Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для силовых машин и оборудования: паровых турбин — 7; двигателей внутреннего сгорания с частотой вращения до 500 об/мин— 16; дизель-генераторов с частотой вращения до 500 об/мин — 6,8 и т. д.;

для рабочих машин и оборудования: металлорежущих станков от 10 до 100 т — 14,2; легкого прессового оборудования— 12,1; передвижных сварочных агрегатов — 31,2-

Кроме того, предусматривается некоторая дополнительная диф­ ференциация норм, в зависимости от района и условий эксплуатации (применяемый вид топлива, сменность работы оборудования и т. п.), путем введения поправочных коэффициентов. Например, для райо­ нов Дальнего Востока и Крайнего Севера норма на капитальный ремонт оборудования увеличивается в 1,3 раза, а при работе машин на малосернистом мазуте и газе берется коэффициент 0,9, на высоко­ зольном и сернистом топливе— 1,3; для двигателей внутреннего сгорания нормы амортизации устанавливаются в зависимости от коэффициента сменности и т. п.

Утвержденные нормы амортизационных отчислений должны эко­ номически обеспечивать техническое обновление основных фондов при производстве капитальных и средних ремонтов, проведении модернизации и замене устаревших фондов новыми. При назначении норм непременно должны учитываться их моральный износ и эко­ номическая целесообразность осуществления модернизации или замены изношенных основных фондов новыми.

Пользуясь установленными нормами амортизации для каждого из видов основных фондов, можно определить годовую сумму амор­

тизационных отчислений

по следующей

упрощенной формуле:

л ~

100

Ру0-’

где л — число видов основных фондов предприятия.

Необходимо отметить, что средние нормы амортизационных отчислений на судостроительных предприятиях разных профилей могут существенно различаться в связи с различием структуры основных фондов. На предприятиях типа верфи, характеризующихся большой долей сооружений в стоимости основных фондов, средняя норма амортизационных отчислений должна быть существенно ниже, чем на комплексных судостроительньіх предприятиях и пред­ приятиях судового машиностроения.

Если сооружения на верфи или судостроительном заводе имеют временный характер или не отличаются достаточной прочностью, то средние нормы амортизационных отчислений как правило уве­ личивают.

Расчет годовой суммы амортизационных отчислений по группам основных фондов приведен в табл. 16. Цифры взяты условные.

Таким образом, годовая сумма амортизационных отчислений по заводу составляет 4620 тыс. руб., из них на капитальный ремонт

приходится

2266 тыс. руб.,

на полное восстановление —

2354 тыс. руб.

 

 

226


Т а б л и ц а 16

Расчет годовой суммы амортизационных отчислений по группам и видам основных фондов (цифры — условные)

Группы

и виды основных

,

фондов

 

Нормы

амортиза­

Годовое

амортиза­

Л

ционных

отчисле­

ционные

отчисле­

Н

ний

от стоимости

и

ния,

тыс. руб.

о

 

фондов,

%

 

 

 

 

о

 

В том

числе

 

В том

числе

е-

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Первоначальная фондов, тыс. руб

общая норма

на капитальный

ремонт

на полное вос­ становление

общая сумма

на капитальный

ремонт

на полное вос ­ становление

Производственные здания

16 000

2,9

1,7

1,2

464

272

192

Сооружения

и

передаточ­

21 500

3,5

1,7

1,8

748

370

378

ные устройства

 

 

 

 

 

 

 

 

В том числе:

 

10 000

3,1

1,5

1,6

310

150

160

ЭЛЛИ нги

 

стапеля

открытые

3 300

2,3

1,3

1,0

76

43

33

набережные

3 200

5,0

2,5

2,5

160

80

80

железнодорожные

2 000

3,5

2,0

1,5

70

40

30

пути

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прочие

 

оборудо-

3 000

4,4

1,9

2,5

132

57

75

Энергетическое

2 000

8,7

5,4

3,3

174

108

66

вампе

 

 

19 000

13,1

6,9

6,2

2485

1304

1181

Рабочие машины и обо-

рудование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

металлорежущие

4 800

10,0

6,2

3,8

480

298

182

станки

 

 

 

 

 

 

 

 

прессовое

оборудова-

9 500

12,1

7,1

5,0

1150

' 675

475

мне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сварочное и газореза-

1 700

31,2

12,0

19,2

530

204

326

тельное

оборудова­

 

 

 

 

 

 

 

ние

 

 

1 200

12,0

4,0

8,0

144

48

96

башенные краны

, мостовые краны

1 000

8,8

4,0

4,8

88

40

48

прочее

оборудование

800

11,6

4,9

6,7

93

39

54

Инструмент

и

приспособ-

500

48,0

 

48,0

240

240

лейия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйственный инвентарь

1 500

13,0

5,0

8,0

195

75

120

Транспортные средства

3 500

9,0

3,9

5,1

314

137

177

В том числе:

 

1 700

8,9

2,7

6,2

151

46

105

буксиры

 

железнодорожные ва-

800

6,2

3,8

2,4

50

30

20

гоны

 

 

600

12,5

9,8

2,7

75,

59

16

паровозы

 

прочие

транспортные

400

9,6

0,6

9,0

38

2

36

средства-

 

 

 

 

 

 

 

 

В с е г о по заводу

64 000

7,2

3,5

3,7

4620

2266

2354

15*

227


Отчисления, производимые по утвержденным нормам аморти­ зации, идут на образование так называемого амортизационного фонда. Его назначение заключается в том, чтобы обеспечить вос­ производство основных фондов, т. е. возместить тот расход основных фондов, который имел место в процессе производства.

Амортизационные отчисления на капитальный ремонт расхо­ дуются предприятием на капитальный ремонт и на модернизацию основных фондов, а также на приобретение деталей и узлов, необ­ ходимых для выполнения этих работ.

В целях наиболее рационального использования средств амор­ тизации, предназначенных на капитальный ремонт, предприятие передает вышестоящей организации до 10% от их общего объема для оказания необходимой помощи другим предприятиям, у которых недостает собственных средств на осуществление капитального ремонта.

Из сумм амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов, предприятие имеет право отчи­ слить до 45% в фонд развития производства.

В соответствии с Положением о социалистическом производствен­ ном предприятии временно неиспользуемые здания и сооружения, производственные, складские и иные помещения, закрепленные за предприятием, могут быть сданы в аренду по действующим в данной местности ставкам арендной платы. Предприятие может также сдавать в аренду временно неиспользуемое оборудование и транспорт­ ные средства, причем плата за пользование ими взимается в размере амортизационных отчислений по данному виду фондов.

Излишнее, не используемое на предприятии оборудование, при­ боры, транспортные средства, материалы, топливо можно продать другим предприятиям (если они не перераспределяются по указанию вышестоящей организации). Средства, полученные от продажи ненужного или лишнего оборудования, зачисляются в фонд разви­ тия производства предприятия.

Предприятие обязано бережно относиться к выделенным ему основным фондам и осуществлять их правильную эксплуатацию.

§ 55

Воспроизводство основных фондов

В судостроительной промышленности на основе новейших дости­ жений технического прогресса происходит интенсивный процесс обновления и качественного совершенствования основных фондов, за счет создания новых, технически более совершенных фондов — при новом строительстве, реконструкции и расширении предприятий и путем модернизации и восстановления или замены изношенных — на действующих предприятиях.

Различают воспроизводство п р о с т о е , когда обновление и замена не превышают размеров износа, т. е. основные фонды при этом не увеличиваются, и р а с ш и р е н н о е , которое направлено не только на возмещение износа, но и на расширение основных фондов.

228


В судостроении, как и во всей промышленности СССР, осуще­ ствляется расширенное воспроизводство основных фондов.

Основные фонды в процессе производства изнашиваются нерав­ номерно. Здания, гидротехнические сооружения, стапеля и доки функционируют в производстве длительный период и требуют отно­ сительно небольших расходов по содержанию их в эксплуатации. Другие виды основных фондов, например производственное обо­ рудование, рабочие машины, инструмент, изнашиваются быстрее,

чаще требуют

замены узлов

и деталей и

полного восстано­

вления.

восстановление

основных фондов

и поддержание их

Частичное

врабочем состоянии производится при помощи текущего, среднего

икапитального ремонтов, ащолное восстановление (реновация) —

путем приобретения нового оборудования либо путем нового капи­ тального строительства.

Т е к у щ и й р е м о н т производится в процессе всего срока функционирования основных фондов и, как правило, без длитель­ ного вывода их из процесса производства (смена или исправление отдельных изношенных узлов или деталей машины, восстановление поврежденной штукатурки, побелка зданий и т. д.). Сюда же отно­

сятся п л а н о в о - п р е д

у п р е д и т е л ь н ы й

р е м о н т и

п р о ф и л а к т и ч е с к и е

о с м о т р ы машин

и механизмов

или подъемно-транспортных средств, производимые периодически, по плану или графику, через определенное число отработанных часов. Система планово-предупредительных ремонтов очень эффек­ тивна. Она обеспечивает исправное состояние основных фондов, уменьшение простоев оборудования, сокращение времени ремонтных работ и т. п.

Расходы по текущему ремонту основных фондов производятся сравнительно равномерно в течение планового периода и включаются в себестоимость продукции. В зависимости от выполняемых функций основными фондами, расходы по их текущему ремонту входят

в состав либо

цеховых,

либо

общезаводских

накладных

расходов.

С р е д н и й

р е м о

н т

предусматривает

замену и

восстайов-

ление лишь части изношенных деталей, производится без снятия оборудования с фундамента и связан с разборкой только основных

узлов.

При периодичности среднего ремонта менее 1

года за­

траты на него относятся как на текущий ремонт.

одновре­

При

к а п и т а л ь н о м

р е м о н т е производится

менное

исправление или смена

всех изношенных узлов и деталей,

в том числе и базовых, связанные с полной разборкой станков, машин и механизмов и выводом их из эксплуатации на относительно длительный период.

В процессе капитального ремонта часто проводится модерни­ зация оборудования и механизмов. Под модернизацией понимается обновление действующего оборудования с целью полного или ча­ стичного устранения его морального старения и повышения технико­ экономических показателей до уровня показателей аналогичного оборудования более совершенных конструкций.

229


Экономическая эффективность модернизации определяется путем сопоставления дополнительной экономии от снижения себестоимости продукции, изготовленной на модернизированном оборудовании, с уровнем затрат на модернизацию.

После капитального ремонта к оборудованию предъявляют такие же требования, как если бы оно было создано заново. Поэтому организации капитального ремонта и его качеству должно при­ даваться большое значение. Улучшение организации ремонтного дела, осуществление модернизации оборудования при ремонтах, внедрение передовых методов, снижение расходов по ремонту при одновременном увеличении межремонтных периодов работы обору­ дования — дело огромной народнохозяйственной важности.

Расходы по капитальному и среднему ремонту и модернизации основных фондов, а также расходы по приобретению деталей и узлов для выполнения этих работ производятся за счет амортизационных отчислений предприятия, предназначенных на капитальный ремонт. Выделенные средства на капитальный ремонт расходуются по плану проведения ремонта, утвержденному директором предприятия. При необходимости (когда это экономически целесообразно) предприя­ тие может взамен капитального ремонта приобретать новое обо­ рудование за счет амортизационных отчислений и средств фонда развития производства.

Кроме капитального, среднего и текущего ремонтов существует еще восстановительный ремонт основных фондов, который вызы­ вается различными стихийными бедствиями (наводнением, пожа­ ром и т. д.), разрушениями в результате военных действий или длительным бездействием фондов. Такой ремонт производится за счет специальных средств, отпускаемых из государственного бюджета.

При модернизации и полном восстановлении основных фондов происходит их расширенное воспроизводство, обусловленное уве­ личением производительности или пропускной способности основ­ ных фондов.

Обновление основных фондов, модернизация, механизация и автоматизация оборудования, так же как и мероприятия по совер­ шенствованию организации производства и труда, осуществляются за счет фонда развития производства предприятия (сверх централи­ зованного плана).

§ 56

Пути улучшения использования основных фондов в судостроении ,

XXIV съезд КПСС отметил крупные недостатки в эксплуатации основных фондов промышленных предприятий (низкий коэффициент их использования, недостаточная фондоотдача, большие запасы неиспользованного оборудования, лежащего на складах предприя­ тий, и др.).

До 1965 г. оборудование распределялось вышестоящими орга­ низациями, часто без учета действительной, потребности предприя-

230