Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 1
Внастоящее время в области технологии судостроения достиг нуты большие успехи. Знакомство с технологическими процессами на зарубежных судостроительных верфях показывает, что отече ственное судостроение в этой части занимает одно из ведущих мест
вмире.
Вближайшие годы предусмотрено дальнейшее развитие отече ственного судостроения, внедрение методов и средств прогрессивной технологии, основывающихся на последних достижениях современ ной науки и техники.
Вкачестве достижений можно привести:
применение специальных механизированных и автоматизирован ных установок с дробеметнымн и окрашивающими машинами для корпусной стали при очистке и консервации ее на подготовительных операциях;
а) употребление копир-чертежей для раскроя листов стали, идущей на корпуса судна, на газорезательных автоматах с исполь зованием щитов раскроя в масштабе 1 : 10 или специальных негати вов для фотопроекционной разметки;
б) использование гибки листов наружной обшивки и других дета лей корпуса в холодном состоянии на прессах с универсальными штампами, а также токов высокой частоты для изготовления деталей поперечного набора при работах, выполняемых на специальных ги бочных станках.
Особо следует отметить применение в технологических процессах для разметки и вырезки корпусных деталей машин с программным управлением типов «Алмаз» и «Кристалл». Последняя работает со специальной оснасткой для газоэлектрической резки, а также при использовании масштабно-графических и математических методов плазово-разметочных работ.
Послевоенный период в судостроении характеризуется широким внедрением прогрессивных методов газовой и плазменной резки и электросварки высокопрочных сталей, легких сплавов, цветных ме-_ таллов и других судостроительных материалов. В качестве основных видов сварки в судостроении применяются: автоматическая и Полу автоматическая электродуговая сварка под слоем флюса, сварка в углекислом газе, электрошлаковая, аргонодуговая и контактная сварка, сварка в азоте и др. Были разработаны и успешно применены в производстве сварочный автомат и станок для сборки и сварки угловых швов наклонным электродом, созданы качающие постели—.. кантователи, жесткие и эластичные прихваты. Применение автома тической и полуавтоматической сварки увеличило объем сварочных работ на строящихся судах до 70—80% и высвободило до 30% свар щиков. Производительность труда повысилась примерно в 1,5 раза, а трудоемкость снизилась на 30—40%.
Особенностью отечественного судостроения является применение специальных тележек, оборудованных' гидравлическими й' механи ческими устройствами для перемещения секций при их стыковании и при спуске судна на воду.
-Г56
Оснащение трубогибочных цехов заводов новейшим оборудова нием и фоторазметкой позволяет производить быстрое и качественное изготовление трубопроводов различных диаметров.
В судостроении" нашли применение машина с программным управлением для маркировки корпусных деталей, изготовляемых из листовой стали, специальное нагрузочное устройство для испыта ния главных машин судов на ходовых режимах без выхода судна
вморе и много других устройств, ускоряющих процесс производства
иснижающих трудоемкость работ.
Врезультате применения токов высокой частоты трудоемкость гибки шпангоутов на специальных станках снизилась на 35% при одновременном повышении качества изделий. Применение установки для очистки и консервациикорпусной стали — в 5 раз уменьшило трудоемкость работ.
Из новых методов постройки судов разработаны и применяются
вотечественном судостроении: метод аналитического согласования обводов и установления размеров деталей корпуса; постройка судна на стапеле с введением пирамидального, островного и блочного мето дов формирования корпусов; монтаж и погрузка механизмов на судно методом агрегатирования и др.
Создание агрегатов сварочного оборудования не только улуч шает условия труда монтажников и повышает качество сварочных работ, но в значительной мере сокращает сам цикл монтажа, по скольку основной объем работ выполняется вне судна, независимо от состояния его постройки.
Вцехах организуются поточные механизированные линии. Инди видуальная постройка судов заменена секционной и крупноблочной сборкой корпусов с большим насыщением. Масса секций по ряду
основных типов судов доведена до 75— 100 т, а в отдельных слу чаях — до 200 т и более (так, вес отдельных блоков танкера «Крым» доходит до 600 т). Это стало возможным благодаря пополнению оборудования заводов подъемно-транспортными средствами увели ченной грузоподъемности.
Применение метода блочной постройки судов позволяет органи зовать широкий фронт выполнения сборочных и монтажных работ при изготовлении секций и блоков, резко сократить период пребыва ния судов на построечных местах, увеличить пропускную способ ность стапелей.
Появление новых прогрессивных технологических методов обус ловило широкое применение в конструкциях корпуса-легких спла вов, значительно улучшивших эксплуатационные качества судов; большие перспективы открылись в связи с внедрением синтетических материалов.
Принципиальные изменения произошли также в области механо монтажных работ. Следует указать, например, на широкое внедре ние так называемого метода масштабного макетирования, предвари тельного агрегатирования машин и механизмов и т. п. Это позволяет облегчить сложные вопросы размещения оборудования, более полно учесть требование его обслуживания и ремонта,
157
С переходом на крупноузловую и агрегатную сборку в значитель ной степени облегчены монтажные работы в отсеках с большим коли чеством оборудования и испытание механизмов и оборудования, осуществляемые на специальных стендах.
Совершенствуется технология изготовления трубопроводов. Рас ширяется внедрение методов изготовления труб «в чистый размер» — без подгонки по месту, по технологическим эскизам, рабочим черте жам, жестким шаблонам, с помощью макетирования, применения узловой сборки в цехе и т. п.
При монтаже валопроводов применяют гидропрессовую посадку гребных винтов и муфт, что позволяет получать надежные бесфлан цевые соединения и использовать для валопроводов взамен подшип ников скольжения более экономичные подшипники качения.
Представляет большую практическую ценность внедрение анти коррозионного покрытия гребных валов стеклопластиком, надежно предохраняющим их от разрушений.
Значительные изменения произошли и в области судового машино строения: используются новые материалы; совершенствуются суще ствующие и разрабатываются новые высокопроизводительные тех нологические процессы изготовления машин и оборудования с широ ким применением автоматизации и новых средств контроля качества изделий.
Возрастающие требования к прочности, пластичности и весу изде лий судового машиностроения потребовали изыскания новых марок свариваемых сталей для фасонных отливок и сварно-литых кон струкций (сталь, обладающая высокой прочностью, пластичностью и хорошей свариваемостью).
Расширилось применение нержавеющих сталей для изготовления гребных винтов и других судовых отливок. Успешно используют в производстве бронзу новых марок и другие материалы, позволяю щие повысить качество изделий судового машиностроения и упро стить технологию их изготовления.
Создание современных машин, механизмов и аппаратуры, рабо тающих в режимах повышенных давлений, нагрузок, скоростей и температур, обусловило применение труднообрабатываемых метал лов, например высокомарганцовистых сталей, а это в свою очередь потребовало изыскания новых инструментальных материалов, со вершенствования конструкции применяемого инструмента, обору дования и пр. Значительно изменился характер производства механо сборочных цехов в связи с широким внедрением в судовом машино строении агрегатирования механизмов.
Втехническом развитии отраслей промышленности с серийным характером производства, к числу которых относится и судостроение, важное значение имеет применение техники массового производства на поточных линиях при постройке судов.
Всудостроительной промышленности применяют два метода постройки судов: 1) поточно-позиционный и 2) поточно-бригадный.
При п о т о ч н о - п о з и ц и о н н о м методе весь судострои тельный процесс протекает непрерывно (поточно) и складывается из
158
определенного числа позиций, причем суда перемещаются с одной позиции на другую на подвижных устройствах (тележках). На каж дой позиции выполняется точно установленный перечень работ.
Специализация работ на позициях позволяет закрепить за ними определенные бригады рабочих, установить соответствующее обору дование, подъемно-крановые средства, подвести нужные виды энер гии, создать необходимые запасы материалов, полуфабрикатов, изделий и инструмента. Строгая технологическая последовательность выполнения работ и равномерное передвижение строящихся судов позволяют осуществлять судостроительный процесс наиболее рацио нально, с наименьшими затратами труда и времени.
При п о т о ч н о - б р и г а д н о м м е т о д е суда строят на стапелях без перемещения, но работы выполняют специализирован ные бригады, передвигающиеся в строго установленном порядке и ритме с одного судна на другое.
Для каждого типа судна выбирают свой метод постройки, исходя из оснащенности завода и учитывая экономические показатели, характеризующие эффективность различных методов постройки.
К числу основных таких показателей относятся: трудоемкость постройки судна в нормо-часах, уровень механизации и автоматиза ции работ, уровень производительности труда, достигаемый съем продукции с единицы производственной площади, степень использо вания построечных мест (стапелей, достроечных бассейнов), длитель ность цикла постройки судна, себестоимость постройки.
В области корпусных и монтажных работ по внедрению достиже ний науки и техники предусматриваются следующие важные меро приятия:
а) разработка и внедрение в технологию различных установок, станков, автоматов, счетно-решающих машин, работающих на прин ципах математического программирования;
б) освоение гибки листовых и профильных изделий сложной кривизны в холодном состоянии с применением программирования, изыскание рациональных методов обработки материалов, в том числе использование энергии взрыва для штамповки листовых из делий; • .
в) полная механизация всего комплекса работ в корпусообраба тывающем цехе с осуществлением перехода к организации цехаавтомата для обработки деталей корпуса, введение комплексной меха низации сборочно-сварочных работ на всех стадиях изготовления корпусных конструкций с полной ликвидацией пригоночных и прирубочных работ;
г) применение высокопроизводительных методов при монтаже механизмов, трубопроводов и оборудования с предварительным агрегатированием и испытанием их на заводах-поставщйках. При из готовлении и монтаже судовых трубопроводов проводятся работы по сокращению и полной ликвидации горячей гибки труб путем замены крутых погибов стандартными элементами, по увеличению серийности их производства, широкому внедрению непаяных соеди нений и бесфланцевых, трубопроводов, сильфонных компенсаторов и
159
гибких металлических шлангов, а также по возможной замене более сложных гидравлических испытаний воздушными;
д) применение новых дешевых и долговечных материалов для теплозвукоизоляции, оборудования и отделки судовых помещений, обладающих высокой технологичностью и удовлетворяющих тре бованиям архитектурного оформления; совершенствование техно логии отделочных работ, ликвидации малярных работ по окраске внутренних судовых помещений, широкое применение декоративных и отделочных пластиков;
е) дальнейшее совершенствование методой защиты судовых кон струкций от коррозии путем разработки новых видов антикоррозион ных покрытий; дальнейшего совершенствования способов электро химической защиты; изыскания новых, более эффективных покрытий подводной части судов.
Ведутся исследования по созданию типовых технологических процессов сборки и сварки корпусных конструкций, обеспечивающих комплексную механизацию производства в сборочно-сварочных це хах, а также по механизации тяжелых и трудоемких операций при постройке корпусов судов на стапеле.
Важные мероприятия необходимо осуществить и по совершен ствованию управления судостроительным производством. К числу основных из них должны быть отнесены: научная разработка произ водственной структуры судостроительных предприятий с максималь ным приближением их к типу верфей, специализирующихся на круп носерийной постройке судов определенных типов (не более двух трех); постройка новых специализированных машиностроительных предприятий по изготовлению разнообразных типов судовых энерге тических установок, монтажу и испытанию подаваемых на суда механизмов, труб, изоляции, оборудования с внедрением новейшего технического оборудования и технологических процессов.
Развитие организационных форм и методов управления должно быть направлено также на совершенствование работы аппарата Министерства, организаций и предприятий отрасли, на создание двух- и трехзвенной системы управления, на образование крупных спе циализированных производственных и производственно-технических объединений, работающих на хозяйственном расчете.
§ 35
Применение синтетических материалов
Большое значение для судостроения, как и для других отраслей промышленности, имеет развитие химической промышленности, использование достижений химии и применение новых разнообраз ных синтетических материалов в производственных процессах. Хими ческие процессы в технологии судостроения широко распространены при очистке металла от ржавчины и пассировании, при производстве изоляционных, окрасочных и отделочных работ, в гальванопластических процессах и т. д. Не менее важным является внедрение в судо строение синтетических материалов — полимеров различных клас
160