Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

м о г а т е л ь н ы х м а т е р и а л о в определяют по

фактически

сложившимся затратам на

1 руб. товарной

продукции.

В з а р а б о т н у ю

п л а т у входят

расходы

по основной

и дополнительной заработной плате всего промышленно-производ­ ственного персонала, работников транспорта и несписочного состава, отнесенных на основную деятельность предприятия.

О т ч и с л е н и я н а с о ц и а л ь н о е с т р а х о в а н и е для машиностроительных и судостроительных предприятий произ­ водятся в процентах от общей суммы выплаченной заработной платы (7,7%).

В с т о и м о с т ь т о п л и в.а входят затраты на его приобре­ тение со стороны для технологических и вспомогательных нужд — для отопления помещений, швартовных и ходовых испытаний и дру­ гих целей.

При расчете потребности в топливе и при определении его стои­ мости учитывают расход его на технологические и вспомогательные нужды производства: на выплавку металла, на поковки, штамповку и термообработку, на выработку пара, на сушку форм чугунного литья и т. д. Расчеты ведут в натуральных — весовых или объем­

ных — единицах и

в денежном

выражении.

со стороны для

С т о и м о с т ь

э н е р г и и ,

поступающей

производственных

нужд, выражают в тысячах

киловатт-часов и

в тысячах рублей. Расходы на энергию, вырабатываемую самим предприятием, распределяют по соответствующим экономическим элементам: топливу, вспомогательным материалам, заработной

плате и т. п.

о с н о в н ы х с р е д с т в исчисляют

А м о р т и з а ц и ю

исходя из установленных норм амортизационных отчислений и пер­ воначальной стоимости всех действующих в течение планируемого

периода основных

фондов предприятия (см. главу VIII).

В п р о ч и е

д е н е ж н ы е

р а с х о д ы включают такие,

которые не могут быть отнесены к перечисленным экономическим элементам затрат, напр'имер стоимость проектных и чертежно­ конструкторских работ, расходы на командировки и служебные разъезды, типографские, почтово-телеграфные и телефонные рас­ ходы, оплата услуг сторонних организаций по обслуживанию, а также оплата налогов и сборов, премий по изобретательству и рационализации, расходы на приобретение технической литературы, подготовку кадров, охрану труда и др.

Для сравнения стоимости отдельных элементов затрат по их доле в себестоимости продукции всей промышленности, машино­

строения и судостроения приводится табл.

6.

В последние годы происходит заметное

изменение структуры

себестоимости судостроительной продукции. Так, с увеличением технической оснащенности строящихся судов повысилась доля стоимости материалов и покупных изделий, контрагентских поставок и работ, а также стоимость проектирования при некотором умень­ шении I доли затрат на заработную плату и производственные расходы.

119


Т а б л и ц а 6

Структура затрат (себестоимости) по экономически однородным элементам на производство продукции в промышленности, в машиностроении и судостроении, % (данные примерные)

Элемент затрат

Вся про­

Машинострое­

Судострое­

мышлен­

ние н металло­

ние

 

ность

обработка

 

 

Сырье и основные материалы

64,4

56,1

 

22,5

Вспомогательные материалы

4,6

4,0

 

2,3

Контрагентские поставки

 

37,1

Топливо со стороны

3,5

1,4

1,2

Энергия всех видов со стороны

2,3

2,1

 

2,0

Амортизация

4,9

4,9

 

4,4

Зарплата основная и дополнитель-

16,9

28,1

 

22,5

ная с начислениями соцстраху

3,4

3,4

'

8,0

Прочие денежные расходы

И т о г о

100,0

100,0

 

100,0

Составлению сметы производства на предстоящий период пред­ шествует большая расчетная работа по определению объема про­ изводства, расходов материальных, денежных и трудовых ресурсов на выполнение судостроительной программы и заданий по важней­ шим видам изделий и снижению себестоимости.

Таким образом, в смету затрат на производство включаются все расходы основного и вспомогательного производства, связанные

свыпуском и реализацией продукции, а также с услугами на сторону

исвоему капитальному строительству.

Смета затрат на производство составляется без учета внутри­ заводского оборота, т. е. в нее не включается стоимость продукции собственного производства, потребляемой внутри предприятия.

Анализ снижения себестоимости продукции в судостроении осуществляется по факторам и в сравнении с предыдущими перио­ дами. Среди важнейших факторов снижения себестоимости продук­ ции первое. место занимает технический прогресс, определяющий технический уровень производства. Существенное влияние на сни­ жение себестоимости продукции оказывает повышение производи­ тельности труда, основанное на широком применении средств меха­ низации и автоматизации производства, особенно на трудоемких работах в корпусообрабатывающих и сварочно-сборочных цехах, а также на вспомогательных и подсобных работах, вяедрение пере­ довых методов организации производства и современной технологии. Увеличение объема производства также способствует снижению себестоимости продукции. В этом случае расходы по управлению производством и другие условно-постоянные расходы распреде­ ляются на большее число строящихся судов или других изделий. Немалую роль в снижении себестоимости судостроительной продук­

120



ции играют предприятия судового машиностроения и приборострое­ ния, поставляющие машины, механизмы и аппаратуру. В машино­ строении важным источником снижения себестоимости, кроме пере­ численных, является сокращение потерь от брака, а в приборо­ строении — снижение расходов по освоению, повышению качества, надежности и долговечности работы приборов.

§ 27 Определение себестоимости продукции

калькуляционным методом

С т р у к т у р а с е б е с т о и м о с т и по к а л ь к у л я ­ ц и о н н ы м с т а т ь я м позволяет определить себестоимость еди­ ницы продукции, выявить резервы, установить реальные возмож­ ности и эффективные пути снижения себестоимости по каждому судну (изделию).

В судостроительной промышленности продукция предприятия имеет широкий ассортимент и, как правило, не является однород­ ной. К тому же длительность постройки судов большая и часто выходит за пределы планируемого периода (годового плана). По­ этому, кроме определения себестоимости валовой продукции по эко­ номическим элементам, в судостроении определяют себестоимость судна или единицы любой другой продукции калькуляционным методом.

Под калькуляцией следует понимать определение себестоимости единицы продукции. Слово «калькуляция» происходит от латин­ ского calculatio — счет, вычисление.

В зависимости от вида продукции, типа и характера производ­ ства, могут применяться различные методы калькуляции, например

позаказный, попередельный,

нормативный.

Метод п о з а к а з н о г о

учета затрат на изготовление еди­

ницы продукции широко применяют на судостроительных и судо­ ремонтных предприятиях Ипредприятиях с индивидуальным и мелко­ серийным характером производства, в том числе для эксперименталь­ ных и вновь осваиваемых изделий.

При позаказном методе объектом калькуляции является отдель­ ный производственный заказ, который открывается на изготовление:

а) одного судна или изделие — при индивидуальном характере производства;

б) в целом на серию — при запуске в серийное производство малых судов или изделий машиностроения отдельными сериями; в) на весь 'период изготовления — для изделий судового обору­ дования, выпускаемых в больших количествах, когда по условиям производства нецелесообразно запускать их в производство различ­

ными сериями; г) на судно в целом — на ремонтные работы и модернизацию

судов, а также на отдельные крупные виды работ.

П о п е р е д е л ь н ы й метод учета затрат применяют при про­ изводстве однородной по исходному материалу и характеру техноло-

121


гического процесса обработки

массовой продукции. Например,

в литейном производстве:

 

Важнейшие переделы (фазы)

К.ал ьк ул я цн он пые едн ннцы

Получение жидкого металла (приготовленпе шихты и процесс плавки)

Получение отливок (изготовление форм, заливка металла, очистка, обрубка литья)

Тонна жидкого металла по маркам сплавов

Тонна готового литья по развесу, группам сложности, маркам сплавов

Расходы на сырье, материалы, топливо, энергию устанавливают по отдельным их видам, или калькуляционным статьям, а производ­ ственную заработную плату — по цехам. Фактическую себестоимость

при попередельной калькуляции

определяют ежемесячно, исходя

из фактических затрат, учтенных

по калькулируемым объектам —

по переделам (фазам), группам или видам продукции по отдельным статьям калькуляции (материалы, заработная плата, цеховые рас­ ходы, брак и т. д.).

Н о р м а т и в н ы й метод учета затрат на производство при­ меняют по изделиям машиностроения, приборостроения с массо­ вым и крупносерийным характером производства. На судострои­ тельных заводах его можно применять при крупносерийной по­ стройке судов, а также при изготовлении отдельных изделий с крупно­ серийным выпуском (арматура, дельные вещи, мебель). При этом методе затраты на производство сравнивают с действующими нор­ мами на эти затраты. Поскольку в процессе производства, по мере его освоения и улучшения использования ресурсов предприятия, нормы систематически пересматривают, при нормативном методе ведется учет изменения норм.

В сводном отчете затрат на производство приводятся расходы по нормам, отклонения от норм и их изменения. Каждая калькуля­ ционная статья учитывает их в фактической себестоимости изделия путем прибавления к нормативной себестоимости. или вычета из нее отклонений от действующих норм и их изменений. Нормативные калькуляции составляют на планируемый год по цехам с учетом прямых и косвенных затрат.

В судостроении применяют калькуляции следующих видов: а) предварительная калькуляция — для определения ориенти­

ровочной цены головного или серийного судна; б) сметная калькуляция —-для установления твердой цены судна;

в) плановая калькуляция на каждое строящееся судно — для планирования работы цехов и определения плановой себестоимости; г) отчетная калькуляция на каждое сданное судно — для рас­ чета фактической себестоимости на основе учета затрат, анализа и

сопоставления ее с плановой себестоимостью.

Предварительную калькуляцию на постройку судна обычно

составляют в проектно-конструкторских

организациях, а сметную

и отчетную — в отделе цен или бюро

технической калькуляции

(ВТК) завода.

 

122