Файл: Медич Д. Статистически оптимальные линейные оценки и управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

растным по отношению к исследователям, на основе работ которых построен излагаемый материал.

Предварительная работа над рукописью настоящей книги была начата автором в конце 1964 г. во время чтения курса лекций в системе профессионального усо­ вершенствования Азрокосмической корпорации в ЛосАнджелесе (штат Калифорния). Дальнейшая работа проводилась в Северо-Западном университете г. Эванс­ тон (штат Иллинойс), где значительная часть материала книги излагались в виде вводного курса по оценке и управлению для студентов электротехнического факуль­ тета в течение 1965/66 и 1966/67 учебных годов.

Дж. Медич


Г л а в а п е р в а я ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Изложение начинается с качественного описания в § 1-1 понятий оценки и управления и обсуждения свя­ занного с ними класса задач.

В§ 1-2 обсуждаются некоторые технические задачи, для которых вопросы оценки и управления имеют прин­ ципиальное значение. Изложение также носит качествен­ ный характер.

В§ 1-3 приводится краткое содержание книги с тем, чтобы обозначить конкретное направление дальнейшей работы.

Многие термины, качественно введенные в этой гла­ ве, будут уточнены в последующих главах. Цель первой главы заключается в том, чтобы обеспечить общее ин­ туитивное представление о классе рассматриваемых за­ дач.

1-1. ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ

В книге рассматривается класс задач, входящих в общую задачу оценки и управления в динамических

системах.

Общая

задача иллюстрируется структурной

схемой

на

рис.

1-1.

Динамическая

система

показана

с двумя

множествами

входных

переменных і :

множество

сигналов управления,

которые

обычно

можно

изменять,

и множество возмущающих сигналов, отражающих на-< личие внутренних и (или) внешних (заданных) явлений, т. е. явлений, присущих самой системе и окружающей среде. К подобным явлениям можно отнести шум в элек­ тронных цепях, наложение сигналов из-за паразитных связей, неравномерность полета самолета, вызванную случайными порывами ветра, и пр.

1 Двойные линии на рисунке означают, что в потоке сигналов, вообще говоря, может быть более одной переменной.

10

Поведение или отклик1 системы наблюдается с по­ мощью соответствующего набора датчиков, называемого измерительной системой. Датчики подвержены случай­ ным и систематическим инструментальным и методиче­ ским ошибкам. Например, на некоторых ИСЗ исполь­ зуется датчик горизонта для определения местной вер­ тикали как биссектрисы угла, образованного визирными линиями от датчика к горизонту. Этот прибор дает оши-

г7

3

 

8

f

s

S

 

Рис. 1-1. Структурная схема общей задачи оценки и управ­ ления.

/ — входные

сигналы

управления;

Рис.

1-2.

Измерение

2 — в о з м у щ а ю щ и й

процесс; 3 — пе­

местной

вертикали

дат­

ременные

возмущения;

4 — дина­

чиком

горизонта.

 

мическая

система,

объект;

5 — пе­

/ — датчик

 

горизонта;

2 —

ременные

состояния

системы;

6 —

 

измерительная

система;

7 — ф а к ­

линии

визирования;

3—из­

торы, вызывающие ошибки изме ­

меренное

направление

мест­

рения; 3 — ошибки

измерения;

9 —

ной вертикали: 4— темный

измерения .

 

 

 

 

 

 

участок

область нечетко­

 

 

 

 

 

 

 

го горизонта.

 

бочные показания не только

из-за внутренних шумов,

но

и из-за

того, что нерегулярности в атмосфере Земли

не

позволяют точно определить положение горизонта.

Ситуация

иллюстрируется

двумерной

моделью на

рис.

1-2.

 

 

 

Вообще говоря, измерения дают только грубую ин­ формацию о поведении системы и их может быть недо­ статочно для изучения характеристик системы.

Задача оценки состоит в аппроксимации, процесса из­ менения переменных, характеризующих отклик системы на внешние воздействия, на основе измерений, содержа­ щих ошибки. Если вводится критерий качества для оп­ ределения качества аппроксимации или оценки и оценкя должна выбираться так, чтобы этот критерий качества

1 Точнее, речь идет о состоянии системы. Это понятие рассмат­ ривается в гл. 2. Пока достаточно использовать термины «поведе­ ние-» или «отклик» системы.

11


был максимальным или минимальным, то задача фор­ мулируется как задача оптимальной оценки. Таким об­ разом, задача состоит в построении алгоритма для об­ работки данных измерения.

Задача управления представляет собой задачу опре­ деления метода, с помощью которого следует формиро­ вать входные сигналы управления, чтобы заставить уп­ равляемую систему действовать определенным желае­ мым образом. Если, так же как в задаче оценки, для оценки качества поведения системы вводится критерий качества и сигналы управления используются для того, чтобы минимизировать или максимизировать этот крите­ рий качества, задача называется задачей оптимального управления. Так же как и в задаче оценки, здесь подра­ зумевается разработка алгоритма (управления).

При решении последней задачи удобно разделить ее на две: задачу оценки отклика системы и задачу по­ строения алгоритма управления с использованием полу­ ченных оценок. Такое разделение качественно понятно, так как ясно, что следует определить поведение системы, прежде чем можно будет рассчитать управляющее воз­ действие, которое должно изменить это поведение. Од­ нако до сих пор не доказано, что подобное разделение во всех случаях математически обосновано.

Если в задачах оценки и управления

возмущающий

процесс и процесс, вызывающий

ошибки измерения, рас­

сматриваются как

случайные

явления,

то можно

ис­

пользовать

термин

задача

статистически

оптимального

управления

или стохастическая

задача оптимального

уп­

равления.

 

Далее,

если

модели

динамической системы и

связанной

с ней

измерительной

системы

линейные,

то

можно

использовать

понятие

линейная

стохастическая

задача

оптимальной

оценки

и управления,

соответствую­

щее классу задач, рассматриваемых в настоящей книге. В заключение параграфа опишем общую методику, принимаемую в дальнейшем за основу при исследовании

указанного класса задач:

1. Построение моделей. Здесь имеются в виду раз­ личные модели для динамической и измерительной си­

стем, возмущающего

процесса, ошибок измерения. Как

и при формулировке

любой

математической модели фи­

зического процесса, задача

состоит в получении моделей,

дающих

достаточно полное описание явлений, представ­

ляющих

интерес, но

не настолько сложных, чтобы их

12


нельзя было использовать для аналитических и вычисли­ тельных целей.

2. Выбор критериев качества. Этот этап относится к определению целей работы. Как и на предыдущем эта­ пе, выбранные критерии качества должны иметь физи­ ческий смысл для изучаемого явления, а также легко описываться математически.

3.Формулировка задачи. Здесь информация, полу­ ченная на первых дзух этапах, объединяется с наложе­ нием всех ограничений, необходимых для постановки задачи.

4.Разработка алгоритмов оценки и управления. За­ дача этого этапа ясна. Однако не следует ограничивать­ ся просто синтезом алгоритмов. Действительно, получен­ ные результаты важно проверить на практике. Перво­ очередным вопросом является оценка вычислительной сложности алгоритмов.

1-2. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Системы связи

Важной задачей теории связи является задача об­ работки принятого сигнала для выделения «сообщения». Общая схема системы связи показана на рис. 1-3.

Рис. 1-3. Схема системы связи.

/ — передатчик;

2 передаваемый

сигнал;

3 канал

связи;

4 — возмущения;

5 — п р и ­

нимаемый

сигнал; 6 — приемник — систе­

ма оценки.

Передаваемый сигнал состоит не только из сообще­ ний, но также из ошибок, возникающих при кодирова­ нии и передаче. Кроме того, сигнал подвергается воз­ действию возмущений в канале связи, таких как атмо­ сферный шум. На приемном конце линии связи задача заключается в оценке того, какое сообщение было пе­ редано.

13

Навигация

Задача навигации заключается в определении поло­ жения и скорости корабля или снаряда в некоторой си­ стеме координат с использованием данных навигацион­ ных измерений, таких как дальность, радиальная ско­ рость и угловые координаты. Важность задачи навигации для полета самолетов и космических кораблей, а также для вождения надводных судов и подводных лодок оче­ видна.

Так как навигационные измерения подвержены воз­ действию инструментальных и методических ошибок, обычно необходимо иметь в распоряжении алгоритм оценки для обработки этих измерений с целью получе­ ния полезной информации.

На следующем этапе оценки координат и скорости могут использоваться при изменениях курса для дости­ жения поставленной цели, например орбитального пере­ хода для обеспечения встречи в космосе.

Анализ результатов эксперимента

Обычно после окончания эксперимента для опреде­ ления его результатов желательно сократить число по­ лученных измерительных данных. Эта задача представ­ ляет собой задачу оценки, так как измерения подверже­ ны воздействию ошибок.

Например, пусть данные телеметрии и траекторных измерений во время запуска космического аппарата, вы­ вода на орбиту и последующего орбитального полета обрабатываются для получения оценок истинной траек­ тории полета, ошибок в значениях параметров системы управления (дрейф гироскопов, ошибки смещения и масштабных " коэффициентов акселерометров, ошибки бортовой управляющей ЭВМ и т. д.) и точности выведе­ ния на орбиту. Такая информация полезна для опреде­ ления того, насколько эффективно выполнены задачи запуска, для определения слабых мест системы, оценки параметров различных подсистем и определения основ­ ных направлений работы по дальнейшим запускам.

Измерения, проделанные за время протекания хими­ ческого процесса, также можно обрабатывать после его окончания для определения таких параметров, как ско­ рость реакций и начальные «концентрации веществ, уча­ ствующих в реакции.

14


Управление технологическим процессом

Успешное функционирование больших производст­ венных систем или протекание сложных технологических процессов обычно подразумевает регулирование или уп­ равление для повышения их эффективности, качества продукции и (или) для достижения других конкретных целей. Обычно задача усложняется необходимостью об­ работки полученных данных во время работы для оцен­ ки текущего состояния процесса и введения этой инфор­ мации в алгоритм управления, который затем формирует стратегию управления с целью компенсации внутренних и внешних возмущений и достижения расчетных условий протекания процесса. Эту задачу можно классифициро­ вать как задачу оценки и управления в реальном масш­

табе времени.

В качестве частных примеров можно привести управ­ ление станками с помощью ЭВМ, управление космиче-

Р

Рис.

1-4.

Схема

радиоуправления.

/ — команды управления;

2 — п е р е д а ч а

команд управления на борт космического

аппарата;

3 — обработка данных

(оценка);

4 — Р Л С

траекторных

измерений;

5 — д а н ­

ные

телеметрии

с

борта

космического

аппарата;

Р — точка

вывода

на

орбиту .

ским полетом и

полетом

самолета

или многоступенча­

тым химическим процессом, например процессом ката­ литического крекинга.

На рис. 1-4 показана схема радиоуправления при пу­ ске ракеты для вывода спутника на орбиту в заданной" точке Р. Как данные телеметрии с борта запускаемого аппарата, так и данные наземной радиолокационной

15