Файл: Вопрос Актуальность и объективная необходимость научной подготовки студентов в условиях современного глобального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) Оценка – одна из форм активности сознания личности:
- в ней фиксируется какой-либо значимый аспект;
NB: т.е. оценка обладает гносеологической функцией (отражением исходных ценностных аспектов, их роли в обществе).
3) Оценка – бывает: 1) истинной и 2) ложной;
а) истинная – квалифицирует явления (человека) объективно, в соответствии с истинностью их значимости
NB: «критерий истины – практика» (В.И.Ленин) или: «истина всегда конкретна»,
б) ложная – основывается на ненаучных и даже антинаучных факторах – суевериях, предрассудках и т.д.
4) В оценке выделяют две стороны:
1) фиксация некоторых объективных предметов, свойств и т.п.
2) отношение субъекта к изученному объекту (отношение принятия и неприятия, одобрения или неодобрения).
5) Оценка по своей логической форме есть суждение:
-теоретическая оценка предполагает формирование понятия;
-есть внутренний компонент теоретической системы;
-актуальность подчеркивает значимость объекта.
6) Объект должен быть значимым для субъекта;
- оценка усиливает осознание этой значимости.
7) Познание всегда носит ценностно-оценочный характер;
-это характерно для всех наук – естественных и гуманитарных.
8) Объект всегда «схватывается» субъектом в форме деятельности (практики), т.е. субъективно (К.Маркс).
NB: принцип объективности познания предполагает активность субъекта в преобразовании объекта.
3.3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ.
Сущность и основной смысл гносеологии в научной методологии исследования, провести гносеологический анализ – это означает ответить на его исходный философский вопрос: «Что первично – материя или сознание?» То есть, «что чему предшествует для появления исследуемого объекта – материальное или идеальное, физическое или психическое, материя или сознание.
Во врачебной специальности на поставленный вопрос очень образными ответами предстают два феномена – «психосоматика» и «соматопсихика».
Психосоматика – психические явления (стресс) запускают патологические процессы в любых функциональных системах организма.
Соматопсихика – это обратный процесс, это когда болезнь тела выходит на психику.
Иными словами в философии есть понятие «вскрыть гносеологические корни» исследуемого явления. В медицинской диагностике «вскрыть гносеологические корни» – это означает вскрыть этиологический (причинный) фактор болезни.
В западной методологии науки гносеология используется для получения нового знания в частнонаучных исследованиях и в практической деятельности. Поэтому гносеология в руках исследователя – это не только «очередной» подход, это «механизм – буравчик», уходящий в глубину мысли, в первопричины феномена, а значит, гносеологический подход отличается еще и своей интеллектуальной стороной, то есть это интеллектуальная технология вскрытия причин. Особенно этот работает в медицине. Более подробно суть и механизм гносеологического подхода в медицине мы рассмотрим в нашей четвертой лекции (при исследовании причины и следствия – этиологии болезни).
Многие современные методологи считают, что гносеологический подход усилил интеллектуальную сферу получения специфического знания. Главное в гносеологии – это способность исследовать степень эффективности познания в любом виде деятельности. Это связано с тем, что гносеологический подход хорошо работает с субъективной реальностью, чем и является индивидуальная психика. Наша психика – это то, что мы туда заложили с детства в процессе воспитания, формирования своей самоидентичности в обществе. В общем, психика – это наше социокультурное образование, она субъективна. Наше тело – это наша объективная физическая реальность – в нем идут естественные биофизические, физиологические, биохимические процессы. А вот психика – это наша субъективная реальность, она зависит от нашего собственного культурогенеза. Гносеологический подход глубоко вскрывает корни этих и других явлений. Некоторые авторы прямо пишут, что миссия гносеологии – это познание «внешнего объекта», то есть субъективной реальности [9, c.77]. А поскольку всякое знание осуществляется в виде субъективной реальности (нашей психической деятельности, интеллекта, разума), то субъективная реальность, говорит Ю.М.Хрусталев – это ни что иное как «личная гносеология» каждого человека [9, c.77]. Особенно хорошие результаты дает гносеологический анализ в исследовании глубоких сфер психосоматики.
Поскольку медицинское познание сложное и многогранное, то гносеологический анализ способен вскрыть это множество глубинных проблем. Гносеологический подход работает с глубокой (скрытой, невидимой) причинностью, а как утверждает диалектическая методология, причинность – это ядро детерминизма (обусловленности). Это необходимо знать всем, а особенно врачам в поиске глубоко скрытых причин болезни. Поэтому владение техникой гносеологического анализа – это профессиональное искусство.
Известно, что болезнь (объект исследования) всегда чем-либо детерминирован, кроме того, будучи носителем диалектики, гносеологический подход вскрывает на больших глубинах объекта «причинные цепи событий», высвечивает связи между детерминацией и развитием. Гносеологический подход подтверждает диалектическую позицию о том, что причинение есть порождение, то есть, момент процесса развития, участвующий в появлении нового[7, c.178]. В медицинском объекте (болезни)это может быть зарождение новых изменений на клеточном уровне, который (при определенных условиях) включает механизм развития – на медицинском языке – патогенез болезни.
Методологическая ценность гносеологического подхода, особенно в медицине, заключается в том, что гносеология обладает целостным видением всего процесса болезни – от причины до следствия, включая условия. Гносеология – это учение о закономерности (технике, технологии) любой познавательной деятельности, она утверждает неисчерпаемость познавательного потенциала любой деятельности, она систематизирует и обобщает практические результаты, она развивает методологическую культуру мышления [9, c.73].
Для гносеологии болезнь – это стройная организация патогенных факторов (потенциальных и реальных) от клеточного до межорганного уровня.
Детерминорованные объекты (болезнь) гносеология рассматривает по следующей логике:
- изучается вся система детерминизма (причина как его ядро; следствие в зависимости от закономерности, случайности и вероятности; изучаются абсолютная и относительная закономерности и т.п.);
- изучают системные отношения, болезни – соотношение ее детерминизма принципа развития;
- диалектический характер гносеологии позволяет обратить внимание на тот факт, что следствие (болезнь) по своей форме и содержанию не может быт абсолютно тождественным причине. В элементарных учебниках философии это тождество отрицается [7, c.178].
И еще: когда мы говорим о способности гносеологии видеть объект исследования (болезнь) в его целостности, то это подтверждается и теорией общей патологии, изучая гносеологический подход в медицине патолог Д.С.Саркисов сделал вывод: общая патология – это алгебра медицины, т.е. ее философия [5, c.11]. То есть на языке формальной логики философия – это «алгебра любой науки»
а) как данное явление (феномен) возникло в физике, биологии, социуме и др.)? | а) как данное явление (инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунные заболевания, псориаз и др.) возникли (или: фиксируем этиологию заболевания); |
б) какие этапы в своем развитии данное явление феномен) прошло (в физике, биологии, социуме и др.)? | б) какие этапы в своем развитии данное явление (инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунные заболевания, псориаз и др.) прошло (или: фиксируем патогенез заболевания); |
в) Какие черты данные явление (феномен) приобрело (в физике, биологии, социуме и др.) | в) какие черты данное явление (инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунные заболевания, псориаз и др.) приобрело (или: устанавливаем симптомокомплекс болезни) |
г) какие противоречия данное явление (феномен) при этом обнаружило? (в физике, биологии, социуме и др.? | г) какие противоречия данное явление (инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунные заболевания, псориаз и др.) При этом обнаружило (или: применяем дифференциальную диагностику) |
д) чем данное явление (феномен) стало теперь (в физике, биологии, социуме и др.)? | д) чем данное явление (инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунное заболевание, псориаз и др.) стало теперь (или устанавливаем клиническую картину болезни) |
3.4. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ.
Онтологический анализ – это один из самых серьезных видов научного анализа объектов (явлений) любой природы, включая медицину (проблемы здоровья, болезни и т.п.).
Прежде чем показать сущность онтологического анализа в медицине, надо сделать небольшой экскурс в философскую методологию, так как она остается общенаучным путеводителем в частнонаучных исследованиях.
3.5. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ.
1) Герменевтика – это методология и техника понимания.
2) Герменевтика работает с непонятными – контекстами, там, где надо установить: смысл, значение, за субъективным увидеть объективное, необъяснимое поведение и т.п.
3) Герменевтические методы в социальной сфере:
а) природа понимания людьми друг друга и фактов социальной жизни;
б) субъективность социальной реальности, мир человеческих смыслов, ценностей и целей;
в) особенности становления и функционирования ценностного сознания.
4) Герменивтические техники понимания:
а) работа со «смыслами» и основная задача:
- понять правила для выявления значений (жестов, действий, поступков и в мыслях других людей);
- использовать интерпретацию как методологическую процедуру для выявления смысла и значения социальных явлений;
Пример: в науках ученые применяют интерпретацию в рамках принятой парадигмы.
NB: если в естествознании факты независимы от интерпретации, то социальные факты – это всегда интерпретированные факты (т.е. «здесь нет фактов истинных во всех «возможных мирах»).
б)
социальный мир – это мир социальных значений как общей для всех схемы интерпретации и объяснения явлений этого мира:
- герменевтика работает с социальными значениями как метод понимания других людей посредством:
= приписывания им определенных мотивов, социальных значений, ценностных ориентаций, человеческих целей;
= это требует соединения естественноисторического метода и социогуманитарного подхода (при ведущей роли первого).
5) Герменевтика – это методология гуманитарного познания:
- понимание как постижение смысла;
- «местонахождение смысла» - это предметная деятельность людей, а не «контекст как конструкция»;
- описывает коммуникативную деятельность и культурный потенциал;
- работает в условиях «сложных знаковых систем» (специфические языки науки).
6) Научно-техническая революция ломает:
- культуры, традиции, образы жизни, создает новый интеллектуальный мир;
- растет разрыв между изменениями и их пониманием и осознанием;
- НТР вызвала разрывы в опыте людей и породила новые ситуации;
- герменевтика напоминает об особой роли обычного языка в научном познании;
- необходимость понимать другие социумы и культуры.
7) «Понимание» в герменевтике выступает как культура, как синтетический метод понимания всего развивающегося мира;
8) Герменевтика – это протест против абсолютизации:
- естественнонаучного мира;
- односторонности научных абстракций;
- против потери целостности мира;
- против засилья технократического мышления.
9) Герменевтика: вносит свой вклад в преодоление разрыва внутри триады – между природой, обществом и их пониманием;
10) Герменевтика: развивает идеи гуманизации науки и техники.
3.6. СИСТЕМНЫЙ.
:
1) Принцип системности – это:
- важный аспект философской методологии научного анализа;
- существенная грань диалектического метода;
2) К.Маркс: надо исследовать любой объект «как систему, как взаимную
связь тел», как структурную целостность (Маркс К. т.20, с.392).
3)Принцип системности