Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
нительно простой и малотрудоемкий для решения на ЭВМ алгоритм транспортной задачи с дополнительными расчетами.
Наиболее разработанной является транспортная модель с допол нительным введением: а) данных о развитии производства и об удельных капиталовложениях; б) изменяющейся потребности в про дукции; в) наличных производственных мощностей и их перспектив ного роста; г) себестоимости. Такая задача может решаться в целом по народному хозяйству по отрасли по отдельным предприятиям или объединениям.
Всякая задача по размещению — это комплексная задача, при чем одним из наиболее сложных в ней является вопрос об оптималь ном сочетании интересов предприятий с интересами всего народного хозяйства.
Наряду с разработкой оптимальных методов, применяемых для решения задач по размещению, существенное значение имеет под готовка качественной информации — исходных статистических и оперативных данных. Важным источником информации для изучения межрайонных связей являются статистические данные о перевозках грузов: об их классификации, натуральных, объемных и ценностных показателях, корреспонденции и т. д.
Рассмотрим наиболее простую модель для решения задачи на размещение, а именно задачи установления оптимальных транспорт ных связей.
Пусть для определенного вида изделий задано: 1) пункт произ водства A t (і = 1 , 2 , . . ., m); 2) объем производства в пункте А с, равный а,; 3) пункт потребления В/ (/ = 1 , 2 , , . . , п); 4) объем по требления в пункте В,-, составляющий bf, 5) транспортные расходы по перемещению единицы продукции из пункта А { в пункт В/ выра жаются через с,-/; 6) предполагается, что производство и потребность сбалансированы, т. е. что имеет место равенство
тп
Ёаі = Ё ьг
і=і /=1
Необходимо определить максимально возможный объем перево зок, при котором сумма транспортных затрат была бы наименьшей. Для этого обозначаем искомый объем поставок из пункта A t в пункт Bf через хц и находим такую систему чисел хи-, которая будет удо влетворять следующим условиям:
(величина поставок из А { в Bf не отрицательна);
т
2 Хң = аі (объем производства в пункте A t равен а,);
1=П1
Y i X i j ^ b j (объем потребления в пункте Bf равен &/);
і—Х т п
СцХц—*min (сумма транспортных расходов минимальная).
і= 1 /=1
Это обычная транспортная задача линейного программирования, методы решения которой освещены в литературе.
212
Следует иметь в виду, что при |
применении различных методов |
и моделей результаты оптимальных |
решений могут несколько раз |
личаться.
§ 50
Особенности размещения судостроительных предприятий
Размещение судостроительных предприятий также подчинено общим принципам размещения социалистического хозяйства. Но при этом предприятия морского судостроения размещаются в непо средственной близости к морским бассейнам или на реках и кана лах, по которым построенные суда могут быть выведены в море. Речные судостроительные предприятия размещаются на реках или в речных бассейнах.
При размещении судостроительных, а также судоремонтных пред приятий должно учитывать приближение их к районам эксплуа тации, во избежание балластных переходов к месту их постоянной работы или ремонта. На практике часто бывает по-другому. Так, почти все танкеры в последние годы строились в Ленинграде, а работают они в южных районах. Большая часть промысловых, транс портно-рефрижераторных судов была построена на южных заводах, а эксплуатируется на Севере, Дальнем Востоке и на Балтике. Отрыв судостроительных баз от районов эксплуатации связан с перего нами судов и поэтому сопряжен с дополнительными расходами для народного хозяйства.
Размещение судостроительной промышленности в дореволюци онной России отличалось нерациональностью характерной для капи тализма. Судостроительные заводы были сосредоточены в северозападном районе, на юге и в центральной части России. Остальные морские бассейны предприятий судостроения не имели. Деятель ность мелких предприятий и отдельных цехов ограничивалась судо ремонтом.
За годы Советской власти были построены новые судостроитель ные предприятия, размещение их стало более равномерным. Все водные бассейны СССР охвачены судостроением. Развитие экономики морских бассейнов вызывает необходимость расширения существу ющих и строительство новых судостроительных и судоремонтных предприятий.
Комплексным развитием судостроительных районов предусма тривается создание необходимых мощностей для строительства но вых судов, проведение судоремонтных работ в необходимых разме рах и обеспечение судостроительных и судоремонтных предприятий судовыми энергетическими установками, механизмами, оборудова нием и дельными вещами, арматурой и т. п.
Судостроительная промышленность включает в себя следующие типы предприятий: судостроительную верфь, комплексные судо строительные заводы со специализированными механическими це хами, судоремонтный завод, заводы судового машиностроения,
213
некоторые другие специализированные предприятия, судосборочные верфи и сдаточные базы и др.
Судостроительная верфь предназначается для строительства судов
сшироким использованием кооперирования с машиностроительными
идругими специализированными предприятиями, поставляющими
большую часть судовых механизмов и оборудования. В состав верфи входят следующие цехи: корпусообрабатывающий, где производится заготовка и обработка металла, сборочно-сварочный, цех сборки блоков, стапельный цех, корпусодостроечный, трубомедницкий, судомонтажный, деревообрабатывающий, малярный и др. Верфь обладает стапелями или доками, подъемно-транспортным оборудо ванием, а также необходимой прилегающей акваторией для спуска, достройки и испытаний судов. Иногда на верфи изготовляются нети повые вспомогательные механизмы и нестандартные детали судовых систем и устройств, для чего организуются специальные цехи.
Экономические преимущества судостроительной верфи заклю чаются в том, что предприятие такого типа можно построить в отно сительно короткий срок, и при этом потребуется относительно меньше капитальных вложений по сравнению с судостроительным заводом. При наличии кооперирования с машиностроительными пред приятиями специализированная судостроительная верфь дает высо кие экономические показатели производства.
Судостроительные заводы обладают относительно большей авто номностью, т. е. выполняют свой основной производственный про цесс при значительно меньшей зависимости от других заводов судо строительной промышленности.
Комплексные судостроительные заводы дополнительно к составу цехов верфи имеют: машиностроительные цехи, в том числе литей ные, кузнечные, механические, механосборочные, а также гальва нические, ремонтно-механические, модельные, инструментальные
идр. Такие заводы располагают мощными спусковыми сооруже ниями, доками и подъемно-транспортными средствами.
Постройка крупных танкеров, водоизмещением 150 000—20Q 000 т
иболее, в соответствии с перспективным планом развития граждан ского судостроения, потребовала создания нового судостроитель ного предприятия, которое располагало бы сухим" доком больших размеров.
Судоремонтный завод предназначается для ремонта и докования судов, а также для проведения различных модернизационных работ на них. Судоремонтное предприятие включает в себя различные производственные цехи: литейный, кузнечный, механический, кор
пусный, электромонтажный, деревообделочный, такелажный и вспомогательные: инструментальный, транспортный, а также при чальные линии, судоподъемные средства и другие устройства.
Судоремонтные предприятия классифицируют по степени слож ности основного производства, т. е. по категориям производимого ремонта, объему кооперирования работ, а также по наличию на них нового судостроения. Судоремонтные предприятия, так же как и судостроительные заводы и судостроительные верфи, распола
214
гаются в прибрежных районах, имеют необходимую акваторию, сообщающуюся с водным бассейном.
Кроме рассмотренных трех основных типов предприятий, имеются судосборочные верфи, и сдаточные базы, а также предприятия, спе циализирующиеся на изготовлении специальной оснастки, арма туры, дельных вещей и других изделий, необходимых для постройки судов.
Судосборочная верфь является предприятием неполного про филя. Ее функции сводятся к сборке, монтажу и испытанию судов, при условии поступления почти всех основных элементов корпуса, конструкций судна и всего комплекта судового оборудования извне.
Судосдаточная база предназначается для технического обслу живания судов в период ходовых испытаний. Поскольку и судо строительные заводы для морских судов размещаются, как правило,
вустьях рек/ а ходовые испытания проводятся в морских условиях,
врайонах проведения испытаний обычно создаются филиалы заво дов или вспомогательные предприятия — сдаточные базы, распо лагающиеся непосредственно на морском побережье.
Особенностью размещения заводов судового машиностроения является то, что они не нуждаются в акватории и поэтому могут располагаться обособленно от верфей и районов судостроения.
Если основанием для размещения предприятий типа судострои тельной верфи, судостроительного или судоремонтного завода яв ляется географический фактор — наличие освоенного в эксплуата ционном отношении водного бассейна, то на заводы судового маши ностроения распространяются общие принципы размещения про мышленных предприятий, и прежде всего приближение их к месту получения сырья и материалов и к районам потребления продукции.
Что касается предприятий, специализирующихся на изгото влении различного вида вспомогательного судового оборудования, то они, как и заводы судового машиностроения, могут распола гаться вне судостроительных районов.
§ 51
Технико-экономическое обоснование и экономическая эффективность размещения судостроительных предприятий
Основой строительства предприятий судостроительной промыш ленности является план развития судостроения на перспективный период. Так, капитальные вложения в предприятия судостроитель ной промышленности на девятое пятилетие по всем источникам финансирования возросли по сравнению с предыдущей пятилеткой.
Планом предусматривается: а) разработка схемы размещения вновь строящихся предприятий; создание новых, реконструкция и модернизация старых предприятий в целях обеспечения потреб ностей страны в судостроительной продукции; б) рациональное распределение капитальных вложений между подотраслями с целью
215