Файл: Вопрос Актуальность и объективная необходимость научной подготовки студентов в условиях современного глобального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, то есть, врач – это особый социокультурный тип общества. Посредством своей внутрипсихической культуры личность врача – не только об-раз общественных отношений (на примере взаимодействия с пациентами), но и преобразователь их по культурным образцам, принятым в обществе. Личность – это не врожденное качество человека, она возникает в результате социокультурного формирования человека в профессии врача в данном случае.
5) Культура лежит в основе двух феноменов – личности врача и его деятельности. В связи с этим, мы можем говорить о личностной культуре врача, в которую включается ряд культурно-психических качеств его как человека. Эти качества составляют в личности врача самостоятельную систему. Представляем ее.
а) Направленность на безвозмездное оказание помощи людям, готовность прийти им на помощь в любой момент времени – это главное качество личности и профессионализма врача в обществе.
б) Потребность во внутрикультурном развитии, постоянном повышении своей личностной, общечеловеческой и профессиональной культуры.
в) Мотивация врачебной деятельности – это источник профессионального самопожертвования, отвечающий на вопрос: «Ради чего оно совершается?», это и индивидуальное неповторимое качество личности врача, его культурное отличие.
г) Способности личностные и профессиональные – это культурные образы успешного выполнения своей профессиональной деятельности, культурно-гуманного обращения с пациентами и своего поведения в обществе.
д) Эмоциональность в социокультурной структуре личности врача – это совокупность культурно-психических качеств, описывающих устойчивость индивидуальной психоэмоциональной системы личности врача в обществе.
е) Активность врача – это мера его взаимодействия с обществом, его общественные нагрузки, его личное социальное качество.
ж) Воля – это не только личностная, но и профессиональная культура врача, это сознательная профессиональная мобилизация (хирургов в операционной, эпидемиологов, врачей всех остальных направлений и специализаций), психологических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения профессиональных действий и поступков врача.
з) Саморегуляция – это фактор личностной профессиональной культуры врача, умение регулировать свое профессиональное и общественное поведение и деятельность.
и) Темперамент также относится к характеристикам личности врача со стороны нейродинамических особенностей его психики.
к) Характер – это культурный комплекс личностных качеств врача – миро-воззренческих как его отношение к миру (системы ценностей, взглядов, норм поведения в обществе, личностных и профессиональных установок и т.п.), накладывающий социокультурный отпечаток на все его действия и поступки – личностные и профессиональные.
В целом второй вопрос данной лекции – это научно-гуманитарный блок медицинского образования, который призван обеспечить:
1) гуманитарные потребности в формировании личности врача;
2) создать специализированный синтез из культуры личности самого врача и культурного механизма его профессии;
3) формирование культурных ориентаций и установок личности врача;
4) воспитание в личности врача культуры социально-психологической эмпатии;
5) духовный потенциал личности врача;
6) восприятие врачебного профессионализма как элемента целостности социальной культуры данного общества.
Для нас научно-исследовательская работа – это научно-исследовательская деятельность в любом образовании, особенно в медицинском, она занимает особое место в когнитивном развитии и профессиональной подготовке специалиста. Это является условием того, чтобы профессионально удержаться на уровне современного научно-технического прогресса, выдержать его натиск и даже вырваться вперед так, как это получилось у России в военно-промышленном комплексе, в борьбе с коронавирусом, в некоторых видах спорта, искусства и др.
Сегодня мало иметь высшее образование и даже знания. Знания должны превратиться в методологическую позицию (матрицу), поднимающую профессионализм на более высокие научные уровни. Это во-первых.
Во-вторых, научно-исследовательская деятельность совершенствует профессионализм (медицинский), превращая его в профессиональные умения и навыки, формируя, в конечном счете профессиональную компетенцию. Схематично это выглядит так:
Иными словами научная деятельность – это путь к повышению профессиональной компетентности через усовершенствование профессиональны знаний, профессиональных умений и профессиональных навыков.
В истории науки об этом говорили и ученые, и философы. Так, В. Гейзенберг отмечал, что в науке профессионалом считается, прежде всего, тот, кому известны «грубейшие ошибки его профессии»
В истории философии И. Кант указывал, что философ по отношению к научному мышлению осуществляет роль «верховного философского надзора». Кроме того, он называл ученого, у которого «отсутствует философский глаз», «одноглазым чудовищем» и «циклопом». Думается, что эти предупреждения великих мыслителей обязательно надо учитывать в любом профессиональном взрослении и, прежде всего, в медицинском научном совершенствовании.
В-третьих, поскольку современная эпоха – это эпоха прежде всего научного прогресса, то развитие научных свойств сознания становится для мирового образования первостепенной задачей.
Это требует введения в методологию формирования клинического мышления студента-медика новых знаний по ряду научных вопросов: а) методологической системы научного исследования (ряда методов: аксиологического, гносеологического, онтологического, герменевтического, системного, структурно-функционального, диалектико-материалистического и др.); б) знакомства студентов-медиков и формирования у них верных формально-логических законов мышления (законов тождества, непротиворечивости, др.) и представлений о диалектико-методологических основах ведения научного исследования – законов и категорий (знание теории); в) овладения студентами методологией и методиками прове-дения общенаучного исследования (ОНИ) и конкретно-научного исследования (КНИ) болезни (практический аспект); умения работать над публикациями, грамотно и научно их оформлять.
В рамках данного курса все эти вопросы будут рассмотрены.
Выводы. В данной лекции проводится несколько главных мыслей. Во-первых, прежде чем овладевать научно-исследовательскими методами исследования, надо сформировать личность врача. Во-вторых, современный врач – это методологически, теоретически и мировоззренчески зрелая личность. В-третьих, медик с высокой научной подготовкой – это и врач, обладающий рядом социокультурных и психологических качеств.
В четвертом вопросе лекции мы должны рассмотреть два аспекта: а) историческую справку о становлении и развитии научной методологии познания; б) увидеть место и роль философской методологии в науке.
4.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Исторически научная методология познания зарождалась и разрабатывалась в лоне философии:
- изначально в философии науки были открыты методы обобщения и разработки средств, приемов, а затем они были перенесены в науку;
- в философии Сократа и Платона методология была представлена как «диалогический метод»:
- в философии Аристотеля – это «логика и метафизика»;
- в современном виде методология стала формироваться у Ф. Бэкона как «индуктивный метод»:
- у Р. Декарта – как «математико-рационалистический метод»;
- у Э. Гусселя методология получила название «феноменологический метод»:
- в философии Гегеля и К.Маркса метод получил более совершенную форму в виде «диалектической формы познания» [9, с.124-130.]
Ряд философов и известных ученых авторитетно указали на аксиологический (ценностный) аспект философской методологии познания для науки. Остановимся на некоторых мнениях и высказываниях по этому вопросу.
Ю.М. Хрусталев: «философия выполняет функцию интеллектуальной разведки в познании, которая служит для заполнения пробелов, возникающих в связи с неполной изученностью явлений природы, общества и человека в них» [9, с.125].
Н.А. Бердяев: «философская методология как учение об общем методе познания мира – особая сфера духовной культуры, отличная от науки и религии, но находящаяся в сложном взаимодействии с ними» [9, с.125].
Ю.М. Хрусталев: «Современные ученые реже, чем в прошлом, говорят теперь о естественно-научных знаниях, а чаще – о гипотезах; значительно меньше – о детерминизме, а все больше и больше – о вероятности и т.д.» [9, с.126].
А.Эйнштейн «Исходные гипотезы становятся все более абстрактными, далекими от жизненного опыта. Но зато мы приближаемся к благороднейшей научной цели: охватить логической дедукцией максимальное количество опытных фактов, исходя из минимального количества гипотез и аксиом» [9, с.126].
Д.И. Менделеев: считал философию необходимой общетеоретической частью любой науки: научные знания, – писал он, – прямо пользы не преследуют, а имеют предметом искание долей истины при помощи разбора действительности и такого сочетания абстрактного с конкретным, которое оправдывается непосредственными опытами жизни, без всякого прямого отношения к описанию полезного, хотя и последнее неизбежно должно опираться на философское понимание действительности [9, с.126].
А.Эйнштейн: наука «сторонится эмоциональности» [9, с.127].
Ю.М. Хрусталев: «При всем интересе философии к сути объективного мира, субъективное начало играет в ней первостепенную роль, т.е. оно является необходимым компонентом не только познания, но и сознания бытия» [9, с.127].
Ю.М. Хрусталев: «Если наука сосредотачивается на познании природы вещей, предметов, явлений и процессов, т.е. всего того, что существует объективно, то философия стремится оценивать субъективную сторону научных открытий – новых знаний. Она учитывает личностное отношение к знанию ученого, что противопоказано науке» [9, с.127].
Ю.М. Хрусталев: «Современные методы научного познания – это теперь философские основания для всякой исследовательской деятельности и творческой мысли ученого, они необходимы для объяснения природного и человеческого бытия» [9, с.127].
5) Культура лежит в основе двух феноменов – личности врача и его деятельности. В связи с этим, мы можем говорить о личностной культуре врача, в которую включается ряд культурно-психических качеств его как человека. Эти качества составляют в личности врача самостоятельную систему. Представляем ее.
а) Направленность на безвозмездное оказание помощи людям, готовность прийти им на помощь в любой момент времени – это главное качество личности и профессионализма врача в обществе.
б) Потребность во внутрикультурном развитии, постоянном повышении своей личностной, общечеловеческой и профессиональной культуры.
в) Мотивация врачебной деятельности – это источник профессионального самопожертвования, отвечающий на вопрос: «Ради чего оно совершается?», это и индивидуальное неповторимое качество личности врача, его культурное отличие.
г) Способности личностные и профессиональные – это культурные образы успешного выполнения своей профессиональной деятельности, культурно-гуманного обращения с пациентами и своего поведения в обществе.
д) Эмоциональность в социокультурной структуре личности врача – это совокупность культурно-психических качеств, описывающих устойчивость индивидуальной психоэмоциональной системы личности врача в обществе.
е) Активность врача – это мера его взаимодействия с обществом, его общественные нагрузки, его личное социальное качество.
ж) Воля – это не только личностная, но и профессиональная культура врача, это сознательная профессиональная мобилизация (хирургов в операционной, эпидемиологов, врачей всех остальных направлений и специализаций), психологических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения профессиональных действий и поступков врача.
з) Саморегуляция – это фактор личностной профессиональной культуры врача, умение регулировать свое профессиональное и общественное поведение и деятельность.
и) Темперамент также относится к характеристикам личности врача со стороны нейродинамических особенностей его психики.
к) Характер – это культурный комплекс личностных качеств врача – миро-воззренческих как его отношение к миру (системы ценностей, взглядов, норм поведения в обществе, личностных и профессиональных установок и т.п.), накладывающий социокультурный отпечаток на все его действия и поступки – личностные и профессиональные.
В целом второй вопрос данной лекции – это научно-гуманитарный блок медицинского образования, который призван обеспечить:
1) гуманитарные потребности в формировании личности врача;
2) создать специализированный синтез из культуры личности самого врача и культурного механизма его профессии;
3) формирование культурных ориентаций и установок личности врача;
4) воспитание в личности врача культуры социально-психологической эмпатии;
5) духовный потенциал личности врача;
6) восприятие врачебного профессионализма как элемента целостности социальной культуры данного общества.
Вопрос 3. "Место и роль научно-исследовательской работы (НИР) в современном медицинском образовании".
Для нас научно-исследовательская работа – это научно-исследовательская деятельность в любом образовании, особенно в медицинском, она занимает особое место в когнитивном развитии и профессиональной подготовке специалиста. Это является условием того, чтобы профессионально удержаться на уровне современного научно-технического прогресса, выдержать его натиск и даже вырваться вперед так, как это получилось у России в военно-промышленном комплексе, в борьбе с коронавирусом, в некоторых видах спорта, искусства и др.
Сегодня мало иметь высшее образование и даже знания. Знания должны превратиться в методологическую позицию (матрицу), поднимающую профессионализм на более высокие научные уровни. Это во-первых.
Во-вторых, научно-исследовательская деятельность совершенствует профессионализм (медицинский), превращая его в профессиональные умения и навыки, формируя, в конечном счете профессиональную компетенцию. Схематично это выглядит так:
Иными словами научная деятельность – это путь к повышению профессиональной компетентности через усовершенствование профессиональны знаний, профессиональных умений и профессиональных навыков.
В истории науки об этом говорили и ученые, и философы. Так, В. Гейзенберг отмечал, что в науке профессионалом считается, прежде всего, тот, кому известны «грубейшие ошибки его профессии»
В истории философии И. Кант указывал, что философ по отношению к научному мышлению осуществляет роль «верховного философского надзора». Кроме того, он называл ученого, у которого «отсутствует философский глаз», «одноглазым чудовищем» и «циклопом». Думается, что эти предупреждения великих мыслителей обязательно надо учитывать в любом профессиональном взрослении и, прежде всего, в медицинском научном совершенствовании.
В-третьих, поскольку современная эпоха – это эпоха прежде всего научного прогресса, то развитие научных свойств сознания становится для мирового образования первостепенной задачей.
Это требует введения в методологию формирования клинического мышления студента-медика новых знаний по ряду научных вопросов: а) методологической системы научного исследования (ряда методов: аксиологического, гносеологического, онтологического, герменевтического, системного, структурно-функционального, диалектико-материалистического и др.); б) знакомства студентов-медиков и формирования у них верных формально-логических законов мышления (законов тождества, непротиворечивости, др.) и представлений о диалектико-методологических основах ведения научного исследования – законов и категорий (знание теории); в) овладения студентами методологией и методиками прове-дения общенаучного исследования (ОНИ) и конкретно-научного исследования (КНИ) болезни (практический аспект); умения работать над публикациями, грамотно и научно их оформлять.
В рамках данного курса все эти вопросы будут рассмотрены.
Выводы. В данной лекции проводится несколько главных мыслей. Во-первых, прежде чем овладевать научно-исследовательскими методами исследования, надо сформировать личность врача. Во-вторых, современный врач – это методологически, теоретически и мировоззренчески зрелая личность. В-третьих, медик с высокой научной подготовкой – это и врач, обладающий рядом социокультурных и психологических качеств.
ВОПРОС 4. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОД: НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ ВОПРОСА
В четвертом вопросе лекции мы должны рассмотреть два аспекта: а) историческую справку о становлении и развитии научной методологии познания; б) увидеть место и роль философской методологии в науке.
4.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Исторически научная методология познания зарождалась и разрабатывалась в лоне философии:
- изначально в философии науки были открыты методы обобщения и разработки средств, приемов, а затем они были перенесены в науку;
- в философии Сократа и Платона методология была представлена как «диалогический метод»:
- в философии Аристотеля – это «логика и метафизика»;
- в современном виде методология стала формироваться у Ф. Бэкона как «индуктивный метод»:
- у Р. Декарта – как «математико-рационалистический метод»;
- у Э. Гусселя методология получила название «феноменологический метод»:
- в философии Гегеля и К.Маркса метод получил более совершенную форму в виде «диалектической формы познания» [9, с.124-130.]
Ряд философов и известных ученых авторитетно указали на аксиологический (ценностный) аспект философской методологии познания для науки. Остановимся на некоторых мнениях и высказываниях по этому вопросу.
Ю.М. Хрусталев: «философия выполняет функцию интеллектуальной разведки в познании, которая служит для заполнения пробелов, возникающих в связи с неполной изученностью явлений природы, общества и человека в них» [9, с.125].
Н.А. Бердяев: «философская методология как учение об общем методе познания мира – особая сфера духовной культуры, отличная от науки и религии, но находящаяся в сложном взаимодействии с ними» [9, с.125].
Ю.М. Хрусталев: «Современные ученые реже, чем в прошлом, говорят теперь о естественно-научных знаниях, а чаще – о гипотезах; значительно меньше – о детерминизме, а все больше и больше – о вероятности и т.д.» [9, с.126].
А.Эйнштейн «Исходные гипотезы становятся все более абстрактными, далекими от жизненного опыта. Но зато мы приближаемся к благороднейшей научной цели: охватить логической дедукцией максимальное количество опытных фактов, исходя из минимального количества гипотез и аксиом» [9, с.126].
Д.И. Менделеев: считал философию необходимой общетеоретической частью любой науки: научные знания, – писал он, – прямо пользы не преследуют, а имеют предметом искание долей истины при помощи разбора действительности и такого сочетания абстрактного с конкретным, которое оправдывается непосредственными опытами жизни, без всякого прямого отношения к описанию полезного, хотя и последнее неизбежно должно опираться на философское понимание действительности [9, с.126].
А.Эйнштейн: наука «сторонится эмоциональности» [9, с.127].
Ю.М. Хрусталев: «При всем интересе философии к сути объективного мира, субъективное начало играет в ней первостепенную роль, т.е. оно является необходимым компонентом не только познания, но и сознания бытия» [9, с.127].
Ю.М. Хрусталев: «Если наука сосредотачивается на познании природы вещей, предметов, явлений и процессов, т.е. всего того, что существует объективно, то философия стремится оценивать субъективную сторону научных открытий – новых знаний. Она учитывает личностное отношение к знанию ученого, что противопоказано науке» [9, с.127].
Ю.М. Хрусталев: «Современные методы научного познания – это теперь философские основания для всякой исследовательской деятельности и творческой мысли ученого, они необходимы для объяснения природного и человеческого бытия» [9, с.127].