Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

до уровня акватории судно выводится через ворота нижней ступени шлюза. Такая система пригодна и для спуска, и для подъема судов. Если док-камера предусматривает обслуживание двух-трех сбо­ рочно-монтажных линий, то верхняя ступень камеры соответственно уширяется для устройства в ней двух-трех ворот.

Система имеет ряд существенных преимуществ. Она является абсолютно надежной, в меньшей мере реагирует на изменение кли­ матических условий, позволяет осуществлять спуски или подъемы любых судов, размеры которых вписываются в габариты камеры, в период ледостава, при использовании теплых сбросных вод от теплоэнергосистем. На некоторых новых судостроительных пред­ приятиях удачно использована комбинация горизонтальной по­ строечной площадки с плавучим доком для спуска. В этом случае на палубе плавучего дока устанавливают рельсовые пути, которые стыкуются с путями на пирсе. Подготовленное к спуску судно на тележках перемещают на плавучий док. После затопления дока судно всплывает и отводится к достроечному пирсу.

Более крупные суда, со спусковым весом свыше 20 000 т, строят в сухих доках. Спуск судна на воду в этом случае заменяется всплы­ тием его после заполнения дока водой без каких-либо технических затруднений, которые иногда возникают при спуске судов больших размеров с обычных наклонных стапелей, особенно, если учесть отно­ сительно малую продольную прочность больших судов.

Судостроительные предприятия оснащаются транспортными сред­ ствами, а также кранами различной грузоподъемности, в зависи­ мости от назначения. Например, портальные краны имеют грузо­ подъемность 75—80 т, сборочно-сварочные цехи и эллинги осна­ щаются кранами грузрподъемностью до 100 т, при спаривании суммарная грузоподъемность их может составить 180—190 т. Для перемещения судов на горизонтальных стапельных местах создаются судовозные поезда из стапельных тележек со специальными гидрав­ лическими системами, способные транспортировать суда весом до 10 000 т. Для строительства крупнотоннажных судов, например танкеров дедвейтом около 150 000 т типа «Крым», сухой док осна­ щается двумя козловыми кранами грузоподъемностью по 360 т, что обеспечивает подъем секции судна весом до 600 т.

§ 37

Механизация и автоматизация производственных процессов.

Показатели уровня механизации и автоматизации

Механизация и автоматизация производственных процессов обес­ печивают дальнейший технический прогресс во всех отраслях социа­ листической промышленности, и в частности в судостроении. Повы­ шение уровня механизации и автоматизации значительно улучшает качественные показатели работы предприятия: способствует увели­ чению производительности труда и объема выпуска продукции, сни­ жает трудоемкость и себестоимость. Кроме того, с внедрением средств

165


механизации и автоматизации изменяется характер самого труда, создаются условия для окончательной ликвидации различий между трудом умственным и физическим, что придает этой проблеме поли­ тико-экономическое значение.

Под механизацией производственного процесса понимается замена в нем труда человека действием машины. Высшей ступенью разви­ тия механизации является автоматизация — применение машин, механизмов, приборов и других средств, позволяющих осуществлять производственные процессы без непосредственного участия человека.

Замена механизмов автоматической системой машин означает коренное, принципиальное совершенствование орудий труда. Преж­ няя трехзвенная система (двигатель, передаточный механизм, рабо­ чая машина) превращается в четырехзвенную, включающую в себя еще аппараты автоматического регулирования и управления произ­ водственными процессами (электрические, электронные, пневмати­ ческие). С помощью этих регулирующих устройств, работающих обычно на электрической энергии, осуществляется передача энергии движения, управляющих команд, контроль и управление работой.

Различают пять ступеней механизации и автоматизации произ­ водственного процесса: 1) механизированно-ручное, 2) механизи­

рованное, 3) комплексно-механизированное, 4)

автоматизированное

и 5) комплексно-автоматизированное.

производственном

При м е х а н и з и р о в а н н о - р у ч н о м

процессе в основном все операции осуществляются вручную, но отдельные операции производятся при помощи простейших меха­ низмов и механизированных инструментов, облегчающих и ускоряю­ щих труд человека. Механизированный производственный процесс характеризуется тем, что все его основные операции выполняются машинами и механизмами, но управление ими и вспомогательные операции частично производятся вручную. К о м п л е к с н о ­ м е х а н и з и р о в а н н ы й производственный процесс означает использование мащин по всему циклу, причем основные и вспомо­ гательные операции взаимосвязаны и обеспечивают заданный темп и производительность; управление машинами, механизмами и дру­ гим оборудованием частично также может осуществляться вручную.

При а в т о м а т и з и р о в а н н о м производственном про­ цессе основные и вспомогательные операции, а также процессы регу­ лирования выполняются без непосредственного участия человека, который осуществляет лишь наладку, профилактический ремонт, наблюдение и управление ходом производственного процесса. Нако­ нец, при к о м п л е к с н о - а в т о м а т и з и р о в а н н о м произ­ водственном процессе по всему циклу основные и вспомогательные операции и процессы регулирования осуществляются только с по­ мощью машин, и заданная производительность, а также качество продукции достигаются без непосредственного участия человека, на которого возлагаются функции наблюдения за работой специаль­ ных устройств или систем управления.

При автоматизированном и комплексно-автоматизированном про­ изводственном процессе применение ручного труда может допускаться

1 66


Л И Ш Ь н а

т е х о п е р а ц и я х ,

м е х а н и з а ц

и й . к о т о р ы х

н а

Д а н н о м " з т а п е

п р и з н а н а

н е ц е л е с о о б р а з н о й

п о т е х н и к о - э к о н о м и ч е с к и м

с о о б р а ж е ­

н и я м .

Механизацией и автоматизацией могут быть охвачены: отдельные станки и оборудование (полуавтоматы, автоматы), линии (поточная, механизированная поточная, комплексная механизированная поточ­ ная, автоматическая, комплексная автоматическая), отдельные про­ изводственные подразделения, участки, цехи и предприятия (ком­ плексно-механизированный завод, автоматизированный цех, ком­ плексно-автоматизированный участок).

Процесс механизации и автоматизации производства особое зна­ чение приобретает в судостроении, так как в этой области ручной труд занимал и занимает около половины всего объема работ по постройке судна. Уменьшить долю ручного труда в общем объеме его затрат, возможно главным образом за счет повышения уровня механизации и автоматизации производства.

По мере внедрения разнообразного механического инструмента

иоборудования и замены ручного труда машинным технический уровень производства, экономическая эффективность применяемых технологических процессов значительно повышаются, в результате также повышается и технический уровень выпускаемой продукции: улучшаются эксплуатационные качества судов, их прочность, надеж­ ность, долговечность, внешнее и внутреннее архитектурное офор­ мление, увеличивается коэффициент полезного действия судовых механических установок, экономическая эффективность судна.

Ванализ технического уровня судостроительной продукции входит: рассмотрение показателей экономической эффективности процесса судостроительного производства, определение абсолютных

иотносительных размеров капитальных вложений и сроков их оку­ паемости, а также оценка технико-экономических показателей эф­

фективности судов в эксплуатации, и прежде всего себестоимости перевозки груза и производительности труда судового экипажа. Результаты анализа сопоставляют с данными лучших существующих судов-прототипов отечественной и зарубежной постройки.

Технический уровень производства в судостроении определяется уровнем механизации и автоматизации производственных процессов, совершенством технологии и организации производства, а также степенью технической и энергетической вооруженности труда. Повы­ шение технического уровня судостроительного производства зависит от пополнения его новыми высокоэффективными механизмами, а также от расширения объема капитального ремонта и модерниза­ ции существующего оборудования, применения агрегатных станков и др.

При наличии большого объема монтажных работ, производящихся в основном вручную, механизация производства в судостроении'представляет собой важную и сложную задачу. Если основные работы по раскрою, обработке металла и его сварке удавалось механизи­ ровать посредством широкого применения различного рода меха­ низмов и машин, то для механизации вспомогательных работ, на

167


которых занято до 40% рабочих, в этом отношении еще имеются значительные резервы.

Механизацию производства в судостроении можно осуществлять использованием механизированного, пневматического и электри­ ческого инструмента; более широким применением пескоструйных и газорезательных аппаратов,' пульверизаторов, талей, транспорте­ ров и т. д. Механизация отдельных операций и видов работ в судо­ строении перерастает в комплексную механизацию, при которой с помощью машин производятся все основные технологические опера­ ции и вспомогательные работы, как это имеет место, например, при производстве якорных цепей, изготовлении фланцев и др. Наконец, развитие комплексной механизации приводит к автоматизации про­ изводства, как это осуществлено при изготовлении крепежных и других массовых изделий.

Главные направления развития средств механизации и автомати­

зации в основном сводятся к

следующим:

а) п о с к л а д с к о м у

х о з я й с т в у : создание объединен­

ного базисно-расходного склада с расположением его вблизи корпу­ сообрабатывающего цеха; оборудование склада кранами с поворот­

ными рамами и захватами, работающими по заданной

программе

и т. д.;

 

 

б) п о

к о р п у с о о б р а б а т ы в а ю щ е м у

п р о и з ­

в о д с т в у : организация специализированных поточных линий для автоматической газовой и механической резки, обработки листового и профильного металла и сплавов, управление поточными линиями и производственным процессом с помощью автоматов с центрального пульта. Подача скомплектованных изделий механизированными те­ лежками на многоярусный склад корпусных деталей с полной меха­ низацией погрузочно-разгрузочных работ при их складировании и выдаче;

в) по с б о р о ч н о -с в а р о ч н о м у п р о и з в о д с т в у : применение поточно-позиционного метода сборки, при котором обес­ печивается ритмичность производства; закрепление постоянной но­ менклатуры и объема работ за позициями и бригадами; четкая спе­ циализация рабочих; сокращение пути транспортирования металла, узлов и дёталей к месту сборки и сварки секций корпуса и ликви­ дация перекрещивающихся грузопотоков; механизация подавляю­ щего большинства технологических, вспомогательных и транспорт­ ных операций;

г) п о п р о и з в о д с т в у с у д о в ы х т р у б о п р о в о ­ д о в : введение поточных линий для обработки и сборки труб и узлов и для изготовления металлических гибких шлангов; организация централизованного производства стандартных и унифицированных элементов трубопроводов и изготовления труб в задел с применением методов бесшаблонной гибки на станках с программным управлением; широкое использование стандартных элементов электростыковой сварки, внедрение узловой сборки в цехе и осуществление установки монтажных узлов на судах и т. д.;

168


д) п о м о н т а ж н ы м р а б о т а м : широкое использование метода агрегатирования механизмов и устройств и агрегатного мон­ тажа их на судах; применение малоусадочных, быстротвердеющих пластических масс взамен металла для прокладок и клиньев, а также эластичных пластических масс для амортизаторов под механизмы; создание и внедрение новых производственных средств механизации основных, вспомогательных и подъемно-транспортных операций и поточных линий для изготовления специальных узлов;

е) по д о с т р о е ч н ы м р а б о т а м : организация специа­ лизированных предприятий, цехов или участков централизованного производства судовых изделий поточным методом для снабжения ими судостроительных заводов; проведение широкой унификации этих деталей и изделий с целью создания на предприятиях или в це­ хах автоматических поточных линий; введение различных средств механизации слесарно-сборочных, изоляционных, малярных и от­ делочных работ.

В целях полиой-ликвидации ручных и главным образом тяжелых работ, выполняемых без машин или с частичным их применением, на предприятиях составляется план осуществления комплексной механизации производственных процессов. Разработка такого плана начинается с определения фактического уровня механизации и авто­ матизации производственных процессов.

Уровень фактического состояния механизации и автоматизации производства на предприятии и в целом по отрасли обычно опреде­ ляют для выявления работ, осуществляемых рабочими вручную,,

сцелью последующей разработки мероприятий по их механизации

иавтоматизации; сопоставления уровня механизации и автоматиза­ ции по соответствующим видам производства на различных пред­

приятиях и в целом по отрасли; разработки плановых норма­ тивов.

Уровень механизации и автоматизации производства характери­ зуется следующими тремя основными показателями: 1) степенью охвата рабочих механизированным трудом; 2) уровнем механизиро­ ванного труда в общих трудозатратах; 3) уровнем механизации и автоматизации производственных процессов в каждом из производ­ ственных подразделений. По всем видам производства показатели уровня механизации и автоматизации определяются по единым фор­ мулам.

Степень охвата рабочих механизированным трудом С„ находится как отношение числа рабочих, выполняющих работу механизиро­ ванным способом, к общему числу рабочих (в процентах).

Уровень механизированного труда в общих трудозатратах Ум.т в общем виде выражается как отношение времени, затрачиваемого на выполнение работ механизированным способом ко времени выпол­ нения всего производственного цикла (в процентах).

Уровень механизации и автоматизации производственных про­ цессов Уп определяется как отношение затрат времени, необходи­ мого для выполнения машинных процессов, к общим затратам вре­ мени (в процентах).

1<?9