Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нительно простой и малотрудоемкий для решения на ЭВМ алгоритм транспортной задачи с дополнительными расчетами.

Наиболее разработанной является транспортная модель с допол­ нительным введением: а) данных о развитии производства и об удельных капиталовложениях; б) изменяющейся потребности в про­ дукции; в) наличных производственных мощностей и их перспектив­ ного роста; г) себестоимости. Такая задача может решаться в целом по народному хозяйству по отрасли по отдельным предприятиям или объединениям.

Всякая задача по размещению — это комплексная задача, при­ чем одним из наиболее сложных в ней является вопрос об оптималь­ ном сочетании интересов предприятий с интересами всего народного хозяйства.

Наряду с разработкой оптимальных методов, применяемых для решения задач по размещению, существенное значение имеет под­ готовка качественной информации — исходных статистических и оперативных данных. Важным источником информации для изучения межрайонных связей являются статистические данные о перевозках грузов: об их классификации, натуральных, объемных и ценностных показателях, корреспонденции и т. д.

Рассмотрим наиболее простую модель для решения задачи на размещение, а именно задачи установления оптимальных транспорт­ ных связей.

Пусть для определенного вида изделий задано: 1) пункт произ­ водства A t (і = 1 , 2 , . . ., m); 2) объем производства в пункте А с, равный а,; 3) пункт потребления В/ (/ = 1 , 2 , , . . , п); 4) объем по­ требления в пункте В,-, составляющий bf, 5) транспортные расходы по перемещению единицы продукции из пункта А { в пункт В/ выра­ жаются через с,-/; 6) предполагается, что производство и потребность сбалансированы, т. е. что имеет место равенство

тп

Ёаі = Ё ьг

і=і /=1

Необходимо определить максимально возможный объем перево­ зок, при котором сумма транспортных затрат была бы наименьшей. Для этого обозначаем искомый объем поставок из пункта A t в пункт Bf через хц и находим такую систему чисел хи-, которая будет удо­ влетворять следующим условиям:

(величина поставок из А { в Bf не отрицательна);

т

2 Хң = аі (объем производства в пункте A t равен а,);

1=П1

Y i X i j ^ b j (объем потребления в пункте Bf равен &/);

і—Х т п

СцХц—*min (сумма транспортных расходов минимальная).

і= 1 /=1

Это обычная транспортная задача линейного программирования, методы решения которой освещены в литературе.

212



Следует иметь в виду, что при

применении различных методов

и моделей результаты оптимальных

решений могут несколько раз­

личаться.

§ 50

Особенности размещения судостроительных предприятий

Размещение судостроительных предприятий также подчинено общим принципам размещения социалистического хозяйства. Но при этом предприятия морского судостроения размещаются в непо­ средственной близости к морским бассейнам или на реках и кана­ лах, по которым построенные суда могут быть выведены в море. Речные судостроительные предприятия размещаются на реках или в речных бассейнах.

При размещении судостроительных, а также судоремонтных пред­ приятий должно учитывать приближение их к районам эксплуа­ тации, во избежание балластных переходов к месту их постоянной работы или ремонта. На практике часто бывает по-другому. Так, почти все танкеры в последние годы строились в Ленинграде, а работают они в южных районах. Большая часть промысловых, транс­ портно-рефрижераторных судов была построена на южных заводах, а эксплуатируется на Севере, Дальнем Востоке и на Балтике. Отрыв судостроительных баз от районов эксплуатации связан с перего­ нами судов и поэтому сопряжен с дополнительными расходами для народного хозяйства.

Размещение судостроительной промышленности в дореволюци­ онной России отличалось нерациональностью характерной для капи­ тализма. Судостроительные заводы были сосредоточены в северозападном районе, на юге и в центральной части России. Остальные морские бассейны предприятий судостроения не имели. Деятель­ ность мелких предприятий и отдельных цехов ограничивалась судо­ ремонтом.

За годы Советской власти были построены новые судостроитель­ ные предприятия, размещение их стало более равномерным. Все водные бассейны СССР охвачены судостроением. Развитие экономики морских бассейнов вызывает необходимость расширения существу­ ющих и строительство новых судостроительных и судоремонтных предприятий.

Комплексным развитием судостроительных районов предусма­ тривается создание необходимых мощностей для строительства но­ вых судов, проведение судоремонтных работ в необходимых разме­ рах и обеспечение судостроительных и судоремонтных предприятий судовыми энергетическими установками, механизмами, оборудова­ нием и дельными вещами, арматурой и т. п.

Судостроительная промышленность включает в себя следующие типы предприятий: судостроительную верфь, комплексные судо­ строительные заводы со специализированными механическими це­ хами, судоремонтный завод, заводы судового машиностроения,

213


некоторые другие специализированные предприятия, судосборочные верфи и сдаточные базы и др.

Судостроительная верфь предназначается для строительства судов

сшироким использованием кооперирования с машиностроительными

идругими специализированными предприятиями, поставляющими

большую часть судовых механизмов и оборудования. В состав верфи входят следующие цехи: корпусообрабатывающий, где производится заготовка и обработка металла, сборочно-сварочный, цех сборки блоков, стапельный цех, корпусодостроечный, трубомедницкий, судомонтажный, деревообрабатывающий, малярный и др. Верфь обладает стапелями или доками, подъемно-транспортным оборудо­ ванием, а также необходимой прилегающей акваторией для спуска, достройки и испытаний судов. Иногда на верфи изготовляются нети­ повые вспомогательные механизмы и нестандартные детали судовых систем и устройств, для чего организуются специальные цехи.

Экономические преимущества судостроительной верфи заклю­ чаются в том, что предприятие такого типа можно построить в отно­ сительно короткий срок, и при этом потребуется относительно меньше капитальных вложений по сравнению с судостроительным заводом. При наличии кооперирования с машиностроительными пред­ приятиями специализированная судостроительная верфь дает высо­ кие экономические показатели производства.

Судостроительные заводы обладают относительно большей авто­ номностью, т. е. выполняют свой основной производственный про­ цесс при значительно меньшей зависимости от других заводов судо­ строительной промышленности.

Комплексные судостроительные заводы дополнительно к составу цехов верфи имеют: машиностроительные цехи, в том числе литей­ ные, кузнечные, механические, механосборочные, а также гальва­ нические, ремонтно-механические, модельные, инструментальные

идр. Такие заводы располагают мощными спусковыми сооруже­ ниями, доками и подъемно-транспортными средствами.

Постройка крупных танкеров, водоизмещением 150 000—20Q 000 т

иболее, в соответствии с перспективным планом развития граждан­ ского судостроения, потребовала создания нового судостроитель­ ного предприятия, которое располагало бы сухим" доком больших размеров.

Судоремонтный завод предназначается для ремонта и докования судов, а также для проведения различных модернизационных работ на них. Судоремонтное предприятие включает в себя различные производственные цехи: литейный, кузнечный, механический, кор­

пусный, электромонтажный, деревообделочный, такелажный и вспомогательные: инструментальный, транспортный, а также при­ чальные линии, судоподъемные средства и другие устройства.

Судоремонтные предприятия классифицируют по степени слож­ ности основного производства, т. е. по категориям производимого ремонта, объему кооперирования работ, а также по наличию на них нового судостроения. Судоремонтные предприятия, так же как и судостроительные заводы и судостроительные верфи, распола­

214


гаются в прибрежных районах, имеют необходимую акваторию, сообщающуюся с водным бассейном.

Кроме рассмотренных трех основных типов предприятий, имеются судосборочные верфи, и сдаточные базы, а также предприятия, спе­ циализирующиеся на изготовлении специальной оснастки, арма­ туры, дельных вещей и других изделий, необходимых для постройки судов.

Судосборочная верфь является предприятием неполного про­ филя. Ее функции сводятся к сборке, монтажу и испытанию судов, при условии поступления почти всех основных элементов корпуса, конструкций судна и всего комплекта судового оборудования извне.

Судосдаточная база предназначается для технического обслу­ живания судов в период ходовых испытаний. Поскольку и судо­ строительные заводы для морских судов размещаются, как правило,

вустьях рек/ а ходовые испытания проводятся в морских условиях,

врайонах проведения испытаний обычно создаются филиалы заво­ дов или вспомогательные предприятия — сдаточные базы, распо­ лагающиеся непосредственно на морском побережье.

Особенностью размещения заводов судового машиностроения является то, что они не нуждаются в акватории и поэтому могут располагаться обособленно от верфей и районов судостроения.

Если основанием для размещения предприятий типа судострои­ тельной верфи, судостроительного или судоремонтного завода яв­ ляется географический фактор — наличие освоенного в эксплуата­ ционном отношении водного бассейна, то на заводы судового маши­ ностроения распространяются общие принципы размещения про­ мышленных предприятий, и прежде всего приближение их к месту получения сырья и материалов и к районам потребления продукции.

Что касается предприятий, специализирующихся на изгото­ влении различного вида вспомогательного судового оборудования, то они, как и заводы судового машиностроения, могут распола­ гаться вне судостроительных районов.

§ 51

Технико-экономическое обоснование и экономическая эффективность размещения судостроительных предприятий

Основой строительства предприятий судостроительной промыш­ ленности является план развития судостроения на перспективный период. Так, капитальные вложения в предприятия судостроитель­ ной промышленности на девятое пятилетие по всем источникам финансирования возросли по сравнению с предыдущей пятилеткой.

Планом предусматривается: а) разработка схемы размещения вновь строящихся предприятий; создание новых, реконструкция и модернизация старых предприятий в целях обеспечения потреб­ ностей страны в судостроительной продукции; б) рациональное распределение капитальных вложений между подотраслями с целью

215