ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многие из высказанных известным музеологом Ж.-А. Ривьером мыслей об экомузее были творчески использованы при создании концепции музея-заповедника "Шушенское" и ее образовательного направления, в эпицентре внимания которого - местные жители. Предварительно был проведен анализ всей аудитории как реальных, так и потенциальных посетителей, включающий выявление социальных, профессиональных, возрастных, любительских интересов. В результате были выделены 4 группы музейных посетителей: 1. подрастающее поколение; 2. взрослые; 3. туристы; 4. случайные посетители. В концепции даны характеристики каждой из групп и определены задачи музея в работе с ними. Детальное изучение предполагаемой музейной аудитории сделало возможным выделить подгруппы внутри основных 4-х групп. Так, группа "Взрослые" представлена двумя подгруппами: трудоспособное население и пенсионеры, каждая из которых, в свою очередь, делится на категории. Трудоспособное население подразделяется на 9 категорий, а пенсионеры - на 10.
Дав такой детальный срез реальной и потенциальной аудитории, выявив интересы и предпочтения каждой из групп, создатели концепции определили задачи музея по отношению к этим категориям музейных посетителей, которые должны реализовываться в программах, разрабатываемых музеем постепенно, по этапам. В концепции названы семь направлений: 1) программа эстетического воспитания подрастающего поколения, охватывающая дошкольников, школьников, учащихся профтехучилищ, а также педагогов школ и других учебных заведений; 2) программа экологического просвещения и воспитания населения; 3) музей и семья; 4) музей и пенсионеры; 5) милосердие; 6) программа возрождения традиционных ремесел; 7) музей и сельский житель. Кроме того, предполагается разработка программ, предназначенных студенчеству, туристам, частным коллекционерам. Большое внимание предполагается уделить разработке программы "Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" - экомузей".
Итак, образовательная концепция музея-заповедника "Шушенское" наглядно иллюстрирует современный взгляд на создание новой коммуникационной модели музея, основанной на взаимодействии, прежде всего, с местными жителями, вовлекаемыми в культурную жизнь своего района, непосредственными участниками и творцами которой они являются. Годы, прошедшие со времени публикации концепции, показали перспективность выбранных направлений, внесли корректировку в намеченные планы, убедили в целом в правильности намеченных задач и приоритетов. Несмотря на особенности рассматриваемой концепции, связанной со спецификой музея-заповедника" Шушенское", ее структура, аналитический подход, представленная проблематика программ могут быть использованы другими музеями, естественно, с учетом своих особенностей.
Музейная аудитория (см. также гл. 8 "Музейная социология").
Для динамичного развития образовательной деятельности музеев, направленной на разные группы музейных посетителей, необходимо изучение музейной аудитории с целью разработки специальной методики и содержания конкретных форм. Музейная аудитория может быть определена как совокупность всех посетителей музея, включая те группы, которые по тем или иным причинам не входят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными посетителями в будущем.
Различные типы музейной аудитории можно классифицировать на основе социально-демографических характеристик (социальная принадлежность, профессия, пол, возраст, образовательный уровень, место жительства). Другие классификационные характеристики разрабатываются на основе социально-психологических особенностей - установки, нормы, ценности, ожидания и т.д. Общепсихологические характеристики основываются на особенностях мотивационно-эмоциональной сферы, внимания, памяти, мышления. Характеризуют типы музейной аудитории различное восприятие музейной экспозиции, уровень общей и музейной культуры.
Изучение музейной аудитории является и в настоящее время одним из ключевых направлений музейной деятельности как в России, так и за рубежом, что находит воплощение в концепциях музеев, разработка которых получила широкое развитие в отечественном музееведении.
Например, во Франции государственным органом управления музеями страны (Дирекцией музеев Франции) разработан так называемый "культурный проект", предназначенный в обобщенном виде всем музеям страны независимо от ведомственной подчиненности и размеров музейного собрания. Одну из четырех главных позиций проекта составляют посетители музеев; отмечается, что работа с посетителями - еще мало изученная область музейной деятельности. Они представляют определенные социальные группы общества, о которых надо иметь точные сведения и продумать такие методы и приемы привлечения их в музеи, чтобы посещение музея было приятным и познавательным. Авторы проекта подчеркивают, что необходимо проявлять заботу не только о массовом, но и об одиночном посетителе, а работа на "количество" не должна заслонять "качество". В проекте отмечается важность переосмысления роли музеев в обществе: музей - место, где не только познают, но и отдыхают, развлекаются. А такой подход, естественно, расширяет возможности музеев в привлечении новых категорий посетителей, стремящихся получать в музее прежде всего удовольствие. Исследования зарубежных специалистов показали, что посетители музеев, так же, как и любители театров,
приходят в музей как ради удовольствия, так и для приобретения знаний и что они не отделяют эти оба аспекта один от другого.
Значение изучения музейного посетителя понимали наши отечественные музейные деятели еще в 1920-30-е гг., отмеченные первыми социологическими исследованиями музейной аудитории, которые проводились в ряде крупных музеев страны: Государственном Историческом музее, Политехническом музее и др. Как правило, эти исследования имели конкретные цели изучения определенных групп посетителей, прежде всего школьной аудитории. Именно эти исследования послужили отправной точкой комплексного социологического изучения музейного посетителя, которое было предпринято после 40-летнего перерыва в 1970-е гг. и преследовало цель изучения аудитории краеведческих музеев России. Затем в 1980-е гг. было проведено исследование посетителей музеев-заповедников. Результаты изучения нашли преломление в практической работе музеев - изменении режима работы музея, разработке новой проблематики, введении новых методов и форм. Не случайно появление термина, который получает признание в среде музейных специалистов - edutainment - образование через развлечение (от английского education - образование, entertainment - развлечение). Это направление поддержали известные деятели Европейского музейного форума - М. Негри, В. Ван дер Вейден, К. Хадсон и др.
В настоящее время проблемой изучения музейной аудитории занимаются ряд музеев как отечественных, так и зарубежных. Однако всеохватывающего комплексного изучения музейных посетителей в России с начала 1980-х гг. не проводилось. Имеются отдельные исследования, ставящие конкретные практические цели, например, изучение экскурсионной деятельности музеев Кремля, школьников-экскурсантов музея-панорамы "Бородинская битва" и др.
Детская аудитория. Одной из приоритетных групп музейных посетителей уже много десятилетий является разновозрастная детская аудитория, планомерная работа с которой проводится как в отечественных, так и зарубежных музеях. Детская аудитория включает разновозрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и до 16-17 лет - времени окончания школы. С самого начала развития детского музейного направления главное внимание было обращено на взаимодействие музеев со школой. И в настоящее время работа музеев со школой продолжает оставаться одним из ведущих направлений культурно-образовательной деятельности музеев.
Уже в конце XVIII в. под влиянием идей Я.А. Каменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения над ним, получают развитие "прогулки" школьников на мануфактуру, природу, в мастерские ремесленников. И даже в "Уставе народным училищам" (1786 г.) и в "Школьном уставе" (1804 г.) рекомендовались подобного рода школьные экскурсии.
Во второй половине XIX в. работа музеев со школой начинает принимать более четкие контуры. Под влиянием взглядов Н.Д. Ушинского и его последователей, сторонников активных методов обучения, уже в программы отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ начинают включать посещение музеев, проведение экскурсий естественно-научных, культурно-исторических, литературных. Постепенно осуществляется переход к системе включения экскурсий в образовательный школьный процесс, чему способствовало и развитие культурно-просветительного направления музейной деятельности, начинающего складываться именно в этот период. Однако, несмотря на наметившиеся тенденции системного подхода к проблеме участия музеев в образовательном процессе школ, в целом организация взаимодействия музея и школы носит еще стихийный характер.
Вместе с тем в первые десятилетия XX в. экскурсия как метод образования получает все большее развитие во взаимодействии музея и школы. Этому процессу способствует разработка экскурсионного метода известными представителями отечественной экскурсионной школы (И.М. Гревс, Н.А. Гейнике, Н.П. Анциферов, Б.Е. Кай-городов, В.А. Герд, А.В. Бакушинский, А.Я. Закс и др.), обоснование ими теоретических принципов и организационно-методических основ экскурсионного дела. Аналогичные процессы укрепления взаимодействия музеев и школ как образовательных учреждений наблюдаются и в ряде зарубежных стран, прежде всего в США и Германии.
В сборнике "Школьные экскурсии, их значение и организация", (1910 г., переизд. 1921 г.) читаем: "Гуманитарные экскурсии должны вводить учащихся в жизнь культурную человечества и сближать с людьми; они должны ставить своей конечной целью - изучение человека как продукт и в то же время творца изучаемой природной и общественной среды, в которой ему приходится жить".
Во второй половине 1980-х гг. изменения в политической, социальной жизни государства привели к расширению проблематики школьных экскурсий - вопросы человеческого бытия, краеведения, возникновения и развития религий, деятельность и жизнь известных государственных, политических деятелей, "забытых" писателей, ученых. В этот период разрабатываются методические основы школьных экскурсий, все большее внимание обращается на дошкольную и младшую школьную аудиторию. Начинает реализовываться дифференцированный подход к разновозрастной школьной аудитории.
В Российском институте культурологии организовывается семинар "Музей и дети" под руководством Е.Г. Вансловой, собирающий большую аудиторию музейных специалистов из разных территорий страны, работающих с дошкольной и младшей школьной аудиторией. На семинаре отрабатываются и обобщаются новые методические приемы взаимодействия на культурном пространстве музея с маленькими детьми-воспитанниками детских садов и учащимися начальных классов. Продумываются и новые организационные структуры взаимодействия с этой аудиторией. В эти же годы (и даже ранее, в начале 1970-х) в ряде европейских стран создаются специальные центры по работе с маленькими детьми.
Семинар "Музей и дети" существует уже 2 десятилетия и в настоящее время развивается под патронажем МИРОСа (Московского института развития образовательных систем), внося значительную лепту в разработку организационных, методических, содержательных основ взаимодействия музея со школьниками младшего возраста (а в будущем - и с другими возрастными категориями детской аудитории).
Переосмысление традиционно сложившихся контактов музеев со школой, когда музеи, по существу, "иллюстрировали" программы учебных школьных курсов, играя подчиненную школьным задачам роль, привело к осознанию значения музеев как самостоятельных образовательных центров, имеющих свою грань участия в образовательном, воспитательном процессе. И эта грань основывается, прежде всего, на эмоциональном восприятии первоисточника, представленного в музее. При этом, конечно, идет процесс познания.
Вводятся новые приемы и методы работы со школьной аудиторией, ориентированные на ее психологические, возрастные особенности. В программы включаются разные формы работы с детской аудиторией, но по-прежнему наиболее распространенной, апробированной временем является экскурсия, хотя и включающая новые методические приемы, соответствующие современным подходам, ориентированным на активацию посетителя. Школьные экскурсии, как и все другие формы взаимодействия с разновозрастной школьной аудиторией, развиваются под влиянием теории музейной коммуникации. Культурное пространство музея служит основой для диалоговых форм взаимодействия с аудиторией, вводятся новые методы вовлечения посетителя в мир культурного наследия. Все большее значение приобретает изучение и применение в музейной жизни лучшего отечественного опыта и достижений зарубежного музееведения. Музеи "выходят" на более глубокое взаимодействие с образовательной системой.