ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итак, появление термина" музейная педагогика" в 30-е гг. XX в. в Германии первоначально означало участие музея в учебном, воспитательном процессе школы, в создании образовательных программ для детей, то есть музейная педагогика была ориентирована на работу со школьниками.
Как далее развивалось понимание этого термина?
В послевоенные годы в ГДР музейная педагогика сначала трактовалась так же, как в 1930-е гг., то есть изучались и реализовывались возможности музея в образовательной работе со школьника ми, а в словосочетании "музейная педагогика" внимание акцентировалось на слове педагогика. Но постепенно музейные педагоги ГДР пришли к выводу, что для решения музейно-педагогических проблем необходима интеграция педагогики и музееведения.
Здесь большую роль сыграла деятельность "Рабочей группы музейной педагогики", созданной в 1963 году в Министерстве просвещения ГДР. Одним из ощутимых результатов деятельности группы явилось регулярное издание сборников "Школа и музей в единой образовательной системе ГДР", на страницах которых публиковался методический материал, также практическая работа музеев со школами. Издание сборников привлекало внимание специалистов образовательной системы, школьных учителей и музейных деятелей к проблемам взаимодействия музея и школы, и уже в работе "Музейная педагогика в ГДР", изданной в 1983 году, музейная педагогика определяется как "пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук".
Большое значение для разработки термина "музейная педагогика", учитывающего современные тенденции культурной, образовательной роли музеев, имела и деятельность музейно-педагогических центров ФРГ, при своем возникновении базировавшихся на многолетних традициях и опыте работы со школой довоенной Германии. Но когда эти центры включили и новые направления, развивавшиеся под влиянием теории музейной коммуникации, термином "музейная педагогика" в ФРГ стала называться новая научная дисциплина, рассматривающая проблемы музейной коммуникации. Согласно трактовке западногерманских специалистов, в поле зрения музейной педагогики должно быть создание комфортных условий для общения посетителей с культурным наследием, активизация их восприятия музейного материала, выявление и развитие творческих склонностей и способностей.
Большую роль в определении музейной педагогики как формирующейся научной дисциплины сыграла дискуссия, в которой приняли участие и западногерманские музееведы (Р. Ромедер, А. Кунтц и др.). В процессе дискуссии (1970-е—1980-е гг.) рассматривались проблемы определения предмета музейной педагогики и понятийного аппарата. Итогом дискуссии стала более широкая трактовка термина в русле системы музейной коммуникации, осознании ее связи со всеми направлениями музейной работы - исследовательским, фондовым, экспозиционным и выставочным, а также рассмотрение музейной педагогики как формирующейся научной дисциплины.
В нашей стране эта дефиниция появилась в 1970-е гг., и термин стали употреблять (и продолжают иногда и в настоящее время) в двух значениях - практической культурно-образовательной деятельности и научной дисциплины. Впервые на семинаре "Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников" прозвучало предложение о необходимости разработки музейной педагогики, которая бы обеспечила научный подход к интерпретации музейных собраний с использованием методов педагогики и психологии.
Широкому применению понятия "музейная педагогика" в значительной степени способствовало выступление A.M. Разгона, хорошо знакомого с работами немецких музееведов и являющегося активным членом ИКОМа. На конференции "Музей и школа" (нач. 1980-х гг.) A.M. Разгон подчеркнул, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, "находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей".
Таким образом, выделение музейной педагогики в отдельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления образовательной деятельности музеев с целью выявления приоритетов, тенденций, а также повышения ее качественного уровня с учетом развития музееведения, профильных дисциплин, социологии, педагогики, психологии и др.
По существу, музейная педагогика получила широкое развитие в отечественном музейном деле благодаря глубоким и многоаспектным разработкам в конце XIX- начале XX вв., которые нашли воплощение в трудах создателей российской экскурсионной школы (И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е. Райкова, Н.А. Гейнике, Б.Б. Кай-городова, В.А. Герда, А.Я. Закс и др.). Опираясь на отечественный и зарубежный опыт
, они обосновали теоретические и организационно-методические принципы экскурсионного дела, становящегося уже в этот период приоритетным направлением культурно-образовательной деятельности. Ими же был разработан и экскурсионный метод.
Большое значение имели работы А.У. Зеленко, Ф.И. Шмита, Н.Д. Бартрама, М.С. Страхова и др., обосновавших образовательную роль педагогических, школьных, детских музеев в образовательном, воспитательном процессе. А система эстетического воспитания в художественных музеях, разработанная А.В. Бакушинским и поддержанная его последователями, широко используется и в настоящее время музейными специалистами.
Взгляды, разработки наших замечательных предшественников особенно актуальны сейчас, когда создается новая образовательная концепция, в которой идеи гуманизации и гуманитаризации образования, приобщения к мировой культуре, истории, общечеловеческим духовным ценностям, развиваются в русле музейной коммуникации. А современная музейная педагогика выходит на более широкое поле изучения и разработки методики, форм, приемов, предназначенных не только детской аудитории, но и всем другим категориям музейной аудитории, включая в орбиту своего внимания изучение этой многообразной аудитории.
Основные направления исследований в сфере музейной педагогики:
разработка образовательной концепции музея;
широкоаспектное изучение многообразной музейной аудитории;
разработка долговременных и кратковременных культурных, образовательных программ и проектов для конкретной музейной аудитории;
создание и апробация новых музейно-педагогических технологий (методов, приемов) для разных категорий музейной аудитории;
изучение и реализация форм взаимодействия с партнерами -учебными, исследовательскими, культурными, образовательными, производственными организациями и учреждениями и отдельными лицами (коллекционерами, художниками, ветеранами и др.);
изучение традиционных и введение новых форм работы с аудиторией (экскурсий, лекций, клубных форм - кружков, факультативов, абонементов, фестивалей, фольклорных и этнографических праздников и др.);
проблемы включения нематериального наследия в различные формы культурно-образовательной деятельности.
Таким образом, музейную педагогику можно определить как научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации.
Разработка образовательной концепции музея становится нормой музейной жизни. Образовательная концепция музея разрабатывается в соответствии с общей концепцией музея с учетом особенностей развития всех направлений музейной деятельности.
Разработка образовательной концепции включает следующие направления:
проведение исследовательской работы по изучению реальной и потенциальной музейной аудитории;
выявление проблематики планируемых программ;
определение этапности ввода новых образовательных, культурных программ, проектов;
изучение возможностей сотрудничества как с отдельными организациями, так и с конкретными людьми в процессе подготовки и реализации программ, проектов.
Образовательная концепция, по существу, интегрирует всю структуру музейной работы, выявляет специфику каждого музея, которая определяется особенностями музейного собрания, системы экспозиций и выставок, кадрового состава, территориального расположения и структуры музея, исторического и современного развития региона, демографического состава населения. Учет всех перечисленных особенностей даст возможность разработки такой образовательной модели, которая сделает музей активным участником культурной, образовательной жизни региона.
Музеи все разные. Возникают новые направления в музейном строительстве, вызванные к жизни новыми подходами к роли культуры, культурного наследия в жизни общества. Поэтому нет и не может быть трафарета концепции, каждая отражает своеобразие музея, его неповторимость, самобытность.
В настоящее время в отечественном музейном деле разработан и создан целый ряд музейных концепций, включающих, как правило, образовательные (многие из них опубликованы). Следует подчеркнуть, что наиболее результативны с точки зрения реального использования их в жизни музеев те, которые базируются на уже проведенных исследованиях, касающихся особенностей исторического развития региона, фондовых собраний, предполагаемых экспозиций и выставок и, конечно, многоаспектного изучения всей музейной аудитории, включая и потенциальную.
Практически все разрабатываемые образовательные концепции ориентированы на активное, созидательное участие самой широкой музейной аудитории в формировании культурной среды региона. Эти тенденции получат развитие и в дальнейшем, чему будут способствовать уже сложившиеся традиции взаимодействия музеев с разными организациями, сообществами, отдельными личностями, а также привлечение в музей специалистов новых для музея направлений - сценаристов, дизайнеров, специалистов в области новых технологий и др.
В качестве примера рассмотрим одну из образовательных концепций, наиболее наглядно иллюстрирующую современные подходы к этому жанру музееведческой литературы, получающему все большую популярность в среде как теоретиков, так и практиков музейного дела.
Государственный историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" (ранее это был музей "Сибирская ссылка В.И. Ленина") в 1993 г. разработал новую концепцию развития, опираясь на имеющийся фонд богатых этнографических коллекций. В музейный комплекс, расположенный в п. Шушенском Красноярского края (место ссылки В.И. Ленина) входят 29 усадеб, составляющих сибирскую деревню конца XIX - начала XX вв., в составе которой только 3 дома непосредственно связаны с жизнью В.И. Ленина, и специально выстроенное музейное здание, включающее экспозиционные залы, конференц-зал, административные, технические службы и фондохранилище. Одна из главных целей разработки концепции музея-заповедника -развитие в направлении экомузея. При разработке образовательной концепции на эту проблему было обращено особое внимание (91). Как известно, основу экомузеев составляет взаимодействие с местными жителями, общественностью, территорией, где он расположен. Местное население принимает самое активное участие в работе музея: комплектовании фондов, выставочной работе, разных формах культурно-образовательной деятельности - фольклорных праздниках, студиях, мастерских и т.д.