Файл: Культурнообразовательная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, появление термина" музейная педагогика" в 30-е гг. XX в. в Германии первоначально означало участие музея в учебном, вос­питательном процессе школы, в создании образовательных программ для детей, то есть музейная педагогика была ориентирована на ра­боту со школьниками.

Как далее развивалось понимание этого термина?

В послевоенные годы в ГДР музейная педагогика сначала трактовалась так же, как в 1930-е гг., то есть изучались и реализовывались возможности музея в образовательной работе со школьника ми, а в словосочетании "музейная педагогика" внимание акцентиро­валось на слове педагогика. Но постепенно музейные педагоги ГДР пришли к выводу, что для решения музейно-педагогических проблем необходима интеграция педагогики и музееведения.

Здесь большую роль сыграла деятельность "Рабочей группы музейной педагогики", созданной в 1963 году в Министерстве про­свещения ГДР. Одним из ощутимых результатов деятельности груп­пы явилось регулярное издание сборников "Школа и музей в единой образовательной системе ГДР", на страницах которых публиковался методический материал, также практическая работа музеев со шко­лами. Издание сборников привлекало внимание специалистов обра­зовательной системы, школьных учителей и музейных деятелей к проблемам взаимодействия музея и школы, и уже в работе "Музей­ная педагогика в ГДР", изданной в 1983 году, музейная педагогика определяется как "пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук".

Большое значение для разработки термина "музейная педагоги­ка", учитывающего современные тенденции культурной, образова­тельной роли музеев, имела и деятельность музейно-педагогичес­ких центров ФРГ, при своем возникновении базировавшихся на мно­голетних традициях и опыте работы со школой довоенной Герма­нии. Но когда эти центры включили и новые направления, развивав­шиеся под влиянием теории музейной коммуникации, термином "музейная педагогика" в ФРГ стала называться новая научная дис­циплина, рассматривающая проблемы музейной коммуникации. Со­гласно трактовке западногерманских специалистов, в поле зрения музейной педагогики должно быть создание комфортных условий для общения посетителей с культурным наследием, активизация их восприятия музейного материала, выявление и развитие творческих склонностей и способностей.


Большую роль в определении музейной педагогики как форми­рующейся научной дисциплины сыграла дискуссия, в которой при­няли участие и западногерманские музееведы (Р. Ромедер, А. Кунтц и др.). В процессе дискуссии (1970-е—1980-е гг.) рассматривались проблемы определения предмета музейной педагогики и понятий­ного аппарата. Итогом дискуссии стала более широкая трактовка термина в русле системы музейной коммуникации, осознании ее свя­зи со всеми направлениями музейной работы - исследовательским, фондовым, экспозиционным и выставочным, а также рассмотрение музейной педагогики как формирующейся научной дисциплины.

В нашей стране эта дефиниция появилась в 1970-е гг., и термин стали употреблять (и продолжают иногда и в настоящее время) в двух значениях - практической культурно-образовательной деятель­ности и научной дисциплины. Впервые на семинаре "Роль художе­ственных музеев в эстетическом воспитании школьников" прозву­чало предложение о необходимости разработки музейной педагоги­ки, которая бы обеспечила научный подход к интерпретации музей­ных собраний с использованием методов педагогики и психологии.

Широкому применению понятия "музейная педагогика" в зна­чительной степени способствовало выступление A.M. Разгона, хо­рошо знакомого с работами немецких музееведов и являющегося ак­тивным членом ИКОМа. На конференции "Музей и школа" (нач. 1980-х гг.) A.M. Разгон подчеркнул, что создание такой научной дисцип­лины, как музейная педагогика, "находящейся на стыке целого ком­плекса наук, ныне представляется не какой-то отдаленной перспек­тивой, а насущной практической задачей".

Таким образом, выделение музейной педагогики в отдельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теорети­ческого осмысления образовательной деятельности музеев с целью выявления приоритетов, тенденций, а также повышения ее качествен­ного уровня с учетом развития музееведения, профильных дисцип­лин, социологии, педагогики, психологии и др.

По существу, музейная педагогика получила широкое развитие в отечественном музейном деле благодаря глубоким и многоаспект­ным разработкам в конце XIX- начале XX вв., которые нашли вопло­щение в трудах создателей российской экскурсионной школы (И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е. Райкова, Н.А. Гейнике, Б.Б. Кай-городова, В.А. Герда, А.Я. Закс и др.). Опираясь на отечественный и зарубежный опыт
, они обосновали теоретические и организационно-методические принципы экскурсионного дела, становящегося уже в этот период приоритетным направлением культурно-образовательной деятельности. Ими же был разработан и экскурсионный метод.

Большое значение имели работы А.У. Зеленко, Ф.И. Шмита, Н.Д. Бартрама, М.С. Страхова и др., обосновавших образователь­ную роль педагогических, школьных, детских музеев в образователь­ном, воспитательном процессе. А система эстетического воспита­ния в художественных музеях, разработанная А.В. Бакушинским и поддержанная его последователями, широко используется и в насто­ящее время музейными специалистами.

Взгляды, разработки наших замечательных предшественников особенно актуальны сейчас, когда создается новая образовательная концепция, в которой идеи гуманизации и гуманитаризации образо­вания, приобщения к мировой культуре, истории, общечеловечес­ким духовным ценностям, развиваются в русле музейной коммуни­кации. А современная музейная педагогика выходит на более широ­кое поле изучения и разработки методики, форм, приемов, предназ­наченных не только детской аудитории, но и всем другим категори­ям музейной аудитории, включая в орбиту своего внимания изуче­ние этой многообразной аудитории.


Основные направления исследований в сфере музейной пе­дагогики:

разработка образовательной концепции музея;

широкоаспектное изучение многообразной музейной аудитории;

разработка долговременных и кратковременных культурных, образовательных программ и проектов для конкретной музейной аудитории;

создание и апробация новых музейно-педагогических техноло­гий (методов, приемов) для разных категорий музейной аудитории;

изучение и реализация форм взаимодействия с партнерами -учебными, исследовательскими, культурными, образовательными, производственными организациями и учреждениями и отдельными лицами (коллекционерами, художниками, ветеранами и др.);

изучение традиционных и введение новых форм работы с ауди­торией (экскурсий, лекций, клубных форм - кружков, факультати­вов, абонементов, фестивалей, фольклорных и этнографических праз­дников и др.);

проблемы включения нематериального наследия в различные формы культурно-образовательной деятельности.

Таким образом, музейную педагогику можно определить как на­учную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психоло­гии, предметом которой являются культурно-образовательные аспек­ты музейной коммуникации.

Разработка образовательной концепции музея становится нормой музейной жизни. Образовательная концепция музея разра­батывается в соответствии с общей концепцией музея с учетом осо­бенностей развития всех направлений музейной деятельности.

Разработка образовательной концепции включает следующие направления:

проведение исследовательской работы по изучению реальной и потенциальной музейной аудитории;

выявление проблематики планируемых программ;

определение этапности ввода новых образовательных, культур­ных программ, проектов;

изучение возможностей сотрудничества как с отдельными организациями, так и с конкретными людьми в процессе подготовки и реализации программ, проектов.

Образовательная концепция, по существу, интегрирует всю структуру музейной работы, выявляет специфику каждого му­зея, которая определяется особенностями музейного собрания, системы экспозиций и выставок, кадрового состава, террито­риального расположения и структуры музея, исторического и современного развития региона, демографического состава на­селения. Учет всех перечисленных особенностей даст возмож­ность разработки такой образовательной модели, которая сде­лает музей активным участником культурной, образовательной жизни региона.


Музеи все разные. Возникают новые направления в музейном строительстве, вызванные к жизни новыми подходами к роли куль­туры, культурного наследия в жизни общества. Поэтому нет и не может быть трафарета концепции, каждая отражает своеобразие музея, его неповторимость, самобытность.

В настоящее время в отечественном музейном деле разработан и создан целый ряд музейных концепций, включающих, как прави­ло, образовательные (многие из них опубликованы). Следует под­черкнуть, что наиболее результативны с точки зрения реального ис­пользования их в жизни музеев те, которые базируются на уже про­веденных исследованиях, касающихся особенностей исторического развития региона, фондовых собраний, предполагаемых экспозиций и выставок и, конечно, многоаспектного изучения всей музейной аудитории, включая и потенциальную.

Практически все разрабатываемые образовательные концепции ориентированы на активное, созидательное участие самой широкой музейной аудитории в формировании культурной среды региона. Эти тенденции получат развитие и в дальнейшем, чему будут способс­твовать уже сложившиеся традиции взаимодействия музеев с раз­ными организациями, сообществами, отдельными личностями, а также привлечение в музей специалистов новых для музея направ­лений - сценаристов, дизайнеров, специалистов в области новых технологий и др.

В качестве примера рассмотрим одну из образовательных кон­цепций, наиболее наглядно иллюстрирующую современные подхо­ды к этому жанру музееведческой литературы, получающему все большую популярность в среде как теоретиков, так и практиков му­зейного дела.

Государственный историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" (ранее это был музей "Сибирская ссылка В.И. Лени­на") в 1993 г. разработал новую концепцию развития, опираясь на имеющийся фонд богатых этнографических коллекций. В музейный комплекс, расположенный в п. Шушенском Красноярского края (мес­то ссылки В.И. Ленина) входят 29 усадеб, составляющих сибирскую деревню конца XIX - начала XX вв., в составе которой только 3 дома непосредственно связаны с жизнью В.И. Ленина, и специально выст­роенное музейное здание, включающее экспозиционные залы, конфе­ренц-зал, административные, технические службы и фондохранилище. Одна из главных целей разработки концепции музея-заповедни­ка -развитие в направлении экомузея. При разработке образователь­ной концепции на эту проблему было обращено особое внимание (91). Как известно, основу экомузеев составляет взаимодействие с мест­ными жителями, общественностью, территорией, где он расположен. Местное население принимает самое активное участие в работе му­зея: комплектовании фондов, выставочной работе, разных формах культурно-образовательной деятельности - фольклорных праздни­ках, студиях, мастерских и т.д.