Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

№ муфты

Габаритные

размеры

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорость

 

 

 

100

112

125

140

160

180

200

225

250

D,

AN

А

m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

передава

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

40

60

345

375

171

6

7

8

9

10

11

12

14

15

6

45

75

420

450

171

14

16

18

20

22

25

28

31

34

7

50

90

475

505

173

23

26

29

32

36

41

46

51

57

8

100

575

605

173

39

44

46

53

61

68

75

84

93

9

60

110

685

715

173

59

. 66

73

82

95

105

116

130

145

10

70

125

655

685

226

78

87

97

109

124

140

155

172

192

11

80

140

765

795

226

120

135

150

170

195

215

240

270

300

12

90

160

905

935

226

180

205

225

250

285

320

355

400

445

14

100

180

1120

1150

237

295

330

365

410

470

525

580

650

720

16

110

200

1330

1360

237

435

485

540

605

690

770

850

955

1055

18

125

220

1580

1620

240

658

736

819

916

1043

1170

1288

1447

1589

П р и м е ч а н и я : 1. D , и D2 диаметры валов шкива и полумуфты. 2. Лjy и Av—на

и обеспечивает создание необходимого усилия для прижатия баш­ маков с накладками к цилиндрической поверхности шкива. В кре­ пежной плите 5 имеется отверстие с контрольной пробкой 22 для проверки системы подачи воздуха. Арматура воздухопроводов закрыта кожухом 23. Цилиндрическая обечайка шкива 24 со сту­ пицей 27 скрепляется болтами 25 и штифтами 26.

Многокамерные муфты изготовляют одиннадцати типоразмеров. Каждый типоразмер выполнен в двух модификациях — обычного исполнения и с вентиляционными каналами в башмаках. Последний тип муфты применяют в случаях длительных скольжений и частых переключений передач. Оба типа муфт выпускают в однорядном, двухрядном и трехрядном исполнении.

К недостаткам этих муфт относится затрудненность извлечения пневматических камер из проемов.

В табл. 15 приведены размеры и величины мощностей, переда­ ваемых муфтами «Вюльфель». На графиках рис. 48 показаны зави­ симости предельных крутящих моментов от частоты вращения этих муфт при давлении воздуха 6 кгс/см2 .

К р у т я щ и й м о м е н т м н о г о к а м е р н о й м у ф т ы . Предельный крутящий момент M!ip, передаваемый многокамерной муфтой по условиям трения фрикционных накладок по шкиву с уче­ том центробежных сил, отжимающих башмаки с накладками от шкива, определяется из уравнения

Мпр=[(рп0сІс-1,і2ОсгцтпЧ0-ь]

yfa-t

(11.94)

где рп — внутреннее давление воздуха

в полости

резиновой по-


вращения муфты,

об/мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

280

320

360

400

450

500

560

630

710

800

900

1000

1120

1250

1400

1600

емая мощность в л . с. при давлении

6 кгс/см*

 

 

 

 

 

 

 

 

17

20

22

25

28

31

34

37

41

45

50

55

60

65

69

71

39

43

49

54

60

67

74

82

91

100

110

118

125

131

135

133

64

72

81

90

100

110

120

135

150

160

175

185

195

200

 

 

104

120

135

145

165

180

200

220

240

255

275

285

295

 

 

 

160

180

200

225

245

270

295

320

350

375

390

400

 

 

 

 

215

245

270

300

335

370

405

450

490

540

580

610

 

 

 

 

335

375

420

465

515

565

625

685

745

805

855

 

 

 

 

 

495

560

625

690

760

830

905

990

1075

 

 

 

 

 

 

 

795

900

1005

1100

1215

1320

1430

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1165

1320

1460

1600

1750

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1768

2095

2175

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ружные диаметры обычной и вентилируемой муфт. з. m-ширина однорядной полумуфты.

душки; р0 — давление, расходуемое на преодоление начального зазора между колодками и шкивом; Вс — внутренняя ширина по­ лости резиновой подушки; 1С —длина полости подушки; Gc — вес отжимаемой части камеры; г ц т — радиус центра тяжести отжимаемой части камеры; п — частота вращения муфты; z — число камер по окружности муфты; t —• число рядов камер в муфте; и. — коэффициент

трения колодок по шкиву; Dm

— диаметр шкива муфты.

м н о г о ­

К о э ф ф и ц и е н т

п о л е з н о г о д е й с т в и я

к а м е р н ы х м у ф т .

Так

же как и в пневмокамерных

муфтах,

в многокамерных башмаки

с фрикционными накладками имеют

только радиальную подвижность. Отсутствие путей для окружного смещения башмаков за счет упругих деформаций также лишает многокамерную муфту возможности компенсировать несоосность соединенных ею валов. Поэтому при несоосности валов башмаки многокамерной муфты периодически проскальзывают по цилиндри­ ческой поверхности шкива.

Коэффициент полезного действия многокамерной муфты при несоосности соединяемых ею валов

(11.95)

В абсолютных цифрах потери энергии на буксование башмаков многокамерной муфты по поверхности шкива одинаковы с потерями в пневмокамерной муфте при одной и той же несоосности валов и одинаковых диаметрах шкивов.


Г л а в а III

М У Ф Т Ы П Н Е В М А Т И Ч Е С К И Е С Д И С К О В Ы М Ф Р И К Ц И О Н Н Ы М У С Т Р О Й С Т В О М

К о н с т р у к ц и я и р а с ч е т д и с к о в ы х пневмокамерных муфт

Дисковые пневмокамерные фрикционные муфты отличаются от муфт с цилиндрической поверхностью трения способностью пере­ давать значительно большие крутящие моменты при тех же габа­ ритных размерах. Эта способность является результатом использо­ вания для передачи момента двух, четырех и более поверхностей трения. Другой особенностью дисковых муфт всех классов является отсутствие влияния центробежных сил на величину передаваемого крутящего момента. Дисковые муфты сравнительно меньше распро­ странены, чем цилиндрические, и применяются в нефтяной промыш­ ленности в основном для оперативного включения и выключения привода подъемного механизма буровых установок при бурении скважин глубиной более 5000 м.

К недостаткам дисковых муфт следует отнести увеличенные трудоемкость и стоимость изготовления, большие вес и маховые массы, а также затруднения с отводом тепла.

Муфты делятся на однодисковые, двухдисковые и многодисковые. Количество дисков фрикционной муфты определяется в основном необходимой величиной передаваемого крутящего момента с учетом возможных габаритных размеров. В буровых установках главным образом используют однодисковые и двухдисковые муфты. Много­ дисковые муфты не применяют, так как при длительной работе в выключенном положении в результате трения между собой диски

нагреваются и муфта преждевременно выходит из

строя.

Из дисковых муфт с различными нажимными

устройствами

в нефтяной промышленности наиболее распространены пневмока­ мерные. На рис. 49 показана пневмокамерная двухдисковая фрик­ ционная муфта.

Основой ее конструкции служит ведомый корпус 3 с диском и ступицей, который насаживается неподвижно на цапфу барабан­ ного вала лебедки на шпонках или на шлицевом соединении. Один или два ведущих диска 5 с фрикционными накладками 1, располо­ женные между нажимным диском 7, промежуточным диском 4 и диском корпуса, вместе с ними представляют собой фрикционные пары. Нажимной и промежуточный диски соединены со ступицей


дисками. Наличие достаточных зазоров после выключения муфты совершенно необходимо, так как она должна работать длительное время также и в выключенном состоянии. Чтобы обеспечить быструю замену ведущих дисков с фрикционными накладками при выходе их из строя, в ряде конструкций их выполняют из двух половин.

/ і Рис. 50. Двухдисковая пневмокамерная муфта фир­

мы «Вичита» в разрезе.

Эти диски изготовляют из стальных пластин, к которым приклепы­ вают фрикционные накладки. Кроме того, применяют диски, цели­ ком изготовленные из прессованного фрикционного материала. Пневматические камеры изготовляют из маслостойкой резины с кор­ дом из капрона, нейлона или вискозы. Рабочее давление воздуха в камере составляет 6—9 кгс/см2 .

В табл. 16 приведены параметры наиболее распространенных дисковых пневмокамерных стандартных фрикционных муфт фирмы «Вичита» (Англия) [12], показанный на рис. 50. В табл. 17 даны размеры этих муфт.

 

Диаметр

Максимальная

Мощность

Крутящий

Типоразмер

момент при

фрикционных

частота

•при

давлении

муфты

дисков,

вращения,

100 об/мин,

воздуха

 

мм

об/мин

л. с.

7 кгс/см 2 ,

 

 

 

 

кгс-м

ATD-106

152

1800

3,5

27

ATD-206

152

1800

7

54

ATD-108

203

1750

6,5

48

ATD-208

203

1750

13

95

ATD-111

279

1400

15

131

ATD-211

279

1400

30

215

ATD-114

356

1200

25

199

ATD-214

356

1200

50

374

ATD-116

406

1200

40

288

ATD-216

406

1200

80

576

ATD-118

457

1000

60

437

ATD-218

457

1000

120

897

ATD-121

533

900

80

594

ATD-221

533

900

160

1189

ATD-124

610

900

90

650

ATD-224

610

900

180

1299

ATD-124-H

610

700

145

1041

ATD-224-H

610

700

290

2 083

ATD-127

686

700

160

1 169

ATD-227

686

700

320

2 339 1

ATD-130

762

700

180

1328

AT D-230

762

700

360

2 657

ATD-130-H

762

600

300

2 220

ATD-230-H

762

600

600

4 340

ATD-136

914

600

475

3 444

ATD-236

914

600

950

6 889

ATD-142

1067

500

675

4 922

ATD-242

1067

500

1360

9 845

ATD-148

1219

400

1300

9 504

ATD-248

1219

400

2600

19 008

Для особо тяжелых тепловых режимов эксплуатации при частых включениях дисковые пневмокамерные муфты могут быть выпол­ нены с большим числом вентиляционных каналов во всех ее сталь­ ных дисках. На рис. 51 и 52 показана специальная вентилируемая пневмокамерная дисковая муфта фирмы «Вичита». Размеры этих муфт роказаны в табл. 18. Параметры вентилируемых муфт опре­ деляют по табл. 16. В шифрах моделей, приведенных в табл. 16, 17 и 18, первая цифра показывает число ведущих дисков, следующие две цифры —наружный диаметр трущихся поверхностей в дюймах.

Когда режим работы настолько тяжел, что даже вентилируемые муфты не удовлетворяют требованиям эксплуатации, то применяют дисковые пневмокамерные муфты с принудительным водяным охла­ ждением. На рис. 53 показана фотография такой муфты фирмы «Вичита».


 

 

 

 

 

 

 

Размеры муфты, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

Болты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крепления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типоразмер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

муфты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

S

 

 

СО

 

А

в

с

D

Е

F

G

н

/

J

к

L

м

N

р

т

S

S

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

о с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

в ю

ATD-211

339,7

314,32

304,8

279

279

76,2'

108

76

216

303

298,7

138

22

44,4

12,7

365

73,0

12,7

Чв"

8

ATD-114

412,7

384,17

372,5

356

238

82,55

110

114

273

365

367,0

130

29

50,8

15,9

444

47,6

15,9

Чв"

6

ATD-214

412,7

384,17

372,5

356

238

82,55

146

114

273

365

367,0

165

29

15,9

444

82,5

19,0

Чв"

6

ATD-116

476,2

444,49

425,4

406

263

85,72

110

124

317

414

415,9

130

29

50,8

15,9

508

47,6

19,0

Чв"

6

ATD-216

476,2

444,49

425,4

406

263

85,72

146

124

317

414

415,9

165

29

15,9

508

82,5

19,0

Чв"

6

ATD-118

527,0

495,29

476,2

457

292

88,90

121

133

356

492

466,7

143

33

54.0

15,9

559

49,2

19,0

Чв"

6

ATD-218

527,0

495,29

476,2

457

292

88,90

159

133

356

492

466,7

181

33

15,9

559

88,9

19,0

Чв"

6

ATD-121

603.2

571,49

552,4

533

356

114,3

149

178

406

549

542,3

164

41

63,5

19,0

635

63,5

25,4

Чв"

6

ATD-221

603,2

571,49

552,4

533

356

114,3

184

178

406

549

542,3

213

41

19,0

635

111,1

25,4

Чв"

6

ATD-124

679,4

647,69

628,6

610

406

114,3

149

178

483

616

617,5

167

41

69,8

22,2

711

71,4

19,0

Чв"

6

ATD-224

679,4

647,69

628,6

610

406

114,3

184

178

483

616

617,5

219

41

22,2

711

114,3

19,0

Чв"

6

ATD-124-H 679,4

647,69

628,6

610

406

114,3

149

178

533

686

617,5

167

41

69,8

22,2

711

71,4

19,0

Чв"

6

ATD-224-H 679,4

647,69

628,6

610

406

114,3

184

178

533

686

617,5

219

41

22,2

711

114,3

19,0

Чв"

6

ATD-127

755,6

723,89

704,8

686

495

127,0

149

229

533

686

695,0

171

41

69,8

22,2

787

76,2

34,9

Чв"

12

ATD-227

755,2

723,89

704,8

686

495

127,0

197

229

533

686

695,0

219

41

22,2

787

114,3

34,9

Чв"

12

ATD-130

831,8

800,09

781,0

762

571

152,4

178

229

533

768

771,2

184

41

95.8

31,7

864

85,7

28,6

Чв"

12

ATD-230

831,8

800,09

781,0

762

571

152,4

216

229

533

768

771,2

248

41

31.7

864

142,9

28,6

Чв"

12

ATD-130-H 831,8

800,09

781,0

762

571

152,4

178

229

629

822

771,2

197

41

95,8

31,7

864

85,7

28,6

Чв"

12

ATD-230-H 831,8

800,09

781,0

762

571

152,4

216

229

629

822

771,2

257

41

31,7

864

142,9

28,6

Чв"

12

ATD-136

1009,6

977,88

958,8

914

711

203,2

200

343

775

972

943,8

225

49

107,9

34.9

1041

88,9

38,1

Чв"

12

ATD-236

1009,6

977,88

958,8

914

711

203,2

260

343

775

972

943,8

302

49

34,9

1041

158,7

38,1

Чв"

12

ATD-142

1200,1

1143,0

1117,6

1067

1067

254,0

194

533

889

1121

1108,1

251

51

 

34,9

1251

95,2

44,4

1"

12

ATD-242

1200,1

1143,0

11176

1067

1067

254.0

267

533

889

1121

1108,1

327

51

111,1

34,9

1251

165,1

44,4

1"

12