Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по типам судов, видам и типоразмерам судового оборудования; при этом учитывают перспективы развития каждого типа судна или вида оборудования. В результате за каждым предприятием закрепляют определенные типы судов. По мере развития и технического осна­ щения предприятия оно может переключаться с одного типоразмера на другой, более совершенный. Примером может служить специали­ зация одной верфи на постройке буксирных судов с помощью двига­ телей от 400 до 600 л. с. В последующем эта верфь без существенной реконструкции перешла к постройке буксиров, имеющих мощность двигателей 800 л. с., а затем и 1200 л. с.

Производственное кооперирование в судостроении отражается в народнохозяйственном и отраслевом планах. В народнохозяйствен­ ном плане предусматриваются производственные связи судострое­ ния с другими отраслями промышленности (межотраслевое коопери­ рование), в отраслевом же плане указывается межзаводское коопери­ рование. Вследствие многочисленности поставщиков и необходимости получения от них изделий в строго определенные сроки, планиро­ вание поставок представляет известную сложность.

Пользуясь технологическим планом постройки и спецификацией для каждого типа судна, составляют графики комплектации, отра­ жающие последовательность поставок различного вида судового обо­ рудования в зависимости от технической готовности судна. Напри­ мер, для транспортных судов может быть принят следующий при­ мерный график комплектации:

 

% технической

 

готовности судна

Корпусное литье, поковки, линии вала, баллеры

 

рулей ........................................................................................

5— 10

Механическое оборудование машинно-котельных от­

 

делений ....................................................................................

15—30

Электрооборудование................................... ..........................

35—50

Р адиооборудование..................................................................

55—65

Предметы судового сн абж ен и я ............................................

70—80

Сроки погрузки оборудования на судно определяют исходя из технологического плана или сетевого графика.

В отраслевом плане кооперирования отражаются потребность всех судостроительных предприятий в комплектующих изделиях по номенклатуре и срокам изготовления и источники покрытия этой потребности.

Планирование межзаводского кооперирования (внутри отрасли) включает в себя: а) определение номенклатуры и количества обору­ дования, заказываемого в порядке кооперирования в соответствии с планами постройки судов и сроков поставки его на предприятиезаказчик; б) распределение оборудования между заводами, обеспе­ чение заводов необходимой технической документацией (чертежи, технические условия, спецификации); в) установление мер по кон­ тролю за выполнением планов кооперирования.

Потребность в кооперированных поставках по каждому типу су­ дов определяет конструкторское бюро еще при проектировании

203


судна, для чего оно составляет ведомости заказов оборудования (раз­ дельно по межотраслевым и межзаводским поставкам) по основным разделам, например: машины и механизмы для машинно-котельного отделения, производственно-технологическое оборудование для про­ мысловых судов и плавучих заводов, судовые системы, палубные устройства и механизмы н т. п. В ведомости указываются: марка материала, характеристика, количество и вес оборудования, цена единицы и общая стоимость, а также наименование завода-изготови- теля или поставщика.

При разработке годового плана судостроительный завод состав­ ляет расчет — заявку на необходимые ему поставки по коопериро­ ванию. В заявке указывают: наименования предприятий-поставщи- ков, номера проектов судов и объектов строительства, для которых необходимы изделия, нормативы расходования изделий и оптовые цены на них, их общее количество и суммарная стоимость. Заявка направляется соответствующим заводам-поставщикам и террито­ риальным управлениям материально-технического снабжения. Пла­ новые отделы отраслевых управлений высылают разнарядки на по­ ставки изделий по производственному кооперированию, которые вместе с планом кооперирования являются основанием для оформле­ ния соответствующих договоров между заводами.

При составлении планов кооперирования руководствуются имею­ щейся схемой районирования предприятий. Поскольку районы судо­ строения нередко удалены один от другого, более рациональным яв­ ляется внутрирайонное производственное кооперирование. Развитие промышленности с учетом улучшения кооперирования в судостроении направлено на создание в каждом судостроительном районе необ­ ходимого комплекса специализированных производств, обеспечи­ вающих наилучшие экономические показатели постройки судов при наименьших транспортных расходах.

Районирование производственных связей в судостроении не ис­ ключает межрайонного кооперирования, особенно при поставках сложного судового оборудования, механизмов и приборов. Вопрос о выборе внутрирайонных и межрайонных связей решают прежде всего на основе экономических расчетов.

Врешениях партийных съездов и пленумов ЦК КПСС неодно­ кратно подчеркивалась большая важность дальнейшего развития специализации и кооперирования в промышленности. Развитие судо­ строения невозможно без развития широкого кооперирования между судостроительными и машиностроительными заводами в масштабе не только Советского Союза, но и стран Совета Экономической Взаимо­ помощи. Международное кооперирование судостроительных заводов позволяет расширить общее количество типов строящихся судов, необходимых для народного хозяйства, за счет производственных возможностей этих стран и сократить количество одновременно строя­ щихся типов судов на каждом предприятии у себя.

Вкооперировании исключительно важную роль играет дисцип­ лина в выполнении планов поставок в надлежащие сроки. В связи

сэтим большое значение придается организации контроля за их вы­

204


полнением. Нежелательны как чрезмерное опережение сроков по­ ставок, так и задержка в их поступлении: кооперированные изделия должны поступать согласно графикам комплектации, по мере продви­ жения технической готовности строящихся судов, с некоторым опере­ жением, дающим время на расконсервацию, наружный осмотр, про­ верку комплектности и подготовку к монтажу. Если оборудование поступает значительно раньше планируемого срока, то у судострои­ тельного предприятия возникает необходимость в хранении его на складах, что снижает оборачиваемость оборотных средств и ведет к их 'омертвлению. Из-за опоздания поставок возникают задержки В выполнении монтажных работ, что вызывает нарушение последова­ тельности технологических процессов и сроков сдачи судов. Не менее важным является также соблюдение заводами-поставщиками техни­ ческих условий по качеству и комплектности поставляемых изделий. Изделие, изготовляемое в порядке кооперирования, должно быть испытано до отправки его получателю.

Дальнейшее развитие специализации и кооперирования в судо­ строении должно идти в направлении развития специализированных пргоизводств по группам судового оборудования, имеющего сходные технические характеристики. Поэтому в перспективный план раз­ вития специализации и кооперирования должны включаться также мероприятия по совершенствованию производственной структуры судостроительных предприятий, упорядочению кооперирования в су­ достроении и судовом машиностроении, а также работы по стандарти­ зации, нормализации и унификации изделий и полуфабрикатов.

Целесообразность проведения мероприятий устанавливают на основании расчета их экономической эффективности. Как известно, эффективность определяется тремя основными показателями: 1) сни­ жением себестоимости продукции и капитальных вложений; 2) полу­ чением дополнительной прибыли; 3) уменьшением срока окупаемости капиталовложений. При оценке эффективности мероприятий по спе­ циализации можно дополнительно использовать следующие пока­ затели: повышение производительности труда, снижение трудоем­ кости изготовления продукции, сокращение транспортных расходов, увеличение числа высвобождаемых рабочих.

§ 47

Комбинирование в промышленности

Развитие промышленного производства в целях повышения его эффективности приводит к новым формам организации производ­ ства — к комбинированию различных производств на одном пред­ приятии. Комбинирование в промышленности возникает на опре­ деленной стадии развития, усиливает процесс концентрации и спо­ собствует повышению технического уровня производства.

Что понимается под комбинированием промышленного произ­

водства.

комбинирование как на «соединение

В. И. Ленин указывал на

в одном предприятии разных

отраслей промышленности, представ­

205


ляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья (на­ пример, выплавка чугуна из руды и переделка чугуна в сталь, а да­ лее, может быть, производство тех или иных готовых продуктов из стали), — либо играющих вспомогательную роль одна по отноше­ нию к другой (например, обработка отбросов или побочных продук­ тов; производство предметов упаковки и т. п.)» х.

Существуют две формы комбинирования производства:

1) по комплексному использованию сырья и отходов и 2) по техно­ логическому принципу (сочетание последовательных стадий обра­

ботки

изделий).

п о к о м п л е к с н о м у и с п о л ь з о ­

К

комбинированию

в а н и ю с ы р ь я и

о т х о д о в можно, например, отнести ком­

бинаты по переработке нефтепродуктов и угля, по выплавке чугуна

и стали, по

использованию отходов

от лесопиления (стружки,

опилки и т. д.).

т е х н о л о г и ч е с к о м у

Комбинированием производств п о

п р и н ц и п у

считается сосредоточение на одном предприятии, на­

пример на металлургическом заводе, многих возможных процессов, связанных с получением и обработкой металла, начиная от выплавки чугуна, производства стали, выпуска крупного и сортового проката и кончая получением кокса и других материалов, необходимых для основного производства.

Комбинирование производств предполагает их организационное, территориальное и технологическое единство.

Экономическая эффективность комбинирования обеспечивается наиболее полным и рациональным использованием сырья, материа­ лов (включая отходы производства); и уменьшением транспортных расходов по перевозке сырья и полуфабрикатов и сокращением цикла производства; снижением необходимых запасов сырья, материалов и полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса, а также расхода топлива; повышением качества продукции; сниже­ нием управленческих расходов, путем укрупнения структурных под­ разделений и внедрения безцеховой формы управления.

По уровню комбинирования производства, СССР занимает одно из первых мест в мире. Социалистический способ производства по­ зволяет использовать все преимущества специализации, коопериро­ вания и комбинирования.

§ 48

Анализ специализации и кооперирования

Разработке мероприятий, включаемых в перспективные планы специализации и кооперирования в судостроении, предшествует кропотливая работа по анализу и оценке имеющихся видов коопери­ рования и специализации.

Для оценки специализации судостроительного предприятия должны быть изучены следующие вопросы: а) возможное упрощение

1 Л е н и н В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма. — Полы, собр. соч. Изд. 5-е, т. 27, с. 312.

206