Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

судов с увеличенной скоростью движения — до 45—50 уз. В числе морских судов на подводных крыльях значатся теплоходы «Комета», «Вихрь», «Чайка» и др. В настоящее время идет успешное освоение судов на воздушной подушке.

Особо следует отметить проектирование и постройку уникальных судов для научных исследований и изучения космического простран­ ства в мирных целях типов «Академик Королев», «Космонавт Юрий Гагарин», сухогрузных универсальных судов «Пятидесятилетие комсомола», специальных судов для перевозки генеральных грузов, контейнеров, навалочных грузов, нефти, растительных пищевых масел.

Высоким достижением советского судостроения явилась постройка атомного • ледокола «Ленин» с ядерной энергетической установкой мощностью 44 000 л. с. и проектирование еще более мощного атом­ ного ледокола типа «Арктика».

В результате успешной работы отечественной судостроительной промышленности и поставок морских судов из-за границы тоннаж советского морского флота возрастает из года в год и в 1972 г. пре­ высил 16 млн. брутто per. т (табл. 2).

§ 4

Перспективы дальнейшего развития советской судостроительной промышленности

Коммунистическая партия и Советское правительство, подводя итоги развития народного хозяйства СССР, .за период восьмой пя­ тилетки выдвинули в качестве одной из первоочередных задач пополнение морского флота более совершенными в техническом отно­ шении судами. Предусматривается дальнейшее увеличение грузо­ подъемности вновь строящихся судов, снабжение их мощными энер­ гетическими установками и современным оборудованием, обеспе­ чивающим высокую производительность труда работников морского транспорта, повышение скорости хода, рост конкурентоспособности судов отечественного флота. Указывается также на дальнейшее повы­ шение доли морского грузооборота в транспортном балансе страны и на необходимость внедрения новейших достижений технического прогресса во все отрасли народного хозяйства, и в частности на транспорте.

Дальнейшее развитие отечественного морского транспортного флота позволит повысить процент собственного тоннажа в экспортно­ импортных перевозках и затем отказаться от использования судов зарубежных арматоров.

За годы Советской власти судостроение выросло в крупную от­ расль промышленности. В результате значительных капиталовло­ жений построены новые судостроительные предприятия и судоре­ монтные базы, на которых обеспечивается нормальная круглого­

28


довая работа. Судостроительные предприятия снабжены современным оборудованием и аппаратурой. В настоящее время, располагая мощ­ ными цехами, стапелями, эллингами, доками, крановым и подъемно­ транспортным оборудованием, научно-исследовательскими органи­ зациями и конструкторскими бюро, обладая квалифицированными кадрами рабочих, техников и инженеров, судостроительная про­ мышленность Советского Союза достигла высокого уровня и практи­ чески может обеспечить строительство судов любых размеров и назначения, отвечающих современным требованиям эксплуатации.

Значительное пополнение состава отечественного морского транс­ портного флота в годы восьмой пятилетки позволило Советскому Союзу занять пятое место в мире по тоннажу по сравнению с один­ надцатым местом в 50-х годах. Однако темпы роста грузооборота морского и речного транспорта и развития морских промыслов все еще опережают темпы пополнения флота. Дальнейшее развитие су­ достроительной промышленности должно идти в соответствии с Ди­ рективами XXIV съезда КПСС по девятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР, которыми намечено следующее: «Пополнить транспортный флот высокоэкономичными, универсаль­ ными и специализированными судами с комплексной автоматиза­ цией управления судовыми механизмами и системами, в том числе судами для перевозки большегрузных контейнеров, оборудования и скоропортящихся грузов. Расширить перевозки грузов судами сме­ шанного плавания море—река—море. < \ . .> Пополнить речной флот крупнотоннажными грузовыми судами и секционными соста­ вами большой грузоподъемности, в том числё для бесперевалочных перевозок в морских и речных условиях, а также быстроходными пассажирскими судами. Значительно снизить себестоимость перево­ зок» 1.

В развитие этих Директив на советских верфях будут строиться супертанкер «Крым», крупнотоннажное судно «Черноморье», ско­

ростное сухогрузное судно

«Котлин», контейнеровоз «Березань»

и другие типы судов 2. В

девятой пятилетке намечается также

строительство морских буксирных, ледокольных и спасательных судов, морских судов технического флота, включая плавучие электростанции мощностью 20 000 кВт, металлические и композит­ ные плавучие доки и краны, железнодорожные паромы для Охотс­ кого моря, плавучие буровые установки для Каспийского моря и т. д.

Увеличится экспорт судов за границу, где они получили высокую оценку.

Не довольствуясь существующими размерами строившихся тан­ керов, проектные организации разработали проекты танкера дед­ вейтом около 100 000 т, а затем-дедвейтом 150 000 т типа «Крым», который был заложен в 1971 г. Для этого судна разработана новая

1 Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР иа 1971—1975 годы. М., Политиздат, 1971, с. 43.

2 См.: «Правда», 1972, 13 сект.

29



паротурбинная энергетическая установка мощностью 30 000 л. с. с высокими параметрами пара.

Сухогрузные суда будут иметь большее раскрытие палубы над грузовыми трюмами, что сократит время стоянки их под грузовыми операциями. Предусматривается строительство судов-контейнеро­ возов, пакетовозов, судов для перевозки лихтеров, а также универ­ сальных сухогрузов и др.

На большинстве строящихся быстроходных судов применяются бульбообразные форштевни; суда оснащаются современной нави­ гационной радиотехнической аппаратурой, обеспечивающей высокую экономическую эффективность эксплуатации и безопасность плавания.

Улучшатся условия обитаемости пассажирских, служебных и жилых помещений. Экипаж будет располагаться в одно- и двух­ местных каютах, оборудуемых приспособлениями для кондициони­ рования воздуха, люминесцентными светильниками и т. п.

В текущем пятилетии большое'значение придается проектирова­ нию и постройке быстроходных судов на подводных крыльях и воздушной подушке для плавания на морях и реках. ,

Перечень морских транспортных и промысловых судов, а также речных судов перспективной постройки приведен в приложении.

Перед проектировщиками транспортного и промыслового флота стоят большие задачи по дальнейшему повышению пропульсивных качеств судов, снижению их собственного веса, улучшению грузовых характеристик, обеспечению современных способов погрузки и выгрузки. Путем широкой механизации и автоматизации управления судном и судовыми механизмами ставится и решается задача резкого сокращения численности судового экипажа.

Большая .роль в повышении экономико-эксплуатационных ка­ честв судов принадлежит совершенствованию судовых энергетиче­ ских установок, которое достигается дальнейшим увеличением их мощности, повышением к. п. д., надежности и экономичности в экс­ плуатации.

Предполагается значительно расширить на заводах судострои­ тельной промышленности объем и ассортимент изделий для сель­ ского хозяйства, а также для народного потребления, увеличить выпуск товаров массового спроса: прогулочных лодок, мебели, маг­ нитофонов, киноаппаратов, электропылесосов, мясорубок, газовых баллонов и т. п..

На заводах судостроительной промышленности предполагается повысить производительность труда на 46% и получить благодаря этому 87-—90% общего прироста продукции. Практически заданный рост объема производства должен .быть обеспечен без увеличения численности персонала. Производительность труда должна будет повыситься .за счет внедрения новой техники и прогрессивной тех- нрл-осии, . улучшения управления производством и его организации. Новую пятилетку принято в судостроении считать «пятилеткой тех­ нологии и организации производства».

Повышение технического уровня производства позволит к концу, пятилетки резко сократить продолжительность постройки судов.

3(Г


Особое место уделяется совершенствованию методов управления

ипланирования на судостроительных предприятиях с применением современной вычислительной техники и средств связи, так называе­ мой автоматизированной системы управления предприятием (АСУП). Достаточно сказать, что АСУП будет внедрена на 32 предприятиях

ибудет работать через автоматизированную информационно-диспет­ черскую систему Главного вычислительного центра. В связи с этим техническая база отраслевой автоматической системы управления (ОАСУ) вырастет вдвое, а 76 вычислительных центров предприятий, НИИ и КБ будут значительно расширены. В соответствии с реше­ ниями Партии и Правительства намечается перевод управления промышленностью на двух- и трехзвенную систему, усиление кон­ центрации и специализации производства путем создания крупных производственно-технических объединений и комбинатов с учетом особенностей отдельных подотраслей.

Увеличатся и капиталовложения, что позволит получить наи­ больший прирост продукции на каждый рубль вложенных средств. Фондоотдача должна возрасти, при этом сроки окупаемости капи­ тальных вложений сократятся с 5 лет в прошлой пятилетке до 3,7 года — в текущей.

Повысится и материальное положение работников промышлен­ ности. Средняя заработная плата в отрасли увеличится к 1975 г. по сравнению с 1970 г. на 20%.

Выявляя и реализуя производственные резервы, повышая эко­ номическую эффективность использования основных фондов, ра­ ботники советского судостроения смогут значительно повысить темпы роста тоннажа отечественного морского флота и добиться значи­ тельного снижения стоимости судов.

Контрольные вопросы

1.Особенности и индустриальный уровень судостроения в дореволюционной России.

2.Характерные черты развития судостроения после Великой Октябрьской социалистической революции.

3.Судостроительная промышленность в восстановительный период.

4.Судостроительная промышленность в годы индустриализации.

5. Судостроительная промышленность в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

6; Достижения отечественного судостроения в освоении постройки новых типов судов.

7. Основные направления развития советской судостроительной промышлен­ ности в ближайшие годы.

31