Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
по типам судов, видам и типоразмерам судового оборудования; при этом учитывают перспективы развития каждого типа судна или вида оборудования. В результате за каждым предприятием закрепляют определенные типы судов. По мере развития и технического осна щения предприятия оно может переключаться с одного типоразмера на другой, более совершенный. Примером может служить специали зация одной верфи на постройке буксирных судов с помощью двига телей от 400 до 600 л. с. В последующем эта верфь без существенной реконструкции перешла к постройке буксиров, имеющих мощность двигателей 800 л. с., а затем и 1200 л. с.
Производственное кооперирование в судостроении отражается в народнохозяйственном и отраслевом планах. В народнохозяйствен ном плане предусматриваются производственные связи судострое ния с другими отраслями промышленности (межотраслевое коопери рование), в отраслевом же плане указывается межзаводское коопери рование. Вследствие многочисленности поставщиков и необходимости получения от них изделий в строго определенные сроки, планиро вание поставок представляет известную сложность.
Пользуясь технологическим планом постройки и спецификацией для каждого типа судна, составляют графики комплектации, отра жающие последовательность поставок различного вида судового обо рудования в зависимости от технической готовности судна. Напри мер, для транспортных судов может быть принят следующий при мерный график комплектации:
|
% технической |
|
готовности судна |
Корпусное литье, поковки, линии вала, баллеры |
|
рулей ........................................................................................ |
5— 10 |
Механическое оборудование машинно-котельных от |
|
делений .................................................................................... |
15—30 |
Электрооборудование................................... .......................... |
35—50 |
Р адиооборудование.................................................................. |
55—65 |
Предметы судового сн абж ен и я ............................................ |
70—80 |
Сроки погрузки оборудования на судно определяют исходя из технологического плана или сетевого графика.
В отраслевом плане кооперирования отражаются потребность всех судостроительных предприятий в комплектующих изделиях по номенклатуре и срокам изготовления и источники покрытия этой потребности.
Планирование межзаводского кооперирования (внутри отрасли) включает в себя: а) определение номенклатуры и количества обору дования, заказываемого в порядке кооперирования в соответствии с планами постройки судов и сроков поставки его на предприятиезаказчик; б) распределение оборудования между заводами, обеспе чение заводов необходимой технической документацией (чертежи, технические условия, спецификации); в) установление мер по кон тролю за выполнением планов кооперирования.
Потребность в кооперированных поставках по каждому типу су дов определяет конструкторское бюро еще при проектировании
203
судна, для чего оно составляет ведомости заказов оборудования (раз дельно по межотраслевым и межзаводским поставкам) по основным разделам, например: машины и механизмы для машинно-котельного отделения, производственно-технологическое оборудование для про мысловых судов и плавучих заводов, судовые системы, палубные устройства и механизмы н т. п. В ведомости указываются: марка материала, характеристика, количество и вес оборудования, цена единицы и общая стоимость, а также наименование завода-изготови- теля или поставщика.
При разработке годового плана судостроительный завод состав ляет расчет — заявку на необходимые ему поставки по коопериро ванию. В заявке указывают: наименования предприятий-поставщи- ков, номера проектов судов и объектов строительства, для которых необходимы изделия, нормативы расходования изделий и оптовые цены на них, их общее количество и суммарная стоимость. Заявка направляется соответствующим заводам-поставщикам и террито риальным управлениям материально-технического снабжения. Пла новые отделы отраслевых управлений высылают разнарядки на по ставки изделий по производственному кооперированию, которые вместе с планом кооперирования являются основанием для оформле ния соответствующих договоров между заводами.
При составлении планов кооперирования руководствуются имею щейся схемой районирования предприятий. Поскольку районы судо строения нередко удалены один от другого, более рациональным яв ляется внутрирайонное производственное кооперирование. Развитие промышленности с учетом улучшения кооперирования в судостроении направлено на создание в каждом судостроительном районе необ ходимого комплекса специализированных производств, обеспечи вающих наилучшие экономические показатели постройки судов при наименьших транспортных расходах.
Районирование производственных связей в судостроении не ис ключает межрайонного кооперирования, особенно при поставках сложного судового оборудования, механизмов и приборов. Вопрос о выборе внутрирайонных и межрайонных связей решают прежде всего на основе экономических расчетов.
Врешениях партийных съездов и пленумов ЦК КПСС неодно кратно подчеркивалась большая важность дальнейшего развития специализации и кооперирования в промышленности. Развитие судо строения невозможно без развития широкого кооперирования между судостроительными и машиностроительными заводами в масштабе не только Советского Союза, но и стран Совета Экономической Взаимо помощи. Международное кооперирование судостроительных заводов позволяет расширить общее количество типов строящихся судов, необходимых для народного хозяйства, за счет производственных возможностей этих стран и сократить количество одновременно строя щихся типов судов на каждом предприятии у себя.
Вкооперировании исключительно важную роль играет дисцип лина в выполнении планов поставок в надлежащие сроки. В связи
сэтим большое значение придается организации контроля за их вы
204
полнением. Нежелательны как чрезмерное опережение сроков по ставок, так и задержка в их поступлении: кооперированные изделия должны поступать согласно графикам комплектации, по мере продви жения технической готовности строящихся судов, с некоторым опере жением, дающим время на расконсервацию, наружный осмотр, про верку комплектности и подготовку к монтажу. Если оборудование поступает значительно раньше планируемого срока, то у судострои тельного предприятия возникает необходимость в хранении его на складах, что снижает оборачиваемость оборотных средств и ведет к их 'омертвлению. Из-за опоздания поставок возникают задержки В выполнении монтажных работ, что вызывает нарушение последова тельности технологических процессов и сроков сдачи судов. Не менее важным является также соблюдение заводами-поставщиками техни ческих условий по качеству и комплектности поставляемых изделий. Изделие, изготовляемое в порядке кооперирования, должно быть испытано до отправки его получателю.
Дальнейшее развитие специализации и кооперирования в судо строении должно идти в направлении развития специализированных пргоизводств по группам судового оборудования, имеющего сходные технические характеристики. Поэтому в перспективный план раз вития специализации и кооперирования должны включаться также мероприятия по совершенствованию производственной структуры судостроительных предприятий, упорядочению кооперирования в су достроении и судовом машиностроении, а также работы по стандарти зации, нормализации и унификации изделий и полуфабрикатов.
Целесообразность проведения мероприятий устанавливают на основании расчета их экономической эффективности. Как известно, эффективность определяется тремя основными показателями: 1) сни жением себестоимости продукции и капитальных вложений; 2) полу чением дополнительной прибыли; 3) уменьшением срока окупаемости капиталовложений. При оценке эффективности мероприятий по спе циализации можно дополнительно использовать следующие пока затели: повышение производительности труда, снижение трудоем кости изготовления продукции, сокращение транспортных расходов, увеличение числа высвобождаемых рабочих.
§ 47
Комбинирование в промышленности
Развитие промышленного производства в целях повышения его эффективности приводит к новым формам организации производ ства — к комбинированию различных производств на одном пред приятии. Комбинирование в промышленности возникает на опре деленной стадии развития, усиливает процесс концентрации и спо собствует повышению технического уровня производства.
Что понимается под комбинированием промышленного произ
водства. |
комбинирование как на «соединение |
В. И. Ленин указывал на |
|
в одном предприятии разных |
отраслей промышленности, представ |
205
ляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья (на пример, выплавка чугуна из руды и переделка чугуна в сталь, а да лее, может быть, производство тех или иных готовых продуктов из стали), — либо играющих вспомогательную роль одна по отноше нию к другой (например, обработка отбросов или побочных продук тов; производство предметов упаковки и т. п.)» х.
Существуют две формы комбинирования производства:
1) по комплексному использованию сырья и отходов и 2) по техно логическому принципу (сочетание последовательных стадий обра
ботки |
изделий). |
п о к о м п л е к с н о м у и с п о л ь з о |
К |
комбинированию |
|
в а н и ю с ы р ь я и |
о т х о д о в можно, например, отнести ком |
бинаты по переработке нефтепродуктов и угля, по выплавке чугуна
и стали, по |
использованию отходов |
от лесопиления (стружки, |
опилки и т. д.). |
т е х н о л о г и ч е с к о м у |
|
Комбинированием производств п о |
||
п р и н ц и п у |
считается сосредоточение на одном предприятии, на |
пример на металлургическом заводе, многих возможных процессов, связанных с получением и обработкой металла, начиная от выплавки чугуна, производства стали, выпуска крупного и сортового проката и кончая получением кокса и других материалов, необходимых для основного производства.
Комбинирование производств предполагает их организационное, территориальное и технологическое единство.
Экономическая эффективность комбинирования обеспечивается наиболее полным и рациональным использованием сырья, материа лов (включая отходы производства); и уменьшением транспортных расходов по перевозке сырья и полуфабрикатов и сокращением цикла производства; снижением необходимых запасов сырья, материалов и полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса, а также расхода топлива; повышением качества продукции; сниже нием управленческих расходов, путем укрупнения структурных под разделений и внедрения безцеховой формы управления.
По уровню комбинирования производства, СССР занимает одно из первых мест в мире. Социалистический способ производства по зволяет использовать все преимущества специализации, коопериро вания и комбинирования.
§ 48
Анализ специализации и кооперирования
Разработке мероприятий, включаемых в перспективные планы специализации и кооперирования в судостроении, предшествует кропотливая работа по анализу и оценке имеющихся видов коопери рования и специализации.
Для оценки специализации судостроительного предприятия должны быть изучены следующие вопросы: а) возможное упрощение
1 Л е н и н В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма. — Полы, собр. соч. Изд. 5-е, т. 27, с. 312.
206