч и е п р я м ы е р а с х о д ы .
Встатью входят расходы по разработке проектно-конструкторской
итехнологической документации и по изготовлению технологиче
ской оснастки, моделей, приспособлений и специального инстру мента. Эти расходы включают только в стоимость головных судов; в стоимость серийных судов включают лишь расходы по размноже нию проектно-технологической документации, ремонту оснастки и приспособлений; затраты на экспертизы, консультации, научноисследовательские и лабораторные работы, относящиеся непосред ственно к проектированию и постройке данного судна; на энергию всех видов (электричество, пар, сжатый воздух), расходуемую на данное строящееся судно; на обслуживание судна подъемно-транс портными средствами на стапеле, при спуске на воду и при достройке; на амортизацию построечных мест (стапели, эллинги, доки, достроеч ные бассейны и т. д.); на докование судна; на страхование участни ков испытаний судна; на производственные командировки, связан ные с монтажом, постройкой и испытанием судна; по наблюдению Регистра СССР и др. *
5. Ц е х о в ы е н а к л а д н ы е р а с х о д ы , включающие за траты на обслуживание производственных цехов и управление ими, а также потери производства. К ним относятся: затраты на техноло гические цели (на вспомогательные материалы,, топливо, энергию всех видов), на содержание цехового персонала и вспомогательных рабочих, На охрану труда, текущий ремонт и содержание оборудо вания, зданий и сооружений, амортизацию основных фондов, воз мещение износа инструмента и хозяйственного инвентаря; расходы по транспортированию материалов, полуфабрикатов и готовых из делий, различные доплаты к основной заработной плате рабочих и отчисления на социальное страхование с суммы выплаченной зара ботной платы всех работников цеха, по рационализации и изобрета тельству, опытным работам и исследованиям, а также стоимость потерь от простоев, включая стоимость топлива, израсходованного
126
за время простоя по вине цеха, а также потерь инструмента и при способлений по вине цеха и др.
Для более точного распределения цеховых накладных расходов по заказам применяют метод локализации затрат по различным категориям работ. Если объем производства в планируемом периоде увеличивается, то размер условно-переменных расходов в процен тах от заработной платы производственных рабочих остается при мерно на одном уровне, а размер условно-постоянных расходов уменьшается.
Процент цеховых накладных расходов в различных цехах не одинаков. Он зависит от суммы производственных расходов, ко торые определяются характером производства и стоимостью мате риальных затрат, объемом производства, принятой технологией и организацией производства, уровнем механизации и автоматиза ции производственных процессов, и, наконец, количеством основных рабочих цеха и размером получаемой ими зарплаты. Так, в корпусо обрабатывающих цехах эти расходы составляют 200—250%, в сва рочно-сборочном — 115—120%, в монтажных — 120—160%, в трубо медницких— 150—170%, а в литейных — иногда 400% размера заработной платы производственных рабочих.
Метод распределения цеховых накладных расходов пропорцио нально заработной плате производственных рабочих недостаточно точно отражает себестоимость изделий. Это искажение все более увеличивается в связи с применением дорогостоящего оборудования ■и с возрастающей долей амортизационных отчислений при повыше нии технической вооруженности производства.
В машиностроении расходы по содержанию оборудования иногда выделяют из состава цеховых расходов и распределяют по заказам в зависимости от машино-часов работы, а не пропорционально зара
ботной |
плате производственных |
рабочих. |
• |
6. |
О б щ е з а в о д с к и е |
н а к л а д н ы е |
р а с х о д ы . |
К статье относятся: административно-управленческие и общехозяй ственные расходы, расходы на содержание общезаводского управлен ческого и инженерно-технического персонала, конструкторского и технологического бюро, на служебные командировки (кроме про изводственных), на текущий ремонт оборудования и зданий обще заводского назначения, амортизацию основных фондов и содержа ние их в рабочем состоянии, затраты по производству испытаний, проведению опытов и исследований, по содержанию центральной заводской лаборатории и материальных складов, по изобретатель ству и техническим усовершенствованиям, охране труда, произ водственной практике и подготовке кадров, организации набора рабочей силы, а также налоги, сборы и прочие обязательные рас ходы и отчисления. К общезаводским расходам относятся и непроиз водительные расходы, понесенные в масштабе предприятия (зара ботная плата, стоимость израсходованного топлива за. время про
стоев по |
вине предприятия, потерь от недоиспользования деталей |
|
и |
узлов |
устаревших конструкций при их текущей модернизации, |
а |
также |
стоимость инструмента и приспособлений). |
127
Общезаводские накладные расходы включаются в себестоимость судна или других изделий так же, как цеховые накладные расходы, т. е. пропорционально сумме основной заработной платы производ ственных рабочих. Процент общезаводских накладных расходов значительно ниже (в среднем 60—120%), чем цеховых.
Чтобы получить полную заводскую себестоимость изделия, не обходимо к рассмотренным статьям расхода еще прибавить отчисле ния от общей суммы затрат предприятия на внепроизводственные расходы в размерах, утвержденных для данного вида продукции, а также расходы на тару и упаковку изделий и прочие расходы по сбыту.
К полученной таким образом полной производственной себестои мости судна причисляется плановая прибыль, в размерах, утвержден ных для данного вида продукции. Схема образования оптовой цены судна представлена на рис. 6.
Схема сметно-калькуляционного расчета стоимости постройки судна и образования оптовой цены выполняется по форме табл. 8.
Повышение роли цены продукции в стимулировании экономиче ской работы предприятия вызывает необходимость совершенство вания методов составления сметных, плановых и отчетных кальку ляций, улучшения обмена информацией, накопления различного рода стоимостных измерителей, обеспечивающих приближение цен на суда к уровню общественно необходимых затрат.
Для целей технологического и производственного планирования строящееся судно разбивается на составные части по конструктив
ному |
и технологическому |
признакам. |
делится |
По |
к о н с т р у к т и в н о м у п р и з н а к у судно |
||
на разделы (не более 10), |
например: 1) голый корпус; 2) |
судовые |
устройства; 3) оборудование помещений; 4) механизмы и трубо проводы;- 5) судовые системы; 6) электрооборудование и связь; 7) специальное оборудование; 8) изделия снабжения; 9) общесудо вые работы.
Каждый из конструктивных разделов состоит из 10 подразде лов. Подразделы нумеруют двузначными числами, первая цифра которых является номером раздела, а вторая — порядковым но мером данного подраздела. В каждый подраздел, в свою очередь, входят 10 конструктивных групп.
Учет затрат по конструктивным разделам необходим для созда ния и накопления укрупненных калькуляционных показателей трудоемкости и себестоимости отдельных элементов судна, исполь зуемых для составления сметных калькуляций стоимости и анализа трудоемкости постройки судна.
При составлении калькуляции стоимости в каждый конструктив ный раздел включают укрупненные калькуляционные статьи: ос новные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие из делия собственного изготовления, заработную плату производствен ных рабочих, цеховые и общезаводские накладные расходы, контр агентские поставки. Специальные и прочие прямые расходы по кон-
128