Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
Тий. В с ё я з й С этим, несмотря на значительный ежегодный объем капитальных вложений, показатель эффективности использования основных фондов не возрастал, а далее имел тенденцию к некоторому снижению.
В целях более рационального использования основных фондов
идальнейшего упорядочения их развития, в настоящее время пред приятию предоставляется значительно больше прав в приобретении
ииспользовании основных фондов. Одновременно для них из при были установлена плата за основные и нормируемые оборотные фонды, которая вносится в бюджет государства. Предприятия также образуют специальный фонд развития производства; ими прово дятся экономически эффективные меры по созданию материальной заинтересованности в рациональном использовании существующих основных фондов и средств, предназначаемых для капитальных вложений.4В результате таких мероприятий в народном хозяйстве отмечается более рациональное использование оборудования и дру гих основных фондов.
Рассмотрим это на следующем условном примере использования стапеля. Пусть срок пребывания судна на стапеле первоначально
составлял 150 |
дней, |
а суточная |
сумма |
амортизации стапеля — |
|
500 руб. Тогда общая сумма амортизационных отчислений |
за время |
||||
его постройки |
будет |
равна 500 х |
150 = |
75 000 руб. Если |
снизить |
стапельный период до 100 дней, то сумма амортизационных отчисле ний по стапелю составит 50 000 руб., т. е. сокращение срока пре бывания судна на стапеле на 50 дней позволит только за счет амор тизационных отчислений по стапельным сооружениям снизить стоимость его постройки на 25 000 руб. Аналогично этому умень шается приходящаяся на судно годовая сумма амортизационных отчислений по станочному оборудованию и по всем другим видам основных фондов. Так, если при работе инструментального цеха судостроительного завода в одну смену предусмотрен план выпуска продукции на 500 000 руб., а амортизационные отчисления по зда ниям заданы 3000 руб., по машинам и оборудованию — 13 600 руб., а всего А г = 16 600 руб., то на каждые 100 руб. продукции будет приходиться износа основных фондов 3 р. 32 к. Пусть при переходе цеха на двухсменную работу амортизация зданий увеличится на
15%, машин и |
производственного оборудования — на |
20%, тогда |
сумма амортизационных отчислений определится: А 0 = |
3000-1,15 + |
|
+ 13 600-1,2 = |
19 770 руб. |
|
Если предположить, что план выпуска продукции при двухсмен ной работе увеличится на 70%, т. е. составит 850 000 руб., тогда амортизационные отчисления на каждые 100 руб. продукции сокра тятся до 2 р. 33 к., т. е. на 30%.
Наиболее высокая экономическая эффективность работы уста новленного, т. е. находящегося в эксплуатации, оборудования достигается при постоянном и максимальном его использовании по времени и по мощности. Задача заключается в том, чтобы улучшить использование основных фондов.
231
При расчете производственной мощности предприятия, отдель ного цеха или построечного места учитывается максимально возмож ное время использования оборудования или площадей.
Различаются следующие фонды времени работы оборудования: календарный, номинальный, или режимный, и действительный.
К а л е н д а р н ы й ф о н д в р е м е н и применяют на пред приятиях с непрерывным процессом производства, например в ме таллургии. Он определяется как произведение числа календарных дней в году на 24 ч:
Фк = 365-24 = 8760 ч.
Предприятия машиностроительной и судостроительной промыш ленности работают на прерывном двухсменном режиме. Для полу чения н о м и н а л ь н о г о , или р е ж и м и о г о, в р е м е н и необходимо исключить из календарного фонда выходные и празд ничные дни, а также сокращения в предпраздничные дни.
Для |
1973 г. номинальный фонд времени работы оборудования |
при двухсменном режиме будет равен: |
|
|
Ф„ = 2074-2 = 4148 ч. |
Для |
получения д е й с т в и т е л ь н о г о ф о н д а необхо |
димо из номинального фонда времени исключить время планово предупредительного ремонта оборудования и межремонтного об служивания (3% — для обычного и 4% — для уникального обору дования, в данном случае будем считать его равным 133 ч):
Фд = 4148— 133 - 4015 ч.
Определение действительного фонда времени оборудования про изводится по всему станочному парку цеха, по участкам в целом, по технологически однородным группам.
Использование основных фондов во времени отражается при
помощи так называемого |
к о э ф ф и ц и е н т а |
э к с т е н с и в |
|
н о г о и с п о л ь з о в а н и я |
Кэ, который |
определяется как |
|
отношение фактического |
времени |
использования |
основных фондов |
к максимально возможному за рассматриваемый период, т. е. в общем виде
К — |
г р Тф } |
|
<\Э --- |
* макс |
|
|
||
где Тф и Гмакс — фактическое |
и |
максимально возможное время |
использования основных фондов |
соответственно, ч, смена, сут. |
По машинам и оборудованию фактическое и максимально возмож ное время использования вычисляют в часах..
Коэффициент экстенсивного использования по номинальному времени учитывает потери этого времени, и при полном исполь зовании рабочих дней и установленного числа смен он равен единице. Разница между единицей и достигнутым значением Кэ составляет соответствующие потери времени при данном режиме работы. Его
232
значение дает конкретную характеристику степени использования оборудования на данном судостроительном предприятии.
По производственным сооружениям судостроительных и судо ремонтных предприятий фактическое время использования и макси мально возможное (по календарному фонду времени) определяется
в сутках.
Однако коэффициент экстенсивного использования не может пол ностью характеризовать работу предприятия: можно достичь высо кого показателя использования оборудования по времени, но иметь при этом низкую выработку.
Степень использования основных фондов по их производитель
ности более полно |
характеризуется к о |
э ф ф и ц и е н т о м |
и н |
т е н с и в н о г о |
и с п о л ь з о в а н и я |
К„, который для |
машин |
II оборудования определяется ,как отношение фактически выработан |
ной продукции Я в натуральных единицах за определенный период
времени |
к максимально |
возможному |
количеству выработки, т. е. |
|||||
|
|
|
Ак„ |
- |
п |
, |
|
|
где |
Т — фактическое время |
использования |
основных |
фондов, ч, |
||||
дни, |
а |
Н — наибольшая |
норма |
выпуска |
продукции |
в единицу |
времени.
Поскольку норма выпуска продукции в единицу времени при нимается как максимально возможная при данном уровне техниче ского развития, то значение коэффициента интенсивного использо вания стремится к единице.
Коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования оборудования являются важными показателями использования ос новных фондов, но каждый из них характеризует уровень исполь зования лишь односторонне: либо по времени, либо по произво дительности.
Для общей характеристики степени использования оборудова ния вводят так называемый к о э ф ф и ц и е н т э к о н о м и ч е с к о г о и с п о л ь з о в а н и я о с н о в н ы х фо н д о в Ко — произведение двух рассмотренных коэффициентов, т. е.
Ко = КэКк.
Этот коэффициент дает более полную характеристику использова ния машин и производственного оборудования, так как он отражает потери и по времени и по производительности.'
Коэффициент интенсивного использования, вычисленный для производственных сооружений, отражает степень использования их по пропускной способности. Так, для стапеля значение Ка опре деляется как отношение количества фактически спущенных за год судов к максимально возможному числу спусков за фактическое время использования стапеля. Если,, например, в течение года со стапеля были спущены четыре однотипных судна и фактическое время использования стапеля составляет 340 дней, а технологический цикл стапельной постройки судна при наилучших показателях
233
для данного уровня техники 68 дней, то коэффициент интенсивного использования стапеля в этом случае будет равен
Кн = 34Q468 — ° ’ 8 и л и 8 0 % >
а потери от недоиспользования -пропускной способности стапеля составят 20%.
Аналогично определяется коэффициент интенсивного использо вания для слипов, доков и достроечных бассейнов. Если в по стройке на судостроительном предприятии одновременно нахо дятся суда различных типов, то коэффициенты определяются по основному типу, преобладающему в производственной программе, а другие типы судов приводятся к этому основному типу с помощью коэффициентов пропорционально продолжительности их производ ственных циклов.
Предположим, что на стапеле последовательно строятся суда двух разных типов. Фактическое время использования стапеля составляет 340 дней.
Исходные данные, а также расчет коэффициента использования
стапеля приведены |
в табл. |
17. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 17 |
|
Расчет коэффициента использования |
стапеля |
|
||||
|
|
по пропускной способности |
|
|
||
|
|
Количе |
Технологи |
Коэффи |
Приведенное |
Максималь |
|
|
ство с у |
||||
Тип судна |
дов, сп у |
ческий цикл |
циент |
количество |
но возм ож |
|
|
щенных |
стапельных |
приведе |
спущенных |
ное число |
|
|
|
на воду |
работ, дни |
ния |
на воду с у |
стапельных |
|
|
за год |
|
|
дов |
циклов |
Танкер |
|
3 |
80 |
1,0 |
3,0 |
4,25 |
Сухогрузное |
|
1 |
68 |
0,85 |
0,85 |
|
двухпалубное судно |
|
|
|
|
|
|
В с е г о по ста |
|
— |
— |
— |
3,85 |
4,25 |
пелю |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
За фактическое время использования стапеля число стапельных циклов при постройке танкеров должно было составить 340 : 80 = = 4,25, в действительности же осуществлено 3,85 таких циклов. Отсюда значение коэффициента интенсивного использования стапеля
Кп = 3,85 : 4,25 - 0,9.
Потери от недоиспользования пропускной способности стапеля составляют:
1,0 — 0,9 = 0,1 или 10%.
Общий коэффициент использования производственных сооруже ний (коэффициент экономического использования) определяется так же, как и по оборудованию. Для данного примера он составит:
Ко = КэКя = (340 : 365) (3,85 :4,25) « 0,84 или 84%.
234