ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вместе с тем изучение школьной аудитории у нас и за рубежом показало, что для разных возрастов целесообразна разработка не только определенной методики, но и форм работы. Например, пятнадцатилетнее исследование образовательной роли естественно-научного музея в г. Буффало (США) показало, что одна из главных проблем - сделать наиболее плодотворным пребывание школьника в музее, который он посещает в соответствии с программой только один раз в году. Исследователи пришли к выводу, что для подростков 5-6 классов оптимален метод экскурсий и карточек. Метод карточек предполагает, что каждый школьник перед началом экскурсии в музее получает карточку с вопросами, на которые должен ответить после окончания экскурсии. Цель такого метода - активизация индивидуальной работы школьников под руководством экскурсовода. Для детей этого возраста необходима также предварительная вводная беседа (лекция). Для детей 7-8 классов, как показало исследование, предпочтителен метод дискуссии. Основу его составляет общий вопрос для обсуждения, которое проводится после ознакомления с экспозицией.
Исследования убедили в необходимости подготовки учащихся к восприятию музейного материала, для чего педагог должен провести специальную работу в школе за несколько дней до посещения музея. В настоящее время в большинстве зарубежных и многих отечественных музеев подготовка школьников к посещению музея заложена в разрабатываемых для них музейных образовательных программах. Опыт Великобритании показывает, что возможно использование образовательного потенциала музеев при реализации учебных программ для школ, основанных на интеграции дисциплин. Формы музейной работы со школьниками основываются на традиционных экскурсиях и лекциях. При этом общая тенденция новых учебных программ - возрастание роли первоисточников, что находит преломление при выполнении письменных заданий.
Программы вариативны. Так, в региональные программы по этнографии включены разделы по тканям. В одних из них особое внимание обращено на изучение костюма как явления культуры, в других — на связь социальных, экономических, технологических факторов, влияющих на развитие моды. Тематика "Ткани и костюм" фигурирует в программах по искусству, дизайну, домашней экономике, социальной истории и антропологии.
В работе с детской аудиторией в России с 1980-х г. была сделана попытка разработки системного подхода, вошедшего в историю отечественной музейно-педагогической мысли как "музейный всеобуч" (под руководством Е.Г. Вансловой), включающий циклы занятий с применением новых методик, направленных на активизацию ребенка, выявление его творческого потенциала. Хорошо известен опыт новозыбковских, сыктывкарских, ивановских, курских, омских, архангельских и других музеев, включившихся в реализацию "музейного всеобуча".
В настоящее время создается программа "Музей и культура", подготовительным этапом которой можно считать "Музейный всеобуч". Эта программа ставит цель разработать систему постоянных занятий с одной и той же детской аудиторией, которую представляют школьники младших классов. В разработке программы участвуют 10 музейных педагогов Москвы, каждый из которых создает свой авторский вариант программы на базе разработанного общего направления в зависимости от специальности (филологи, историки, искусствоведы, музыковеды и др.).
В это же время в Москве создается альтернативная программа "Предметный мир культуры". На основе этой программы предполагалось создать систему работы московских музеев разных профилей с участием начальной школы, вводя предметные уроки и экскурсии. Если в программе "Музей и культура", по существу, все возложено на музейного специалиста, который готовит детей к посещению музея, проводит занятия в музее, то в альтернативной программе большую роль играют школьные учителя. Учитель готовит ребенка к участию в музейно-экскурсионном путешествии, а затем, после экскурсии, (которую проводит музейный педагог), проводит урок закрепления. В программу также включены материалы для учителя и творческие задания для детей. Подобного рода программа, состоящая из четырех блоков - "Природа", "Город", "Дом", "Предмет рукотворный", как и вышерассмотренная программа "Музей и культура", после корректировки в соответствии со спецификой музея и особенностями региона, может быть разработана и в других городах. Уже есть примеры создания и проработки подобного рода программ в других регионах России, например, в Ярославле, где она носит название "Мир вокруг нас". Деятельность целого ряда отечественных музеев - Политехнического (Москва), Архангельского музейного объединения "Художественная культура Русского Севера", Каргопольского музея-заповедника и т.д. отмечена созданием программ, предназначенных детской аудитории.
Сегодня музеи, разрабатывая систему программ, стремятся выходить на всю школьную аудиторию, в то время, как в 1980 - начале 1990-х гг. преимущественное внимание уделялось дошкольникам и младшим школьникам. Именно в этот период в центре внимания специалистов оказались проблемы методики, которые нашли преломление в литературе. Последние годы характеризуются созданием и реализацией программ, ориентированных на определенные учебные заведения. Здесь выявляется несколько тенденций. С одной стороны, в системе образования создаются при непосредственном участии музеев
средние учебные заведения повышенного типа, как, например, гимназия при Русском музее. При сохранении ориентации на все требования, предъявляемые к преподаванию естественных и точных наук, высоким качеством отличается гуманитарно-художественное образование и воспитание, а гуманитарный курс пополняется новыми курсами и дисциплинами, например, мифологией, библеистикой, латынью и др. Результатом многолетнего взаимодействия музея и школы явилось создание единой программы художественно-эстетического воспитания в этом учебном заведении с 1 по 11 класс. Разрабатываются авторские программы, а ряд курсов базируется на материалах Русского музея: "Язык изобразительного искусства", "Рассказы о художниках", "История искусства" и др. Создатели такого интегративного учебного заведения убеждены, что концепция и учебный план школы при музее обязательно должны быть итогом совместной работы музея и школы, определяя конкретные ориентиры их многолетнего сотрудничества. Гимназия создана в 1989 г. и за 12 лет совместная деятельность школьных и музейных педагогов доказала целесообразность подобного рода учебных заведений.
Удачный опыт Русского музея, поддержанный специалистами и руководителями музейной и образовательной системы, получил распространение в Москве, Перми и др. регионах России. Другая тенденция проявляется в разработке музейных программ, целью которых является приобщение детей к музейной культуре. Такие программы - яркое свидетельство деятельности музея как центра непрерывного "образования культурой".
Подобного рода программа создана в Государственном музее-заповеднике "Московский Кремль". Она строится с учетом возрастных и психологических особенностей детской аудитории, начиная с 6 до 17 лет и состоит из 3-х разделов, ориенированных на конкретные возрастные группы школьников. В программе обосновываются методические приемы, формы работы, проблематика, предназначенные учащимся определенного возраста.
Раздел, предназначенный детям младшего школьного возраста, называется "Азбука искусства" и рассчитан на 3 года, каждый из которых имеет свою тему и цикл занятий, например, "В гостях у сказки", "Беседы о видах искусства". Весь блок состоит из 44 занятий, каждое из которых включает элементы экскурсии, лекции, урока и ряд разработанных методических приемов. Занятия проводятся как на экспозициях музеев Кремля, так и в других музеях Москвы. Каждый год завершается, в зависимости от темы, конкурсом детских работ, викториной, играми, спектаклем. Цель занятий по разделу "Азбука искусств" - приобщить детей к музею, научить их понимать язык произведений искусства, смотреть памятники, узнать различные приемы обработки материалов и, главное, - пробудить интерес к собственному творчеству.
Закончившие курс "Азбуки искусств" переходят на следующую ступень. Второй этап программы рассчитан на школьников 10-15 лет, на этом этапе формой работы выбран клуб, который предоставляет большую свободу творчества, самостоятельность, в чем особенно нуждаются подростки. Называется он "Клуб юных историков". Программа состоит из 3-х блоков, ориентированных на детей 10-13,13-14, 14-15 лет. В центре внимания программы-изучение памятников архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства с учетом возрастных и психологических особенностей этой школьной аудитории. Лекции, беседы, дискуссии, участие в музейных праздниках и др. - формы работы, в которых активно участвуют члены Клуба юных историков.
Наконец 3-й этап программы предназначен школьникам 15-17 лет и представлен тремя циклами. Цель этого двухгодичного этапа — ввести школьников, прошедших предшествующие курсы, в круг проблем теоретического и философского плана, связанных с изучением культуры русского Средневековья и Нового времени. В этот период учащиеся проходят специальную подготовку по разным направлениям музейной работы.
Завершается курс обучения экзаменом на аттестат зрелости по специальности, который впервые в 1996 г. провели совместно с Российским Государственным гуманитарным университетом. Учащиеся получили свидетельства, дающие право на проведение экскурсий по Оружейной палате и территории Кремля по заказу сектора работы со школьниками. И хотя неизвестно, как сложится жизнь этих ребят в дальнейшем, благодаря музею она уже стала духовной и интересной.
Представляется перспективной разработка таких программ, которые предназначены одной и той же аудитории школьников на протяжении 10 лет и решают проблему приобщения подрастающего поколения к истокам отечественной культуры, искусства, начиная с самого раннего возраста.
Таким образом, школьная аудитория продолжает оставаться одной из приоритетных групп посетителей музеев, а новый этап в развитии общества преломляется в более глубоком и многоаспектном взаимодействии музея и школы, которое воплощается в многолетних программах разного целевого назначения, включая создание при музеях средних учебных заведений с углубленными курсами гуманитарных дисциплин.
Внимание музеев к детской аудитории нашло воплощение в создании детских музеев.
Детские музеи. История детских музеев насчитывает более ста лет (первый музей был создан в 1899 г. в Бруклине, США). Рост их популярности в последние годы объясняется тем, что они предлагают "на рынок образовательных услуг" уникальную продукцию, отвечающую потребностям детей и семей всех слоев, и привлекают значительно большее количество посетителей, чем другие музеи, вступая в различные партнерские отношения с государственными, общественными, коммерческими структурами.
К середине 1990-х годов в мире насчитывалось 400 таких музеев, значительная часть их (286) находится в США. Американский детский музей оказал огромное влияние на музейное движение в Европе, где они начали создаваться, в основном, в 1970-80-е годы. Особенно широкое развитие получила организация детских музеев в Германии. Известностью пользуются Образовательный центр для детей в Гааге "Музеон" (Нидерланды), Детский музей в Эдинбурге (Великобритания), "Фабрика открытий" в Брюсселе (Бельгия).
У нас в стране создание детских музеев относится к первой четверти XX века. И уже тогда было отмечено, что они востребованы обществом. Автор проекта детского музея (к сожалению, нереализованного) А.У. Зеленко, известный музейный деятель, художник, педагог, писал, предвосхищая сегодняшний взгляд на современный и детский музей: "Современный музей - живой, деятельный общественный институт, а не кладбище искусств или науки, работающий при этом не только со взрослыми, но и с детьми, является последним детищем цивилизации XX века. Вслед за ним идет еще одно творение культуры человечества - самостоятельный детский музей, обслуживающий интересы маленького народа так же широко, как это делают современные общие музеи для взрослой аудитории".
Рассматривая первые отечественные детские музеи, прежде всего надо назвать имя Н.Д. Бартрама - создателя Музея игрушки в 1918 г., который был не столько собранием игрушек (таковым он стал в 1931 г., когда по решению властных органов музей был переведен в Сергиев Посад и, по существу, перестал существовать как детский), сколько местом игр с ними. А музей Н.Д. Бартрам мыслил и как центр изучения игровой деятельности. Этот музей находился в центре Москвы на Кропоткинской улице и пользовался большой популярностью у детей, которые называли самого Николая Дмитриевича "дядя Музей".
С эпохой 1920-х годов была также связана деятельность Я.П. Мексина и Ф.И. Шмита. Яков Петрович Мексин, единомышленник А.У. Зеленко, педагог и музейный деятель, стал директором первого Музея детской книги, который ставил цель не только познакомить, но и увлечь маленьких посетителей книгой, вовлекая их в мир фантазий, путешествий, через игру пробуждая активность, творчество и самостоятельность. Ф.И. Шмит свои представления о детском музее не только как о культурно-образовательном пространстве, но и центре изучения психологии детского творчества воплотил в созданном им в 1920 г. в Харькове Музее детского творчества.