Файл: Дифференцированная логопедическая диагностика нарушений письменной речи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обследование чтения
2. Чтение слогов (прямые, обратные, со стечением, включающие оппозиционные звуки)
Цель: изучение сформированности звуко-буквенного синтеза и фонематического обобщения, как протекает чтение слогов, способ чтения (побуквенное, послоговое), проявление затруднений буквослияния.
Например:
МА СЮ АС ЯМ СТО
БЫ ЦИ ОС ЕС ВРА
ШО ЧЕ УП ЁН ГВО
ФУ РЯ ИТ ЮЩ ЖДЫ
Пантелеева Лариса Александровна
Обследование чтения
3.
а)
Чтение
слов
(односложные, двухсложные с различным ударением, многосложные, простые и сложные по звукослоговой структуре, однокоренные слова)
Цель: оценка сформированности правильного и быстрого восприятия и озвучивания слов, основанного на связи между их зрительными образами и акустическими и речедвигательными навыками, оценка сформированности навыков чтения, выяснения уровня техники и беглости чтения.
Пантелеева Лариса Александровна
Обследование чтения
Например:
ТОМ МЫЛО ЯГОДЫ ЖАВОРОНОК
ЛЕС ГЕРОЙ РАДУГА ФАМИЛИЯ
БОЛЬ ВЕСНА СЕНОКОС ДВИЖЕНИЕ
ЮГ РУЧЬИ ДЕЖУРНЫЙ СМОРОДИНА
РУКА – РУКИ
ГРИБНОЙ – ГРИБНИК
ДУБОК – ДУБОВЫЙ
Пантелеева Лариса Александровна
Обследование чтения
3. б) Чтение слов
Подобрать картинку к прочитанному слову, показать соответствующий предмет, нарисовать его, объяснить значение или продемонстрировать действие.
Цель: оценить техническую и смысловую стороны чтения, чтение
«механическое» или осознанное, умение соотносить прочитанное слово со значением.
Пантелеева Лариса Александровна
Обследование чтения
4. Выявление навыка на зрительное
слогоделение слов
-
Разделение печатных слов различной слоговой структуры на слоги, ориентируясь только на гласную букву, являющуюся границей слога
РОЗА ГОЛУБИ ВОРОН СОЛОВЕЙ ЩЕГОЛИХА
Пантелеева Лариса Александровна
Обследование чтения
5.
Чтение
отдельных
предложений
(предложения различной лексической и грамматической оформленности, незаконченные предложения)
Цель: обследуется способ, правильность, выразительность чтения, понимание ребенком прочитанного, наличие лексико- грамматического прогнозирования, являющегося важным компонентом чтения.
Например:
А) Дима ловил сачком бабочку.
Птицы улетают на юг.
В школу идёт девоч…
В школу идут девоч...
Как хорошо весной! Ты рад подарку? Вчера шел дождь.
Б) Подбор ребенком к фразе картинки или показа предмета, действия.
Пантелеева Лариса Александровна
Обследование чтения
6. Чтение текстов
Цель: обследуется сформированность фонематических, морфологических и синтаксических обобщений, обследуется способ, правильность, выразительность чтения (соблюдает ли ребенок паузы, употребляет ли правильно интонацию, делает ли логическое и психологическое ударения, читает ли достаточно громко и внятно), отсутствие/наличие потери строки.
•
Требования к обследованию (к речевому материалу):
- не повторяющиеся в школьной программе,
- включающие слова разной слоговой структуры, оппозиционные звуки,
- соответствовать знаниям ребенка, быть доступными ему,
- быть небольшими по объему,
- включать диалоги и прямую речь, что позволит осуществить анализ сформированности выразительности чтения
Пантелеева Лариса Александровна
Обследование чтения
7. Оценка понимания прочитанного
Цель:
определить уровень понимания содержания прочитанного, последовательности изложения, полноты передачи содержания текста, сформированности связной монологической речи, правильности оформления высказываний.
- пересказ прочитанного,
- разложить серию сюжетных картинок в соответствии с последовательностью событий в прочитанном тексте,
- выбор картинки, соответствующей прочитанному предложению,
- ответы на вопросы
Пантелеева Лариса Александровна
Пантелеева Лариса Александровна
Пантелеева Лариса Александровна
Пантелеева Лариса Александровна
Результаты обследования процесса чтения
Компоне
нт
навыка
чтения
Симптоматика
нарушения
Прим
еры,
коли
честв
о
Психологиче
ские и
речевые
причины
Операцио
нальные
причины
Способ
чтения
Побуквенное,
послоговое
Несформирова
нность звуко-
слогового
синтеза,
Недостаточнос
ть объема
зрительного
восприятия
Несформиро
ванность
зрительного
слогоделени
я, навыка
слогослияни
я, навыка
глобального
чтения
Пантелеева Лариса Александровна
Компоне
нт
навыка
чтения
Симптоматика
нарушения
Прим
еры,
колич
ество
Психологиче
ские и
речевые
причины
Операцио
нальные
причины
Правил
ьность
чтения
Замены букв
-По фонематическо му сходству
-По оптическому сходству
-Другие виды замен
Недоразвитие фонематическо го восприятия, анализа и синтеза, слабая концентрация внимания, недостаточност ь зрительного анализа и синтеза, пространствен ных представлений
Неавтоматиз ирована связь между буквой и звуком
Пантелеева Лариса Александровна
Компоне
нт
навыка
чтения
Симптоматика
нарушения
Прим
еры,
колич
ество
Психологиче
ские и
речевые
причины
Операцио
нальные
причины
Правил
ьность
чтения
Нарушение звуко-слоговой структуры
Пропуски букв, слогов, добавление букв, слогов, перестановки
Недоразвитие звуко- буквенного, слогового анализа и синтеза, недостаточност ь зрительного анализа и синтеза
Пантелеева Лариса Александровна
Компоне
нт
навыка
чтения
Симптоматика
нарушения
Прим
еры,
колич
ество
Психологиче
ские и
речевые
причины
Операцио
нальные
причины
Правил
ьность
чтения
Ошибки угадывания
Повторное считывание, пропуск строки, потеря ее
Невнимател ьность
Несформирова нность пространствен ных представлений, неустойчивость произвольного внимания
Нарушение координации процессов антиципации и зрительного восприятия
Пантелеева Лариса Александровна
Компоне
нт
навыка
чтения
Симптоматика
нарушения
Прим
еры,
колич
ество
Психологиче
ские и
речевые
причины
Операцио
нальные
причины
Правил
ьность
чтения
Повторы букв, слогов, слов несформ ированн ость навыка целостно го восприят ия читаемог о
Пантелеева Лариса Александровна
Компоне
нт
навыка
чтения
Симптоматика
нарушения
Прим
еры,
колич
ество
Психологиче
ские и
речевые
причины
Операцио
нальные
причины
Правил
ьность
чтения
Грамматически е ошибки нарушения согласования и управления
Несформирова ванность морфемных, синтаксических обощений
Нарушения координации процессов антиципации и зрительного восприятия, несформиро ванность навыка лексико- грамматичес кого предвидения
Пантелеева Лариса Александровна
Компон
ент
навыка
чтения
Симптоматика
нарушения
Прим
еры,
колич
ество
Психологич
еские и
речевые
причины
Операциона
льные
причины
Вырази
тельно
сть
чтения
Отрывистое или слитное, отсутствие дифференциации в использовании пауз, нарушение интонационного оформления, ошибки в логическом ударении, недостаточная громкость, внятность
Недостаточно е понимание читаемого, нарушения устной речи несформирова нность навыка определения границ предложения в тексте, отсутствие ориентации на знаки препинания, несформирова нность интонем в соответствии со знаками препинания
Пантелеева Лариса Александровна
Компон
ент
навыка
чтения
Симптоматика
нарушения
Прим
еры,
колич
ество
Психологич
еские и
речевые
причины
Операциона
льные
причины
Сознат
ельнос
ть
чтения
А) пересказ
Опускание смысловых частей текста, непоследовательно сть изложения, исключение или добавление фактов, трудности самостоятельного воспроизведения прочитанного
Недостаточнос ть оперативной памяти, ФФН, лексико- грамматическ ое недоразвитие, несформирова нность структуры мыслительной деятельности
Пантелеева Лариса Александровна
Компон
ент
навыка
чтения
Симптоматика
нарушения
Прим
еры,
колич
ество
Психологич
еские и
речевые
причины
Операциона
льные
причины
Сознат
ельнос
ть
чтения
Б) понимание смысла прочитанного
Нарушение причинно- следственных отношений, непонимание временных отношений, трудности вычленения их текста новой информации, трудности выделения главной мысли
Недостаточнос ть оперативной памяти, ФФН,
ЛГН, недоразвитие словесно- логического мышления несформирова нность антиципирующ его чтения, несформирова нность навыка вычленения смысловых частей текста, несформирова нность семантических дифференциро вок
Пантелеева Лариса Александровна
Компон
ент
навыка
чтения
Симптоматика
нарушения
Прим
еры,
колич
ество
Психологич
еские и
речевые
причины
Операциона
льные
причины
Скорос
ть
чтения
Медленный темп
Убыстренный темп, нарушается правильность и осознанность
Аналитически й тип ВНД, небольшой объем зрительного восприятия
Синтетический тип ВНД несформирова нность навыка целостного восприятия читаемого
Несформирова нность антиципирующ его чтения
Пантелеева Лариса Александровна
Типология специфических ошибок при дислексии
Ошибки чтения
Форма дислексии
Замены в процессе чтения букв, обозначающих близкие звуки (б-п, ц-с, р-л и др.)
«круги»-груги
«пищит» - пичит
Фонематическая дислексия
(первой формы)
Пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов в процессе чтения
«кролики» - колики
«дорога» - дорора
Фонематическая дислексия
(второй формы)
Аграмматизмы в процессе чтения
«все» – весь
«красное яблоко» - красный яблоко
Аграмматическая дислексия
Пантелеева Лариса Александровна
Типология ошибок при дислексии
Ошибки чтения
Форма дислексии
Замены графически сходных букв при чтении:
-отличающихся одним элементом (В-З,
Ь-Ъ);
- состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, Р-Ь, Н-И)
Оптическая дислексия
Нарушение понимания прочитанных слов, предложений и текстов при технически правильном чтении
Семантическая дислексия
Недифференцированные замены букв
Ы-О
Мнестическая дислексия
Пантелеева Лариса Александровна
Обследование письма
• Требования к обследованию (к речевому
материалу):
1) Речевой материал должен включать звуки всех фонетических групп.
2)
Должен предусматривать позиционную близость звуков, имеющих акустико- артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству.
3) Включает слова различной сложности слого- ритмической структуры.
Пантелеева Лариса Александровна
Обследование письма
Состояние различных видов письма
- списывание,
- письмо под диктовку,
- самостоятельное письмо по картинке,
- изложение,
- сочинение,
- письмо текстов с дефектно произносимыми звуками,
- с недифференцированными на слух звуками,
- с графически сходными буквами
Пантелеева Лариса Александровна
Обследование письма
•
Списывание с печатного текста
•
Списывание с рукописного текста
Цель:
выяснение способности правильного послогового проговаривания, согласованного с темпом письма, оценка наблюдательности, концентрации внимания, способности переносить внимание с печатного текста в свою тетрадь.
Обращайте внимание не только на количество ошибок и исправлений, но и выдержана ли высота и правильность строчных букв при переписывании.
-
Речевой материал: слова, предложения, текст
Например:
Списать слова, написанные рукописным шрифтом: лещ, жук, снег, бант, мышка,
песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, желудь,
вагон, индюк.
Списать слова, написанные печатным шрифтом: плащ, крот, аист, флажок, насекомое, березка, лесенка, ученик, трещина, веселье.
Зяблик.
У дома рос куст шиповника. На ветку сел зяблик. К кусту подбежала коза Зорька.
Зяблик испугался и улетел. (19 слов)
Пантелеева Лариса Александровна
Контрольные тексты
(по О.Б. Иншаковой)
1 класс (конец обучения)
Списывание (с печатного текста).
Ёжик.
Теплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий ежик. Он стал искать пищу.
Пантелеева Лариса Александровна