Файл: Дифференцированная логопедическая диагностика нарушений письменной речи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольные тексты
(по О.Б. Иншаковой)
1 класс (конец обучения)
Списывание (с рукописного текста).
Журавль
Жил на болоте журавль. Он построил
избушку. Журавлю стало скучно жить
одному. Он позвал в гостю цаплю.
Пантелеева Лариса Александровна
• Слуховой
диктант
букв,
слогов,
слов,
предложений, текста
Цель: оценка взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма, правильности начертания графем, соблюдения слоговой структуры слова, состояния лексико-грамматического строя речи.
• Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш,
й, т, и. Каждая буква должна быть написана отдельно.
• Записать под диктовку прописные буквы: Д, Ф, Ч, У, Ё, Щ, К, В, З, Г, С, Р,
Л, Ц, Б.
• Записать под диктовку слоги: ор, ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт,
жде, круп, взле, хвы, урн, оста, щац.
• Записать под диктовку слова: шар, стул, грач, пишу, сила, книга,
правда, клубок, трава, упал, береза, ступенечка, больной, убегать.
• Записать предложение после однократного прослушивания: У ёлки
пушистый зайчик.
Обследование письма
Пантелеева Лариса Александровна
Контрольные тексты
(по О.Б. Иншаковой)
1 класс (конец обучения)
Диктант.
Гроза
Стоит теплый летний день. По небу
плывет большая туча. Вот ударил
сильный гром. На землю упали первые
капли. Полил дождик. Куда бежать Вася и
Юля укрылись под навесом.
Пантелеева Лариса Александровна
Контрольные тексты
(по Р.И. Лалаевой, Л.В. Венедиктовой )
Диктант.
Осень
Серая и холодная осень. Чаще льет дождь.
Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в
осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю
листья. Только иногда на головой ветке
можно найти маленький флажок. Это
последний листок. Над землей плывут
хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.
Пантелеева Лариса Александровна
• Самостоятельное письмо по картинке
Цель: оценкалогической (сюжетной) связи между предложениями, уровня связной речи, состояния лексико-грамматического строя, словарного запаса ребенка.
Запись названия картинок.
Составить и записать
предложения по картинкам.
Составить и записать короткий рассказ по
картинке или серии сюжетных картинок
Обследование письма
Пантелеева Лариса Александровна
• Письмо предложений, текстов с дефектно
произносимыми звуками
Цель: выявление возможности отражения неправильного произношения звуков речи на письме.
Саша несет груши.
Лариса стирала платки.
Старый слон
Спит спокойно
Старый слон.
Стоя спать
Умеет он.
Обследование письма
Пантелеева Лариса Александровна
• Письмо
предложений,
текстов
с
недифференцированными
на
слух
звуками
Цель: выявление достаточности различения звуков, принадлежащих к одной группе или к разным группам, различающимся тонкими акустико- артикуляционными признаками
Старый зонтик.
Заметно стали убывать дни.
Быстро наступают сумерки. Ночное небо затянуто тучами. На нем не видно ни одной звезды.
Обследование письма
Пантелеева Лариса Александровна
• Письмо
предложений,
текстов
с
графически сходными буквами
Цель: выявление сложностей письма, связанные с полноценным формированием зрительного образа буквы, слова, оценка возможности различения сходных графически рукописных букв.
Например:
Мы любим ходить в школьную библиотеку.
Там читают книги и журналы. А сегодня здесь конкурс на лучшую загадку.
Обследование письма
Пантелеева Лариса Александровна
Типы ошибок
Виды ошибок
Количество
/примеры
Ошибки звукового состава
Замены согласных, замены гласных, пропуски букв, слогов и частей слова, перестановки, добавления
Лексико- грамматические ошибки
Нарушения согласования, управления, замены по семантическому сходству, пропуски слов, слитное написание слов
Графические ошибки
Замены букв по количеству элементов, замены по пространственному расположению, общее искажение букв
Дизорфография
В соответствии с программными требованиями
Ошибки на правописание, не пройденное в классе
Пантелеева Лариса Александровна
Типология специфических ошибок при дисграфии
Ошибки на письме
Форма дисграфии
Смешения, замены, пропуски букв, которые соответствуют дефектам в устной речи.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушениях обозначения мягкости согласных на письме. Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и их компоненты ц-с «куриса, рельцы», с-ш «гнёздыско, шушим»
Акустическая дисграфия
Трудности деления предложений на слова, слогового и звукового анализа и синтеза.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Пантелеева Лариса Александровна
Типология специфических ошибок при дисграфии
Ошибки на письме
Форма дисграфии
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
На уровне слова:
– пропуски согласных при их стечении
(стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»»);
– пропуски гласных (санки – «снки»»,
«собака – «сбака»);
– вставка лишних букв (стол – «стлол»);
– перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр»)
– добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»)
– пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова –
«говола».
На уровне предложения:
– слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами
(Были чудные дни. – «биличудные дни». На ветвях ели и сосны. –
«Наветвях елии сасны»).
– раздельное написание слов
(приставок, корня)
Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.»
Наступила – «на ступила»
– запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова»
(Цветы стояли на столе –
«ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).
Пантелеева Лариса Александровна
Типология специфических ошибок при дисграфии
Ошибки на письме
Форма дисграфии
Искажения морфологической структуры слова, замены префиксов, суффиксов, флексий
На уровне слова.
Искажение морфологической структуры слова, замена префиксов и суффиксов
(напала – «попала», ежата – «ежонки», рука – «рукища»);
Изменение падежных окончаний
(«много деревов»);
Нарушение предложных конструкций
(над столом – «на столом»)
Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»);
Аграмматическая дисграфия
На уровне словосочетания и
предложения.
Нарушение согласования (сущ. + прил., сущ. + числ., – «белая облака»,
«весёлые день», «красивое сумка»,
«пять собаки», семь бабочков» и.т.д.);
Нарушение согласования слов в предложении
(Дети учатся в школе. – «Дети учится школе».
Грибы растут под ёлками. – «Грибы растут под ёлки».).
Замены и искажения графического образа букв б - д - «людит», «мебведь», «ядлоки»,
«вородей» и - у - «прyрода», «мuха», «личшая»
Оптическая дисграфия
Пантелеева Лариса Александровна