Файл: Платонов В.И. Экономические проблемы технического прогресса в хлопководстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но и сложившееся в 1967 г. техническое состояние трак­ торного парка также нельзя признать удовлетворительным, ибо более шестой части машин находилось в неисправном состоянии, что опять-таки связано с высоким удельным весом полностью амортизированных тракторов в общем составе парка.

Поддержание технического состояния тракторного парка на достаточно высоком уровне осложняется многомарочиостыо машин (табл. 16).

В составе гусеничных тракторов сейчас насчитывается 10 марок и 21 модификация, а в составе колесных 11 марок и 32 модификации, всего, таким образом, тракторный парк рес­ публики имеет 21 марку тракторов и 53 модификации этих машин. Такое множество разнообразных машин в сочетании с тем, что значительная часть из них давно снята с производ­ ства и для некоторых марок практически прекращен также выпуск запасных частей, чрезвычайно осложняет уход за техникой, вызывает трудности в обеспечении запчастями, от­ рицательно сказывается на эффективности использования ма­ шин и обусловливает рост эксплуатационных затрат.

Конечно, различия в типах машин, смена одних марок другими, более совершенными, некоторая модернизация на­ ходящейся в производстве техники, специфика отраслей сель­ ского хозяйства объективно обусловливают известную сте­ пень разнообразия машин в хозяйствах, однако современная множественность тракторов, допущенная в комплектовании тракторного парка республики, безусловно, не рациональна.

Подобное положение во многом связано с недостаточными темпами прогресса техники в области тракторостроения. От­ сутствие унификации в создании тракторов приводит к выпу­ ску многих марок машин. Кроме того, вместо создания новых, технически более совершенных машин, которые позволили бы резко повысить производительность и эффективность приме­ нения техники, с использованием в конструкциях новых ма­ шин последних научных достижений и открытий, в тракторо­ строении преобладало направление модернизации уже соз­ данных машин с незначительными изменениями в их конст­ рукции и технических решениях. Это привело к появлению множества модификаций одних и тех же марок тракторов, принципиально мало отличающихся от базовой конструкции без сколько-нибудь заметных сдвигов в области повышения их производительности, но при этом значительно осложнив­ ших условия эксплуатации. Сказанное в конечном счете сво­ дит на нет преимущества, достигаемые при модернизации машин и практически не только не дает никакого эффекта, но и вызывает дополнительные трудности в использовании техники в сельскохозяйственном производстве.


Марочный состав тракторов в сельском хозяйстве УзССР (без тракторов, на которых смонтированы машины) по годам*

Марка трактора

1950

1953

1958

1963

1967

1970

 

 

 

Г у с е н и ч н ы е т р а к т о р ы

 

 

 

АСХТЗ-НАТИ,

32/52

 

3765

3799

328

—■

С-48/60

 

 

 

552

486

С-50/65

 

 

 

147

96

С-100 н его модификации

 

596

1129

825

С-80, С-80Б

 

 

665

1519

1076

653

ДТ-75, Т-75, Т-74

 

1066

10112

13515

Т-4

 

 

 

 

1737

4616

ДТ-54

и его модификации, 37/54

1897

5257

10107

15571

11621

7368

ДТ-55 и его модификации, 37/55

37

176

288

423

КД-35,

 

23/35

 

 

21

580

547

619

КПД-35, КПД-38, Т-38,

Т-38М,

_

18

301

517

262

120

22/35

 

 

 

Прочие гусеничные тракторы

43

59

160

202

719

256

И т о г о

гусеничных тракторов

7090

11814

12556

19400

25868

27123

 

 

 

К о л е с н і I е т р а к т о э ы

_

_

_

СХТЗ-15/30

 

 

10657

9711

971

К-700

 

 

 

 

 

9

80

МТЗ-5, МТЗ-50 и их модификации

-

163

1526

3357

3670

Т-40, Т-40А

 

 

124

8194

10574

Т-28,

Т-28М,

Т-28Х,

Т-28Х-3,

_

_

_

17625

50678

66791

Т-28Х-4

 

 

ДТ-24 и его модификации

9316

15326

4458

ДТ-20

 

 

 

 

6724

3670

1779

ДТ-14,

 

ДСШ-16 и их модификаци

2906

1234

254

1057

Универсал-1, 2, 3, 4

 

12312

14482

22716

18554

Прочие колесные тракторы

2218

891

2375

1272

4041

1517

И т о г о

колесных тракторов

25187

25084

38447

62385

74661

85468

* Материалы ЦСУ УзССР.

В связи с этим в хлопководстве до сих пор не получила удовлетворительного решения проблема силовых машин тре­ буемой мощности. В науке и передовой практике давно из­ вестно, что углубление вспашки и создание мощного пахот-


ного слоя почвы в хлопководстве дает огромный эффект и служит одним из коренных мероприятий в борьбе с сорняка­ ми, в создании благоприятных условий для развития расте­ ний и последовательного повышения урожайности хлопчатни­ ка. Между тем в течение длительного времени (примерно 20 лет), вплоть до начала 50-х годов, основным пахотным трак­ тором был маломощный 15-сильный трактор СХТЗ, который мог производить обработку почвы на глубину 20—22 см. В последующем им стал трактор ДТ-54-37/54, класса 3 т, ко­ торый начал поступать в республику с 1949 г. на замену трак­ тора СХТЗ-15/30 и используется в хлопководстве до настоя­ щего времени, занимая в парке 23,5% от общего числа гусе­ ничных тракторов. Этот трактор позволил значительно улучшить качество обработки почвы, однако также не обес­ печивает нужного тягового усилия и правильного агрегатиро­ вания плугов при пахоте под хлопчатник, что ограничивает рост производительности машинной техники на основной об­ работке почвы.

Еще в 1961 г. в республике обоснована замена упомяну­ того трактора на Т-4 Алтайского тракторного завода. Однако отработка конструкции указанного трактора затянулась, и вместо него в республику начали завозить тракторы ДТ-75, Т-75 и Т-74. Эти марки тракторов находятся также в классе 3 т, созданы на базе конструкции ДТ-54 и в условиях оро­ шаемого земледелия практически ничем не отличаются от него. Они также ни в какой степени не удовлетворяют требо­ ваниям по мощности и тяговым усилиям. Следовательно, за­ воз указанных тракторов в республику — вынужденная мера, они лишь увеличивают многомарочность и этим осложняют техническое обслуживание тракторного парка. Поэтому, чем скорее будет прекращен завоз их в республику и обеспечена поставка трактора Т-4, тем в большей степени повысятся тем­ пы технического прогресса в хлопководстве.

За последние годы научными учреждениями и производст­ венной практикой передовых хозяйств доказана высокая эко­ номическая эффективность применения в хлопководстве двухъ­ ярусной вспашки на глубину 30—40 см, а также углубление пахотного слоя. Осуществление глубокой двухъярусной вспашки под хлопчатник в сочетании с реализацией принято­ го в стране курса на внедрение в производство скоростных тракторов общего назначения потребует значительного повы­ шения энергонасыщенности и увеличения мощности силовых машин.

Сейчас в республику поступают тракторы Т-4 класса 4 т мощностью 130 л. с. В связи с тенденцией углубления пахот­ ного слоя этот трактор в хлопководческих хозяйствах исполь-


зуется с большой перегрузкой. Фактически он применяется в классе 5 т, и естественно, отдельные конструктивные элемен­ ты не выдерживают такого напряжения. Вполне очевидно, что

для освоения

новой прогрессивной

технологии глубокой

двухъярусной

вспашки под хлопчатник необходимо, наряду

с повышением

энергонасыщенности,

увеличить тяговые уси­

лия трактора. В этих целях надо немедля произвести научные исследования по определению и технико-экономическому обо­ снованию оптимальной мощности двигателя и тяговых усилий трактора общего назначения для хлопководства и ориенти­ ровать хлопководческие районы на наиболее перспективный из создаваемых в нашей стране типов таких тракторов, которые полностью удовлетворяют возрастающим требованиям. Пред­ варительные расчеты показывают, что пахотный трактор в хлопководстве должен выпускаться в классе не менее 5 т, его мощность на ближайшую перспективу должна составить 140—160 л. с. В дальнейшем, с учетом применения на вспаш­ ке повышенных рабочих скоростей, мощность двигателя это­ го трактора следует довести до 200 л. с.

Парк гусеничных силовых машин в колхозах и совхозах

в1970 г. в основном укомплектован тракторами типа ДТ-54

пДТ-75, занимающими 79% парка гусеничных машин. Боль­ шинство тракторов этих марок физически не изношено. За­

дача состоит в том, чтобы полностью использовать возможно­ сти указанных тракторов в течение всего оставшегося срока их службы. Поскольку трактора марки ДТ-54 сняты с про­ изводства с 1965 г., следовательно, морально устарели, а трактора типа ДТ-75 также не отвечают возросшим требова­ ниям прогрессивной технологии производства хлопка, эконо­ мически целесообразно ускорить темпы замены этих тракто­ ров в хлопководстве и в последующем использовать их на бо­ гарных землях и на производстве других культур, где не требуется повышенной мощности силовых машин.

С точки зрения перспективной технологии производства хлопка в составе парка гусеничных тракторов фактически на­ ходятся лишь две марки машин: Т-4 и С-100, занимавшие в 1970 г. вместе 20% и отвечающие современному прогрессу техники в тракторостроении и достигнутому уровню техниче­ ского прогресса в хлопководстве.

В хлопководстве не решена проблема создания пропаш­ ного трактора, удовлетворяющего основным требованиям, предъявляемым к нему. В течение тридцати с лишним лет в качестве основного пропашного трактора служил «Универ­ сал»-! 0/20. Первая модификация этого трактора применена в хлопководстве в 1934 г., последняя партия этой марки трак­ торов в количестве около 5 тыс. машин списана лишь в 1967 г. На смену этому трактору с 1956 г. в республику стал посту­


пать трактор марки ДТ-24, который, по сравнению с прежним пропашным трактором, в меньшей степени отвечал требова­ ниям хлопководства. Хозяйства предпочитали применять на обработке хлопчатника «Универсал». Это во многом объясня­ ется тем, что базовая конструкция ДТ-24, как и последующих марок пропашных тракторов, создавалась для других куль­ тур, а для хлопководства лишь приспосабливалась, модифи­ цировалась. Следовательно, поскольку базовая модель не со­ образовывалась с требованиями хлопководства, это наклады­ вало в известной степени отпечаток и на модифицированную конструкцию трактора.

Вскоре трактор ДТ-24 был заменен новой машиной мар­ ки Т-28, также модифицированной для хлопководства. Моди­ фицированная конструкция этого трактора под маркой Т-28Х-3 служила в качестве пропашного трактора для узко­ рядных посевов хлопчатника до 1967 г. включительно. На этот трактор с 1964 г. навешивалась также двухрядная хлоп­ коуборочная машина XT-1,2.

С появлением конструкции четырехрядных хлопкоубороч­ ных машин на вооружение хлопкоробов поступает трактор Т-28Х-4 с двигателем 50 л. с. В 1971 г. мощность двигателя этого трактора доводится до 60 л. с. Однако и эта мощность полностью не обеспечивает нормальной работы с поставлен­ ной на производство четырехрядной хлопкоуборочной маши­ ной, которая работает лишь на пониженной рабочей скорости трактора, а также полностью устраняет возможность совер­ шенствования машины. По нашим расчетам, мощность трак­ тора для четырехрядных машин должна быть не менее 75—80 л. с.

На работах при посеве и по уходу за хлопчатником мощ­ ность нового трактора при четырехрядных машинах не будет полностью использоваться. Эта проблема, по нашим расче­ там, может быть решена путем перехода на доуборочных ра­ ботах на восьмирядные машины. В дальнейшем, при создании более мощного трактора откроется возможность внедрения в хлопководство шестирядной системы машин. Шестирядные агрегаты, с учетом совмещения операций на доуборочных ра­ ботах, позволят эффективно использовать повышенную мощ­ ность трактора, примерно до 90 л. с. Для того, чтобы при та­ кой мощности двигателя можно было обеспечить навеску и нормальную работу шестирядной хлопкоуборочной машины, имеются два пути реализации в конструкторском решении. Это, во-первых, изыскание резервов для резкого снижения энергоемкости машин с крупногабаритными рабочими аппа­ ратами, в частности, использование возможности введения в

конструкцию агрегата механического транспортера и измене­ ния пневматики на нагнетательную вместо всасывающей; во-