Файл: Голенко Д.И. Статистические модели в управлении производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

раторов f2u f22,-.,

f2n

приводит к последовательности P2U

Р22,---, Р2п, имея которую, можно найти

Q(Pi\)=mmQ(Pf

) ,

 

 

і

 

где і2 — номер

шага

во второй

итерации, приводящего

к перестановке, принимаемой за исходную в третьей ите­ рации.

Описанная выше процедура повторяется до выполне­

ния условия

Р\

=Pl^n\

где

ka

— номер шага

в а-й

итерации, которому соответствует

перестановка

Р | а ,

по­

вторяющаяся

в

(а + п2 )-й

итерации

на шаге ka.

Это

усло­

вие означает зацикливание, т. е. получение такой пере­ становки, для которой последовательное применение п2 операторов рі (і, /==1, 2,..., п) не приводит к улучшению плана. Целесообразно применить описанный алгоритм к нескольким исходным перестановкам.

Достоинством эвристических методов является удоб­ ство реализации их на ЭВМ даже яри решении громозд­ ких задач, поскольку формирование расписания связано •с его моделированием во времени. Основным недостат­ ком этих методов, отнюдь не препятствующих их прак­ тическому применению, является сравнительно невысо­ кая точность, которая объясняется тем, что трудно скон­ струировать правило, одинаково хорошее для всех раз­ новидностей задач. Другой недостаток заключается в невозможности построения опенок близости полученных расписаний к оптимальным. Развитием чисто эвристиче­ ских методов (развивается и обобщается идея модели­

рования) являются статистические методы.

 

 

Статистические

методы также

хорошо

реализуются

на ЭВМ, поскольку связаны с Л/'-кратным

моделировани­

ем случайных расписаний. Естественно,

что

с

увеличе­

нием значения N растет точность полученного

расписа­

ния, но величина

N ограничена

сверху

возможностями

ЭВМ и располагаемым для решения задач временем, что

всегда надо иметь в

виду при календарном планирова­

нии. Статистические

методы позволяют полностью ис­

пользовать как располагаемое время, так и возможности ЭВМ. для получения более точных решений.

При решении задач больших «площадей», когда чис­ ло N ограничено несколькими десятками испытаний, до-


вольно эффективными являются комбинации метода ста­ тистических испытаний с различными эвристическими правилами предпочтения.

Ниже мы рассмотрим статистические методы и их «комбинации с эвристическими для исследования моделей календарного планирования.

Статистические методы. Статистические методы, или как их иногда называют, методы случайного поиска нача­ ли применяться совсем недавно (начало 60-х годов) для решения различных задач оптимизации. Особенно эффек­ тивно применение этих методов для решения сложных задач большой размерности с произвольным заданием целевой функции — критерия оптимальности и ограниче­ ний, т. е. в тех случаях, когда регулярные методы непри­ менимы. Именно к таким задачам относятся задачи ка­ лендарного планирования.

Под поиском понимается процесс отыскания хотя бы одного расписания А\ из множества допустимых рас­ писаний D, которое близко к оптимальному, т. е.

K(AR*)<mmK(A)+e, A<=D

где є > 0 наперед заданное число.

В процессе функционирования метода случайного по­

иска можно

выделить два важных этапа:

 

— моделирование последовательности случайных рас­

писаний |і

|ь> причем любое | { может

моделирова­

ться многократно;

 

— выделение из случайных реализаций

наилучшего

•расписания, которое является приближением к оптималь­ ному.

Различают ненаправленный случайный поиск; направ­ ленный случайный поиск без самообучения; направлен­ ный случайный поиск с самообучением.

Ненаправленный

случайный поиск (или метод Мон­

те-Карло) заключается в следующем.

Строим последо­

вательность Аи А2,...,

Ап

независимых случайных рас­

писаний, равномерно распределенных в области D, оп­

ределяем значения Q

(Л,),

Q (Л2 ),..., Q (Ап) и находим

Q (An) =min {Q (.4,) ,'Q (Л2 ) ,...,Q

п)}.

Если поиск оптимального плана ведется среди дей­ ствительных планов, то область D конечна и существует


отличная от нуля вероятность р обнаружить оптималь­ ный план при каждом испытании. Вероятность найти оп­ тимальный план в одном из п независимых испытаний составит

 

рп

= 1 . - ( 1 - / > ) « •

 

 

 

 

 

(2.3.1)

последовательность

 

р п - » - 1 ,

т. е.

 

 

При пУООlim

P{Q(An)=Q(A*)}

 

 

 

= h

 

 

 

 

 

lim

Р{Ап=А*}

 

=

\,

 

 

 

 

 

 

 

где А* — оптимальное расписание,

 

 

 

 

 

 

 

 

Л п — план, полученный

после п

испытаний.

 

 

Другими словами, последовательность Qn

 

(А)

с веро­

ятностью, равной

единице,

 

сходится

к Q

(А*), т. е. неог­

раниченно продолжая испытания,

мы

с вероятностью,

равной единице, получим оптимальный план.

 

 

 

Из [2. 3. 1] следует, что

если

мы

хотим

получить

оп­

тимальный план

с вероятностью р,

то для этого

необхо-

дим о произвести не

менее чем п—

 

1 п ( 1 —р)

 

испытании.

l

n

 

 

 

Так как при малых

р In (1

 

 

р)

^

—р,

то п «

D

' " l i p р ^

В задаче очередности

 

с k

деталями

в

имеется k\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

действительных

планов,

 

 

 

 

соответственно

р —

и

ln (1—pj.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легко подсчитать, что

 

требуемое

 

количество

испыта­

ний даже в этом простейшем случае

получается

боль­

шим; это обстоятельство

приводит

 

к всевозможным

мо­

дернизациям методов ненаправленного случайного по­ иска, к разработке специальных методов с предпочти­ тельными направлениями поиска, или точнее, с предпочтительным характером поиска. Здесь использу­ ются методы, сочетающие метод Монте-Карло и всевоз­ можные правила приоритетов,-—комбинации ненаправ­ ленного случайного поиска с эвристическими методами построения лучших расписаний.

Несколько другой характер носят методы направлен­ ного случайного поиска (без самообучения). Под этим названием подразумевают обычно группу методов, у ко-


торых улучшение сходимости достигается за счет более разумной организации поиска, при которой отдельные испытания становятся более зависимыми между собой, т. е. результаты уже проведенных испытаний использу­ ются для формирования последующих испытаний.

Примерами направленного случайного поиска без самообучения могут служить алгоритмы поиска с возв­ ратом и поиска с пересчетом. В первом случае моделиру­

ется следующая случайная точка

(расписание)

и опреде­

ляется A Q = Q (Ai)—

Q (Ai-i).

Если

A Q < 0 ,

то

шаг

считается удачным,

если A Q ^ O ,

то возвращаемся в

ис­

ходную точку и моделируем новое

расписание.

Во вто­

ром случае (поиск с пересчетом)

после неудачной

по­

пытки делается новый шаг из

новой

(плохой)

точки, но

сравнение показателя качества производится с ранее рас­ считанным (лучшим) показателем. Более общие приемы локального поиска будут рассмотрены отдельно.

Направленный поиск с самообучением подразумева­ ет более полное использование информации о прошлом поиске. Если в предыдущих методах связь между после­ довательными шагами либо вовсе отсутствовала (метод Монте-Карло), либо была слишком сильной, то в мето­ дах с самообучением характер этой связи все время ме­ няется. При случайном поиске самообучение проявляется

вперестройке вероятностных характеристик поиска, т. е.

вопределенном целенаправленном воздействии на слу­

чайный выбор. Для целей календарного планирования случайный поиск с самообучением используется в соче­ тании с эвристическими методами, т. е. в целях разреше­ ния конфликтных ситуаций используется определенный набор приоритетов, каждый из которых выбирается с определенной частотой (вероятностью), которая является функцией всех предшествующих испытаний. Такой под­ ход позволяет выбирать из множества приоритетов наи­ лучший, так как процесс обучения как бы стремится «задетерминировать» систему.

Практически процесс самообучения можно осуществ­ лять по-разному. Например, самообучение методом ис­ ключения подразумевает исключение из набора приори­ тетов такого, который с большей вероятностью приводит к плохим планам, соответственно вероятности выбора других приоритетов увеличиваются.


§2. 4. Методы ненаправленного случайного поиска

Вметодах ненаправленного случайного поиска слу­ чайное расписание предполагается обычно равномерно распределенным в области действительных планов. Мно­ гократное моделирование обеспечивает равномерное «просматривание» последних и запоминание наилучше­ го. Метод Монте-Карло относится к числу универсаль­ ных методов, поскольку позволяет решать многоэкстре­ мальные задачи общего вида с отысканием глобального экстремума.

Рассмотрим

возможность

использования

метода

Монте-Карло для

решения

задач

очередности

(зада­

ча II) и общей задачи

(задача

I)

календарного

плани­

рования. Для нахождения

оптимального

расписания в

задаче обработки

п деталей

на

т

станках, сводящейся

к задаче очередности, необходимо моделировать

случай­

ную перестановку

я =

і'г,..., in)

из

чисел

1, 2,..., п, рав­

номерно

распределенную на множестве всех перестано­

вок. Для

этого моделируем

п

раз случайную величину |,

равномерно распределенную

 

в интервале

(0,1)

и k-й ре­

ализации присваиваем номер

ik, который

она

принима­

ет среди

всех п реализаций

в порядке убывания.

Пусть, например, при моделировании случайной пе­ рестановки я = ( ї ь і2, із, ц, is) получены следующие 5 ре­ ализаций |: 0,01214;А 0,31256^0,11255; 0,84257; 0,38142, тогда я = (53412). Методика моделирования случайной величины, равномерно распределенной в интервале (0,1), представлена в ряде монографий, например в [2.11].

Чтобы построить вероятностные оценки сходимости расписаний, полученных по методу Монте-Карло, к опти­ мальному, необходимо построить плотность или функцию распределения значений критерия, рассматривая их как случайные величины. Можно показать, что при достаточ­ но большом числе деталей это распределение является приблизительно нормальным (результаты демонстриру­ ются на двух задачах — одна объемом 100x10, дру­ г а я — 20X10). Если, далее, известен вид этого распреде­ ления, то можно, в частности, ответить на вопрос о том (проблема решения с риском), сколько испытаний ме­ тодом Монте-Карло следует произвести, прежде чем сто­ имость очередного испытания будет больше средней