Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
в использовании поршня в качестве пневматического нажимного устройства.
На рис. 57 показана поршневая фрикционная муфта фирмы «Айр-о-Матик» буровой установки «Унит Риг». Как видно
Рис. 56. Дисковая торцовая дпафрагменная муфта.
из рисунка, фланец муфты выполнен в виде неподвижного поршня. Между наружной частью нажимного подвижного диска с цилиндри ческой поверхностью и фланцем размещено манжетное уплотнение. В месте подвижной посадки нажимного диска на ступице корпуса
Г л а в а IV
У З Л Ы М А Ш И Н С П Н Е В М А Т И Ч Е С К И М И Ф Р И К Ц И О Н Н Ы М И М У Ф Т А М И
Наиболее сложным комплексом оборудования считаются буровые установки для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения нефтяных и газовых скважин. К более простым видам машин отно сятся станки для геологопоисковых работ, насосные установки, электростанции и др. Во всех этих машинах муфты входят в число важнейших узлов, от работоспособности которых значительно зависит эффективность эксплуатации машин.
Поэтому правильный выбор типа муфты и ее конструктивная привязка для того или иного узла так же, как и определение рацио нальных параметров этой муфты, имеет большое значение для рабо тоспособности машины.
На рис. 58 приведена кинематическая схема современной буровой установки БУ-80БрД, в которой применяются шиннопневматические муфты четырех типоразмеров — ШПМ-300, ШПМ-500,, ШПМ-700 и ШПМ-1070. Для дистанционного управления включением и выклю чением силовых агрегатов, ротора и буровых насосов используются муфты ШПМ-500. Дистанционное управление переключением пере дач в коробке скоростей осуществляется с помощью двух муфт ШПМ-700. Для оперативного включения барабанного вала подъем ного механизма используется муфта ШПМ-1070. Такая же муфта является соединительным элементом валов буровой лебедки и гидро динамического тормоза.
Ниже рассмотрены конструкции различных узлов машин с пнев матическими муфтами, применяемых в нефтяной промышленности.
Б а р а б а н н ы е валы буровых л е б е д о к
Пневматические фрикционные муфты применяются в конструкциях барабанных валов для оперативного включения и выключения при вода в процессе бурения. Для этой цели можно использовать всешесть типов муфт, перечисленных в главе I I I . В установках отече ственного производства для включения вала барабана применяют в основном шиннопневматические муфты ШПМ-700 и ШПМ-1070. Причем при бурении скважин глубиной до 3000 м лебедка оснащается одинарными муфтами ШПМ-700 или ШПМ-1070, а при бурении на
Рис. 58. Кинематическая схема буровой установки БУ-80БрД:
1 — регулятор подачи долота; |
2 — муфта ШПМ-700; з — муфта ШПМ-1070; |
4 — компрессор КТ-6; |
5 — муфта ШПМ-300; |
6 |
— |
муфта |
ШПМ-500; 7 — буровой насос |
БрН-1; 8 — турботрансформатор ТТК - 1К; 9 — |
дизель; 10 — цепной |
редуктор; 11 — лебедка; |
12 |
— |
ротор. |
глубину от 3000 до 5000 м используются сдвоенные муф ты ШПМ-1070. Барабанные валы новых буровых устано вок грузоподъемностью 200 тс оснащаются дисковыми фрик ционными муфтами.
В буровых установках США в качестве оперативных муфт барабанных валов ис пользуются главным образом пневмокамерные вентилируе мые муфты с цилиндрической поверхностью трения, а также дисковые пневмокамерные муфты.
Исследования |
|
[1 ] |
позво |
||||
лили установить, |
что |
в тихо |
|||||
ходных |
передачах |
барабан |
|||||
ных |
валов |
буровых |
устано |
||||
вок США используются |
52% |
||||||
муфт |
цилиндрического |
об |
|||||
жимного |
типа фирмы «Фав- |
||||||
вик Айрфлекс» и 48% |
диско |
||||||
вых |
муфт |
различных |
фирм. |
||||
В числе первых |
41,6% |
пнев- |
|||||
мокамерных муфт |
типа «VC» |
||||||
и 10,4% |
|
шиннопневматиче |
ских муфт типа «СВ». В бы строходных передачах бара банных валов с приводом без турботрансформаторов — 57,6% муфт цилиндрического обжимного типа и 42,4% ди сковых муфт. В числе первых 45,7% муфт типа«УС»и11,9% муфт типа «СВ». В установ ках с дизельгидравлическим и дизельэлектрическим при
водами с быстроходными |
пе |
||
редачами |
барабанных |
валов |
|
буровых |
лебедок — |
58,4% |
|
муфт цилиндрических, |
при |
||
чем все типы «VC» и 41,6% |
ди |
сковых муфт различных фирм.
На рис. 59, 60 и 61 пока заны барабанные валы бу ровых лебедок, оснащенных
Рис. 60. Барабашшй вал буровой лебедки фирмы «Внльсоы».
пневматическими фрикци онными муфтами. На ри сунке 59 приведен вал барабана лебедки совре менной буровой установки БУ-80БрД. Эта лебедка имеет одну передачу от коробки на вал с шинно пневматической муфтой ШПМ-1070 І для операти вного включения. Вторая муфта 2 на противополож ной стороне вала предназ начена для оперативного включения гидродинамиче ского тормоза. Обе муфты снабжены пальцами 3 для жесткого соединения муфт на случай выхода их из строя.
На рис. 60 изображен барабанный вал лебедки установки «Вильсон» (США). Этот вал имеет две передачи — тихоход ную 1 и быстроходную 2. Для включения тихоход ной передачи в корпус тор мозного шкива 3 встроена двухдисковая пневмокамерная муфта 4 конструк ции этой же'фирмы. Быст роходная передача вклю чается однодисковой пневмокамерной муфтой 5, вст роенной в корпус второго тормозного шкива 6. Кон струкция барабанного вала со встроенными муфтами очень компактна, но усло вия охлаждения муфт не удовлетворительные, по этому она не получила большого распростране ния. Лебедки фирмы «Вильсон» оснащаются в основном муфтами фирмы «Вичита».
На рис. 61 показан барабанный вал лебедки буровой установки 4ДН-315 (Румыния) с двумя муф тами — тихоходной 1 и быстроход ной 2 передач. Муфты тихоходной и быстроходной передач—двух дисковые диафрагменные.
У с т р о й с т в а для соединения валов
Пневматические фрикционные муфты, в том числе шиннопневматические, пневмокамерные и мно гокамерные, широко используются в нефтяной промышленности для соединения соосных валов различ ных агрегатов. Распространению таких устройств способствовало существовавшее мнение о малой чувствительности муфт к несо осности валов.
Однако в отличие от большин ства других машин, имеющих жест кие фундаменты и работающих длительное время без демонтажа оборудования, буровые установки после окончания бурения очеред ной скважины каждый раз разби рают на отдельные блоки и перево зят на другие точки бурения. На новом месте оборудование монти руют, а затем проверяют соосность и перекос валов соединенных агре гатов. Монтажные работы ослож няются тем, что оборудование бу ровой установки собирается не на одном, а на нескольких металличе ских основаниях, не имеющих же стких связей между собой. Поэтому при сборке установки в полевых условиях необходимая точность взаимного расположения агрега тов не всегда обеспечивается.
При конструировании машин не всегда учитываются большие до полнительные нагрузки, возника ющие в узлах соединения муфтами
Рис. 63. Соединение цепного редуктора с насосной трансмиссией карданным валом с шиннопневматической муфтой.
валов при неточной сборке оборудования. В результате этого устрой ства для кинематической связи агрегатов работают в тяжелых усло виях, а их надежность и долговечность не обеспечиваются. В процессе бурения скважин эти нагрузки нередко приводят к преждевремен
ному выходу из строя |
валов и подшипников цепных |
редукторов |
в установках и длительным простоям оборудования. |
|
|
Ниже рассмотрены |
конструкции узлов соединения |
агрегатов |
с помощью муфт и приведена методика расчета валов с учетом допол нительных нагрузок, возникающих при неточной сборке оборудова ния.
На рис. 62 показан узел соединения цепного редуктора с насос ной трансмиссией с помощью шиннопневматической муфты. Такой узел соединения требует проверки соосности валов с доводкой до определенной точности после монтажа. На рис. 63 приведена кон струкция соединения карданным валом с шиннопневматической муф той, впервые апробированная на установке БУ-75БрМ в 1961 г. Это соединение не требует проверки соосности валов [3].
М у ф т ы д и с т а н ц и о н н о г о управления
Дистанционное включение и выключение буровых насосов с при водом от дизельных или дизельгидравлических силовых агрегатов, коробок передач, электростанций и других агрегатов осуществляется
Рис. 64. Клиноременный шкив с пневмокамерной дисковой муфтой.
спомощью пневматических фрикционных муфт. Конструкции
устройств для включения бывают самые разнообразные, например с карданным валом и муфтой или только с муфтой, как это показано на рис. 62 и 63. Успешно работают также пневматические муфты
различных типов, встроенные в конструкцию клиноременного шкива,
или звездочки |
цепной |
передачи. |
|
На рис. 64 |
показан |
клиноременной |
шкив насосной трансмиссии |
со встроенной дисковой пневмокамерной |
муфтой. В этой однодиско- |
вой муфте фрикционные диски имеют накладки с обеих сторон, но сцепляютсятолько с одной стороны. Вторые накладки служат в ка честве резервных.
Р а с ч е т валов, соединенных шиннопневматической муфтой
В результате появления прогиба валов от действия рабочих и дру гих нагрузок эксцентриситет между валами муфты при передаче крутящего момента отличается по величине от первоначального.
Рис. 65. Расчетные схемы валов, соеди ненных шиннопнев матической муфтой:
а — схема для определе
ния радиальной силы QR; б — схема для опре
деления изгибающего мо - мента My
Величина эксцентриситета ен между валами шиннопневматической муфты в процессе работы агрегатов составляется из геометрической суммы эксцентриситета, образовавшегося при монтаже, стрел про гиба консолей обоих валов от действия рабочих нагрузок и усилия QR (рис. 65, а)
|
|
Є,і = ( е + / і + / 8 |
) - ( / з |
+ |
/ 4 ) , |
(IV.1) |
|
где |
е — эксцентриситет после монтажа; |
/ х |
и / 2 —- стрелы |
прогиба |
|||
консолей первого |
и второго валов |
от рабочих нагрузок Р1 |
и |
Р2; |
|||
$3 и / 4 — стрелы |
прогиба консолей |
первого |
и второго валов |
от |
уси |
||
лия |
QR. |
|
|
|
|
|
|