Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тий. В с ё я з й С этим, несмотря на значительный ежегодный объем капитальных вложений, показатель эффективности использования основных фондов не возрастал, а далее имел тенденцию к некоторому снижению.

В целях более рационального использования основных фондов

идальнейшего упорядочения их развития, в настоящее время пред­ приятию предоставляется значительно больше прав в приобретении

ииспользовании основных фондов. Одновременно для них из при­ были установлена плата за основные и нормируемые оборотные фонды, которая вносится в бюджет государства. Предприятия также образуют специальный фонд развития производства; ими прово­ дятся экономически эффективные меры по созданию материальной заинтересованности в рациональном использовании существующих основных фондов и средств, предназначаемых для капитальных вложений.4В результате таких мероприятий в народном хозяйстве отмечается более рациональное использование оборудования и дру­ гих основных фондов.

Рассмотрим это на следующем условном примере использования стапеля. Пусть срок пребывания судна на стапеле первоначально

составлял 150

дней,

а суточная

сумма

амортизации стапеля —

500 руб. Тогда общая сумма амортизационных отчислений

за время

его постройки

будет

равна 500 х

150 =

75 000 руб. Если

снизить

стапельный период до 100 дней, то сумма амортизационных отчисле­ ний по стапелю составит 50 000 руб., т. е. сокращение срока пре­ бывания судна на стапеле на 50 дней позволит только за счет амор­ тизационных отчислений по стапельным сооружениям снизить стоимость его постройки на 25 000 руб. Аналогично этому умень­ шается приходящаяся на судно годовая сумма амортизационных отчислений по станочному оборудованию и по всем другим видам основных фондов. Так, если при работе инструментального цеха судостроительного завода в одну смену предусмотрен план выпуска продукции на 500 000 руб., а амортизационные отчисления по зда­ ниям заданы 3000 руб., по машинам и оборудованию — 13 600 руб., а всего А г = 16 600 руб., то на каждые 100 руб. продукции будет приходиться износа основных фондов 3 р. 32 к. Пусть при переходе цеха на двухсменную работу амортизация зданий увеличится на

15%, машин и

производственного оборудования — на

20%, тогда

сумма амортизационных отчислений определится: А 0 =

3000-1,15 +

+ 13 600-1,2 =

19 770 руб.

 

Если предположить, что план выпуска продукции при двухсмен­ ной работе увеличится на 70%, т. е. составит 850 000 руб., тогда амортизационные отчисления на каждые 100 руб. продукции сокра­ тятся до 2 р. 33 к., т. е. на 30%.

Наиболее высокая экономическая эффективность работы уста­ новленного, т. е. находящегося в эксплуатации, оборудования достигается при постоянном и максимальном его использовании по времени и по мощности. Задача заключается в том, чтобы улучшить использование основных фондов.

231


При расчете производственной мощности предприятия, отдель­ ного цеха или построечного места учитывается максимально возмож­ ное время использования оборудования или площадей.

Различаются следующие фонды времени работы оборудования: календарный, номинальный, или режимный, и действительный.

К а л е н д а р н ы й ф о н д в р е м е н и применяют на пред­ приятиях с непрерывным процессом производства, например в ме­ таллургии. Он определяется как произведение числа календарных дней в году на 24 ч:

Фк = 365-24 = 8760 ч.

Предприятия машиностроительной и судостроительной промыш­ ленности работают на прерывном двухсменном режиме. Для полу­ чения н о м и н а л ь н о г о , или р е ж и м и о г о, в р е м е н и необходимо исключить из календарного фонда выходные и празд­ ничные дни, а также сокращения в предпраздничные дни.

Для

1973 г. номинальный фонд времени работы оборудования

при двухсменном режиме будет равен:

 

Ф„ = 2074-2 = 4148 ч.

Для

получения д е й с т в и т е л ь н о г о ф о н д а необхо­

димо из номинального фонда времени исключить время планово­ предупредительного ремонта оборудования и межремонтного об­ служивания (3% — для обычного и 4% — для уникального обору­ дования, в данном случае будем считать его равным 133 ч):

Фд = 4148— 133 - 4015 ч.

Определение действительного фонда времени оборудования про­ изводится по всему станочному парку цеха, по участкам в целом, по технологически однородным группам.

Использование основных фондов во времени отражается при

помощи так называемого

к о э ф ф и ц и е н т а

э к с т е н с и в ­

н о г о и с п о л ь з о в а н и я

Кэ, который

определяется как

отношение фактического

времени

использования

основных фондов

к максимально возможному за рассматриваемый период, т. е. в общем виде

К

г р Тф }

<\Э ---

* макс

 

где Тф и Гмакс — фактическое

и

максимально возможное время

использования основных фондов

соответственно, ч, смена, сут.

По машинам и оборудованию фактическое и максимально возмож­ ное время использования вычисляют в часах..

Коэффициент экстенсивного использования по номинальному времени учитывает потери этого времени, и при полном исполь­ зовании рабочих дней и установленного числа смен он равен единице. Разница между единицей и достигнутым значением Кэ составляет соответствующие потери времени при данном режиме работы. Его

232



значение дает конкретную характеристику степени использования оборудования на данном судостроительном предприятии.

По производственным сооружениям судостроительных и судо­ ремонтных предприятий фактическое время использования и макси­ мально возможное (по календарному фонду времени) определяется

в сутках.

Однако коэффициент экстенсивного использования не может пол­ ностью характеризовать работу предприятия: можно достичь высо­ кого показателя использования оборудования по времени, но иметь при этом низкую выработку.

Степень использования основных фондов по их производитель­

ности более полно

характеризуется к о

э ф ф и ц и е н т о м

и н ­

т е н с и в н о г о

и с п о л ь з о в а н и я

К„, который для

машин

II оборудования определяется ,как отношение фактически выработан­

ной продукции Я в натуральных единицах за определенный период

времени

к максимально

возможному

количеству выработки, т. е.

 

 

 

Ак

-

п

,

 

 

где

Т — фактическое время

использования

основных

фондов, ч,

дни,

а

Н — наибольшая

норма

выпуска

продукции

в единицу

времени.

Поскольку норма выпуска продукции в единицу времени при­ нимается как максимально возможная при данном уровне техниче­ ского развития, то значение коэффициента интенсивного использо­ вания стремится к единице.

Коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования оборудования являются важными показателями использования ос­ новных фондов, но каждый из них характеризует уровень исполь­ зования лишь односторонне: либо по времени, либо по произво­ дительности.

Для общей характеристики степени использования оборудова­ ния вводят так называемый к о э ф ф и ц и е н т э к о н о м и ­ ч е с к о г о и с п о л ь з о в а н и я о с н о в н ы х фо н д о в Ко — произведение двух рассмотренных коэффициентов, т. е.

Ко = КэКк.

Этот коэффициент дает более полную характеристику использова­ ния машин и производственного оборудования, так как он отражает потери и по времени и по производительности.'

Коэффициент интенсивного использования, вычисленный для производственных сооружений, отражает степень использования их по пропускной способности. Так, для стапеля значение Ка опре­ деляется как отношение количества фактически спущенных за год судов к максимально возможному числу спусков за фактическое время использования стапеля. Если,, например, в течение года со стапеля были спущены четыре однотипных судна и фактическое время использования стапеля составляет 340 дней, а технологический цикл стапельной постройки судна при наилучших показателях

233


для данного уровня техники 68 дней, то коэффициент интенсивного использования стапеля в этом случае будет равен

Кн = 34Q468 — ° ’ 8 и л и 8 0 % >

а потери от недоиспользования -пропускной способности стапеля составят 20%.

Аналогично определяется коэффициент интенсивного использо­ вания для слипов, доков и достроечных бассейнов. Если в по­ стройке на судостроительном предприятии одновременно нахо­ дятся суда различных типов, то коэффициенты определяются по основному типу, преобладающему в производственной программе, а другие типы судов приводятся к этому основному типу с помощью коэффициентов пропорционально продолжительности их производ­ ственных циклов.

Предположим, что на стапеле последовательно строятся суда двух разных типов. Фактическое время использования стапеля составляет 340 дней.

Исходные данные, а также расчет коэффициента использования

стапеля приведены

в табл.

17.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 17

Расчет коэффициента использования

стапеля

 

 

 

по пропускной способности

 

 

 

 

Количе­

Технологи­

Коэффи­

Приведенное

Максималь­

 

 

ство с у ­

Тип судна

дов, сп у ­

ческий цикл

циент

количество

но возм ож ­

 

щенных

стапельных

приведе­

спущенных

ное число

 

 

на воду

работ, дни

ния

на воду с у ­

стапельных

 

 

за год

 

 

дов

циклов

Танкер

 

3

80

1,0

3,0

4,25

Сухогрузное

 

1

68

0,85

0,85

 

двухпалубное судно

 

 

 

 

 

 

В с е г о по ста­

 

3,85

4,25

пелю

 

 

 

 

 

 

 

За фактическое время использования стапеля число стапельных циклов при постройке танкеров должно было составить 340 : 80 = = 4,25, в действительности же осуществлено 3,85 таких циклов. Отсюда значение коэффициента интенсивного использования стапеля

Кп = 3,85 : 4,25 - 0,9.

Потери от недоиспользования пропускной способности стапеля составляют:

1,0 — 0,9 = 0,1 или 10%.

Общий коэффициент использования производственных сооруже­ ний (коэффициент экономического использования) определяется так же, как и по оборудованию. Для данного примера он составит:

Ко = КэКя = (340 : 365) (3,85 :4,25) « 0,84 или 84%.

234