Файл: Вопрос Актуальность и объективная необходимость научной подготовки студентов в условиях современного глобального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, то есть, врач – это особый социокультурный тип общества. Посредством своей внутрипсихической культуры личность врача – не только об-раз общественных отношений (на примере взаимодействия с пациентами), но и преобразователь их по культурным образцам, принятым в обществе. Личность – это не врожденное качество человека, она возникает в результате социокультурного формирования человека в профессии врача в данном случае.

           5) Культура лежит в основе двух феноменов – личности врача и его деятельности. В связи с этим, мы можем говорить о личностной культуре врача, в которую включается ряд культурно-психических качеств его как человека. Эти качества составляют в личности врача самостоятельную систему. Представляем ее.

            а) Направленность на безвозмездное оказание помощи людям, готовность прийти им на помощь в любой момент времени – это главное качество личности и профессионализма врача в обществе.

           б) Потребность во внутрикультурном развитии, постоянном повышении своей личностной, общечеловеческой и профессиональной культуры.

           в) Мотивация врачебной деятельности – это источник профессионального самопожертвования, отвечающий на вопрос: «Ради чего оно совершается?», это и индивидуальное неповторимое качество личности врача, его культурное отличие. 

           г) Способности личностные и профессиональные – это культурные образы успешного выполнения своей профессиональной деятельности, культурно-гуманного обращения с пациентами и своего поведения в обществе.

           д) Эмоциональность в социокультурной структуре личности врача – это совокупность культурно-психических качеств, описывающих устойчивость индивидуальной психоэмоциональной системы личности врача в обществе.

           е) Активность врача – это мера его взаимодействия с обществом, его общественные нагрузки, его личное социальное качество.

           ж) Воля – это не только личностная, но и профессиональная культура врача, это сознательная профессиональная мобилизация (хирургов в операционной, эпидемиологов, врачей всех остальных направлений и специализаций), психологических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения профессиональных действий и поступков врача.


           з) Саморегуляция – это фактор личностной профессиональной культуры врача, умение регулировать свое профессиональное и общественное поведение и деятельность.

           и)  Темперамент также относится к характеристикам личности врача со стороны нейродинамических особенностей его психики.

           к) Характер – это культурный комплекс личностных качеств врача – миро-воззренческих как его отношение к миру (системы ценностей, взглядов, норм поведения в обществе, личностных и профессиональных установок и т.п.), накладывающий социокультурный отпечаток на все его действия и поступки – личностные и профессиональные.

           В целом второй вопрос данной лекции – это научно-гуманитарный блок медицинского образования, который призван обеспечить:

1)    гуманитарные потребности в формировании личности врача;

2)    создать специализированный синтез из культуры личности самого врача и культурного механизма его профессии;

3)    формирование культурных ориентаций и установок личности врача;

4)    воспитание в личности врача культуры социально-психологической эмпатии;

5)    духовный потенциал личности врача;

6)    восприятие врачебного профессионализма как элемента целостности социальной культуры данного общества.

Вопрос 3. "Место и роль научно-исследовательской работы (НИР) в современном медицинском образовании".


Для нас научно-исследовательская работа – это научно-исследовательская деятельность в любом образовании, особенно в медицинском, она занимает особое место в когнитивном развитии и профессиональной подготовке специалиста. Это является условием того, чтобы профессионально удержаться на уровне современного научно-технического прогресса, выдержать его натиск и даже вырваться вперед так, как это получилось у России в военно-промышленном комплексе, в борьбе с коронавирусом, в некоторых видах спорта, искусства и др.

           Сегодня мало иметь высшее образование и даже знания. Знания должны превратиться в методологическую позицию (матрицу), поднимающую профессионализм на более высокие научные уровни.  Это во-первых.

           Во-вторых, научно-исследовательская деятельность совершенствует профессионализм (медицинский), превращая его в профессиональные умения и навыки, формируя, в конечном счете профессиональную компетенцию. Схематично это выглядит так:



            Иными словами научная деятельность – это путь к повышению профессиональной компетентности через усовершенствование профессиональны знаний, профессиональных умений и профессиональных навыков.

            В истории науки об этом говорили и ученые, и философы. Так, В. Гейзенберг отмечал, что в науке профессионалом считается, прежде всего, тот, кому известны «грубейшие ошибки его профессии»

           В истории философии И. Кант указывал, что философ по отношению к научному мышлению осуществляет роль «верховного философского надзора». Кроме того, он называл ученого, у которого «отсутствует философский глаз», «одноглазым чудовищем» и «циклопом». Думается, что эти предупреждения великих мыслителей обязательно надо учитывать в любом профессиональном взрослении и, прежде всего, в медицинском научном совершенствовании.

            В-третьих, поскольку современная эпоха – это эпоха прежде всего научного прогресса, то развитие научных свойств сознания становится для мирового образования первостепенной задачей. 
Это требует введения в методологию формирования клинического мышления студента-медика новых знаний по ряду научных вопросов: а) методологической системы научного исследования (ряда методов: аксиологического, гносеологического, онтологического, герменевтического, системного, структурно-функционального, диалектико-материалистического и др.); б) знакомства студентов-медиков и формирования у них верных формально-логических законов мышления (законов тождества, непротиворечивости, др.) и представлений о диалектико-методологических основах ведения научного исследования – законов и категорий (знание теории); в) овладения студентами методологией и методиками прове-дения общенаучного исследования (ОНИ) и конкретно-научного исследования (КНИ) болезни (практический аспект); умения работать над публикациями, грамотно и научно их оформлять.

            В рамках данного курса все эти вопросы будут рассмотрены.

           Выводы. В данной лекции проводится несколько главных мыслей. Во-первых, прежде чем овладевать научно-исследовательскими методами исследования, надо сформировать личность врача. Во-вторых, современный врач – это методологически, теоретически и мировоззренчески зрелая личность. В-третьих, медик с высокой научной подготовкой – это и врач, обладающий рядом социокультурных и психологических качеств.

 

ВОПРОС 4. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОД: НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ ВОПРОСА


В четвертом вопросе  лекции мы должны рассмотреть два аспекта: а) историческую справку о становлении и развитии научной методологии познания; б) увидеть место и роль философской методологии в науке.

 

4.1.    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Исторически научная методология познания зарождалась и разрабатывалась в лоне философии:

- изначально в философии науки были открыты методы обобщения и разработки средств, приемов, а затем они были перенесены в науку;

- в философии Сократа и Платона методология была представлена как «диалогический метод»:

- в философии Аристотеля – это «логика и метафизика»;

- в современном виде методология стала формироваться у Ф. Бэкона как «индуктивный метод»:

- у Р. Декарта – как «математико-рационалистический метод»;

- у Э. Гусселя методология получила название «феноменологический метод»:

- в философии Гегеля и К.Маркса метод получил более совершенную форму в виде «диалектической формы познания» [9, с.124-130.]


Ряд философов и известных ученых авторитетно указали на аксиологический (ценностный) аспект философской методологии познания для науки. Остановимся на некоторых мнениях и высказываниях по этому вопросу.

Ю.М. Хрусталев: «философия выполняет функцию интеллектуальной разведки в познании, которая служит для заполнения пробелов, возникающих в связи с неполной изученностью явлений природы, общества и человека в них» [9, с.125].

Н.А. Бердяев: «философская методология как учение об общем методе познания мира – особая сфера духовной культуры, отличная от науки и религии, но находящаяся в сложном взаимодействии с ними» [9, с.125].

Ю.М. Хрусталев: «Современные ученые реже, чем в прошлом, говорят теперь о естественно-научных знаниях, а чаще – о гипотезах; значительно меньше – о детерминизме, а все больше и больше – о вероятности и т.д.» [9, с.126].

А.Эйнштейн «Исходные гипотезы становятся все более абстрактными, далекими от жизненного опыта. Но зато мы приближаемся к благороднейшей научной цели: охватить логической дедукцией максимальное количество опытных фактов, исходя из минимального количества гипотез и аксиом» [9, с.126].

Д.И. Менделеев: считал философию необходимой общетеоретической частью любой науки: научные знания, – писал он, – прямо пользы не преследуют, а имеют предметом искание долей истины при помощи разбора действительности и такого сочетания абстрактного с конкретным, которое оправдывается непосредственными опытами жизни, без всякого прямого отношения к описанию полезного, хотя и последнее неизбежно должно опираться на философское понимание действительности [9, с.126].

А.Эйнштейн: наука «сторонится эмоциональности» [9, с.127].

Ю.М. Хрусталев: «При всем интересе философии к сути объективного мира, субъективное начало играет в ней первостепенную роль, т.е. оно является необходимым компонентом не только познания, но и сознания бытия» [9, с.127].

Ю.М. Хрусталев: «Если наука сосредотачивается на познании природы вещей, предметов, явлений и процессов, т.е. всего того, что существует объективно, то философия стремится оценивать субъективную сторону научных открытий – новых знаний. Она учитывает личностное отношение к знанию ученого, что противопоказано науке» [9, с.127].

Ю.М. Хрусталев: «Современные методы научного познания – это теперь философские основания для всякой исследовательской деятельности и творческой мысли ученого, они необходимы для объяснения природного и человеческого бытия» [9, с.127].