Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

термальное стимулирование, использование системы цен). При осу­ ществлении принципов рационального управления социалистиче­ ской промышленностью не следует пренебрегать ни одним из этих методов.

§ 6 Развитие организационных форм управления

судостроительной промышленностью

Управление судостроительным производством должно обеспе­ чивать: а) расширенное воспроизводство и планомерное развитие судостроительной промышленности на базе технического прогресса и систематического повышения уровня производительности труда; б) непрерывный рост качественных показателей работы судострои­ тельных предприятий; в) рациональное размещение предприятий отрасли на территории страны.

Отсюда вытекают первоочередные конкретные задачи управления социалистическим предприятием: обеспечение производства необ­ ходимыми трудовыми, материальными и денежными ресурсами и координация многочисленных элементов производства, направлен­ ных на выполнение государственных планов предприятия.

Решение сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС внесло коренные изменения в действующую систему управления, планиро­ вания и экономического стимулирования, сущность которых состоит в рациональном сочетании централизованного руководства с расши­ рением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий, более широким использованием экономических категорий развития производства: прибыли, цены, кредита, премий и др. На первый план выдвигаются экономические методы воздействия на произ­ водство.

Организационные формы управления промышленностью не оста­ вались неизменными, они совершенствовались по мере роста обще­ ственного производства. На ранних этапах развития промышлен­ ности задачи управления производством были более просты. По мере перехода к крупному промышленному производству с применением сложной машинной техники появлялись различные системы управле­ ния производством. Управление современным промышленным пред­ приятием базируется на научных методах с применением электронновычислительной техники. Правильная организация управления промышленностью является необходимым условием ее рациональной деятельности, и чем мощнее и сложнее становится объединение или промышленное предприятие, тем ответственнее роль управления.

Организационные формы управления социалистическими судо­ строительными предприятиями менялись и совершенствовались в со­ ответствии с теми задачами, которые ставились перед всей промыш­ ленностью Коммунистической партией и Советским государством на различных исторических этапах развития.

К созданию новых форм управления промышленностью Совет­ ское государство приступило сразу же после Октябрьской революции.

37


В ноябре 1917 г. было утверждено положение о рабочем контроле на предприятиях. На судостроительных заводах, в частности, созда­ вались правления заводов из преданной революции технической интеллигенции и представителей передовых рабочих. Задача совет­ ских органов власти и созданных заводоуправлений заключалась в реорганизации аппарата заводов, в ликвидации бюрократизма, имевшего место особенно на казенных заводах, в установлении новых революционных порядков и трудовой дисциплины, в учете материаль­ ных средств предприятий и налаживании хозяйственной деятельности для выполнения правительственных заказов.

Для организации народного хозяйства и государственных финан­ сов, а также для согласования и объединения деятельности цен­ тральных и местных учреждений 6 декабря 1917 г. был издан декрет о создании Высшего Совета Народного хозяйства (ВСНХ).

Переход к мирному созидательному труду был нарушен военной интервенцией империалистических государств и гражданской вой­ ной. Судостроительные заводы наряду с ремонтом кораблей стали изготовлять заказы по удовлетворению нужд фронта. В этот период, называемый еще периодом военного коммунизма, для руководства промышленностью, главным образом крупными государственными заводами, при ВСНХ были организованы главки (органы высокой степени организации управления промышленностью); мелкие пред­ приятия и предприятия, находящиеся на консервации, подчинялись местным органам власти.

При мирном строительстве и восстановлении народного хозяй­ ства отпала необходимость в высоком уровне централизации управ­ ления. Новая экономическая политика потребовала и новых, более гибких форм управления промышленностью, большей маневренности в использовании имеющихся ресурсов, повышений производитель­ ности труда, строгой хозяйственной экономии и эффективного использования оборудования в целях снижения себестоимости про­ дукции.

Новой организационной формой управления промышленностью явились тресты. Закон от 10 апреля 1923 г. определял тресты как государственные органы управления промышленностью, которым была предоставлена самостоятельность согласно утвержденному для каждого из них уставу. Тресты действовали на началах коммерче­ ского расчета с целью получения прибыли. В том же году в Петро­ граде был образован Государственный судостроительный трест (Судотрест), объединивший несколько судостроительных и меха­ нических заводов, часть которых в дальнейшем отошла от судострое­ ния. В это время южные судостроительные заводы входили в Южмаштрест, а волжские заводы речного судостроения — в Государственное объединение машиностроительных заводов. Положение о трестах (1927 г.) значительно расширяло права предприятий; в нем подчер­ кивалась роль хозрасчета в борьбе за экономию. Это положение укрепило плановое руководство предприятиями при децентрализа­ ции их производственно-оперативных функций, усилило едннона-

38


чалне и ответственность предприятия за выполнение производствен­ ного плана.

Новые формы управления промышленностью потребовались и

впериод перехода к реконструкции народного хозяйства. Синди­ каты, организованные первоначально для материально-технического снабжения трестов и распределения районов сбыта их продукции, постепенно сосредоточили фактическое руководство соответству­ ющими отраслями промышленности. Они стали заниматься несвой­ ственными им вопросами выполнения производственных программ, капитальным строительством и т. п., дублируя тем самым работу главков ВСНХ.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. вместо трестов были созданы отраслевые промышленные объединения, состоящие на хозяйственном расчете. В развитие этих директив были созданы

в1930 г. Всесоюзное объединение морского судостроения («Союзверфь») и Всесоюзное объединение речного судостроения («Речсоюзверфь») с подчинением ВСНХ. Объединениям были переданы все имеющиеся в стране судостроительные заводы.

Кконцу первого пятилетия в состав «Союзверфи» входило девять крупных судостроительных заводов, две проектно-конструкторские организации по проектированию судов, две организации по проекти­

рованию новых судостроительных предприятий, научно-исследова­ тельский институт и более десяти специальных учебных заве­ дений.

Согласно решению XVI партийного съезда, на объединения возлагалось решение поставленных перед промышленностью задач по скорейшему окончанию реорганизации системы управления на основе следующих принципов: а) укрепления системы единоначалия во всех звеньях промышленности; б) обеспечения промышленным предприятиям максимальной самостоятельности и инициативы в вы­ полнении плановых заданий; в) усиления технического руководства работой предприятия и г) устранения параллелизма в работе хозяй­ ственных органов и всей системы планирования и управления про­ мышленностью. Кроме того, на них возлагалось руководство снабже­ нием сырьем и материалами, финансированием предприятий, сбытом готовой продукции и др.

В 1931 г. ВСНХ СССР в целях дальнейшего совершенствования управления был реорганизован. На его базе были образованы три общесоюзных Наркомата — лесной, легкой и тяжелой промышлен­ ности. В связи с этим всесоюзные судостроительные объединения были преобразованы в Главное управление морской судостроительной промышленности (ГУМСП), в дальнейшем переименованное в Главморпром, и Главное управление речной судостроительной промыш­ ленности — Главречпром.

Большое значение для улучшения организации управления промышленностью имели решения сентябрьского Пленума ЦК ВКП(б) 1932 г. и XVII партийного съезда об изжитии формального, бюрократического руководства промышленностью и о ликвидации обезлички и функциональной системы управления.

59



Изменение системы управления благоприятно отразилось на ра­ боте предприятий отрасли: усилилось техническое руководство предприятиями, улучшились условия труда, стали более совершен­ ными организация производства и технологический процесс по­ стройки судов, повысился общий уровень экономической работы предприятий. Были построены новые судостроительные заводы, старые подверглись значительной реконструкции и модернизации. Новые технологические методы постройки судов широко внедрялись на судостроительных предприятиях.

Усиление роли судостроительной промышленности в народном хозяйстве в связи с поставленными задачами по созданию в короткие сроки мощного Военно-Морского Флота СССР вновь привело к изме­ нению организационной структуры управления судостроительной промышленностью. В 1937 г. на Чрезвычайном VIII съезде Советов был организован Наркомат оборонной промышленности, в состав которого вошло главное управление морского судостроения.

В 1939 г. по указу Президиума Верховного Совета был создан Наркомат судостроительной промышленности СССР с включением

внего заводов морского и речного судостроения.

Вэтот Наркомат вошли также заводы морских приборов и акку­ муляторов. В организационном отношении судостроительная про­ мышленность оформилась как самостоятельная отрасль. Постройка и ремонт судов поручались также и эксплуатирующим организациям. Так, постройка морских торговых судов возлагалась на Наркомат

морского флота, а речных судов — на Наркомат речного флота. В системе Народного комиссариата рыбной промышленности сосре­ доточивались судостроительные и судоремонтные заводы, обеспечи­ вающие постройку и ремонт флота рыбной промышленности.

Расположенные в морских бассейнах судостроительные и судо­ ремонтные заводы разных ведомств, выпускающие похожую продук­ цию и имеющие однотипные процессы производства, оказались раз­ деленными ведомственными барьерами.

Вмарте 1946 г. Наркомат судостроительной промышленности был преобразован в Министерство судостроительной промышленности

СССР.

В1957 г. в соответствии с постановлением февральского Пленума ЦК КПСС, был принят закон о реорганизации управления промыш­ ленностью по территориальному принципу, что внесло существенные изменения в форму управления судостроением. Вместо Министерства судостроительной промышленности был образован Государственный комитет по судостроению СССР, а управление судостроительными предприятиями было передано вновь созданным советам народного хозяйства экономических административных районов (Ленинград­ ский, Черноморский и др.).

Совнархозы в своей практической деятельности стремились к положительному решению ряда вопросов — к сокращению встреч­ ных перевозок, специализации промышленных предприятий и т. п. В результате было закрыто значительное количество цехов с полу­ кустарной технологией производства; появились крупные специали­

40