Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты построения организационной структуры
1.1. Понятие и принципы построения организационных структур
1.2. Виды организационных структур
1.3. Современные тенденции в построении организационных структур и подходы к оценке их эффективности
Глава 2. Анализ организационной структуры на примере ООО «Бизнесстройхолдинг»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Бизнесстройхолдинг»
2.2. Анализ действующей организационной структуры управления ООО «Бизнесстройхолдинг»
2.3. Проблемы построения организационной структуры ООО «Бизнесстройхолдинг»
Глава 3. рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления «Бизнесстройхолдинг»
3.1. Предложения по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Бизнесстройхолдинг»
3.2. Разработка организационной структуры управления ООО «Бизнесстройхолдинг»
3.3. Рекомендации по обеспечению деятельности в соответствии с предлагаемой структурой управления
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Теория менеджмента»
на тему
«Построение организационных структур»
Работу выполнил (а) студент (ка) |
группы ОБМн-1609МОпт |
Направление подготовки: Менеджмент |
Профиль: Управление проектами |
Бибикова Ирина Алексеевна |
|
Научный руководитель: |
Леонова Светлана Юрьевна |
МОСКВА
2017
содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты построения организационной структуры 6
1.1. Понятие и принципы построения организационных структур 6
1.2. Виды организационных структур 11
1.3. Современные тенденции в построении организационных структур и подходы к оценке их эффективности 20
Глава 2. Анализ организационной структуры на примере ООО «Бизнесстройхолдинг» 26
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Бизнесстройхолдинг» 26
2.2. Анализ действующей организационной структуры управления ООО «Бизнесстройхолдинг» 29
2.3. Проблемы построения организационной структуры ООО «Бизнесстройхолдинг» 33
Глава 3. рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления «Бизнесстройхолдинг» 37
3.1. Предложения по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Бизнесстройхолдинг» 37
3.2. Разработка организационной структуры управления ООО «Бизнесстройхолдинг» 39
3.3. Рекомендации по обеспечению деятельности в соответствии с предлагаемой структурой управления 44
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения 58
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что в сегодняшнее время многие предприятия испытывают потребность в трансформации организационной структуры. Совершенствование организационных структур управления является составной частью комплекса мер по повышению эффективности работы предприятий. Правильно выстроенная структура управления лучше всего отвечает поставленным целям и задачам предприятия, своевременно и адекватно реагирует на действия факторов внутренней и внешней среды, целенаправленно распределяет и координирует усилия сотрудников и таким образом повышает собственную конкурентоспособность. Решение вопросов оптимизации структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.
Объект исследования – управление персоналом предприятия. Предмет исследования – построение организационная структура управления на примере предприятия ООО «Бизнесстройхолдинг».
Цель исследования – выявление перспектив совершенствования организационной структуры предприятия на примере ООО «Бизнесстройхолдинг».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть понятие и принципы построения организационных структур; -
определить виды организационных структур управления; -
выявить современные тенденции в формировании организационных структур и подходы к оценке их эффективности; -
дать общую характеристику предприятия ООО «Бизнесстройхолдинг» и системы управления персоналом; -
провести анализ действующей организационной структуры управления ООО «Бизнесстройхолдинг»; -
выявить проблемы структуры управления на предприятии ООО «Бизнесстройхолдинг»; -
разработать мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, три основные главы, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цель и задачи исследования, определяется объект и предмет исследования, структура работы.
В первой главе рассмотрены понятие и принципы построения организационных структур, проведен теоретический анализ их разновидностей, а так же выявлены современные тенденции в формировании организационных структур и подходы к оценке их эффективности.
Во второй главе дана краткая характеристика предприятия ООО «Бизнесстройхолдинг», проведен анализ действующей организационной структуры предприятия, выявлены проблемы структуры управления на предприятии.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия; предложен проект внедрения новой структурной единицы «Учебный Центр», проведена оценка эффективности разработанных мероприятий.
В заключении сделаны выводы, подведены итоги курсовой работы.
1. Теоретические аспекты построения организационной структуры
1.1. Понятие и принципы построения организационных структур
Под структурой системы как правило понимают организацию взаимоотношений и связей между подсистемами и компонентами системы, а кроме того состав данных подсистем и составляющих, каждому из каковых соответствует конкретная функция. Свойства структуры организации во многом обусловливают ее поведение. Ключевой характеристикой качества структуры каждой экономической системы представляется сбалансированность, пропорциональность ее компонентов (подсистем). Следовательно, структура организации - это прочные взаимосвязи, которые присутствуют между подразделениями и сотрудниками организации. Структура всякой организации складывается из функциональных единиц: управлений, отделов, секторов и т.д.
Всякая система интегрирована в качестве составляющей или подсистемы в систему высшего порядка, и напротив, каждый компонент системы может рассматриваться как подсистема, располагающая, во многих случаях, относительной автономностью поведения. В определенном анализе данный взгляд осуществляется как путем расчленения изучаемой системы на подсистемы и оценке каждой из них сквозь призму работы системы в целом, так и с помощью рассмотрения ее в качестве одной из единиц какой-либо системы более высшего уровня1.
Любая система находится в большом количестве связей и взаимоотношений со всевозможного рода системными и несистемными образованиями находящегося вокруг ее мира, действует и формируется во взаимодействии с ними. Все эти образования, влияющие на систему и в то же время ощущающие на себе ее влияние, и составляют среду системы. Под средой системы, по мнению О.В. Лавриненко, следует понимать объекты, явления и процессы окружающего мира, имеющие для этой системы существенно-необходимое значение, без которых невозможно ее функционирование и развитие1. При этом резонно как структурированное описание среды, так и анализ ее в нерасчлененном виде
, в форме интегрального образования, тем или иным образом взаимодействующего с объектом исследования. Основополагающее назначение данного принципа содержится в ориентировании исследователя на анализ не только лишь самого объекта, но также и на параллельное исследование условий его происхождения и существования2.
В теории организации и теории управления часто употребляется понятие организационной структуры управления. Организационная структура управления создается с учетом требований максимально эффективного управления системой. Структура предприятия (компании) устремлена, прежде всего, на утверждение четких взаимосвязей между единичными ее подразделениями, разделение между ними прав и ответственности.
Лучшая структура - структура, позволяющая взаимодействовать с внешней средой, отзываться на ее метаморфозы, распределять и устремлять внутренние ресурсы и активность своих работников на достижение целей. Организационная структура непрерывно меняется, улучшается в соответствии с меняющимися обстоятельствами функционирования системы.
Организационная структура управления - одно из стержневых концепций менеджмента, вплотную сопряженное с целями, функциями, распределением полномочий между менеджерами. В рамках организационной структуры управления проходит весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей, принятие управленческих решений), в каком принимают участие менеджеры всех уровней. В литературе по менеджменту описано множество трактовок организационной структуры, которые отражают сложность и неоднозначность данной категории. Рассмотрим представленные в экономической литературе определения «организационной структуры управления» и «организационной структуры предприятия».
В.Я. Горфинкель считает, что построение структуры обеспечивает контроль и координацию деятельности подразделений и отражает уровень полномочий, делегированных различным функциональным и линейным отделам1. И.Н. Герчикова считает, что организационная структура состоит из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций2. Г. Минцберг говорит о том, что структуру организации можно определить как простую совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач
3.
Б.З. Мильнер считает, что структура организации – это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации4. По мнению В.Р. Веснина, организационная структура управления представляет собой упорядоченную совокупность органов управления (должностей, подразделений и служб), находящихся в определенной взаимной связи и соподчинении и объединенных коммуникационными каналами1. М.Г. Лапуста определяет структуру как строение и внутреннюю форму организации предприятия, выступающую как единство устойчивых взаимосвязей между его рабочими местами и подразделениями. Автор говорит, что организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками предприятия по поводу выполнения функций управления, определяют его организационную структуру управления»2.
Из всего вышесказанного, по нашему мнению, наиболее предпочтительным является следующее определение организационной структуры – это система, обеспечивающая эффективную координацию усилий работников разных отделов.
Организационные структуры, являясь существеннейшей частью организации, строятся по предопределенным принципам, которые связаны с типом организации. Подчеркнем принципы построения организационной структуры (рис.1)3.
Рис. 1. Принципы построения организационной структуры
1.Гибкость. Описывает умение быстрой пертурбации в соответствии с преобразованиями, происходящими в сфере управления персоналом и на производстве.
1. Централизация. Состоит в рациональной централизации функций сотрудников в отделах и службах компании с передачей в нижнее звено функций оперативного управления.
2. Специализация. Гарантируется закреплением за каждым по отдельности подразделением конкретных функций управления.
3. Единство прав и ответственности. Обозначает, что права и ответственность подразделений и работников должны быть в диалектическом единстве.
4. Разграничение полномочий. Линейное руководство гарантирует принятие решений по выпуску продукции, а функциональное - обеспечивает подготовку и реализацию решений.
5. Экономичность. Описывает достижение минимум необходимых расходов на построение и содержание организационной структуры управления.
Таким образом, определение структуры однозначно показывает, что безупречной, универсальной структуры нет, а процесс поиска будет продолжаться и далее. Сегодня функционирующие организационные структуры предприятий недостаточно приспособлены к решению новых задач управления. Необходимо внедрение новой прогрессивной техники и применению методов оптимального управления, к согласованию и интеграции разнородной управленческой деятельности1. При построении организации задача руководителей состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая наиболее эффективно отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее факторам.