Файл: Медич Д. Статистически оптимальные линейные оценки и управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
растным по отношению к исследователям, на основе работ которых построен излагаемый материал.
Предварительная работа над рукописью настоящей книги была начата автором в конце 1964 г. во время чтения курса лекций в системе профессионального усо вершенствования Азрокосмической корпорации в ЛосАнджелесе (штат Калифорния). Дальнейшая работа проводилась в Северо-Западном университете г. Эванс тон (штат Иллинойс), где значительная часть материала книги излагались в виде вводного курса по оценке и управлению для студентов электротехнического факуль тета в течение 1965/66 и 1966/67 учебных годов.
Дж. Медич
Г л а в а п е р в а я ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Изложение начинается с качественного описания в § 1-1 понятий оценки и управления и обсуждения свя занного с ними класса задач.
В§ 1-2 обсуждаются некоторые технические задачи, для которых вопросы оценки и управления имеют прин ципиальное значение. Изложение также носит качествен ный характер.
В§ 1-3 приводится краткое содержание книги с тем, чтобы обозначить конкретное направление дальнейшей работы.
Многие термины, качественно введенные в этой гла ве, будут уточнены в последующих главах. Цель первой главы заключается в том, чтобы обеспечить общее ин туитивное представление о классе рассматриваемых за дач.
1-1. ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ
В книге рассматривается класс задач, входящих в общую задачу оценки и управления в динамических
системах. |
Общая |
задача иллюстрируется структурной |
|||||
схемой |
на |
рис. |
1-1. |
Динамическая |
система |
показана |
|
с двумя |
множествами |
входных |
переменных і : |
множество |
|||
сигналов управления, |
которые |
обычно |
можно |
изменять, |
и множество возмущающих сигналов, отражающих на-< личие внутренних и (или) внешних (заданных) явлений, т. е. явлений, присущих самой системе и окружающей среде. К подобным явлениям можно отнести шум в элек тронных цепях, наложение сигналов из-за паразитных связей, неравномерность полета самолета, вызванную случайными порывами ветра, и пр.
1 Двойные линии на рисунке означают, что в потоке сигналов, вообще говоря, может быть более одной переменной.
10
Поведение или отклик1 системы наблюдается с по мощью соответствующего набора датчиков, называемого измерительной системой. Датчики подвержены случай ным и систематическим инструментальным и методиче ским ошибкам. Например, на некоторых ИСЗ исполь зуется датчик горизонта для определения местной вер тикали как биссектрисы угла, образованного визирными линиями от датчика к горизонту. Этот прибор дает оши-
г7
3 |
|
8 |
f |
s |
S |
|
Рис. 1-1. Структурная схема общей задачи оценки и управ ления.
/ — входные |
сигналы |
управления; |
Рис. |
1-2. |
Измерение |
||||||
2 — в о з м у щ а ю щ и й |
процесс; 3 — пе |
местной |
вертикали |
дат |
|||||||
ременные |
возмущения; |
4 — дина |
чиком |
горизонта. |
|
||||||
мическая |
система, |
объект; |
5 — пе |
/ — датчик |
|
горизонта; |
2 — |
||||
ременные |
состояния |
системы; |
6 — |
|
|||||||
измерительная |
система; |
7 — ф а к |
линии |
визирования; |
3—из |
||||||
торы, вызывающие ошибки изме |
меренное |
направление |
мест |
||||||||
рения; 3 — ошибки |
измерения; |
9 — |
ной вертикали: 4— темный |
||||||||
измерения . |
|
|
|
|
|
|
участок |
— |
область нечетко |
||
|
|
|
|
|
|
|
го горизонта. |
|
бочные показания не только |
из-за внутренних шумов, |
|||
но |
и из-за |
того, что нерегулярности в атмосфере Земли |
||
не |
позволяют точно определить положение горизонта. |
|||
Ситуация |
иллюстрируется |
двумерной |
моделью на |
|
рис. |
1-2. |
|
|
|
Вообще говоря, измерения дают только грубую ин формацию о поведении системы и их может быть недо статочно для изучения характеристик системы.
Задача оценки состоит в аппроксимации, процесса из менения переменных, характеризующих отклик системы на внешние воздействия, на основе измерений, содержа щих ошибки. Если вводится критерий качества для оп ределения качества аппроксимации или оценки и оценкя должна выбираться так, чтобы этот критерий качества
1 Точнее, речь идет о состоянии системы. Это понятие рассмат ривается в гл. 2. Пока достаточно использовать термины «поведе ние-» или «отклик» системы.
11
был максимальным или минимальным, то задача фор мулируется как задача оптимальной оценки. Таким об разом, задача состоит в построении алгоритма для об работки данных измерения.
Задача управления представляет собой задачу опре деления метода, с помощью которого следует формиро вать входные сигналы управления, чтобы заставить уп равляемую систему действовать определенным желае мым образом. Если, так же как в задаче оценки, для оценки качества поведения системы вводится критерий качества и сигналы управления используются для того, чтобы минимизировать или максимизировать этот крите рий качества, задача называется задачей оптимального управления. Так же как и в задаче оценки, здесь подра зумевается разработка алгоритма (управления).
При решении последней задачи удобно разделить ее на две: задачу оценки отклика системы и задачу по строения алгоритма управления с использованием полу ченных оценок. Такое разделение качественно понятно, так как ясно, что следует определить поведение системы, прежде чем можно будет рассчитать управляющее воз действие, которое должно изменить это поведение. Од нако до сих пор не доказано, что подобное разделение во всех случаях математически обосновано.
Если в задачах оценки и управления |
возмущающий |
||||||||
процесс и процесс, вызывающий |
ошибки измерения, рас |
||||||||
сматриваются как |
случайные |
явления, |
то можно |
ис |
|||||
пользовать |
термин |
задача |
статистически |
оптимального |
|||||
управления |
или стохастическая |
задача оптимального |
уп |
||||||
равления. |
|
Далее, |
если |
модели |
динамической системы и |
||||
связанной |
с ней |
измерительной |
системы |
линейные, |
то |
||||
можно |
использовать |
понятие |
линейная |
стохастическая |
|||||
задача |
оптимальной |
оценки |
и управления, |
соответствую |
щее классу задач, рассматриваемых в настоящей книге. В заключение параграфа опишем общую методику, принимаемую в дальнейшем за основу при исследовании
указанного класса задач:
1. Построение моделей. Здесь имеются в виду раз личные модели для динамической и измерительной си
стем, возмущающего |
процесса, ошибок измерения. Как |
||
и при формулировке |
любой |
математической модели фи |
|
зического процесса, задача |
состоит в получении моделей, |
||
дающих |
достаточно полное описание явлений, представ |
||
ляющих |
интерес, но |
не настолько сложных, чтобы их |
12
нельзя было использовать для аналитических и вычисли тельных целей.
2. Выбор критериев качества. Этот этап относится к определению целей работы. Как и на предыдущем эта пе, выбранные критерии качества должны иметь физи ческий смысл для изучаемого явления, а также легко описываться математически.
3.Формулировка задачи. Здесь информация, полу ченная на первых дзух этапах, объединяется с наложе нием всех ограничений, необходимых для постановки задачи.
4.Разработка алгоритмов оценки и управления. За дача этого этапа ясна. Однако не следует ограничивать ся просто синтезом алгоритмов. Действительно, получен ные результаты важно проверить на практике. Перво очередным вопросом является оценка вычислительной сложности алгоритмов.
1-2. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Системы связи
Важной задачей теории связи является задача об работки принятого сигнала для выделения «сообщения». Общая схема системы связи показана на рис. 1-3.
Рис. 1-3. Схема системы связи.
/ — передатчик; |
2 — передаваемый |
сигнал; |
|
3 — канал |
связи; |
4 — возмущения; |
5 — п р и |
нимаемый |
сигнал; 6 — приемник — систе |
ма оценки.
Передаваемый сигнал состоит не только из сообще ний, но также из ошибок, возникающих при кодирова нии и передаче. Кроме того, сигнал подвергается воз действию возмущений в канале связи, таких как атмо сферный шум. На приемном конце линии связи задача заключается в оценке того, какое сообщение было пе редано.
13
Навигация
Задача навигации заключается в определении поло жения и скорости корабля или снаряда в некоторой си стеме координат с использованием данных навигацион ных измерений, таких как дальность, радиальная ско рость и угловые координаты. Важность задачи навигации для полета самолетов и космических кораблей, а также для вождения надводных судов и подводных лодок оче видна.
Так как навигационные измерения подвержены воз действию инструментальных и методических ошибок, обычно необходимо иметь в распоряжении алгоритм оценки для обработки этих измерений с целью получе ния полезной информации.
На следующем этапе оценки координат и скорости могут использоваться при изменениях курса для дости жения поставленной цели, например орбитального пере хода для обеспечения встречи в космосе.
Анализ результатов эксперимента
Обычно после окончания эксперимента для опреде ления его результатов желательно сократить число по лученных измерительных данных. Эта задача представ ляет собой задачу оценки, так как измерения подверже ны воздействию ошибок.
Например, пусть данные телеметрии и траекторных измерений во время запуска космического аппарата, вы вода на орбиту и последующего орбитального полета обрабатываются для получения оценок истинной траек тории полета, ошибок в значениях параметров системы управления (дрейф гироскопов, ошибки смещения и масштабных " коэффициентов акселерометров, ошибки бортовой управляющей ЭВМ и т. д.) и точности выведе ния на орбиту. Такая информация полезна для опреде ления того, насколько эффективно выполнены задачи запуска, для определения слабых мест системы, оценки параметров различных подсистем и определения основ ных направлений работы по дальнейшим запускам.
Измерения, проделанные за время протекания хими ческого процесса, также можно обрабатывать после его окончания для определения таких параметров, как ско рость реакций и начальные «концентрации веществ, уча ствующих в реакции.
14
Управление технологическим процессом
Успешное функционирование больших производст венных систем или протекание сложных технологических процессов обычно подразумевает регулирование или уп равление для повышения их эффективности, качества продукции и (или) для достижения других конкретных целей. Обычно задача усложняется необходимостью об работки полученных данных во время работы для оцен ки текущего состояния процесса и введения этой инфор мации в алгоритм управления, который затем формирует стратегию управления с целью компенсации внутренних и внешних возмущений и достижения расчетных условий протекания процесса. Эту задачу можно классифициро вать как задачу оценки и управления в реальном масш
табе времени.
В качестве частных примеров можно привести управ ление станками с помощью ЭВМ, управление космиче-
Р
Рис. |
1-4. |
Схема |
радиоуправления. |
|||
/ — команды управления; |
2 — п е р е д а ч а |
|||||
команд управления на борт космического |
||||||
аппарата; |
3 — обработка данных |
(оценка); |
||||
4 — Р Л С |
траекторных |
измерений; |
5 — д а н |
|||
ные |
телеметрии |
с |
борта |
космического |
||
аппарата; |
Р — точка |
вывода |
на |
орбиту . |
||
ским полетом и |
полетом |
самолета |
или многоступенча |
тым химическим процессом, например процессом ката литического крекинга.
На рис. 1-4 показана схема радиоуправления при пу ске ракеты для вывода спутника на орбиту в заданной" точке Р. Как данные телеметрии с борта запускаемого аппарата, так и данные наземной радиолокационной
15