Файл: Платонов В.И. Экономические проблемы технического прогресса в хлопководстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
Но и сложившееся в 1967 г. техническое состояние трак торного парка также нельзя признать удовлетворительным, ибо более шестой части машин находилось в неисправном состоянии, что опять-таки связано с высоким удельным весом полностью амортизированных тракторов в общем составе парка.
Поддержание технического состояния тракторного парка на достаточно высоком уровне осложняется многомарочиостыо машин (табл. 16).
В составе гусеничных тракторов сейчас насчитывается 10 марок и 21 модификация, а в составе колесных 11 марок и 32 модификации, всего, таким образом, тракторный парк рес публики имеет 21 марку тракторов и 53 модификации этих машин. Такое множество разнообразных машин в сочетании с тем, что значительная часть из них давно снята с производ ства и для некоторых марок практически прекращен также выпуск запасных частей, чрезвычайно осложняет уход за техникой, вызывает трудности в обеспечении запчастями, от рицательно сказывается на эффективности использования ма шин и обусловливает рост эксплуатационных затрат.
Конечно, различия в типах машин, смена одних марок другими, более совершенными, некоторая модернизация на ходящейся в производстве техники, специфика отраслей сель ского хозяйства объективно обусловливают известную сте пень разнообразия машин в хозяйствах, однако современная множественность тракторов, допущенная в комплектовании тракторного парка республики, безусловно, не рациональна.
Подобное положение во многом связано с недостаточными темпами прогресса техники в области тракторостроения. От сутствие унификации в создании тракторов приводит к выпу ску многих марок машин. Кроме того, вместо создания новых, технически более совершенных машин, которые позволили бы резко повысить производительность и эффективность приме нения техники, с использованием в конструкциях новых ма шин последних научных достижений и открытий, в тракторо строении преобладало направление модернизации уже соз данных машин с незначительными изменениями в их конст рукции и технических решениях. Это привело к появлению множества модификаций одних и тех же марок тракторов, принципиально мало отличающихся от базовой конструкции без сколько-нибудь заметных сдвигов в области повышения их производительности, но при этом значительно осложнив ших условия эксплуатации. Сказанное в конечном счете сво дит на нет преимущества, достигаемые при модернизации машин и практически не только не дает никакого эффекта, но и вызывает дополнительные трудности в использовании техники в сельскохозяйственном производстве.
Марочный состав тракторов в сельском хозяйстве УзССР (без тракторов, на которых смонтированы машины) по годам*
Марка трактора |
1950 |
1953 |
1958 |
1963 |
1967 |
1970 |
|
|
|
Г у с е н и ч н ы е т р а к т о р ы |
|
|
|
||||
АСХТЗ-НАТИ, |
32/52 |
|
3765 |
3799 |
328 |
—■ |
— |
— |
||
С-48/60 |
|
|
|
552 |
486 |
— |
— |
— |
— |
|
С-50/65 |
|
|
|
147 |
96 |
— |
— |
— |
— |
|
С-100 н его модификации |
|
— |
— |
— |
596 |
1129 |
825 |
|||
С-80, С-80Б |
|
|
665 |
1519 |
1076 |
653 |
— |
— |
||
ДТ-75, Т-75, Т-74 |
|
— |
— |
— |
1066 |
10112 |
13515 |
|||
Т-4 |
|
|
|
|
— |
— |
— |
— |
1737 |
4616 |
ДТ-54 |
и его модификации, 37/54 |
1897 |
5257 |
10107 |
15571 |
11621 |
7368 |
|||
ДТ-55 и его модификации, 37/55 |
— |
— |
37 |
176 |
288 |
423 |
||||
КД-35, |
|
23/35 |
|
|
21 |
580 |
547 |
619 |
— |
— |
КПД-35, КПД-38, Т-38, |
Т-38М, |
_ |
18 |
301 |
517 |
262 |
120 |
|||
22/35 |
|
|
|
|||||||
Прочие гусеничные тракторы |
43 |
59 |
160 |
202 |
719 |
256 |
||||
И т о г о |
гусеничных тракторов |
7090 |
11814 |
12556 |
19400 |
25868 |
27123 |
|||
|
|
|
К о л е с н і I е т р а к т о э ы |
_ |
_ |
_ |
||||
СХТЗ-15/30 |
|
|
10657 |
9711 |
971 |
|||||
К-700 |
|
|
|
|
|
— |
— |
— |
9 |
80 |
МТЗ-5, МТЗ-50 и их модификации |
- |
— |
163 |
1526 |
3357 |
3670 |
||||
Т-40, Т-40А |
|
|
— |
— |
— |
124 |
8194 |
10574 |
||
Т-28, |
Т-28М, |
Т-28Х, |
Т-28Х-3, |
_ |
_ |
_ |
17625 |
50678 |
66791 |
|
Т-28Х-4 |
|
|
||||||||
ДТ-24 и его модификации |
— |
— |
9316 |
15326 |
4458 |
— |
||||
ДТ-20 |
|
|
|
|
— |
— |
— |
6724 |
3670 |
1779 |
ДТ-14, |
|
ДСШ-16 и их модификаци |
— |
— |
2906 |
1234 |
254 |
1057 |
||
Универсал-1, 2, 3, 4 |
|
12312 |
14482 |
22716 |
18554 |
— |
— |
|||
Прочие колесные тракторы |
2218 |
891 |
2375 |
1272 |
4041 |
1517 |
||||
И т о г о |
колесных тракторов |
25187 |
25084 |
38447 |
62385 |
74661 |
85468 |
* Материалы ЦСУ УзССР.
В связи с этим в хлопководстве до сих пор не получила удовлетворительного решения проблема силовых машин тре буемой мощности. В науке и передовой практике давно из вестно, что углубление вспашки и создание мощного пахот-
ного слоя почвы в хлопководстве дает огромный эффект и служит одним из коренных мероприятий в борьбе с сорняка ми, в создании благоприятных условий для развития расте ний и последовательного повышения урожайности хлопчатни ка. Между тем в течение длительного времени (примерно 20 лет), вплоть до начала 50-х годов, основным пахотным трак тором был маломощный 15-сильный трактор СХТЗ, который мог производить обработку почвы на глубину 20—22 см. В последующем им стал трактор ДТ-54-37/54, класса 3 т, ко торый начал поступать в республику с 1949 г. на замену трак тора СХТЗ-15/30 и используется в хлопководстве до настоя щего времени, занимая в парке 23,5% от общего числа гусе ничных тракторов. Этот трактор позволил значительно улучшить качество обработки почвы, однако также не обес печивает нужного тягового усилия и правильного агрегатиро вания плугов при пахоте под хлопчатник, что ограничивает рост производительности машинной техники на основной об работке почвы.
Еще в 1961 г. в республике обоснована замена упомяну того трактора на Т-4 Алтайского тракторного завода. Однако отработка конструкции указанного трактора затянулась, и вместо него в республику начали завозить тракторы ДТ-75, Т-75 и Т-74. Эти марки тракторов находятся также в классе 3 т, созданы на базе конструкции ДТ-54 и в условиях оро шаемого земледелия практически ничем не отличаются от него. Они также ни в какой степени не удовлетворяют требо ваниям по мощности и тяговым усилиям. Следовательно, за воз указанных тракторов в республику — вынужденная мера, они лишь увеличивают многомарочность и этим осложняют техническое обслуживание тракторного парка. Поэтому, чем скорее будет прекращен завоз их в республику и обеспечена поставка трактора Т-4, тем в большей степени повысятся тем пы технического прогресса в хлопководстве.
За последние годы научными учреждениями и производст венной практикой передовых хозяйств доказана высокая эко номическая эффективность применения в хлопководстве двухъ ярусной вспашки на глубину 30—40 см, а также углубление пахотного слоя. Осуществление глубокой двухъярусной вспашки под хлопчатник в сочетании с реализацией принято го в стране курса на внедрение в производство скоростных тракторов общего назначения потребует значительного повы шения энергонасыщенности и увеличения мощности силовых машин.
Сейчас в республику поступают тракторы Т-4 класса 4 т мощностью 130 л. с. В связи с тенденцией углубления пахот ного слоя этот трактор в хлопководческих хозяйствах исполь-
зуется с большой перегрузкой. Фактически он применяется в классе 5 т, и естественно, отдельные конструктивные элемен ты не выдерживают такого напряжения. Вполне очевидно, что
для освоения |
новой прогрессивной |
технологии глубокой |
двухъярусной |
вспашки под хлопчатник необходимо, наряду |
|
с повышением |
энергонасыщенности, |
увеличить тяговые уси |
лия трактора. В этих целях надо немедля произвести научные исследования по определению и технико-экономическому обо снованию оптимальной мощности двигателя и тяговых усилий трактора общего назначения для хлопководства и ориенти ровать хлопководческие районы на наиболее перспективный из создаваемых в нашей стране типов таких тракторов, которые полностью удовлетворяют возрастающим требованиям. Пред варительные расчеты показывают, что пахотный трактор в хлопководстве должен выпускаться в классе не менее 5 т, его мощность на ближайшую перспективу должна составить 140—160 л. с. В дальнейшем, с учетом применения на вспаш ке повышенных рабочих скоростей, мощность двигателя это го трактора следует довести до 200 л. с.
Парк гусеничных силовых машин в колхозах и совхозах
в1970 г. в основном укомплектован тракторами типа ДТ-54
пДТ-75, занимающими 79% парка гусеничных машин. Боль шинство тракторов этих марок физически не изношено. За
дача состоит в том, чтобы полностью использовать возможно сти указанных тракторов в течение всего оставшегося срока их службы. Поскольку трактора марки ДТ-54 сняты с про изводства с 1965 г., следовательно, морально устарели, а трактора типа ДТ-75 также не отвечают возросшим требова ниям прогрессивной технологии производства хлопка, эконо мически целесообразно ускорить темпы замены этих тракто ров в хлопководстве и в последующем использовать их на бо гарных землях и на производстве других культур, где не требуется повышенной мощности силовых машин.
С точки зрения перспективной технологии производства хлопка в составе парка гусеничных тракторов фактически на ходятся лишь две марки машин: Т-4 и С-100, занимавшие в 1970 г. вместе 20% и отвечающие современному прогрессу техники в тракторостроении и достигнутому уровню техниче ского прогресса в хлопководстве.
В хлопководстве не решена проблема создания пропаш ного трактора, удовлетворяющего основным требованиям, предъявляемым к нему. В течение тридцати с лишним лет в качестве основного пропашного трактора служил «Универ сал»-! 0/20. Первая модификация этого трактора применена в хлопководстве в 1934 г., последняя партия этой марки трак торов в количестве около 5 тыс. машин списана лишь в 1967 г. На смену этому трактору с 1956 г. в республику стал посту
пать трактор марки ДТ-24, который, по сравнению с прежним пропашным трактором, в меньшей степени отвечал требова ниям хлопководства. Хозяйства предпочитали применять на обработке хлопчатника «Универсал». Это во многом объясня ется тем, что базовая конструкция ДТ-24, как и последующих марок пропашных тракторов, создавалась для других куль тур, а для хлопководства лишь приспосабливалась, модифи цировалась. Следовательно, поскольку базовая модель не со образовывалась с требованиями хлопководства, это наклады вало в известной степени отпечаток и на модифицированную конструкцию трактора.
Вскоре трактор ДТ-24 был заменен новой машиной мар ки Т-28, также модифицированной для хлопководства. Моди фицированная конструкция этого трактора под маркой Т-28Х-3 служила в качестве пропашного трактора для узко рядных посевов хлопчатника до 1967 г. включительно. На этот трактор с 1964 г. навешивалась также двухрядная хлоп коуборочная машина XT-1,2.
С появлением конструкции четырехрядных хлопкоубороч ных машин на вооружение хлопкоробов поступает трактор Т-28Х-4 с двигателем 50 л. с. В 1971 г. мощность двигателя этого трактора доводится до 60 л. с. Однако и эта мощность полностью не обеспечивает нормальной работы с поставлен ной на производство четырехрядной хлопкоуборочной маши ной, которая работает лишь на пониженной рабочей скорости трактора, а также полностью устраняет возможность совер шенствования машины. По нашим расчетам, мощность трак тора для четырехрядных машин должна быть не менее 75—80 л. с.
На работах при посеве и по уходу за хлопчатником мощ ность нового трактора при четырехрядных машинах не будет полностью использоваться. Эта проблема, по нашим расче там, может быть решена путем перехода на доуборочных ра ботах на восьмирядные машины. В дальнейшем, при создании более мощного трактора откроется возможность внедрения в хлопководство шестирядной системы машин. Шестирядные агрегаты, с учетом совмещения операций на доуборочных ра ботах, позволят эффективно использовать повышенную мощ ность трактора, примерно до 90 л. с. Для того, чтобы при та кой мощности двигателя можно было обеспечить навеску и нормальную работу шестирядной хлопкоуборочной машины, имеются два пути реализации в конструкторском решении. Это, во-первых, изыскание резервов для резкого снижения энергоемкости машин с крупногабаритными рабочими аппа ратами, в частности, использование возможности введения в
конструкцию агрегата механического транспортера и измене ния пневматики на нагнетательную вместо всасывающей; во-