Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внастоящее время в области технологии судостроения достиг­ нуты большие успехи. Знакомство с технологическими процессами на зарубежных судостроительных верфях показывает, что отече­ ственное судостроение в этой части занимает одно из ведущих мест

вмире.

Вближайшие годы предусмотрено дальнейшее развитие отече­ ственного судостроения, внедрение методов и средств прогрессивной технологии, основывающихся на последних достижениях современ­ ной науки и техники.

Вкачестве достижений можно привести:

применение специальных механизированных и автоматизирован­ ных установок с дробеметнымн и окрашивающими машинами для корпусной стали при очистке и консервации ее на подготовительных операциях;

а) употребление копир-чертежей для раскроя листов стали, идущей на корпуса судна, на газорезательных автоматах с исполь­ зованием щитов раскроя в масштабе 1 : 10 или специальных негати­ вов для фотопроекционной разметки;

б) использование гибки листов наружной обшивки и других дета­ лей корпуса в холодном состоянии на прессах с универсальными штампами, а также токов высокой частоты для изготовления деталей поперечного набора при работах, выполняемых на специальных ги­ бочных станках.

Особо следует отметить применение в технологических процессах для разметки и вырезки корпусных деталей машин с программным управлением типов «Алмаз» и «Кристалл». Последняя работает со специальной оснасткой для газоэлектрической резки, а также при использовании масштабно-графических и математических методов плазово-разметочных работ.

Послевоенный период в судостроении характеризуется широким внедрением прогрессивных методов газовой и плазменной резки и электросварки высокопрочных сталей, легких сплавов, цветных ме-_ таллов и других судостроительных материалов. В качестве основных видов сварки в судостроении применяются: автоматическая и Полу­ автоматическая электродуговая сварка под слоем флюса, сварка в углекислом газе, электрошлаковая, аргонодуговая и контактная сварка, сварка в азоте и др. Были разработаны и успешно применены в производстве сварочный автомат и станок для сборки и сварки угловых швов наклонным электродом, созданы качающие постели—.. кантователи, жесткие и эластичные прихваты. Применение автома­ тической и полуавтоматической сварки увеличило объем сварочных работ на строящихся судах до 70—80% и высвободило до 30% свар­ щиков. Производительность труда повысилась примерно в 1,5 раза, а трудоемкость снизилась на 30—40%.

Особенностью отечественного судостроения является применение специальных тележек, оборудованных' гидравлическими й' механи­ ческими устройствами для перемещения секций при их стыковании и при спуске судна на воду.

-Г56


Оснащение трубогибочных цехов заводов новейшим оборудова­ нием и фоторазметкой позволяет производить быстрое и качественное изготовление трубопроводов различных диаметров.

В судостроении" нашли применение машина с программным управлением для маркировки корпусных деталей, изготовляемых из листовой стали, специальное нагрузочное устройство для испыта­ ния главных машин судов на ходовых режимах без выхода судна

вморе и много других устройств, ускоряющих процесс производства

иснижающих трудоемкость работ.

Врезультате применения токов высокой частоты трудоемкость гибки шпангоутов на специальных станках снизилась на 35% при одновременном повышении качества изделий. Применение установки для очистки и консервациикорпусной стали — в 5 раз уменьшило трудоемкость работ.

Из новых методов постройки судов разработаны и применяются

вотечественном судостроении: метод аналитического согласования обводов и установления размеров деталей корпуса; постройка судна на стапеле с введением пирамидального, островного и блочного мето­ дов формирования корпусов; монтаж и погрузка механизмов на судно методом агрегатирования и др.

Создание агрегатов сварочного оборудования не только улуч­ шает условия труда монтажников и повышает качество сварочных работ, но в значительной мере сокращает сам цикл монтажа, по­ скольку основной объем работ выполняется вне судна, независимо от состояния его постройки.

Вцехах организуются поточные механизированные линии. Инди­ видуальная постройка судов заменена секционной и крупноблочной сборкой корпусов с большим насыщением. Масса секций по ряду

основных типов судов доведена до 75— 100 т, а в отдельных слу­ чаях — до 200 т и более (так, вес отдельных блоков танкера «Крым» доходит до 600 т). Это стало возможным благодаря пополнению оборудования заводов подъемно-транспортными средствами увели­ ченной грузоподъемности.

Применение метода блочной постройки судов позволяет органи­ зовать широкий фронт выполнения сборочных и монтажных работ при изготовлении секций и блоков, резко сократить период пребыва­ ния судов на построечных местах, увеличить пропускную способ­ ность стапелей.

Появление новых прогрессивных технологических методов обус­ ловило широкое применение в конструкциях корпуса-легких спла­ вов, значительно улучшивших эксплуатационные качества судов; большие перспективы открылись в связи с внедрением синтетических материалов.

Принципиальные изменения произошли также в области механо­ монтажных работ. Следует указать, например, на широкое внедре­ ние так называемого метода масштабного макетирования, предвари­ тельного агрегатирования машин и механизмов и т. п. Это позволяет облегчить сложные вопросы размещения оборудования, более полно учесть требование его обслуживания и ремонта,

157


С переходом на крупноузловую и агрегатную сборку в значитель­ ной степени облегчены монтажные работы в отсеках с большим коли­ чеством оборудования и испытание механизмов и оборудования, осуществляемые на специальных стендах.

Совершенствуется технология изготовления трубопроводов. Рас­ ширяется внедрение методов изготовления труб «в чистый размер» — без подгонки по месту, по технологическим эскизам, рабочим черте­ жам, жестким шаблонам, с помощью макетирования, применения узловой сборки в цехе и т. п.

При монтаже валопроводов применяют гидропрессовую посадку гребных винтов и муфт, что позволяет получать надежные бесфлан­ цевые соединения и использовать для валопроводов взамен подшип­ ников скольжения более экономичные подшипники качения.

Представляет большую практическую ценность внедрение анти­ коррозионного покрытия гребных валов стеклопластиком, надежно предохраняющим их от разрушений.

Значительные изменения произошли и в области судового машино­ строения: используются новые материалы; совершенствуются суще­ ствующие и разрабатываются новые высокопроизводительные тех­ нологические процессы изготовления машин и оборудования с широ­ ким применением автоматизации и новых средств контроля качества изделий.

Возрастающие требования к прочности, пластичности и весу изде­ лий судового машиностроения потребовали изыскания новых марок свариваемых сталей для фасонных отливок и сварно-литых кон­ струкций (сталь, обладающая высокой прочностью, пластичностью и хорошей свариваемостью).

Расширилось применение нержавеющих сталей для изготовления гребных винтов и других судовых отливок. Успешно используют в производстве бронзу новых марок и другие материалы, позволяю­ щие повысить качество изделий судового машиностроения и упро­ стить технологию их изготовления.

Создание современных машин, механизмов и аппаратуры, рабо­ тающих в режимах повышенных давлений, нагрузок, скоростей и температур, обусловило применение труднообрабатываемых метал­ лов, например высокомарганцовистых сталей, а это в свою очередь потребовало изыскания новых инструментальных материалов, со­ вершенствования конструкции применяемого инструмента, обору­ дования и пр. Значительно изменился характер производства механо­ сборочных цехов в связи с широким внедрением в судовом машино­ строении агрегатирования механизмов.

Втехническом развитии отраслей промышленности с серийным характером производства, к числу которых относится и судостроение, важное значение имеет применение техники массового производства на поточных линиях при постройке судов.

Всудостроительной промышленности применяют два метода постройки судов: 1) поточно-позиционный и 2) поточно-бригадный.

При п о т о ч н о - п о з и ц и о н н о м методе весь судострои­ тельный процесс протекает непрерывно (поточно) и складывается из

158


определенного числа позиций, причем суда перемещаются с одной позиции на другую на подвижных устройствах (тележках). На каж­ дой позиции выполняется точно установленный перечень работ.

Специализация работ на позициях позволяет закрепить за ними определенные бригады рабочих, установить соответствующее обору­ дование, подъемно-крановые средства, подвести нужные виды энер­ гии, создать необходимые запасы материалов, полуфабрикатов, изделий и инструмента. Строгая технологическая последовательность выполнения работ и равномерное передвижение строящихся судов позволяют осуществлять судостроительный процесс наиболее рацио­ нально, с наименьшими затратами труда и времени.

При п о т о ч н о - б р и г а д н о м м е т о д е суда строят на стапелях без перемещения, но работы выполняют специализирован­ ные бригады, передвигающиеся в строго установленном порядке и ритме с одного судна на другое.

Для каждого типа судна выбирают свой метод постройки, исходя из оснащенности завода и учитывая экономические показатели, характеризующие эффективность различных методов постройки.

К числу основных таких показателей относятся: трудоемкость постройки судна в нормо-часах, уровень механизации и автоматиза­ ции работ, уровень производительности труда, достигаемый съем продукции с единицы производственной площади, степень использо­ вания построечных мест (стапелей, достроечных бассейнов), длитель­ ность цикла постройки судна, себестоимость постройки.

В области корпусных и монтажных работ по внедрению достиже­ ний науки и техники предусматриваются следующие важные меро­ приятия:

а) разработка и внедрение в технологию различных установок, станков, автоматов, счетно-решающих машин, работающих на прин­ ципах математического программирования;

б) освоение гибки листовых и профильных изделий сложной кривизны в холодном состоянии с применением программирования, изыскание рациональных методов обработки материалов, в том числе использование энергии взрыва для штамповки листовых из­ делий; • .

в) полная механизация всего комплекса работ в корпусообраба­ тывающем цехе с осуществлением перехода к организации цехаавтомата для обработки деталей корпуса, введение комплексной меха­ низации сборочно-сварочных работ на всех стадиях изготовления корпусных конструкций с полной ликвидацией пригоночных и прирубочных работ;

г) применение высокопроизводительных методов при монтаже механизмов, трубопроводов и оборудования с предварительным агрегатированием и испытанием их на заводах-поставщйках. При из­ готовлении и монтаже судовых трубопроводов проводятся работы по сокращению и полной ликвидации горячей гибки труб путем замены крутых погибов стандартными элементами, по увеличению серийности их производства, широкому внедрению непаяных соеди­ нений и бесфланцевых, трубопроводов, сильфонных компенсаторов и

159


гибких металлических шлангов, а также по возможной замене более сложных гидравлических испытаний воздушными;

д) применение новых дешевых и долговечных материалов для теплозвукоизоляции, оборудования и отделки судовых помещений, обладающих высокой технологичностью и удовлетворяющих тре­ бованиям архитектурного оформления; совершенствование техно­ логии отделочных работ, ликвидации малярных работ по окраске внутренних судовых помещений, широкое применение декоративных и отделочных пластиков;

е) дальнейшее совершенствование методой защиты судовых кон­ струкций от коррозии путем разработки новых видов антикоррозион­ ных покрытий; дальнейшего совершенствования способов электро­ химической защиты; изыскания новых, более эффективных покрытий подводной части судов.

Ведутся исследования по созданию типовых технологических процессов сборки и сварки корпусных конструкций, обеспечивающих комплексную механизацию производства в сборочно-сварочных це­ хах, а также по механизации тяжелых и трудоемких операций при постройке корпусов судов на стапеле.

Важные мероприятия необходимо осуществить и по совершен­ ствованию управления судостроительным производством. К числу основных из них должны быть отнесены: научная разработка произ­ водственной структуры судостроительных предприятий с максималь­ ным приближением их к типу верфей, специализирующихся на круп­ носерийной постройке судов определенных типов (не более двух­ трех); постройка новых специализированных машиностроительных предприятий по изготовлению разнообразных типов судовых энерге­ тических установок, монтажу и испытанию подаваемых на суда механизмов, труб, изоляции, оборудования с внедрением новейшего технического оборудования и технологических процессов.

Развитие организационных форм и методов управления должно быть направлено также на совершенствование работы аппарата Министерства, организаций и предприятий отрасли, на создание двух- и трехзвенной системы управления, на образование крупных спе­ циализированных производственных и производственно-технических объединений, работающих на хозяйственном расчете.

§ 35

Применение синтетических материалов

Большое значение для судостроения, как и для других отраслей промышленности, имеет развитие химической промышленности, использование достижений химии и применение новых разнообраз­ ных синтетических материалов в производственных процессах. Хими­ ческие процессы в технологии судостроения широко распространены при очистке металла от ржавчины и пассировании, при производстве изоляционных, окрасочных и отделочных работ, в гальванопластических процессах и т. д. Не менее важным является внедрение в судо­ строение синтетических материалов — полимеров различных клас­

160