Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо рассмотренных выше коэффициентов, уровень исполь­ зования основных фондов характеризуется еще некоторыми другими показателями. Наиболее обобщающим показателем использования основных фондов судостроительного предприятия является выпуск продукции в стоимостном выражении на 1000 руб. основных произ­ водственных фондов. Это показатель фондоотдачи, он позволяет оценить уровень использования всех основных фондов предприятия.

Показатель фондоотдачи Яф рассчитывают по формуле

^Ф = .-^РУ б.,

где П — годовой выпуск валовой продукции; Ф — стоимость основ­ ных производственных фондов.

Показателем использования основных фондов может быть также с ъ е м п р о д у к ц и и с к в а д р а т н о г о м е т р а п л о ­ щ а д и п р о и з в о д с т в е н н ы х ц е х о в (например, съем металлоконструкций с одного квадратного метра корпусного цеха судостроительного завода) в единицу времени (месяц, квартал, год). Этот показатель определяется путем деления стоимости фактически выпущенной продукции за рассматриваемый период на производ­ ственную площадь предприятия, цеха и т. д. Так, если предприятие выпустило в год продукции на 100 млн. руб., а вся производствен­ ная площадь его равна 40 000 м2, то съем продукции с 1 м2 в год составит 2500 руб.

На судостроительных предприятиях по отдельным цехам пока­ затели фондоотдачи и съема продукции с единицы производственной площади можно подсчитывать также в натуральных единицах (на­ пример, суммарный вес металлоконструкций в корпусных цехах, литья или поковок в заготовительных цехах — в тоннах на квадрат­ ный метр).

Выпуск продукции с единицы производственной площади харак­ теризует уровень использования основных фондов предприятия. Эта величина зависит от количества укомплектованного оборудова­ ния на данной площади и от использования его по времени и по производительности. Для улучшения этого показателя требуется повысить использование имеющегося оборудования или увеличить количество оборудования на той же производственной площади цехов, увеличить количество судов, спускаемых на воду с каждого стапеля или достраиваемых в бассейне.

В качестве одного из важных показателей использования основ­ ных фондов следует также отметить у р о в е н ь о б щ е й р е н ­ т а б е л ь н о с т и р а б о т ы п р е д п р и я т и я — отношение суммы балансовой прибыли за отчетный период к стоимости основ­ ных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Анализ и обобщение методов работы передовых производствен­ ных коллективов судостроительных предприятий позволяет устано­ вить, что для улучшения использования основных фондов необ­ ходимо увеличить их отдачу (пропускную способность) в единицу времени, время использования в течение календарного периода

235


й время действия наличного1 и

установленного оборудования,

а также повысить интенсивность использования.

Увеличение отдачи (пропускной

способности) основных фондов

в единицу времени достигается техническим совершенствованием их

имодернизацией, а также применением прогрессивной технологии

иулучшением организации производства.

Особенно важное значение для улучшения использования основ­ ных фондов в судостроении имеет применение новой технологии: секционного и блочного методов постройки судов, формирования корпуса судна пирамидальным и островным способами и др. Бла­ годаря современным методам постройки судов резко увеличивается отдача основных фондов, значительно повышается использование крановых средств в цехах и на стапелях.

Повышение производительности оборудования в судостроении обе­ спечивается механизацией и автоматизацией в основных произ­ водственных и вспомогательных цехах и участках, а также на транс­ портных операциях. Так, комплексная механизация корпусных работ с применением автоматической резки, прессовой гибки и авто­ матической сварки металла позволяет в значительной мере увели­ чить съем продукции с единицы производственной площади и улуч­ шить использование оборудования корпусных цехов.

Для улучшения использования производственных сооружений (стапелей, доков, слипов и достроечных бассейнов), составляющих значительную часть основных фондов в судостроении, большое зна­ чение имеет сокращение длительности стапельного и достроечного периодов постройки судна. Наилучшее использование сооружений получается при максимально возможном развитии предстапелы-юго периода и сокращении объема работ, выполняемых на стапеле и в достроечном бассейне.

Современные технологические методы, применяемые в судо­ строении, позволяют сократить длительность производственных циклов. Так, длительность постройки серийного танкера водоизме­ щением 62 000 т составила 7 мес, из них стапельный период продол­ жался 3,5 мес, что соответствует сроку постройки аналогичных судов в Японии и почти в 2 раза меньше продолжительности по­ стройки на итальянских верфях.

Продолжительность стапельного периода резко сокращается бла­ годаря специализации позиций стапельной сборки и самих бригад, выполняющих эти работы. До минимума доводится и достроечный период, так как суда спускают на воду с высокой степенью готов­ ности. Поэтому более полно используются дорогостоящие сооруже­ ния судостроительных предприятий, что повышает общие показа­ тели съема продукции с единицы основных производственных фондов.

Увеличение времени использования основных фондов в году достигается сокращением сроков их ремонта, улучшением его каче­

1 К наличному оборудованию относится оборудование, имеющееся на пред­ приятии (в процессе производства, в резерве, на складе); к установленному — обору­ дование, сданное в эксплуатацию, в том числе и бездействующее по разным причинам.

236


ства и удлинением межремонтных периодов, а также повышением коэффициента сменности до 2.

Судостроение относится к отраслям промышленности с пре­ рывным характером производства. Основные фонды судостроитель­ ных предприятий используют с перерывами между сменами, а также в нерабочие дни, причем длительность этих перерывов зависит от количества смен работы на предприятии. В цехах некоторых заводов применяют двухсменный режим работы, при этом вторую смену используют для профилактических осмотров и ремонтов, а также для подготовки производства. В необходимых случаях на отдельных трудоемких участках применяют и трехсменный режим работы. Но даже при двухсменном режиме далеко не все основные фонды судостроительного предприятия используют на протяжении полных двух смен, поэтому уплотнение работы всего оборудования, особенно во вторую смену, позволяет значительно улучшить использование основных фондов.

Для лучшего использования основных фондов по времени важно также устранение внутрисменных простоев по организационно­ техническим причинам (плохая подготовка производства, отсут­ ствие чертежей, материалов) и простоев вследствие неравномерной загрузки цехов предприятий из-за недостатков планирования, организации производства и материально-технического снабжения (несвоевременное составление и доведение планов до предприятий, частое изменение планов, преждевременный запуск в серийное производство судов и машин без обеспечения технической доку­ ментацией и достаточной проверки головных образцов, нарушение цеховых графиков производства и т. п.).

Увеличение времени действия наличного и установленного обо­ рудования судостроительного предприятия может обеспечиваться ускорением монтажных работ и вовлечением в производство всего имеющегося на складах предприятия оборудования (за исключе­ нием той его части, которая находится в ремонте или в плановом резерве).

Экономическое значение основных фондов в промышленности после проведения хозяйственной реформы возросло.

Если раньше основные фонды предприятия получали бесплатно и использование их ничем не стимулировалось, то теперь промыш­ ленные предприятия вносят в бюджет за пользование этими фон­ дами 6% от их первоначальной стоимости. Три четверти амортиза­ ционных средств остается в распоряжении предприятия, не считая отчислений от прибыли в фонд развития производства и начисления прибыли на амортизационные отчисления, входящие в себестоимость продукции.

До введения реформы применялись только технико-экономические нормативы, характеризующие использование основных фондов: объем продукции с единицы оборудования, коэффициенты использования оборудования по времени, по мощности, нормы амортизации и т. д.

237


В настоящее время введены показатели, которые отражают экономический уровень использования основных фондов — это фон­ доотдача Ф0 и общая рентабельность Робщ.

Первый представляет собой отношение валовой (товарной) про­ дукции к сумме стоимости основных фондов и оборотных средств:

ф _

Валовая продукция

°Стоимость основных фондов и оборотных средств ’

второй — отношение балансовой прибыли к сумме основных фондов и оборотных средств:

р_________________Балансовая прибыль_____________

общ

Стоимость основных фондов и оборотных средств

Если фондоотдача характеризует экономическую сторону дея­ тельности предприятия и использования основных фондов, то пока­ затель общей рентабельности является директивным показателем при формировании фонда материального поощрения.

Контрольные вопросы

1. Основные фонды судостроительной промышленности, их классификация и структура.

2.Способы оценки основных фондов.

3.Амортизация основных фондов и расчет нормы амортизационных отчислений. ■

4.Воспроизводство основных фондов.

5.Эффективность использования основных фондов и пути ее повышения.

Г Л А В А

КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СУДОСТРОЕНИИ

§ 57

Организация и обоснование капитального строительства

Капитальное строительство в стране осуществляется крупной строительной отраслью народного хозяйства, техническим и мето­ дическим центром которой является Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой).

' Строительные и монтажные министерства образуют ядро строи­ тельной промышленности, они располагают общесоюзными, союзио-

238

республиканскими и республиканскими строительными органи­ зациями и трестами. Создание мощных строительных организаций и трестов, выполняющих подрядные работы, позволило широко внедрить индустриальные методы работы.

Планирование капитального строительства в судостроительной отрасли осуществляется Главным управлением проектирования и капитального строительства Министерства, а на предприятиях — отделом капитального строительства.

Развитие судостроительной промышленности тесно связано с осуществлением крупных капитальных вложений в строительство новых заводов, в их расширение, реконструкцию, а также в техни­ ческое оснащение действующих предприятий.

В сферу капитального строительства входит: разработка схем развития и размещения соответствующих отраслей народного хозяй­ ства; руководство разработкой технико-экономических обоснований (ТЭО) крупных и сложных предприятий; планирование капиталь­ ных вложений, проектно-изыскательных работ и капитальное строи­ тельство в масштабе народного хозяйства по отраслям и экономи­ ческим районам; наблюдение и контроль за ходом ввода в действие производственных мощностей и основных фондов, а также разра­ ботка мероприятий по развитию мощностей строительно-монтажных организаций.

Основой государственного планирования капитального строи­ тельства в судостроении является схема развития и размещения судостроительной промышленности, согласования с развитием и размещением промышленности по экономическим районам и союз­ ным республикам.

План капитального строительства является важнейшим разде­ лом отраслевого плана, отражающим развитие производственных мощностей предприятий и отрасли в целом.

Начиная с 1971 г. постановления о проектировании и строитель­ стве предприятий и сооружений должны приниматься исходя из схем развития и размещения соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности, а также и производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, а для крупных и сложных предприятий и сооружений еще и с учетом технико­ экономических обоснований, подтверждающих экономическую целе­ сообразность и хозяйственную необходимость проектирования и строительства.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) является важным предпроектным документом, который уточняет и дополняет схему развития и размещения отрасли промышленности.. При разработке ТЭО учитываются новейшие достижения науки и техники, чтобы строящиеся, реконструируемые и расширяемые предприятия ко времени их ввода в эксплуатацию были технически передовыми, имели высокие показатели по производительности труда и качеству продукции, обеспечивали ее низкую себестоимость и удовлетворяли требованиям безопасности производства работ.

239


Технико-экономическое обоснование разрабатывается на полную проектную мощность предприятия и на первую очередь строитель­ ства.

В документ по технико-экономическому обоснованию капиталь­ ного строительства включается:

а) исходные положения (характеристика значения данного пред­ приятия в обеспечении роста мощности и покрытия потребности народного хозяйства в продукции, намечаемой к выпуску, а также состояние реконструируемого или расширяемого предприятия и технико-экономические показатели его работы);

б) потребность народного хозяйства в продукции предприятия или сооружения, его проектной мощности и специализации (ассор­ тимент и качество продукции, перспективные балансы производства и потребления, районы потребления продукции данного предприя­ тия, анализ технической возможности и экономической целесообраз­ ности покрытия выявленного дефицита в данной продукции). Про­ изводится оценка оптимальности рекомендуемой мощности и cnéциализации предприятия;

в) степень обеспечения предприятия сырьем, полуфабрикатами, электроэнергией, топливом и водой (данные о наличии сырьевой базы,

оразведанных и утвержденных запасах сырья, потребность в сырье

иполуфабрикатах и источники получения и развития сырьевой базы; предполагаемое обеспечение предприятия электроэнергией, топливом и водой);

г) размещение объекта строительства (технико-экономическое

сравнение возможных вариантов размещения предприятия или сооружения по условиям обеспечения сырьем, топливом, электро­ энергией, водой, сброса промышленных отходов, наличия трудовых ресурсов, необходимых площадей для строительства производствен­ ных и жилых объектов, внешнего транспорта). Дается оценка опти­ мальности выбранного варианта по минимуму приведенных затрат, включая сопряженные капитальные вложения в смежные отрасли промышленности, транспорт по доставке сырья, материалов и гото­ вой продукции;

д) основные технологические решения и состав предприятия (рекомендуемая технология производства и соответствие ее новым, прогрессивным технологическим процессам) исходя из ближайшей перспективы развития науки и техники с учетом плана выпуска продукции тоже в перспективе. В этом разделе, кроме того, обосно­ вывается производственно-технологическая структура предприятия, состав основных цехов и соотношение их мощностей, схема коопе­ рирования ремонтных и вспомогательных цехов и обоснование трет бований на развитие транспорта общего пользования;

е) основные строительные решения (принципиальные объемно­ планировочные и конструктивные решения по крупным и сложным зданиям и сооружениям, ориентировочные размеры промышленной площадки и схема расселения работников предприятия; ориентиро­ вочный объем строительно-монтажных работ, очередность и сроки строительства);

240