Файл: Культурнообразовательная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с тем изучение школьной аудитории у нас и за рубежом показало, что для разных возрастов целесообразна разработка не только определенной методики, но и форм работы. Например, пят­надцатилетнее исследование образовательной роли естественно-научного музея в г. Буффало (США) показало, что одна из главных про­блем - сделать наиболее плодотворным пребывание школьника в музее, который он посещает в соответствии с программой только один раз в году. Исследователи пришли к выводу, что для подрост­ков 5-6 классов оптимален метод экскурсий и карточек. Метод кар­точек предполагает, что каждый школьник перед началом экскурсии в музее получает карточку с вопросами, на которые должен ответить после окончания экскурсии. Цель такого метода - активизация ин­дивидуальной работы школьников под руководством экскурсовода. Для детей этого возраста необходима также предварительная ввод­ная беседа (лекция). Для детей 7-8 классов, как показало исследова­ние, предпочтителен метод дискуссии. Основу его составляет общий вопрос для обсуждения, которое проводится после ознакомления с экспозицией.

Исследования убедили в необходимости подготовки учащих­ся к восприятию музейного материала, для чего педагог должен провести специальную работу в школе за несколько дней до по­сещения музея. В настоящее время в большинстве зарубежных и многих отечественных музеев подготовка школьников к посеще­нию музея заложена в разрабатываемых для них музейных обра­зовательных программах. Опыт Великобритании показывает, что возможно использование образовательного потенциала музеев при реализации учебных программ для школ, основанных на интег­рации дисциплин. Формы музейной работы со школьниками ос­новываются на традиционных экскурсиях и лекциях. При этом общая тенденция новых учебных программ - возрастание роли первоисточников, что находит преломление при выполнении пись­менных заданий.

Программы вариативны. Так, в региональные программы по этнографии включены разделы по тканям. В одних из них осо­бое внимание обращено на изучение костюма как явления куль­туры, в других — на связь социальных, экономических, техноло­гических факторов, влияющих на развитие моды. Тематика "Тка­ни и костюм" фигурирует в программах по искусству, дизайну, домашней экономике, социальной истории и антропологии.

В работе с детской аудиторией в России с 1980-х г. была сделана попытка разработки системного подхода, вошедшего в историю оте­чественной музейно-педагогической мысли как "музейный всеобуч" (под руководством Е.Г. Вансловой), включающий циклы занятий с применением новых методик, направленных на активизацию ребен­ка, выявление его творческого потенциала. Хорошо известен опыт новозыбковских, сыктывкарских, ивановских, курских, омских, ар­хангельских и других музеев, включившихся в реализацию "музей­ного всеобуча".


В настоящее время создается программа "Музей и культура", подготовительным этапом которой можно считать "Музейный все­обуч". Эта программа ставит цель разработать систему постоянных занятий с одной и той же детской аудиторией, которую представля­ют школьники младших классов. В разработке программы участву­ют 10 музейных педагогов Москвы, каждый из которых создает свой авторский вариант программы на базе разработанного общего на­правления в зависимости от специальности (филологи, историки, искусствоведы, музыковеды и др.).

В это же время в Москве создается альтернативная программа "Предметный мир культуры". На основе этой программы предпола­галось создать систему работы московских музеев разных профилей с участием начальной школы, вводя предметные уроки и экскурсии. Если в программе "Музей и культура", по существу, все возложено на музейного специалиста, который готовит детей к посещению му­зея, проводит занятия в музее, то в альтернативной программе большую роль играют школьные учителя. Учитель готовит ребенка к участию в музейно-экскурсионном путеше­ствии, а затем, пос­ле экскурсии, (ко­торую проводит музейный педа­гог), проводит урок закрепления. В программу так­же включены мате­риалы для учителя и творческие задания для детей. Подобного рода программа, состоя­щая из четырех блоков - "Природа", "Город", "Дом", "Предмет ру­котворный", как и вышерассмотренная программа "Музей и культу­ра", после корректировки в соответствии со спецификой музея и осо­бенностями региона, может быть разработана и в других городах. Уже есть примеры создания и проработки подобного рода программ в других регионах России, например, в Ярославле, где она носит название "Мир вокруг нас". Деятельность целого ряда отечествен­ных музеев - Политехнического (Москва), Архангельского музей­ного объединения "Художественная культура Русского Севера", Каргопольского музея-заповедника и т.д. отмечена созданием программ, предназначенных детской аудитории.

Сегодня музеи, разрабатывая систему программ, стремятся выхо­дить на всю школьную аудиторию, в то время, как в 1980 - начале 1990-х гг. преимущественное внимание уделялось дошкольникам и младшим школьникам. Именно в этот период в центре внимания спе­циалистов оказались проблемы методики, которые нашли преломле­ние в литературе. Последние годы характеризуются созданием и реа­лизацией программ, ориентированных на определенные учебные заведения. Здесь выявляется несколько тенденций. С одной стороны, в системе образования создаются при непосредственном участии музе­ев
средние учебные заведения повышенного типа, как, например, гим­назия при Русском музее. При сохранении ориентации на все требова­ния, предъявляемые к преподаванию естественных и точных наук, высоким качеством отличается гуманитарно-художественное образо­вание и воспитание, а гуманитарный курс пополняется новыми кур­сами и дисциплинами, например, мифологией, библеистикой, латы­нью и др. Результатом многолетнего взаимодействия музея и школы явилось создание единой программы художественно-эстетического воспитания в этом учебном заведении с 1 по 11 класс. Разрабатывают­ся авторские программы, а ряд курсов базируется на материалах Рус­ского музея: "Язык изобразительного искусства", "Рассказы о худож­никах", "История искусства" и др. Создатели такого интегративного учебного заведения убеждены, что концепция и учебный план школы при музее обязательно должны быть итогом совместной работы музея и школы, определяя конкретные ориентиры их многолетнего сотруд­ничества. Гимназия создана в 1989 г. и за 12 лет совместная деятель­ность школьных и музейных педагогов доказала целесообразность подобного рода учебных заведений.

Удачный опыт Русского музея, поддержанный специалистами и руководителями музейной и образовательной системы, получил рас­пространение в Москве, Перми и др. регионах России. Другая тен­денция проявляется в разработке музейных программ, целью кото­рых является приобщение детей к музейной культуре. Такие про­граммы - яркое свидетельство деятельности музея как центра не­прерывного "образования культурой".

Подобного рода программа создана в Государственном музее-заповеднике "Московский Кремль". Она строится с учетом возраст­ных и психологических особенностей детской аудитории, начиная с 6 до 17 лет и состоит из 3-х разделов, ориенированных на конкрет­ные возрастные группы школьников. В программе обосновываются методические приемы, формы работы, проблематика, предназначен­ные учащимся определенного возраста.

Раздел, предназначенный детям младшего школьного возраста, называется "Азбука искусства" и рассчитан на 3 года, каждый из которых имеет свою тему и цикл занятий, например, "В гостях у сказ­ки", "Беседы о видах искусства". Весь блок состоит из 44 занятий, каждое из которых включает элементы экскурсии, лекции, урока и ряд разработанных методических приемов. Занятия проводятся как на экспозициях музеев Кремля, так и в других музеях Москвы. Каж­дый год завершается, в зависимости от темы, конкурсом детских работ, викториной, играми, спектаклем. Цель занятий по разделу "Азбука искусств" - приобщить детей к музею, научить их пони­мать язык произведений искусства, смотреть памятники, узнать раз­личные приемы обработки материалов и, главное, - пробудить инте­рес к собственному творчеству.


Закончившие курс "Азбуки искусств" переходят на следую­щую ступень. Второй этап программы рассчитан на школьников 10-15 лет, на этом этапе формой работы выбран клуб, который пре­доставляет большую свободу творчества, самостоятельность, в чем особенно нуждаются подростки. Называется он "Клуб юных исто­риков". Программа состоит из 3-х блоков, ориентированных на де­тей 10-13,13-14, 14-15 лет. В центре внимания программы-изучение памятников архитектуры, живописи, декоративно-прикладно­го искусства с учетом возрастных и психологических особеннос­тей этой школьной аудитории. Лекции, беседы, дискуссии, участие в музейных праздниках и др. - формы работы, в которых активно участвуют члены Клуба юных историков.

Наконец 3-й этап программы предназначен школьникам 15-17 лет и представлен тремя циклами. Цель этого двухго­дичного этапа — ввести школьников, прошедших предшествующие курсы, в круг проблем теоретического и философского плана, свя­занных с изучением культуры русского Средневековья и Нового вре­мени. В этот период учащиеся проходят специальную подготовку по разным направлениям музейной работы.

Завершается курс обучения экзаменом на аттестат зрелости по специальности, который впервые в 1996 г. провели совместно с Российским Государственным гуманитарным университетом. Учащие­ся получили свидетельства, дающие право на проведение экскурсий по Оружейной палате и территории Кремля по заказу сектора рабо­ты со школьниками. И хотя неизвестно, как сложится жизнь этих ребят в дальнейшем, благодаря музею она уже стала духовной и ин­тересной.

Представляется перспективной разработка таких программ, ко­торые предназначены одной и той же аудитории школьников на про­тяжении 10 лет и решают проблему приобщения подрастающего поколения к истокам отечественной культуры, искусства, начиная с самого раннего возраста.

Таким образом, школьная аудитория продолжает оставаться од­ной из приоритетных групп посетителей музеев, а новый этап в раз­витии общества преломляется в более глубоком и многоаспектном взаимодействии музея и школы, которое воплощается в многолет­них программах разного целевого назначения, включая создание при музеях средних учебных заведений с углубленными курсами гума­нитарных дисциплин.

Внимание музеев к детской аудитории нашло воплощение в со­здании детских музеев.


Детские музеи. История детских музеев насчитывает более ста лет (первый музей был создан в 1899 г. в Бруклине, США). Рост их популярности в последние годы объясняется тем, что они предлага­ют "на рынок образовательных услуг" уникальную продукцию, от­вечающую потребностям детей и семей всех слоев, и привлекают значительно большее количество посетителей, чем другие музеи, вступая в различные партнерские отношения с государственными, общественными, коммерческими структурами.

К середине 1990-х годов в мире насчитывалось 400 таких музе­ев, значительная часть их (286) находится в США. Американский детский музей оказал огромное влияние на музейное движение в Европе, где они начали создаваться, в основном, в 1970-80-е годы. Особенно широкое развитие получила организация детских музеев в Германии. Известностью пользуются Образовательный центр для детей в Гааге "Музеон" (Нидерланды), Детский музей в Эдинбурге (Великобритания), "Фабрика открытий" в Брюсселе (Бельгия).

У нас в стране создание детских музеев относится к первой чет­верти XX века. И уже тогда было отмечено, что они востребованы обществом. Автор проекта детского музея (к сожалению, нереали­зованного) А.У. Зеленко, известный музейный деятель, художник, педагог, писал, предвосхищая сегодняшний взгляд на современный и детский музей: "Современный музей - живой, деятельный обще­ственный институт, а не кладбище искусств или науки, работающий при этом не только со взрослыми, но и с детьми, является последним детищем цивилизации XX века. Вслед за ним идет еще одно творе­ние культуры человечества - самостоятельный детский музей, об­служивающий интересы маленького народа так же широко, как это делают современные общие музеи для взрослой аудитории".

Рассматривая первые отечественные детские музеи, прежде всего надо назвать имя Н.Д. Бартрама - создателя Музея игрушки в 1918 г., который был не столько собранием игрушек (таковым он стал в 1931 г., когда по решению властных органов музей был переведен в Сергиев Посад и, по существу, перестал существовать как детский), сколь­ко местом игр с ними. А музей Н.Д. Бартрам мыслил и как центр изучения игровой деятельности. Этот музей находился в центре Москвы на Кропоткинской улице и пользовался большой популяр­ностью у детей, которые называли самого Николая Дмитриевича "дядя Музей".

С эпохой 1920-х годов была также связана деятельность Я.П. Мексина и Ф.И. Шмита. Яков Петрович Мексин, единомышленник А.У. Зеленко, педагог и музейный деятель, стал директором перво­го Музея детской книги, который ставил цель не только познакомить, но и увлечь маленьких посетителей книгой, вовлекая их в мир фан­тазий, путешествий, через игру пробуждая активность, творчество и самостоятельность. Ф.И. Шмит свои представления о детском музее не только как о культурно-образовательном пространстве, но и цен­тре изучения психологии детского творчества воплотил в созданном им в 1920 г. в Харькове Музее детского творчества.