Файл: Дифференцированная логопедическая диагностика нарушений письменной речи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольные тексты
(по О.Б. Иншаковой)
1 класс (конец обучения)
Списывание (с рукописного текста).
Журавль
Жил на болоте журавль. Он построил
избушку. Журавлю стало скучно жить
одному. Он позвал в гостю цаплю.
Пантелеева Лариса Александровна

Слуховой
диктант
букв,
слогов,
слов,
предложений, текста
Цель: оценка взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма, правильности начертания графем, соблюдения слоговой структуры слова, состояния лексико-грамматического строя речи.
• Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш,
й, т, и. Каждая буква должна быть написана отдельно.
• Записать под диктовку прописные буквы: Д, Ф, Ч, У, Ё, Щ, К, В, З, Г, С, Р,
Л, Ц, Б.
• Записать под диктовку слоги: ор, ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт,
жде, круп, взле, хвы, урн, оста, щац.
• Записать под диктовку слова: шар, стул, грач, пишу, сила, книга,
правда, клубок, трава, упал, береза, ступенечка, больной, убегать.
• Записать предложение после однократного прослушивания: У ёлки
пушистый зайчик.
Обследование письма
Пантелеева Лариса Александровна

Контрольные тексты
(по О.Б. Иншаковой)
1 класс (конец обучения)
Диктант.
Гроза
Стоит теплый летний день. По небу
плывет большая туча. Вот ударил
сильный гром. На землю упали первые
капли. Полил дождик. Куда бежать Вася и
Юля укрылись под навесом.
Пантелеева Лариса Александровна

Контрольные тексты
(по Р.И. Лалаевой, Л.В. Венедиктовой )
Диктант.
Осень
Серая и холодная осень. Чаще льет дождь.
Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в
осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю
листья. Только иногда на головой ветке
можно найти маленький флажок. Это
последний листок. Над землей плывут
хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.
Пантелеева Лариса Александровна

Самостоятельное письмо по картинке
Цель: оценкалогической (сюжетной) связи между предложениями, уровня связной речи, состояния лексико-грамматического строя, словарного запаса ребенка.
Запись названия картинок.
Составить и записать
предложения по картинкам.
Составить и записать короткий рассказ по
картинке или серии сюжетных картинок
Обследование письма
Пантелеева Лариса Александровна

Письмо предложений, текстов с дефектно
произносимыми звуками
Цель: выявление возможности отражения неправильного произношения звуков речи на письме.
Саша несет груши.
Лариса стирала платки.
Старый слон
Спит спокойно
Старый слон.
Стоя спать
Умеет он.
Обследование письма
Пантелеева Лариса Александровна


Письмо
предложений,
текстов
с
недифференцированными
на
слух
звуками
Цель: выявление достаточности различения звуков, принадлежащих к одной группе или к разным группам, различающимся тонкими акустико- артикуляционными признаками
Старый зонтик.
Заметно стали убывать дни.
Быстро наступают сумерки. Ночное небо затянуто тучами. На нем не видно ни одной звезды.
Обследование письма
Пантелеева Лариса Александровна

Письмо
предложений,
текстов
с
графически сходными буквами
Цель: выявление сложностей письма, связанные с полноценным формированием зрительного образа буквы, слова, оценка возможности различения сходных графически рукописных букв.
Например:
Мы любим ходить в школьную библиотеку.
Там читают книги и журналы. А сегодня здесь конкурс на лучшую загадку.
Обследование письма
Пантелеева Лариса Александровна

Типы ошибок
Виды ошибок
Количество
/примеры
Ошибки звукового состава
Замены согласных, замены гласных, пропуски букв, слогов и частей слова, перестановки, добавления
Лексико- грамматические ошибки
Нарушения согласования, управления, замены по семантическому сходству, пропуски слов, слитное написание слов
Графические ошибки
Замены букв по количеству элементов, замены по пространственному расположению, общее искажение букв
Дизорфография
В соответствии с программными требованиями
Ошибки на правописание, не пройденное в классе
Пантелеева Лариса Александровна

Типология специфических ошибок при дисграфии
Ошибки на письме
Форма дисграфии
Смешения, замены, пропуски букв, которые соответствуют дефектам в устной речи.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушениях обозначения мягкости согласных на письме. Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и их компоненты ц-с «куриса, рельцы», с-ш «гнёздыско, шушим»
Акустическая дисграфия
Трудности деления предложений на слова, слогового и звукового анализа и синтеза.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Пантелеева Лариса Александровна

Типология специфических ошибок при дисграфии
Ошибки на письме
Форма дисграфии
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
На уровне слова:
– пропуски согласных при их стечении
(стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»»);
– пропуски гласных (санки – «снки»»,
«собака – «сбака»);
– вставка лишних букв (стол – «стлол»);
– перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр»)
– добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»)
– пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова –
«говола».
На уровне предложения:
– слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами
(Были чудные дни. – «биличудные дни». На ветвях ели и сосны. –
«Наветвях елии сасны»).
– раздельное написание слов
(приставок, корня)
Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.»
Наступила – «на ступила»
– запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова»
(Цветы стояли на столе –
«ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).
Пантелеева Лариса Александровна


Типология специфических ошибок при дисграфии
Ошибки на письме
Форма дисграфии
Искажения морфологической структуры слова, замены префиксов, суффиксов, флексий
На уровне слова.
Искажение морфологической структуры слова, замена префиксов и суффиксов
(напала – «попала», ежата – «ежонки», рука – «рукища»);
Изменение падежных окончаний
(«много деревов»);
Нарушение предложных конструкций
(над столом – «на столом»)
Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»);
Аграмматическая дисграфия
На уровне словосочетания и
предложения.
Нарушение согласования (сущ. + прил., сущ. + числ., – «белая облака»,
«весёлые день», «красивое сумка»,
«пять собаки», семь бабочков» и.т.д.);
Нарушение согласования слов в предложении
(Дети учатся в школе. – «Дети учится школе».
Грибы растут под ёлками. – «Грибы растут под ёлки».).
Замены и искажения графического образа букв б - д - «людит», «мебведь», «ядлоки»,
«вородей» и - у - «прyрода», «мuха», «личшая»
Оптическая дисграфия
Пантелеева Лариса Александровна