Файл: 1. 1 Понятие и определение права Право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поскольку правовая политика обладает такими признаками, как целевой и стратегический характеры, для ее воплощения нужны средства, обладающие аналогичными характеристиками. С этих позиций ей требуются особые правовые средства ее формирования и выражения, не сводимые к традиционным средствам правового регулирования.

Основным инструментом правовой политики являются доктринальные правовые акты (концептуальные, программные, стратегические). Доктринальные правовые акты — разновидность правовых актов, которая специально создана для формирования и фиксации правовой политики.

Доктринальный правовой акт — специальный нормативный правовой акт, направленный на регулирование целей, направлений, приоритетов, содержания и способов реализации государственной политики, политики субъектов федерации или муниципальных образований на долгосрочную, среднесрочную или краткосрочную перспективы.

Доктринальные (стратегические) правовые акты пока не могут в полной мере раскрыть свой потенциал как средство правового регулирования и особый инструмент правовой политики. Их правовая природа, юридическая сила и степень обязательности не определены. Эти акты не имеют устоявшейся формы принятия. Подобные документы утверждаются различными органами и различными актами, что показано выше. Как результат, их юридическая сила будет зависеть от акта, утвердившего соответствующую доктрину или иной стратегической документ. Это юридический нонсенс, но многие из ныне опубликованных доктрин, концепций и т.д. вовсе не имеют выходных данных и реквизитов юридического документа. Более того, отсутствуют какие бы то ни было данные об авторах этих документов.

Понятие доктринальных правовых актов шире термина «документы стратегического планирования» и включает в себя, помимо актов стратегического планирования, иные документы (концепции, доктрины, основы государственной политики, принципы и т.д., действующие в сферах образования, культуры, экологии, дипломатии, отдельных областях национальной безопасности и т.д.). ??

Правовые акты граждан.

К правовым актам граждан относится следующее:

1. индивидуально-правовые акты субъектов без властных полномочий (акты реализации прав и обязанностей) - совершенные в требуемой законодательством форме волеизъявления управомоченных субъектов, не обладающих властными полномочиями, которые направлены на возникновение (изменение, прекращение) конкретных правоотношений (например, обращения граждан в государственные органы в виде жалоб, заявлений и предложений, завещания, доверенности);


2. Индивидуальные договоры - совершенные в требуемой законодательством форме волеизъявления, возникшие в результате соглашения между соответствующими субъектами (например, гражданско-правовые договоры) (Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей – ГК).

Проблемы правового регулирования системы правовых актов в Российской федерации на федеральном и региональном уровне.

Отсутствуют законы о НПА РФ и большинства субъектов РФ (в ПК такого закона нет).

Такой закон, в частности, есть в Республике Алтай. Он закрепляет систему НПА субъекта (иерархию), дефиниции НПА и т.д.

Наиболее важным звеном правовой системы являются ФЗ. Между тем регламентация соотношения таких актов между собой и ФЗ О НПА, т.е. актом одинаковой с ними юр.силы является весьма затруднительным. Действующее законодательство не содержит правил, позволяющих обосновать приоритет положений ФЗ О НПА по отношению к положениям иных ФЗ. Приоритет указанного закона не может быть объяснен только его специальным характером. Правило о приоритете специального акта перед общим планируется установить самим ФЗ о НПА, а значит, оно может быть отменено любым ФЗ. Решение проблемы требует закрепления хотя бы на уровне ФКЗ, однако Конституция соответствующий документ не предусматривает.

Конституция не относит регулирование проблем, связанных с НПА субъектов РФ, ни к полномочиям РФ, ни к предметам совместного ведения. Система источников российского права не может в полной мере быть урегулирована на уровне ФЗ. Соотношение источников права на уровне ФЗ возможно только в отношении источников права меньшей юр. силы. Регламентация системы НПА субъектов возможна ФЗ только в отношении актов, принимаемых по вопросам совместного ведения.

+ В связи с тем, что до сих пор законодательно не установлено соотношение между федеральными законами и законами субъектов РФ, между законами и нормативными договорами и прочими источниками права, существует путаница и происходят конфликты между правотворческим органами, что отрицательно влияет на качество нормативных правовых актов.

Представляется, что сегодня сложилась ситуация, при которой наряду с пониманием необходимости принятия «закона о законах», органы законодательной власти затягивают данный процесс, снижая тем самым качество правотворческой деятельности. Вместо этого отдельные субъекты РФ принимают «закон о законах» на

своих территориях, давая собственную дефиницию нормативных правовых актов, их виды и соотношение по юридической силе и процедуру принятия. Таким образом, в большинстве субъектах имеется своя законодательно закрепленная терминология, а в некоторых ее нет, на федеральном уровне она вообще отсутствует. Отсюда – постоянная путаница в определениях, толкованиях нормативных правовых актов, процессах разработки и принятия проектов и органов, имеющих право на их принятие.

Проблемы правового регулирования системы правовых актов в Российской федерации на федеральном и региональном уровне. Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации».

Урегулировать ситуацию можно с помощью принятия закона “О нормативных правовых актах в Российской Федерации”, который был вынесен на рассмотрение Государственной Думы в 1996 г., однако в 2004 г. отклонен и снят с рассмотрения. С 2005 г. проект вышеназванного закона разрабатывается Министерством юстиции РФ, а с 2006 г. подготовка аналогичного проекта осуществляется и Советом Федерации. Однако до настоящего времени соответствующий закон не принят.

ФЗ о нормативных правовых актах имеет огромное значение и для упорядочения правотворческой деятельности субъектов Федерации, так как должен обеспечить четкое разграничение нормотворческой компетенции между властными органами и определение соотношения юридической силы всех видов нормативных правовых актов (с учетом конституционного разграничения предметов ведения и полномочий).
  1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


Правовые проблемы глобализации. (этот вопрос убрали, но не официально)

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

(семинар) Глобализация – процесс интеграции, унификации, создания наднациональных правовых систем (например, ЕС – Европейский союз).

Признаки глобализации:

  • 1) стирание граней между внутренней и внешней политикой, экономикой;

  • 2) интернационализация и более тесное взаимодействие стран и цивилизаций;

  • 3) нарастание политической напряженности в конкретной стране или в целом регионе;

  • 4) изменение характера и содержания государственной деятельности;

  • 5) создание транснациональных межгосударственных сообществ;

  • 6) интернационализация права;

  • 7) унификация и стандартизация правовой жизни;

  • 8) возникновение новых глобальных общностей права;

  • 9) создание транснационального правопорядка и др.

Предпосылки развития глобализации:

1. Экономический – огромная концентрация и централизация капитала, рост мощи международных корпораций, интенсификация международной специализации производства и кооперации, международный маркетинг, электронная торговля, международная логистика.

2. Политический – государственные границы постепенно становятся все более прозрачными, предоставляя все больше возможностей для свободы передвижения людей, товаров, услуг и капитала.

3. Технический – развитие современных средств транспорта, информационных систем и технологий, связи и телекоммуникаций, которые создают возможности для быстрого распространения информации, технологий, товаров, финансовых ресурсов. В итоге снижаются издержки настолько, что стало не только возможным, но и выгодным для предприятий размещать свои подразделения в разных странах.

4. Общественный – ослабление роли традиций, социальных связей и обычаев способствует нарастанию мобильности людей в географическом, духовном и эмоциональном смысле.

Основные последствия глобализации: рост динамизма мировой экономики; усиление неравномерности развития стран в мировой экономике; усиление роли ТНК и международных экономических институтов (МВФ); рост глобальной нестабильности; усиление региональной интеграции; рост глобальной конкуренции; размыв культурной идентичности отдельных стран.


Характеристика современной правовой организации мирового сообщества и мирового правопорядка

Основой правовой организации мирового сообщества выступает ООН - универсальная международная организация, созданная 24 октября 1945 г., действующая на основе Устава ООН, на сегодняшний день объединяющая 193 государства. Ее уставные цели:

  • поддерживать международный мир и безопасность и в связи с этим принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, а также подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

  • развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

  • осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

  • быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Большое значение в сфере международного сотрудничества имеют примыкающие к ООН Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная торговая организация (ВТО) и др.

Свой вклад в дело становления мирового правопорядка вносят региональные, межрегиональные и континентальные межгосударственные объединения. К таким можно отнести Организацию американских государств (ОАГ), Африканский союз, Европейский Союз, Совет Европы, СНГ.

На региональном уровне эти вопросы решаются, например, в рамках Евразийского экономического союза.

Деятельность в сфере экономического сотрудничества регламентируется как внутригосударственными, так и международно-правовыми нормами. Примером могут служить Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.), Сеульская конвенция о страховании инвестиций (1985 г.).

Активно развивается международное сотрудничество государственных и негосударственных профессиональных организаций в сфере культуры, науки и образования. Важную роль здесь играет ЮНЕСКО, деятельность которой охватывает планирование и сопровождение глобальных и региональных программ и проектов, разработку