Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

хозяйственном расчете устанавливается материальная ответствен­ ность цехов, участков и бригад за невыполнение количественных и качественных показателей плана, за ущерб, причиненный пред­ приятию (несвоевременная сдача изготовленной продукции, брак и порча материальных ценностей, сдача некачественной и некомплект­ ной продукции).

Контроль рублем при хозрасчетных отношениях внутри пред­ приятия стимулирует повышение экономической эффективности производства, применение современных высокопроизводительных машин и оборудования, разработку и внедрение прогрессивной технологии, замену дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми и малодефицитными, сокращение управленческих рас­ ходов.

Подведение итогов хозрасчетной деятельности цеха, участка, бригады должно носить периодический характер — ежемесячный или ежеквартальный. При этом следует предусматривать 'широкое обсуждение результатов работы и материальное поощрение новаторов производства, а также разработку конкретных мероприятий по устранению выявившихся недостатков.

Дальнейшее совершенствование внутризаводского хозяйственного расчета предполагает: а) повышение научного уровня внутризавод­ ского планирования в направлении совершенствования составадирективных и расчетных показателей, обоснованности выбора показателей плана для каждого структурного подразделения с уче­ том его специфики; б) обеспечение взаимосвязи всех разделов плана, - спускаемого подразделению; в) своевременный расчет плановых заданий и доведение их до исполнителей, обеспечение сопоставимости данных учета; г) проведение систематического анализа производ­ ственно-хозяйственной деятельности подразделений; д) установле­ ние прямой зависимости между результатами труда и премированием работников; е) систематическое (ежемесячное) подведение итогов и оценка результатов деятельности.

Контрольные вопросы

1.Основные задачи социалистического производства и понятие о народно­ хозяйственном и отраслевом плане.

2.Технико-экономические особенности планирования судостроительного про­ изводства.

3.Характеристика экономических связей судостроительной промышленности

сдругими отраслями.

4. Балансовый метод народнохозяйственного и отраслевого планирования.

5.Роль и значение научного прогнозирования в планировании судостроитель­ ной промышленности.

6.Методы определения производственной мощности предприятия.

7.Значение новой хозяйственной реформы для повышения эффективности работы судостроительной промышленности.

8. Виды планов по содержанию и по планируемому периоду.

9.Задачи перспективного и текущего планирования в судостроении.

10.Директивные и расчетные показатели плана.

11.Методика разработки техпромфинплана.

12.

Применение

экономико-математических методов

в планировании.

13.

Принципы и

содержание хозяйственного расчета

и дальнейшее его совер­

шенствование.

114


Г Л А В А IV

СЕБЕСТОИМОСТЬ, ЦЕНА, ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ В СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

§ 25 Значение экономических показателей

в деятельности промышленного предприятия

Важными экономическими показателями производственно-хозяй­ ственной деятельности социалистического предприятия и отрасли

являются

себестоимость

произведенной

продукции, затраты на

1 руб. товарной продукции, прибыль и

рентабельность.

пред­

С е б е с т о и м о с т ь

п р о и з в е д е н н о й продукции

ставляет

собой выраженные в денежной

форме затраты на

произ­

водство и реализацию единицы той или иной продукции или сово­ купной продукции предприятия, отрасли за год, квартал или месяц.

Хотя себестоимость продукции в условиях новой хозяйственной реформы является расчетным показателем, это не умаляет ее значе­ ния для планирования и экономического анализа. Для определения изменения (снижения) себестоимости однородной продукции, в судо­ строении используется также показатель — себестоимость сравнимой товарной продукции.

С е б е с т о и м о с т ь с р а в н и м о й т о в а р н о й п р о ­ д у к ц и и в качестве показателя применяется в том случае, когда в общем выпуске продукции преобладают суда или другие изделия, себестоимость которых выражается в сопоставимых ценах. При этом учитывается продукция, производимая в текущем и в пред­ шествующем ему периодах.

Сопоставимые цены применяются тогда, когда необходимо устра­ нить влияние изменения цен в связи с изменением ассортимента выпускаемой продукции. Снижение себестоимости товарной про­ дукции в этом случае определяется по сравнению со'среднегодовой себестоимостью этой продукции за предыдущий год.

Другим экономическим показателем планирования и анализа является показатель — затраты предприятия в копейках на 1 руб. товарной продукции. Этот показатель широко используется для экономического анализа на предприятиях, у которых в общем вы­ пуске преобладают новые виды продукции, не сопоставимые с про­ дукцией, которая производилась в предыдущем году. При сопо­ ставлении продукции по этому показателю необходимо использовать один и тот же объем продукции по своему составу и обеспечить единство определения товарной продукции.

8!

115


В с е б е с т о и м о с т ь

п р о д у к ц и и

с у д о с т р о и ­

т е л ь н о г о

п р е д п р и я т и я включаются: стоимость по­

требленных материалов в черном весе (за вычетом отходов); затраты на электроэнергию, топливо, вспомогательные материалы; часть основных фондов (амортизация); оплата труда рабочих в виде основ­ ной и дополнительной заработной платы, начисления на социальное страхование; оплата поставок и услуг, оказанных другими пред­ приятиями; расходы по реализации готовой продукции, по управле­ нию производством и его обслуживанию и т. д.

В практике планирования хозяйственной деятельности разли­

чают следующие

виды себестоимости: а) ц е х о в у ю

с е б е ­

с т о и м о с т ь ,

в которую входят все затраты цеха на производство

продукции (стоимость основных материалов, основная заработная плата производственных рабочих, накладные расходы); б) з а в о д ­

с к у ю с е б е с т о и м о с т ь ,

включающую цеховую себестои­

мость продукции и общезаводские

расходы (затраты, не связанные

с работой отдельных цехов: содержание персонала заводоуправле­ ния, командировки и служебные разъезды, организованный набор рабочей силы, охрана труда, текущий ремонт и амортизация зданий

общезаводского назначения, налоги, сборы),

а также

отчисления

в фонд освоения новой техники, затраты

на научно-исследователь­

скую работу и научную информацию; в)

п о л н у ю

п р о и з ­

в о д с т в е н н у ю

с е б е с т о и м о с т ь ,

содержащую завод­

скую себестоимость

и внепроизводственные

расходы,

связанные

с реализацией, упаковкой и транспортировкой продукции до стан­ ции отправления.

Все затраты предприятия на производство продукции группи­ руются по однородным экономическим элементам или же по каль­ куляционные статьям расхода. В первом случае рассчитывается объем затрат на производство продукции по предприятию в целом (валовая продукция) и составляется смета производства, во втором — определяется объем затрат на изготовление каждого изделия, т. е. на него составляется калькуляция.

Себестоимость произведенной продукции служит основой для исчисления прибыли и рентабельности производства. Предприятию

необходимо не

только получить установленную сумму прибыли,

но и добиться

определенного уровня рентабельности.

Себестоимость продукции является одним из обобщающих каче­ ственных показателей, отражающим организационно-технический уровень производства и состояние хозяйственной деятельности пред­ приятия. Значение себестоимости основной продукции в судострое­ нии зависит от ряда технико-эксплуатационных условий, и прежде всего от назначения и размеров судна (его главных размерений, грузоподъемности, водоизмещения), его технического оснащения, от рода энергетической установки и ее мощности, от автоматизации средств управления как самой установкой, так и судном в целом, а также от сортности и качества материалов, применяемых при по­ стройке. Вместе с тем большое влияние на себестоимость постройки судна оказывают многообразные технико-экономические условия

116


производства: специализация завода по производству однородных судов, количество строящихся судов в серии, объем проектных работ, технология постройки, организация производства, уровень автома­ тизации производственных процессов, длительность постройки судна, система управления производством и др.

Систематическое снижение себестоимости продукции в судо­ строительной промышленности, как одно из основных экономических направлений развития производства, определяет увеличение при­ были предприятий и фондов, образуемых из прибыли, повышает экономические результаты работы судна в процессе его последующей эксплуатации. Например, при снижении стоимости транспортного судна уменьшается величина амортизационных отчислений в экс­ плуатационных затратах пароходств, возрастает рентабельность флота, повышается его конкурентная способность при работе на заграничных линиях. Судостроительная промышленность обладает значительными резервами для снижения себестоимости постройки судов. Непосредственная экономическая связь устанавливается между рентабельностью и стоимостью производственных фондов, установлением оптовых цен на продукцию промышленности и т. д.

Значительно возрастает в экономической, жизни страны роль цены. С ценой в той или иной степени связаны все основные направ­ ления развития народного хозяйства: рост производства продукции, повышение ее качества, технический прогресс, экономическая эффек­ тивность постройки судов, укрепление хозяйственного расчета, материальное стимулирование работников предприятий.

Только при условии централизованного планирования и регули­ рования цена наиболее правильно отражает экономические про­ цессы — служит мерой затрат труда, т. е. мерой стоимости, а также мерой экономического стимулирования, перераспределения нацио­ нального дохода между отдельными отраслями материального про­ изводства.

В плановом хозяйстве правильно установленная цена должна соответствовать уровню общественно необходимых затрат труда, возмещать нормально работающему предприятию расходы, состав­ ляющие себестоимость продукции, и обеспечивать ему получение прибыли в размерах, необходимых для внесения государству платы за пользование основными фондами и оборотными средствами, а также для образования фондов экономического стимулирования.

Себестоимость продукции определяется двумя способами: 1) бюд­ жетным (по экономически однородным элементам затрат) и 2) каль­

куляционным (по калькуляционным статьям).

г

§2 6

Определение себестоимости продукции по экономически однородным элементам затрат

Планирование, формирование и учет себестоимости продукции должны способствовать непрерывному повышению технического и организационного уровня предприятий, внедрению научных и

117


технических достижений, передовых норм расхода материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Состав отдельных элементов затрат и статей расхода и их соотно­ шение в общих затратах на производство продукции характеризуют структуру себестоимости.

Структура себестоимости по элементам затрат используется при разработке сметы производства. Исходя из доли отдельных элемен­ тов затрат в общих затратах, выделяют производства трудоемкие, материалоемкие, энергоемкие, фондоемкие (с большой долей затрат на автоматизацию) и, наконец, смешанные, где суммарные затраты на заработную плату, материалы и все виды энергии составляют значительную долю в общей сумме затрат.

Смета производства представляет собой свод всех расходов предприятия, составленный по однородным экономическим элемен­ там на планируемый период с поквартальным и помесячным разде­ лением.

В содержание сметы производства судостроительного предприя­ тия входят следующие элементы затрат: основные материалы (за вычетом возвратных отходов) и в том числе покупные полуфабри­ каты; вспомогательные материалы; заработная плата (основная и дополнительная); отчисления на социальное страхование; топливо всех видов со стороны, электроэнергия и пар со стороны; амортиза­ ция всех видов основных фондов; прочие денежные расходы.

Рассмотрим элементы затрат. При поэлементной группировке каждый элемент затрат включает в себя однородные по своему характеру расходы предприятия, с учетом которых согласуются планы по выпуску продукции, труду, материально-техническому снабжению с планами по себестоимости, определяют потребность предприятия в материалах, топливе и других ресурсах, что является основой для составления техпромфинплана предприятия.

С т о и м о с т ь о с н о в н ы х м а т е р и а л о в входит пол­ ностью в стоимость выпускаемой продукции (например, стоимость листовой и профильной стали для изготовления корпуса судна, пластмассы для отделки помещений, дерева для настила палуб). Потребность в основных материалах рассчитывают в черном весе (с учетом отходов) по видам материалов в натуральном и в денеж­ ном выражении. Одни и те же материалы, в зависимости от их ис­ пользования в производстве, могут быть и основными и вспомога­ тельными, как например металл, расходуемый на постройку корпуса судна, — основной материал, а тот же металл, идущий на текущий ремонт основных производственных средств и технологическую оснастку, относится к вспомогательному материалу. При определе­ нии стоимости основных материалов учитывают также транспортно­ заготовительные расходы.

К вспомогательным относятся материалы, используемые в' про­ цессе содержания и обслуживания производства (смазочные и обти­ рочные материалы, земля в литейных цехах, материал, отпускаемый на изготовление оснастки, приспособлений). С т о и м о с т ь в с п о -

118