Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
производственной структуры судостроительных предприятий, при ближение их к профилю судостроительной верфи; б) повышение уровня специализации судостроительных предприятий за счет более целесообразного распределения постройки отдельных типов судов между заводами и возможности сокращения количества типов судов, одновременно строящихся на отдельном предприятии; в) доля спе циализированных предприятий по видам технологических процессов, по изготовлению полуфабрикатов и изделий цехов и заводов, обслу живающих в порядке кооперирования все судостроительные пред приятия.
В целях упрощения производственной структуры специализиро ванного судостроительного предприятия и приближения его к верфи по профилю следует определить удельное значение судостроительных
инесудостроительных заказов в общей производственной программе судостроительного предприятия по объему выпускаемой продукции
ипо суммарной трудоемкости, а также удельное значение работ ма шиностроительных цехов в программе предприятия и состав произ водственных цехов предприятия по характеру и качеству оборудо вания.
Для общей оценки специализации предприятия определяется удельное значение специализированных производств, обслуживаю щих другие судостроительные предприятия в порядке кооперирова ния, в общей производственной программе этого предприятия. Важ ным в этом вопросе является также и установление доли получаемых изделий по объему и составу и по источникам покрытия.
При анализе состояния кооперирования судостроительных пред приятий учитывают следующие факторы: а) удельное значение коопе рированных поставок для целей судостроения по внутрирайонному
имежрайонному, межзаводскому и межотраслевому кооперированию; б) увеличение удельного значения поставок по внутрирайонному кооперированию в общем объеме кооперированных поставок.
При этом на каждом судостроительном предприятии устанавли вается удельное значение кооперированных поставок в общей стои мости судостроительной продукции. Величина удельного значения кооперированных поставок в себестоимости судов в значительной степени зависит от сложности судна и насыщенности его механиз мами, приборами и оборудованием.
Уровень кооперирования в судостроении можно оценить путем сравнения построенных судов с судами близких типов, строившимися ранее, по доле кооперированных поставок в их себестоимости. По мимо этого интересно определить долю поставок, выполняемых в по рядке внутризаводского и межотраслевого кооперирования.
Для анализа экономической эффективности, объема и характера кооперирования судостроительных предприятий и определения его лучших вариантов необходимо: а) составить перечень заводов, по ставляющих изделия для судостроительного предприятия, и уста новить их территориальную отдаленность; б) определить номенкла туру, количество и суммарную стоимость кооперированных поставок каждого завода-поставщика и изделий, поставляемых судостроитель
207
ными предприятиями; в) установить перечень заводов, которым по ставляют изделия судостроительные предприятия, и их территори альную отдаленность; г) рассчитать для основных типов судов удель ное значение изделий (по стоимости), поставляемых по межрайонному
ивнутрирайонному кооперированию, в общем объеме поставок по кооперированию; д) рассчитать объем кооперирования (по стоимости) по каждому судостроительному предприятию с заводами-заказчи- ками, расположенными в том же или в других судостроительных рай онах; е) составить перечень технико-экономических характеристик специализированных производств, изготовляющих оборудование для строящихся судов в порядке кооперирования.
Получить перечисленные материалы можно лишь после выполне ния значительного объема работ, связанных с выборкой, системати зацией и обработкой большого количества цифровой информации. Эти данные позволяют не только анализировать и оценивать состоя ние и уровень специализации и кооперирования судостроительных предприятий, но и могут послужить основой для разработки технико экономических мероприятий по их дальнейшему совершенствованию
иразвитию.
Для более точного и полного решения этих вопросв все шире при меняют экономико-математические методы с использованием элек тронных вычислительных машин.
Контрольные вопросы
1. Понятие о концентрации производства и ее влияние на специализацию и
кооперирование в судостроении. |
|
|||
2. Виды специализации в |
судостроении и судовом машиностроении. |
|||
3. Показатели уровня специализации в судостроении и ее экономическая эф |
||||
фективность. |
|
|
|
|
4. Значение производственного кооперирования в судостроительной промышлен |
||||
ности. |
|
|
|
|
5. |
Виды |
комбинирования |
промышленного производства и экономическое зна |
|
чение комбинирования для народного хозяйства. |
|
|||
6. |
Основы |
планирования |
специализации и |
кооперирования. |
7. |
Анализ |
специализации |
и кооперирования |
судостроительного предприятия. |
ГЛАВА
РАЗМЕЩЕНИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
§ 49
Основные принципы размещения судостроительной промышленности
Рациональное размещение социалистической промышленности имеет важнейшее народнохозяйственное значение. Правильное, на учно обоснованное решение этой проблемы обеспечивает большую
208
экономию общественного труда, комплексное развитие экономиче ских районов и специализацию их промышленных предприятий.
В соответствии с распоряжением Советского правительства создан Совет по размещению производительных сил страны, в задачу кото рого входит разработать проект размещения производительных сил на перспективный период на основе научного прогнозирования раз вития народного хозяйства.
Проект размещения производительных сил представляет собой синтез результатов экономических исследований, в котором плани руется развитие экономических районов страны с учетом их есте ственных богатств, размещения предприятий и производств отдель ных отраслей промышленности.
Сущность проблемы рационального размещения промышленности состоит в том, чтобы при наличии уже имеющихся разобщенных отраслей создать наиболее эффективные производственно-экономи ческие территориальные комплексы при данном объеме капитальных вложений. Технико-экономическое обоснование, т. е. определение экономической эффективности различных вариантов размещения вы полняется при помощи таких общепринятых показателей, как сни жение себестоимости производства и транспортировки продукции, капитальных затрат с учетом уменьшения расходов в сопряженные отрасли промышленности, а также сокращение сроков окупаемости капитальных вложений.
Важнейшими принципами размещения социалистической про мышленности являются: а) всемерное приближение промышленного производства к источникам сырья и топлива с целью сокращения за трат на их перевозку и готовой промышленной продукции к районам потребления; б) равномерное размещение промышленного произ водства по территории страны и рациональное распределение произ водительных сил между экономическими районами; в) индустриали зация отсталых в прошлом национальных окраин для подъема их экономики; г) всемерное укрепление оборонной мощи страны.
Первостепенным принципом размещения социалистической про мышленности является приближение промышленного производства, к источникам сырья и районам потребления промышленной продук ции. В. И. Ленин еще в 1918 г. указал, что в план реорганизации про мышленности и экономического подъема России должно входить «рациональное размещение промышленности в России с точки зрения близости сырья и возможности наименьшей потери труда при пере ходе от обработки сырья ко всем последовательным стадиям обра ботки полуфабрикатов вплоть до получения готового продукта» 1.
Приближение промышленности к источникам сырья и районам потребления обеспечивает: а) наилучшее использование природных возможностей и полезных ископаемых, с первоочередным вовлече нием в производство наиболее экономически выгодных видов сырья; б) ликвидацию дальних нерациональных перевозок сырья, топлива1
1 Л е н и н В. И. Набросок плана научно-технических |
работ. — Поли. собр. |
соч. Изд. 5-е, т. 36, с. 228. |
|
14 С. П. Логинов |
209 |
'и готовой продукции; в) установление, рациональной специализации экономических районов страны.
Принцип равномерного размещения промышленности предпола гает также рациональное разделение труда между экономическими районами и комплексное специализированное развитие этих районов. Комплексное развитие предполагает создание в каждом экономиче ском районе, сообразно его природным богатствам, комплекса произ водств по разработке сырьевых ресурсов и по дальнейшей перера ботке их на всех стадиях вплоть до завершения выпуска готовой продукции.
Экономическое прогнозирование развития экономических райо нов, и в первую очередь Сибири, указывает на необходимость созда ния территориально-производственных комплексов, таких, как Саян ский, Братский и т. д. При этом выбор оптимального варианта должен основываться на расчетах экономической эффективности с привле чением экономико-математического моделирования и электронной вычислительной техники.
«Развернутое строительство коммунизма требует все более рацио нального размещения промышленности, которое обеспечит экономию общественного труда, комплексное развитие районов и специализацию их хозяйств, устранит чрезмерную скученность населения в крупных городах, будет содействовать преодолению существенных различий между городом и деревней, дальнейшему выравниванию уровней экономического развития районов страны» х.
Если территориально-производственные комплексы определяются на основе перспективного прогнозирования, то создание промышлен ных узлов предусматривается пятнлетними планами капитальных вложений, т. е. строительство комплекса производственных предприя тий, имеющих общее вспомогательное хозяйство, обслуживающее основное производство этих предприятий. Создание промышленных узлов сокращает капитальные вложения и эксплуатационные рас ходы.-
В отличие от капиталистического хозяйства, при котором разме щение промышленности отвечает частнокапиталистическим интере сам, подчинено стихийным законам и отражает противоречия капита лизма, социалистическая система хозяйства позволяет осуществлять плановое оптимальное размещение промышленности с комплексным использованием природных богатств.
Особое значение имеет вопрос об установлении правильных, эко номически эффективных соотношений в развитии ведущих отраслей промышленности в европейской части Советского Союза и главным образом в восточных районах, где находится большая часть природ ных ресурсов, производство электроэнергии, сырья и топлива, газа, а издержки по их получению значительно меньше, чем в европейской части. Создание различных отраслей промышленности на востоке и юго-востоке с одновременным развитием промышленности в старых1
1 Программа КПСС. М., Госполитиздат, 1961, с. 72.
210
индустриальных районах явится мощным рычагом повышения эко номической эффективности народного хозяйства в целом.
Образование системы социалистических стран и Совета Эконо мической Взаимопомощи придало проблеме размещения производи тельных сил международное значение. В настоящее время плани рование и размещение крупных промышленных предприятий и энергосистем не может ограничиться рамками одной страны, а должно производиться с учетом интересов всех стран Совета Экономической Взаимопомощи, т. е. они должны проводиться в тех отраслях про мышленности, для развития которых у них имеются наиболее благо приятные природные и экономические условия, специальные кадры и т. д.
Правильное размещение промышленности обусловливает темпы и масштабы расширенного воспроизводства, комплексное развитие экономических районов, усиление экономической мощи и укрепле ние обороноспособности Советского государства.
При размещении промышленности предусматривается также быстрый и планомерный подъем хозяйства в ранее экономически отсталых районах страны, обеспечение культурного роста нацио нальных республик до уровня передовых промышленных районов, ликвидация унаследованных от дореволюционной России диспро порций в развитии промышленного производства на основе сочета ния интересов страны в целом с интересами каждой республики в отдельности.
При рассмотрении принципов размещения промышленности при ходится учитывать влияние различных факторов и условий: геогра фических (место нахождения полезных ископаемых, воднотранс портных ресурсов); климатических; социально-демографических (на личие трудовых ресурсов, их структура и квалификационный состав); технических (технический прогресс, электрификация, химизация); технологических и организационно-производственных (особенности применяемых технологических процессов, возможности концен трации, кооперирования, специализации производства). Нельзя не учитывать и размещения имеющихся реконструированных пред приятий.
Проблему рационального размещения промышленности можно рассматривать как экономико-математическую задачу на построение модели оптимального сочетания районов концентрации природных ресурсов, центров производства и центров потребления.
Если бы себестоимость продукции отдельных отраслей промыш ленности не зависела от уровня техники, количества и качества сырья, водных ресурсов, то вопрос о размещении.сводился бы к наи выгоднейшим условиям перевозок, т. е. к транспортной задаче линейного программирования. Но при составлении более сложной модели размещения, учитывающей экономические показатели (себе стоимость, производительность труда и др.), размеры производства, внедрение новой техники и другие факторы, приходится прибегать к некоторым изменениям транспортной модели, комбинируя срав
14* |
211 |