Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

производственной структуры судостроительных предприятий, при­ ближение их к профилю судостроительной верфи; б) повышение уровня специализации судостроительных предприятий за счет более целесообразного распределения постройки отдельных типов судов между заводами и возможности сокращения количества типов судов, одновременно строящихся на отдельном предприятии; в) доля спе­ циализированных предприятий по видам технологических процессов, по изготовлению полуфабрикатов и изделий цехов и заводов, обслу­ живающих в порядке кооперирования все судостроительные пред­ приятия.

В целях упрощения производственной структуры специализиро­ ванного судостроительного предприятия и приближения его к верфи по профилю следует определить удельное значение судостроительных

инесудостроительных заказов в общей производственной программе судостроительного предприятия по объему выпускаемой продукции

ипо суммарной трудоемкости, а также удельное значение работ ма­ шиностроительных цехов в программе предприятия и состав произ­ водственных цехов предприятия по характеру и качеству оборудо­ вания.

Для общей оценки специализации предприятия определяется удельное значение специализированных производств, обслуживаю­ щих другие судостроительные предприятия в порядке кооперирова­ ния, в общей производственной программе этого предприятия. Важ­ ным в этом вопросе является также и установление доли получаемых изделий по объему и составу и по источникам покрытия.

При анализе состояния кооперирования судостроительных пред­ приятий учитывают следующие факторы: а) удельное значение коопе­ рированных поставок для целей судостроения по внутрирайонному

имежрайонному, межзаводскому и межотраслевому кооперированию; б) увеличение удельного значения поставок по внутрирайонному кооперированию в общем объеме кооперированных поставок.

При этом на каждом судостроительном предприятии устанавли­ вается удельное значение кооперированных поставок в общей стои­ мости судостроительной продукции. Величина удельного значения кооперированных поставок в себестоимости судов в значительной степени зависит от сложности судна и насыщенности его механиз­ мами, приборами и оборудованием.

Уровень кооперирования в судостроении можно оценить путем сравнения построенных судов с судами близких типов, строившимися ранее, по доле кооперированных поставок в их себестоимости. По­ мимо этого интересно определить долю поставок, выполняемых в по­ рядке внутризаводского и межотраслевого кооперирования.

Для анализа экономической эффективности, объема и характера кооперирования судостроительных предприятий и определения его лучших вариантов необходимо: а) составить перечень заводов, по­ ставляющих изделия для судостроительного предприятия, и уста­ новить их территориальную отдаленность; б) определить номенкла­ туру, количество и суммарную стоимость кооперированных поставок каждого завода-поставщика и изделий, поставляемых судостроитель­

207


ными предприятиями; в) установить перечень заводов, которым по­ ставляют изделия судостроительные предприятия, и их территори­ альную отдаленность; г) рассчитать для основных типов судов удель­ ное значение изделий (по стоимости), поставляемых по межрайонному

ивнутрирайонному кооперированию, в общем объеме поставок по кооперированию; д) рассчитать объем кооперирования (по стоимости) по каждому судостроительному предприятию с заводами-заказчи- ками, расположенными в том же или в других судостроительных рай­ онах; е) составить перечень технико-экономических характеристик специализированных производств, изготовляющих оборудование для строящихся судов в порядке кооперирования.

Получить перечисленные материалы можно лишь после выполне­ ния значительного объема работ, связанных с выборкой, системати­ зацией и обработкой большого количества цифровой информации. Эти данные позволяют не только анализировать и оценивать состоя­ ние и уровень специализации и кооперирования судостроительных предприятий, но и могут послужить основой для разработки технико­ экономических мероприятий по их дальнейшему совершенствованию

иразвитию.

Для более точного и полного решения этих вопросв все шире при­ меняют экономико-математические методы с использованием элек­ тронных вычислительных машин.

Контрольные вопросы

1. Понятие о концентрации производства и ее влияние на специализацию и

кооперирование в судостроении.

 

2. Виды специализации в

судостроении и судовом машиностроении.

3. Показатели уровня специализации в судостроении и ее экономическая эф­

фективность.

 

 

 

4. Значение производственного кооперирования в судостроительной промышлен­

ности.

 

 

 

 

5.

Виды

комбинирования

промышленного производства и экономическое зна­

чение комбинирования для народного хозяйства.

 

6.

Основы

планирования

специализации и

кооперирования.

7.

Анализ

специализации

и кооперирования

судостроительного предприятия.

ГЛАВА

РАЗМЕЩЕНИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

§ 49

Основные принципы размещения судостроительной промышленности

Рациональное размещение социалистической промышленности имеет важнейшее народнохозяйственное значение. Правильное, на­ учно обоснованное решение этой проблемы обеспечивает большую

208


экономию общественного труда, комплексное развитие экономиче­ ских районов и специализацию их промышленных предприятий.

В соответствии с распоряжением Советского правительства создан Совет по размещению производительных сил страны, в задачу кото­ рого входит разработать проект размещения производительных сил на перспективный период на основе научного прогнозирования раз­ вития народного хозяйства.

Проект размещения производительных сил представляет собой синтез результатов экономических исследований, в котором плани­ руется развитие экономических районов страны с учетом их есте­ ственных богатств, размещения предприятий и производств отдель­ ных отраслей промышленности.

Сущность проблемы рационального размещения промышленности состоит в том, чтобы при наличии уже имеющихся разобщенных отраслей создать наиболее эффективные производственно-экономи­ ческие территориальные комплексы при данном объеме капитальных вложений. Технико-экономическое обоснование, т. е. определение экономической эффективности различных вариантов размещения вы­ полняется при помощи таких общепринятых показателей, как сни­ жение себестоимости производства и транспортировки продукции, капитальных затрат с учетом уменьшения расходов в сопряженные отрасли промышленности, а также сокращение сроков окупаемости капитальных вложений.

Важнейшими принципами размещения социалистической про­ мышленности являются: а) всемерное приближение промышленного производства к источникам сырья и топлива с целью сокращения за­ трат на их перевозку и готовой промышленной продукции к районам потребления; б) равномерное размещение промышленного произ­ водства по территории страны и рациональное распределение произ­ водительных сил между экономическими районами; в) индустриали­ зация отсталых в прошлом национальных окраин для подъема их экономики; г) всемерное укрепление оборонной мощи страны.

Первостепенным принципом размещения социалистической про­ мышленности является приближение промышленного производства, к источникам сырья и районам потребления промышленной продук­ ции. В. И. Ленин еще в 1918 г. указал, что в план реорганизации про­ мышленности и экономического подъема России должно входить «рациональное размещение промышленности в России с точки зрения близости сырья и возможности наименьшей потери труда при пере­ ходе от обработки сырья ко всем последовательным стадиям обра­ ботки полуфабрикатов вплоть до получения готового продукта» 1.

Приближение промышленности к источникам сырья и районам потребления обеспечивает: а) наилучшее использование природных возможностей и полезных ископаемых, с первоочередным вовлече­ нием в производство наиболее экономически выгодных видов сырья; б) ликвидацию дальних нерациональных перевозок сырья, топлива1

1 Л е н и н В. И. Набросок плана научно-технических

работ. — Поли. собр.

соч. Изд. 5-е, т. 36, с. 228.

 

14 С. П. Логинов

209


'и готовой продукции; в) установление, рациональной специализации экономических районов страны.

Принцип равномерного размещения промышленности предпола­ гает также рациональное разделение труда между экономическими районами и комплексное специализированное развитие этих районов. Комплексное развитие предполагает создание в каждом экономиче­ ском районе, сообразно его природным богатствам, комплекса произ­ водств по разработке сырьевых ресурсов и по дальнейшей перера­ ботке их на всех стадиях вплоть до завершения выпуска готовой продукции.

Экономическое прогнозирование развития экономических райо­ нов, и в первую очередь Сибири, указывает на необходимость созда­ ния территориально-производственных комплексов, таких, как Саян­ ский, Братский и т. д. При этом выбор оптимального варианта должен основываться на расчетах экономической эффективности с привле­ чением экономико-математического моделирования и электронной вычислительной техники.

«Развернутое строительство коммунизма требует все более рацио­ нального размещения промышленности, которое обеспечит экономию общественного труда, комплексное развитие районов и специализацию их хозяйств, устранит чрезмерную скученность населения в крупных городах, будет содействовать преодолению существенных различий между городом и деревней, дальнейшему выравниванию уровней экономического развития районов страны» х.

Если территориально-производственные комплексы определяются на основе перспективного прогнозирования, то создание промышлен­ ных узлов предусматривается пятнлетними планами капитальных вложений, т. е. строительство комплекса производственных предприя­ тий, имеющих общее вспомогательное хозяйство, обслуживающее основное производство этих предприятий. Создание промышленных узлов сокращает капитальные вложения и эксплуатационные рас­ ходы.-

В отличие от капиталистического хозяйства, при котором разме­ щение промышленности отвечает частнокапиталистическим интере­ сам, подчинено стихийным законам и отражает противоречия капита­ лизма, социалистическая система хозяйства позволяет осуществлять плановое оптимальное размещение промышленности с комплексным использованием природных богатств.

Особое значение имеет вопрос об установлении правильных, эко­ номически эффективных соотношений в развитии ведущих отраслей промышленности в европейской части Советского Союза и главным образом в восточных районах, где находится большая часть природ­ ных ресурсов, производство электроэнергии, сырья и топлива, газа, а издержки по их получению значительно меньше, чем в европейской части. Создание различных отраслей промышленности на востоке и юго-востоке с одновременным развитием промышленности в старых1

1 Программа КПСС. М., Госполитиздат, 1961, с. 72.

210


индустриальных районах явится мощным рычагом повышения эко­ номической эффективности народного хозяйства в целом.

Образование системы социалистических стран и Совета Эконо­ мической Взаимопомощи придало проблеме размещения производи­ тельных сил международное значение. В настоящее время плани­ рование и размещение крупных промышленных предприятий и энергосистем не может ограничиться рамками одной страны, а должно производиться с учетом интересов всех стран Совета Экономической Взаимопомощи, т. е. они должны проводиться в тех отраслях про­ мышленности, для развития которых у них имеются наиболее благо­ приятные природные и экономические условия, специальные кадры и т. д.

Правильное размещение промышленности обусловливает темпы и масштабы расширенного воспроизводства, комплексное развитие экономических районов, усиление экономической мощи и укрепле­ ние обороноспособности Советского государства.

При размещении промышленности предусматривается также быстрый и планомерный подъем хозяйства в ранее экономически отсталых районах страны, обеспечение культурного роста нацио­ нальных республик до уровня передовых промышленных районов, ликвидация унаследованных от дореволюционной России диспро­ порций в развитии промышленного производства на основе сочета­ ния интересов страны в целом с интересами каждой республики в отдельности.

При рассмотрении принципов размещения промышленности при­ ходится учитывать влияние различных факторов и условий: геогра­ фических (место нахождения полезных ископаемых, воднотранс­ портных ресурсов); климатических; социально-демографических (на­ личие трудовых ресурсов, их структура и квалификационный состав); технических (технический прогресс, электрификация, химизация); технологических и организационно-производственных (особенности применяемых технологических процессов, возможности концен­ трации, кооперирования, специализации производства). Нельзя не учитывать и размещения имеющихся реконструированных пред­ приятий.

Проблему рационального размещения промышленности можно рассматривать как экономико-математическую задачу на построение модели оптимального сочетания районов концентрации природных ресурсов, центров производства и центров потребления.

Если бы себестоимость продукции отдельных отраслей промыш­ ленности не зависела от уровня техники, количества и качества сырья, водных ресурсов, то вопрос о размещении.сводился бы к наи­ выгоднейшим условиям перевозок, т. е. к транспортной задаче линейного программирования. Но при составлении более сложной модели размещения, учитывающей экономические показатели (себе­ стоимость, производительность труда и др.), размеры производства, внедрение новой техники и другие факторы, приходится прибегать к некоторым изменениям транспортной модели, комбинируя срав­

14*

211