Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
улучшения их пропорционального развития; в) повышение эффек тивности использования капитальных вложений.
В свете перечисленных задач проектные организации обеспечи вают высокую технико-экономическую эффективность капитальных вложений. В этих целях производится сбор и всесторонний анализ материалов, относящихся к проектированию и строительству промышленного предприятия-.
На основании всесторонних исследований, расчетов и обосно ваний определяются: а) профиль, проектная мощность и специа лизация предприятия, а также производственные связи его с пред приятиями внутри данного района и вне его; б) потребность в сырье, материалах и полуфабрикатах и источники ее покрытия; в) состояние энергетических ресурсов и перспективы теплоэнергоснабжения (элек трическая энергия, топливо); г) обеспечение рабочей силой (потреб ность в рабочей силе, трудовые ресурсы района, занятость населе ния, наличие жилищного фонда); д) наличие и необходимость раз вития подъездных путей; е) обеспечение пункта строительства водой и системой спуска сточных вод; ж) оптимальный размер площадки предприятия в генеральном плане с учетом дальнейшего развития производства и примыкание ее к водной акватории, глубина аква тории и топографические условия, влияющие на производство в ней дноуглубительных и планировочных работ; з) стоимость, сроки и условия строительства; и) себестоимость производимой продукции.
Опыт строительства судостроительных и судоремонтных пред приятий показывает, что наиболее целесообразной является раз дельная постройка судостроительных верфей и заводов судового машиностроения, поскольку эти предприятия не связаны общностью территории и могут быть размещены обособленно. В этом случае береговые площади рационально используются для размещения цехов верфи. Верфи и заводы судового машиностроения более глу боко специализируются, они лучше управляются и являются более эффективными по результатам хозяйственной деятельности.
Для выявления места строительства, в котором оптимально сочетались бы все условия, влияющие на технико-экономические показатели проектируемого предприятия, исследуют ряд площадок для его возможного размещения. Очень полезен в этом случае вари антный метод проведения изысканий, который дает возможность путем сравнения выявить наивыгоднейший вариант.
Особо важную роль при выборе площадки размещения судострои тельного предприятия играет ее экономическая оценка. Площадка должна представлять собой достаточно горизонтальную поверхность и обладать рельефом, исключающим большие работы по ее выравни ванию. Необходимо, чтобы размер площадки позволял рационально разместить на ней все основные и вспомогательные здания, техни ческие сооружения, подъемно-крановое оборудование, внутризавод ской транспорт и т. д. и чтобы возможно было перспективное рас ширение застройки и реконструкция цехов и сооружений. Она должна быть удобной для приближения заводских путей к железнодорож ной магистрали и отвечать прямоточности движения материалов.
216
При этом склады сырья, материалов и изделий следует размещать так, чтобы исключить необходимость создания глубоких железно дорожных подъездов и чтобы межцеховой транспорт обеспечивал перевозку грузов от мест складирования к местам сборки без пере грузки.
Контрольные вопросы
1. Основные принципы размещения предприятий социалистической промыш ленности.
2. Факторы, определяющие размещение судостроительных предприятий.
3. Математическая модель для решения задачи установления оптимальных транспортных связей.
4. Зависимость территориального размещения судостроительных заводов от их производственного профиля.
5.Технико-экономическое обоснование размещения судостроительных пред приятий.
6.Требования к выбираемой площадке предприятия.
ГЛАВА
ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
§ 52
Классификация и структура основных фондов
Все материальные средства, участвующие в процессе производ ства, состоят из предметов труда и средств труда. Они образуют в совокупности средства производства, которые являются вещест венным содержанием производственных фондов.
В капиталистическом хозяйстве средства производства высту пают как капитал и являются средством эксплуатации наемной рабочей силы. В социалистическом хозяйстве средства производства являются общественной социалистической собственностью и соста вляют его материально-техническую базу.
Производственные фонды разделяют на основные и оборотные. К. Маркс писал, что «различие оборота в свою очередь вытекает из различий того способа, каким различные составные части произ
водительного капитала переносят свою стоимость на продукт, а не из различий их участия в производстве стоимости продукта или не из особенностей их роли в процессе увеличения стоимости» х.
^ М а р к с К- и Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 24, с. 187.
217
Основные фонды являются составной частью общественного богат ства Советского государства. Выполняя роль важнейшего средства производства, они оказывают большое влияние на эффективность производства и результаты хозяйственной деятельности предприятия.
К основным фондам социалистической промышленности отно сятся такие фонды, которые а) участвуют многократно в производ ственных циклах; б) переносят свою стоимость на изготовляемую с их участием продукцию по частям, по мере износа (посредством амортизационных отчислений); в) сохраняют свою натуральную форму в течение длительного периода.
По признаку участия в производственном процессе основные фонды промышленности разделяют на производственные и непро изводственные.
К п р о и з в о д с т в е н н ы м относятся основные фонды, непосредственно используемые в процессе производства, т. е. такие, которые функционируют как средства труда: все виды машин, про изводственные здания и сооружения, средства хранения и переме щения предметов и продуктов труда. К н е п р о и з в о д с т в е н - н ы м относятся основные фонды культурного и бытового назна чения, находящиеся на балансе промышленных предприятий: жилой фонд, клубы, школы, детские учреждения и т. п. Непроизводствен ные основные фонды планируют и учитывают отдельно, так как они не характеризуют производственную деятельность предприятия. Было бы неправильным, например, определять фондовооружен ность предприятия с учетом стоимости основных непроизводствен ных фондов.
Улучшение использования основных фондов имеет важное народ нохозяйственное значение. По своему эффекту оно равносильно расширению фондов, так как при этом увеличивается выпуск про дукции без дополнительных капиталовложений. Помимо экономии капитальных вложений, улучшение использования основных фон дов приводит к увеличению объема производства, росту произво дительности труда, снижению себестоимости продукции. Например, при улучшении использования стапеля и увеличении числа спущен ных судов значительно уменьшаются расходы по амортизации, приходящиеся на одно судно.
Производственные основные фонды включают в себя разные виды орудий труда, с помощью которых в процессе производства выполняются качественно различные функции.- Поэтому основные фонды производственного назначения разделяют на следующие восемь групп: 1) производственные здания; 2) сооружения; 3) сило вые машины и оборудование; 4) рабочие машины и оборудование; 5) передаточные устройства; 6) производственный инструмент и приспособления; 7) инвентарь и принадлежности; 8) транспортные средства.
К п р о и з в о д с т в е н н ы м з д а н и я м относятся зда ния заводоуправления, основных, вспомогательных и подсобных цехов, заводских лабораторий и испытательных стендов, складов общезаводского назначения и других объектов, которые обеспечивают
218
необходимые условия для осуществления производственного про цесса, защищая производство от внешних, и в частности атмосфер ных влияний.
В г р у п п у с о о р у ж е н и й входят инженерно-строитель ные объекты, необходимые для осуществления в процессе производ ства тех или иных технических функций: производственные (ста пели, доки сухие и плавучие, эллинги, слипы, набережные, до строечные бассейны), гидротехнические (каналы, дамбы, водоподъ емные башни), транспортные сооружения (пути, мосты, дороги) и сооружения связи. При этом инвентарным объектом (т. е. завер шенным комплексом устройств, предназначенным для выполнения определенных производственных функций) по группе сооружений считается каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним одно целое, например док с подъемно-транс портными устройствами или водоподъемная башня с внутренними
колодцами |
и каналами |
и т. д. |
Группа |
с и л о в ы х |
м а ш и н и о б о р у д о в а н и я вклю |
чает в себя установки, вырабатывающие различного вида энергию (электростанции, парокотельное оборудование, компрессорные уста новки) или преобразующие эту энергию в механическую. Силовые машины и оборудование разделяются на первичные — машиныдвигатели (паровые машины, паровые котлы, различные турбины, двигатели внутреннего сгорания) и вторичные (электродвигатели, электрогенераторы). Инвентарным объектом здесь является каждая
отдельная машина |
со всеми принадлежностями и приборами. |
К р а б о ч и м |
м а ш и н а м и о б о р у д о в а н и ю отно |
сятся такие виды машин, аппаратов и оборудования, при помощи которых непосредственно осуществляется технологический процесс: машины и аппараты для механической обработки материала (метал лообрабатывающие и деревообделочные станки, кузнечно-прессовое оборудование), а также для термической и химической обработки (литейные печи, установки для химической очистки металла и т. д.), приспособления и инструменты, комплектно входящие в состав машины, измерительные и' регулирующие приборы, лабораторное оборудование и т. п. Из группы рабочих машин и оборудования выделяют в некоторых случаях группу прочих машин и оборудова ния, куда входят те из них, которые не являются рабочими, но слу жат материальным условием для осуществления производственного процесса (электронные вычислительные машины, счетно-перфора ционные, табуляторы, счетно-клавишные и рычажные вычислитель ные машины, телетайпы, оборудование автоматической телефонной станции предприятия и др.). В группе рабочих машин обычно выде ляются автоматические машины и оборудование, совершающие технологические, транспортные и другие производственные процессы без затраты физической силы человека.
В группу п е р е д а т о ч н ы х у с т р о й с т в объединены различные механизмы и устройства, осуществляющие передачу энергии от силовых энергетических установок к рабочим машинам и аппаратам (электрические сети высокого и низкого напряжения,
219
трубопроводы), со всеми промежуточными устройствами, необходи мыми для трансформирования и передачи энергии, а также для транспортирования жидких и газообразных веществ (воды, пара,
газа, |
нефти и т. п.). |
|
В |
группу |
п р о и з в о д с т в е н н о г о и н с т р у м е н т а |
и п р и с п о |
с о б л е н и й включаются: разного рода рабочий |
инструмент — механизированные и немеханизированные орудия руч ного труда, измерительные приборы и лабораторное оборудование, не входящие в комплект рабочего оборудования или другого инвен
тарного |
объекта, а в группу и н в е н т а р я и п р и |
н а д л е ж |
н о с т е й — разного рода предметы производственного |
назначения, |
служащие для облегчения производственных операций (рабочие столы, верстаки, стеллажи, оборудование по обеспечению охраны труда и т. д.) или хозяйственного назначения (конторский инвен тарь, пишущие машинки, множительные аппараты, библиотеки, противопожарный инвентарь). При этом к основным фондам при числяются только инструменты и инвентарь со сроком службы свыше 1 года, стоимость которых составляет не менее 50 руб.
Наконец, в группу т р а н с п о р т н ы х с р е д с т в входят различные средства передвижения: плавучие (буксиры, баржи), железнодорожные, автомобильные и другой подвижной состав внутризаводского и внутрицехового транспорта.
Основные фонды производственного назначения, увеличение которых сопровождается с ростом объема производства, принято называть активной частью. К их числу в судостроении относятся прежде всего рабочие машины и оборудование, силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, устрой ства, транспортные средства и инструмент. Увеличение в этих фон дах доли рабочих машин и особенно автоматического оборудования свидетельствует о повышении уровня механизации и автоматизации производства, а доли силовых машин — о росте энерговооруженности труда в предприятии или отрасли промышленности.
Остальные производственные основные фонды (здания, соору жения, передаточные устройства, инвентарь и принадлежности), относятся к пассивной части, так как они не воздействуют непо средственно на предмет труда, хотя и создают условия для нормаль ного хода производства.
В разных отраслях промышленности, на различных предприя тиях в зависимости от специфики соотношение между отдельными группами основных.фондов неодинаково. Это соотношение (в ценност ном выражении) принято называть структурой основных фондов. Для примера возьмем структуру всех основных фондов промышлен ности СССР: стоимость зданий— 29%; сооружений и передаточных устройств — 32%; машин и оборудования — 32%; измерительных приборов, устройств и лабораторного оборудования — 1%; транс портных средств — 5%; инструмента, инвентаря и прочих основных фондов— 1%.
Интересно сравнить структуру основных фондов судостроитель ной промышленности и тяжелого машиностроения (табл, 14). Как
220
Т а б л и ц а 14
Структура основных фондов тяжелого машиностроения |
|
|
|
и судостроения, |
% |
|
|
Группы основных фондов |
Т яж елое |
Судостроение |
|
машиностроение |
|||
Производственные здания |
41,0 * |
31,0 |
* |
Сооружения и передаточные устройства |
13,0 * |
34,0 |
* |
Силовые машины и оборудование |
4 |
4,2 |
|
Рабочие машины и оборудование |
38,0 |
22,8 |
* |
Инструмент и приспособления |
1,0 * |
2,0 |
|
Транспортные средства |
2,0 * |
5,0 |
* |
Хозяйственный инвентарь |
1,0 * |
1,0 |
* |
Прочие основные фонды |
|||
И т о г о |
100 |
100 |
|
* Числа, обозначенные звездочкой, взяты из работы Ю. Е. Кротова «Экономнка, организация и планирование судостроительного производства» (Л., «Судостроение», 1973).
видно из таблицы, судостроительная промышленность характери зуется рядом особенностей в структуре основных фондов: а) несколько меньшим удельным значением зданий; б) значительно более'высо ким процентом сооружений и транспортных средств; в) меньшей долей рабочих машин и оборудования.
Резкое увеличение доли сооружений объясняется особенностями производственного процесса (стапели, эллинги, слипы, доки, до строечные бассейны). Уменьшение же доли зданий, рабочих машин и передаточных устройств частично связано с большим удельным значением гидротехнических сооружений. Для судостроения харак терно некоторое отставание в области механизации производствен ных процессов и пока еще сравнительно большое применение руч ного труда (например, в монтажных, трубомедницких работах). Незначительное увеличение процента инструмента и инвентаря объясняется применением большого количества дорогостоящих спе циальных приспособлений: аппаратов для автоматической и полу автоматической сварки и резки металла, приспособлений для мон тажа механизмов, шаблонов и т. п. Сравнительно высока доля транспортных средств, вследствие широкого применения собствен ных плавучих средств, внутрицехового транспорта и железнодорож ного подвижного состава.
Судостроительные предприятия различных профилей имеют за метные колебания в структуре основных фондов. Так, на судострои тельной верфи доля зданий и сооружений достигает половины и более основных фондов предприятия, а доля рабочих машин не большая, которая возрастает. . на комплексных судостроительных заводах и становится, значительной на заводах судового машино
221