Файл: Дифференцированная логопедическая диагностика нарушений письменной речи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дифференцированная
логопедическая диагностика
нарушений письменной речи
Пантелеева Лариса Александровна кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии
Пантелеева Лариса Александровна
Письменная речь
— одна из форм существования языка, фиксирующая устную речь.
Это вторичная, более поздняя по времени овладения человеком форма существования языка.
Пантелеева Лариса Александровна
Письменная речь
Чтение Письмо
Пантелеева Лариса Александровна
Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами
дислексия
и
дисграфия.
Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.
Пантелеева Лариса Александровна
Нарушения письменной речи
Отечественные определения
Зарубежные определения
IDA
Пантелеева Лариса Александровна
Дислексия (в отеч. лит-ре) стойкая избирательная неспособность овладеть навыками чтения детьми с достаточным уровнем интеллекта и речевого развития, нормальным слухом и зрением и соответствующими условиями обучения.
Пантелеева Лариса Александровна
Дисграфия (в отеч. лит-ре) частичное нарушение процесса письма, характеризующееся наличием стойких специфических ошибок.
Пантелеева Лариса Александровна
International dyslexia association
• Дислексия
– несформированность/ серьёзные трудности овладения правильным и быстрым чтением (или письмом).
• К дислексии относят трудности восприятия: чтение, письмо, нотная грамота, математика.
Пантелеева Лариса Александровна
Цель логопедического обследования письменной речи- выявление у ребенка показателей несформированности или нарушений компонентов процессов чтения и письма и на основе этого определение путей и средств коррекционно-развивающей работы.
Пантелеева Лариса Александровна
• Принцип комплексности,
• Принцип всесторонности,
• Принцип целостности,
• Принцип учета возрастных особенностей детей,
• Принцип динамического наблюдения,
• Принцип рационального подбора диагностического
инструментария,
• Принцип качественного системного анализа результатов
обследования письменной речи ребенка.
Принципы логопедического обследования письменной речи
Пантелеева Лариса Александровна
Содержание диагностической программы изучения письменной речи
• Анкетные данные
- Фамилия, имя
- Возраст
- Школа, класс
- Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье
• Анамнез
• Беседа с ребенком
Пантелеева Лариса Александровна
Содержание диагностической программы изучения письменной речи
Изучение невербальных компонентов, входящих в состав системы письма и чтения
Изучение устной речи
Изучение письменной речи
Чтение Письмо
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение невербальных компонентов, входящих в состав системы письма и чтения
• Сенсомоторное развитие (литеральная организация, сформированность соматопространственных ощущений)
Предполагает выявление возможностей ориентировки в пространстве и времени. Недостаточность ориентировки может обусловить трудности ребенка в различении форм, времени и видов глагола, в усвоении пространственных и временных предлогов и в их правильном обозначении на письме.
- Выполнение заданий с предметами
- Объяснение схемы собственного тела
- Проба Хэда на отраженные действия
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение невербальных компонентов, входящих в состав системы письма и чтения
• Состояние мелкой моторики
Предполагает выявление произвольной регуляции действий пальцев и кистей рук, подготовки руки к письму, к графомоторным навыкам.
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение невербальных компонентов, входящих в состав системы письма и чтения
• Состояние зрительно-пространственного
восприятия, конструктивного праксиса,
зрительного внимания
Предполагает выявление возможностей восприятия символики (в том числе и буквенной); процесс ее опознания на основе сличения с имеющимися в памяти эталонами; последовательное сканирование графической информации.
- Задания на узнавание предметов, букв, цифр
- Воспроизведение фигур из палочек
- Игры с кубиками Кооса
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение невербальных компонентов, входящих в состав системы письма и чтения
• Состояние
зрительного
и
слухового
внимания
Предполагает выявление возможностей упорядоченного, целенаправленного перемещения взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей; сформированности навыков зрительного/слухового анализа и синтеза; сформированности произвольного зрительного/слухового внимания.
- «Лабиринт»
- Нахождение одинаковых предметов
- Выделение заданного слова из текста, воспринимаемого на слух
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение невербальных компонентов, входящих в состав системы письма и чтения
• Состояние зрительной и слуховой памяти
Предполагает выявление возможностей развития произвольной зрительной памяти, определение объёма и скорости слухоречевого запоминания определённого количества слов, возможности и объёма их воспроизведения.
- Воспроизведение предметов
(количество, последовательность)
- Воспроизведение по памяти узоров, сложенных из геометрических фигур
- Воспроизведение (повторение ряда слов)
- Запоминание вербального материала
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение невербальных компонентов, входящих в состав системы письма и чтения
• Состояние слухомоторной и зрительно-
моторной координации
Предполагает выявление возможностей обработки слуховой информации взаимодействие слухового анализатора и моторных функций (слухо- моторные координации), сформированности зрительно-моторной координации.
- Воспроизведение ритмических рядов
- Срисовывание графических образов
III—III—III..
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение невербальных компонентов, входящих в состав системы письма и чтения
• Состояние мышления
Предполагает выявление возможностей классификации, сравнения и др. мыслительных операций
- «Исключение лишнего»
- Сравнение предметов, например «лампочка» и «солнце»
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение устной речи
• Обследование
сохранности
и
подвижности
артикуляционного
аппарата
а)строения; б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению).
Оценивается: правильность, объем выполнения движений; период включения в движение, истощаемость движений; появление содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; возможность удержания позы.
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение устной речи
• Особенности динамической стороны речи
— темп и ритм речи (нормальный, замедленный, очень быстрый темп; нормальный ритм, дисритмия);
— употребление ударений (словесного, логического);
— употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое);
— особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.); высота (высокий, низкий); тембр (отметить особенности тембра голоса в случаях его патологии: хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.);
— употребление основных видов интонации, их оттенков;
— выразительность речи
(нормальная, маловыразительная, монотонная).
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение устной речи
• Исследование фонематического анализа
1) Выделять звук на фоне слова. Инструкция: «Слышишь ли звук Ш в слове Шапка?», «Звук А в слове Аня?», «Звук Р в слове Рыба? ». Звук, который необходимо выделить ребенку, произносится интонировано.
2) Выделять звук из слова. Инструкция: «Какой звук слышишьв слове Шуба?», «в слове пар?», «в слове Лапа?», и т.д.
3) Определить место звука в слове по отношению к другим звукам: «Где ты слышишь С в слове Сад, в начале или в конце слова?». Далее предлагается определить звук в конце слова и затем в середине: нос, оса.
4) Определить количество звуков в слове. Предлагаются односложные слова(кот, дом, сад, шум, рот, дуб, сом,
рак), двухсложные слова (рама, каша, лиса, рука, лапа, шуба, Пуша, сани), а также слова, состоящие из пяти звуков (кошка, белка, банка, шалаш, марка).
5) Дифференцировать звуки по противопоставлениям (фонематическое восприятие): а) ЗВОНКОСТЬ - ГЛУХОСТЬ (дом - том, зайка - сайка, жар - шар, грот - крот, баба - папа, катушка - кадушка);
6) МЯГКОСТЬ - ТВЕРДОСТЬ (угол - уголь, мал - мял, лук - люк, был - бил, рысь - рис); в) СВИСТЯЩИЕ - ШИПЯЩИЕ (касса - каша, крыса - крыша, миска - мышка, зайка - чайка, сайка - шайка); г) ЗВУКИ Л - Р (рожки - ложки, барка - балка, рука - Лука, бурка - булка).
Во время обследования отмечается характер ошибок: не правильное выделение звуков на фоне слова, не способность определить количество звуков в слове, ошибочное выделение звуков по противопоставлению
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение устной речи
• Исследование фонематического синтеза
- Определить способность составлять слова из последовательно данных звуков
•
Инструкция: «Послушай звуки и скажи, какое слово получилось».
•
С, О, К - сок, Ш, У, М - шум, Р, А, К -рак, Д, О, М - дом, Ж, У, К - жук
•
К, А, Ш, А - каша; Р, У, К, А - рука; У, Т, К, А - утка; И, Г, Л, А - игла; К, Р, О, Т -
крот
•
П,О, Л, К, А - полка; М, А, Р, К, А - марка; С, А, Н, К, И -санки; С, Т, О, Л, Б -
столб
- Определить способность составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение устной речи
• Диагностика
состояние
звукопроизношения
Обследование изолированного произношения звуков.
Обследование произношения звуков в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных.
Обследование произношения звуков в словах
• Используются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры.
Обследование произношения звуков в предложениях.
• Примерные предложения для проверки произношения свистящих и шипящих звуков:
• У кошки пушистый хвост.
• Саша уступил место старушке.
• Медвежонок залез на сосну.
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение устной речи
• Исследование слоговой структуры
слова
Повторение слов/ предложений:
Например:
• Петя пьёт горькое лекарство.
• На перекрестке стоит милиционер.
• Космонавт управляет космическим кораблем.
• Во время обследования отмечается характер ошибок: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков.
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение устной речи
• Исследование
словарного
запаса
(характеристика пассивного и активного словаря)
Предполагает выявление возможностей пользоваться словами, правильно их употреблять, имеются ли замены другими словами
- Называние предметов,
- нахождение общих названий, синонимов, антонимов, подбор однокоренных слов,
- подстановка слов в предложении
Пантелеева Лариса Александровна
Изучение устной речи
• Исследование грамматического строя речи
(характеристика употребляемых предложений, состояние словоизменения, словообразования)
Оцениваются возможности понимания простых и сложных синтаксических конструкций, различения и использования окончаний предложно-падежных форм, владения словообразовательными моделями.
-
Понимание инструкций,
- Составление предложений (по картине)
Пантелеева Лариса Александровна
Обследование чтения
• При проверке состояния навыка чтения у детей следует учитывать все его параметры
(способ, правильность, беглость, осознанность).
• Сначала обследуется техника чтения, затем понимание прочитанного.
• Обследование сформированности чтения проводится в индивидуальном порядке.
• По ходу чтения не следует делать никаких исправлений и замечаний.
Пантелеева Лариса Александровна
Обследование чтения
1. Чтение отдельных букв
Цель: выяснение способностей узнавать букву, к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв, автоматизированность связи фонемы с графемой, имеются ли фонематические, оптические трудности , длительность выполнения пробы.
• Буквы разрезной азбуки, выполненных разным шрифтом;
• наложенных друг на друга и зашумленных;
• нестандартно расположенных в пространстве;
• изображенных зеркально.
Например:
Г Ё З Н Э Щ Ю Ц Я
Б Х Ч У Д И Р Е Ш
Пантелеева Лариса Александровна