Файл: Культурнообразовательная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многие из высказанных известным музеологом Ж.-А. Ривьером мыслей об экомузее были творчески использованы при создании кон­цепции музея-заповедника "Шушенское" и ее образовательного на­правления, в эпицентре внимания которого - местные жители. Пред­варительно был проведен анализ всей аудитории как реальных, так и потенциальных посетителей, включающий выявление социальных, профессиональных, возрастных, любительских интересов. В резуль­тате были выделены 4 группы музейных посетителей: 1. подрастаю­щее поколение; 2. взрослые; 3. туристы; 4. случайные посетители. В концепции даны характеристики каждой из групп и определены за­дачи музея в работе с ними. Детальное изучение предполагаемой му­зейной аудитории сделало возможным выделить подгруппы внутри основных 4-х групп. Так, группа "Взрослые" представлена двумя подгруппами: трудоспособное население и пенсионеры, каждая из которых, в свою очередь, делится на категории. Трудоспособное насе­ление подразделяется на 9 категорий, а пенсионеры - на 10.

Дав такой детальный срез реальной и потенциальной аудитории, выявив интересы и предпочтения каждой из групп, создатели концеп­ции определили задачи музея по отношению к этим категориям музейных посетителей, которые должны реализовываться в программах, разрабатываемых музеем постепенно, по этапам. В концепции назва­ны семь направлений: 1) программа эстетического воспитания подра­стающего поколения, охватывающая дошкольников, школьников, уча­щихся профтехучилищ, а также педагогов школ и других учебных за­ведений; 2) программа экологического просвещения и воспитания населения; 3) музей и семья; 4) музей и пенсионеры; 5) милосердие; 6) программа возрождения традиционных ремесел; 7) музей и сельс­кий житель. Кроме того, предполагается разработка программ, пред­назначенных студенчеству, туристам, частным коллекционерам. Боль­шое внимание предполагается уделить разработке программы "Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" - экомузей".

Итак, образовательная концепция музея-заповедника "Шушен­ское" наглядно иллюстрирует современный взгляд на создание новой коммуникационной модели музея, основанной на взаимодей­ствии, прежде всего, с местными жителями, вовлекаемыми в куль­турную жизнь своего района, непосредственными участниками и творцами которой они являются. Годы, прошедшие со времени публи­кации концепции, показали перспективность выбранных направле­ний, внесли корректировку в намеченные планы, убедили в целом в правильности намеченных задач и приоритетов. Несмотря на осо­бенности рассматриваемой концепции, связанной со спецификой му­зея-заповедника" Шушенское", ее структура, аналитический подход, представленная проблематика программ могут быть использованы другими музеями, естественно, с учетом своих особенностей.


Музейная аудитория (см. также гл. 8 "Музейная социология").

Для динамичного развития образовательной деятельности му­зеев, направленной на разные группы музейных посетителей, не­обходимо изучение музейной аудитории с целью разработки специ­альной методики и содержания конкретных форм. Музейная аудито­рия может быть определена как совокупность всех посетителей му­зея, включая те группы, которые по тем или иным причинам не вхо­дят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными по­сетителями в будущем.

Различные типы музейной аудитории можно классифицировать на основе социально-демографических характеристик (социальная принадлежность, профессия, пол, возраст, образовательный уровень, место жительства). Другие классификационные характеристики разрабатываются на основе социально-психологических особенно­стей - установки, нормы, ценности, ожидания и т.д. Общепсихоло­гические характеристики основываются на особенностях мотивационно-эмоциональной сферы, внимания, памяти, мышления. Харак­теризуют типы музейной аудитории различное восприятие музей­ной экспозиции, уровень общей и музейной культуры.

Изучение музейной аудитории является и в настоящее время одним из ключевых направлений музейной деятельности как в Рос­сии, так и за рубежом, что находит воплощение в концепциях музе­ев, разработка которых получила широкое развитие в отечественном музееведении.

Например, во Франции государственным органом управления музеями страны (Дирекцией музеев Франции) разработан так называ­емый "культурный проект", предназначенный в обобщенном виде всем музеям страны независимо от ведомственной подчиненности и раз­меров музейного собрания. Одну из четырех главных позиций проек­та составляют посетители музеев; отмечается, что работа с посетите­лями - еще мало изученная область музейной деятельности. Они пред­ставляют определенные социальные группы общества, о которых надо иметь точные сведения и продумать такие методы и приемы привлече­ния их в музеи, чтобы посещение музея было приятным и познава­тельным. Авторы проекта подчеркивают, что необходимо проявлять заботу не только о массовом, но и об одиночном посетителе, а работа на "количество" не должна заслонять "качество". В проекте отмечает­ся важность переосмысления роли музеев в обществе: музей - место, где не только познают, но и отдыхают, развлекаются. А такой подход, естественно, расширяет возможности музеев в привлечении новых категорий посетителей, стремящихся получать в музее прежде всего удовольствие. Исследования зарубежных специалистов показали, что посетители музеев, так же, как и любители театров,
приходят в музей как ради удовольствия, так и для приобретения знаний и что они не отделяют эти оба аспекта один от другого.

Значение изучения музейного посетителя понимали наши оте­чественные музейные деятели еще в 1920-30-е гг., отмеченные пер­выми социологическими исследованиями музейной аудитории, ко­торые проводились в ряде крупных музеев страны: Государствен­ном Историческом музее, Политехническом музее и др. Как прави­ло, эти исследования имели конкретные цели изучения определен­ных групп посетителей, прежде всего школьной аудитории. Именно эти исследования послужили отправной точкой комплексного соци­ологического изучения музейного посетителя, которое было предпринято после 40-летнего перерыва в 1970-е гг. и преследовало цель изучения аудитории краеведческих музеев России. Затем в 1980-е гг. было проведено исследование посетителей музеев-заповедни­ков. Результаты изучения нашли преломление в практической рабо­те музеев - изменении режима работы музея, разработке новой про­блематики, введении новых методов и форм. Не случайно появление термина, который получает признание в среде музейных специалис­тов - edutainment - образование через развлечение (от английского education - образование, entertainment - развлечение). Это направле­ние поддержали известные деятели Европейского музейного фору­ма - М. Негри, В. Ван дер Вейден, К. Хадсон и др.

В настоящее время проблемой изучения музейной аудитории занимаются ряд музеев как отечественных, так и зарубежных. Одна­ко всеохватывающего комплексного изучения музейных посетите­лей в России с начала 1980-х гг. не проводилось. Имеются отдель­ные исследования, ставящие конкретные практические цели, напри­мер, изучение экскурсионной деятельности музеев Кремля, школь­ников-экскурсантов музея-панорамы "Бородинская битва" и др.

Детская аудитория. Одной из приоритетных групп музейных посетителей уже много десятилетий является разновозрастная детс­кая аудитория, планомерная работа с которой проводится как в оте­чественных, так и зарубежных музеях. Детская аудитория включает разновозрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и до 16-17 лет - време­ни окончания школы. С самого начала разви­тия детского музейно­го направления глав­ное внимание было обращено на взаимо­действие музеев со школой. И в настоя­щее время работа му­зеев со школой про­должает оставаться одним из ведущих на­правлений культурно-образовательной дея­тельности музеев.


Уже в конце XVIII в. под влиянием идей Я.А. Каменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предме­те, а от реального наблюдения над ним, получают развитие "прогул­ки" школьников на мануфактуру, природу, в мастерские ремеслен­ников. И даже в "Уставе народным училищам" (1786 г.) и в "Школь­ном уставе" (1804 г.) рекомендовались подобного рода школьные экскурсии.

Во второй половине XIX в. работа музеев со школой начинает принимать более четкие контуры. Под влиянием взглядов Н.Д. Ушинского и его последователей, сторонников активных методов обуче­ния, уже в программы отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ начинают включать посещение музеев, проведение экскур­сий естественно-научных, культурно-исторических, литературных. Постепенно осуществляется переход к системе включения экскур­сий в образовательный школьный процесс, чему способствовало и развитие культурно-просветительного направления музейной дея­тельности, начинающего складываться именно в этот период. Одна­ко, несмотря на наметившиеся тенденции системного подхода к проблеме участия музеев в образовательном процессе школ, в целом организация взаимодействия музея и школы носит еще стихийный характер.

Вместе с тем в первые десятилетия XX в. экскурсия как метод образования получает все большее развитие во взаимодействии му­зея и школы. Этому процессу способствует разработка экскурсион­ного метода известными представителями отечественной экскурси­онной школы (И.М. Гревс, Н.А. Гейнике, Н.П. Анциферов, Б.Е. Кай-городов, В.А. Герд, А.В. Бакушинский, А.Я. Закс и др.), обоснова­ние ими теоретических принципов и организационно-методических основ экскурсионного дела. Аналогичные процессы укрепления взаимодействия музеев и школ как образовательных учреждений наблюдаются и в ряде зарубежных стран, прежде всего в США и Германии.

В сборнике "Школьные экскурсии, их значение и организация", (1910 г., переизд. 1921 г.) читаем: "Гуманитарные экскурсии должны вводить учащихся в жизнь культурную человечества и сближать с людьми; они должны ставить своей конечной целью - изучение че­ловека как продукт и в то же время творца изучаемой природной и общественной среды, в которой ему приходится жить".

Во второй половине 1980-х гг. изменения в политической, соци­альной жизни государства привели к расширению проблематики школьных экскурсий - вопросы человеческого бытия, краеведения, возникновения и развития религий, деятельность и жизнь извест­ных государственных, политических деятелей, "забытых" писателей, ученых. В этот период разрабатываются методические основы школь­ных экскурсий, все большее внимание обращается на дошкольную и младшую школьную аудиторию. Начинает реализовываться диффе­ренцированный подход к разновозрастной школьной аудитории.


В Российском институте культурологии организовывается семи­нар "Музей и дети" под руководством Е.Г. Вансловой, собирающий большую аудиторию музейных специалистов из разных территорий страны, работающих с дошкольной и младшей школьной аудитори­ей. На семинаре отрабатываются и обобщаются новые методические приемы взаимодействия на культурном пространстве музея с маленькими детьми-воспитанниками детских садов и учащимися начальных классов. Продумываются и новые организационные струк­туры взаимодействия с этой аудиторией. В эти же годы (и даже ра­нее, в начале 1970-х) в ряде европейских стран создаются специаль­ные центры по работе с маленькими детьми.

Семинар "Музей и дети" существует уже 2 десятилетия и в настоящее время развивается под патронажем МИРОСа (Московс­кого института развития образовательных систем), внося значитель­ную лепту в разработку организационных, методических, содержа­тельных основ взаимодействия музея со школьниками младшего возраста (а в будущем - и с другими возрастными категориями детс­кой аудитории).

Переосмысление традиционно сложившихся контактов музе­ев со школой, когда музеи, по существу, "иллюстрировали" про­граммы учебных школьных курсов, играя подчиненную школь­ным задачам роль, привело к осознанию значения музеев как са­мостоятельных образовательных центров, имеющих свою грань участия в образовательном, воспитательном процессе. И эта грань основывается, прежде всего, на эмоциональном восприятии пер­воисточника, представленного в музее. При этом, конечно, идет процесс познания.

Вводятся новые приемы и методы работы со школьной аудито­рией, ориентированные на ее психологические, возрастные особен­ности. В программы включаются разные формы работы с детской аудиторией, но по-прежнему наиболее распространенной, апроби­рованной временем является экскурсия, хотя и включающая новые методические приемы, соответствующие современным подходам, ориентированным на активацию посетителя. Школьные экскурсии, как и все другие формы взаимодействия с разновозрастной школь­ной аудиторией, развиваются под влиянием теории музейной ком­муникации. Культурное пространство музея служит основой для диалоговых форм взаимодействия с аудиторией, вводятся новые ме­тоды вовлечения посетителя в мир культурного наследия. Все большее значение приобретает изучение и применение в музейной жиз­ни лучшего отечественного опыта и достижений зарубежного музе­еведения. Музеи "выходят" на более глубокое взаимодействие с об­разовательной системой.