Файл: Вопрос Актуальность и объективная необходимость научной подготовки студентов в условиях современного глобального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) Оценка – одна из форм активности сознания личности:

- в ней фиксируется какой-либо значимый аспект;

NB: т.е. оценка обладает гносеологической функцией (отражением исходных ценностных аспектов, их роли в обществе).

3) Оценка – бывает: 1) истинной и 2) ложной;

а) истинная – квалифицирует явления (человека) объективно, в соответствии с истинностью их значимости

NB: «критерий истины – практика» (В.И.Ленин) или: «истина всегда конкретна»,

б) ложная – основывается на ненаучных и даже антинаучных факторах – суевериях, предрассудках и т.д.

4) В оценке выделяют две стороны:

1) фиксация некоторых объективных предметов, свойств и т.п.

2) отношение субъекта к изученному объекту (отношение принятия и неприятия, одобрения или неодобрения).

5) Оценка по своей логической форме есть суждение:

-теоретическая оценка предполагает формирование понятия;

-есть внутренний компонент теоретической системы;

-актуальность подчеркивает значимость объекта.

6) Объект должен быть значимым для субъекта;

- оценка усиливает осознание этой значимости.

7) Познание всегда носит ценностно-оценочный характер;

-это характерно для всех наук – естественных и гуманитарных.

8) Объект всегда «схватывается» субъектом в форме деятельности (практики), т.е. субъективно (К.Маркс).

NB: принцип объективности познания предполагает активность субъекта в преобразовании объекта.

 

3.3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ.

Сущность и основной смысл гносеологии в научной методологии исследования, провести гносеологический анализ – это означает ответить на его исходный философский вопрос: «Что первично – материя или сознание?» То есть, «что чему предшествует для появления исследуемого объекта – материальное или идеальное, физическое или психическое, материя или сознание.

Во врачебной специальности на поставленный вопрос очень образными ответами предстают два феномена – «психосоматика» и «соматопсихика».

Психосоматика – психические явления (стресс) запускают патологические процессы в любых функциональных системах организма.

Соматопсихика – это обратный процесс, это когда болезнь тела выходит на психику.

Иными словами в философии есть понятие «вскрыть гносеологические корни» исследуемого явления. В медицинской диагностике «вскрыть гносеологические корни» – это означает вскрыть этиологический (причинный) фактор болезни.


В западной методологии науки гносеология используется для получения нового знания  в частнонаучных исследованиях и в практической деятельности. Поэтому гносеология в руках исследователя – это не только «очередной» подход, это «механизм – буравчик», уходящий в глубину мысли, в первопричины феномена, а значит, гносеологический подход отличается еще и своей  интеллектуальной стороной, то есть это интеллектуальная технология вскрытия причин. Особенно этот работает в медицине. Более подробно суть и механизм гносеологического подхода в медицине мы рассмотрим в нашей четвертой лекции (при исследовании причины и следствия – этиологии болезни).

Многие современные методологи считают, что гносеологический подход усилил интеллектуальную сферу получения специфического знания. Главное в гносеологии – это способность исследовать степень эффективности познания в любом виде деятельности. Это связано с тем, что гносеологический подход хорошо работает с субъективной реальностью, чем и является индивидуальная психика. Наша психика – это то, что мы туда заложили с детства в процессе воспитания, формирования своей самоидентичности в обществе. В общем, психика – это наше социокультурное образование, она субъективна. Наше тело – это наша объективная физическая реальность – в нем идут естественные биофизические, физиологические, биохимические процессы. А вот психика – это наша субъективная реальность, она зависит от нашего собственного культурогенеза. Гносеологический подход глубоко вскрывает корни этих и других явлений. Некоторые авторы прямо пишут, что миссия гносеологии – это познание «внешнего объекта», то есть субъективной реальности [9, c.77]. А поскольку всякое знание осуществляется в виде субъективной реальности (нашей психической деятельности, интеллекта, разума), то субъективная реальность, говорит Ю.М.Хрусталев – это ни что иное как «личная гносеология» каждого человека [9, c.77]. Особенно хорошие результаты дает гносеологический анализ в исследовании глубоких сфер психосоматики.

Поскольку медицинское познание сложное и многогранное, то гносеологический анализ способен вскрыть это множество глубинных проблем. Гносеологический подход работает с глубокой (скрытой, невидимой) причинностью, а как утверждает диалектическая методология, причинность – это ядро детерминизма (обусловленности). Это необходимо знать всем, а особенно врачам в поиске глубоко скрытых причин болезни. Поэтому владение техникой гносеологического анализа – это профессиональное искусство.


Известно, что болезнь (объект исследования) всегда чем-либо детерминирован, кроме того, будучи носителем диалектики, гносеологический подход вскрывает на больших глубинах объекта «причинные цепи событий», высвечивает связи между детерминацией и развитием. Гносеологический подход подтверждает диалектическую позицию о том, что причинение есть порождение, то есть, момент процесса развития, участвующий в появлении нового[7, c.178]. В медицинском объекте (болезни)это может быть зарождение новых изменений на клеточном уровне, который (при определенных условиях) включает механизм развития – на медицинском языке – патогенез болезни.

Методологическая ценность гносеологического подхода, особенно в медицине, заключается в том, что гносеология обладает целостным видением всего процесса болезни – от причины до следствия, включая условия. Гносеология – это учение о закономерности (технике, технологии) любой познавательной деятельности, она утверждает неисчерпаемость познавательного потенциала любой деятельности, она систематизирует и обобщает практические результаты, она развивает методологическую культуру мышления [9, c.73].

Для гносеологии болезнь – это стройная организация патогенных факторов (потенциальных и реальных) от клеточного до межорганного уровня.

Детерминорованные объекты (болезнь) гносеология рассматривает по следующей логике:

- изучается вся система детерминизма (причина как его ядро; следствие в зависимости от закономерности, случайности и вероятности; изучаются абсолютная и относительная закономерности и т.п.);

- изучают системные отношения, болезни – соотношение ее детерминизма принципа развития;

- диалектический характер гносеологии позволяет обратить внимание на тот факт, что следствие (болезнь) по своей форме и содержанию не может быт абсолютно тождественным причине. В элементарных учебниках философии это тождество отрицается [7, c.178].

И еще: когда мы говорим о способности гносеологии видеть объект исследования (болезнь) в его целостности, то это подтверждается и теорией общей патологии, изучая гносеологический подход в медицине патолог Д.С.Саркисов сделал вывод: общая патология – это алгебра медицины, т.е. ее философия [5, c.11]. То есть на языке формальной логики философия – это «алгебра любой науки»

 

а) как данное явление (феномен) возникло в физике, биологии, социуме и др.)?

а) как данное явление (инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунные заболевания, псориаз и др.) возникли (или: фиксируем этиологию заболевания);

б) какие этапы в своем развитии данное явление феномен) прошло (в физике, биологии, социуме и др.)?

б) какие этапы в своем развитии данное явление (инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунные заболевания, псориаз и др.) прошло (или: фиксируем патогенез заболевания);

в) Какие черты данные явление (феномен) приобрело (в физике, биологии, социуме и др.)

в) какие черты данное явление (инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунные заболевания, псориаз и др.) приобрело (или: устанавливаем симптомокомплекс болезни)

г) какие противоречия данное явление (феномен) при этом обнаружило? (в физике, биологии, социуме и др.?

г) какие противоречия данное явление (инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунные заболевания, псориаз и др.) При этом обнаружило (или: применяем дифференциальную диагностику)

д) чем данное явление (феномен) стало теперь (в физике, биологии, социуме и др.)?

д) чем данное явление (инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунное заболевание, псориаз и др.) стало теперь (или устанавливаем клиническую картину болезни)


 

3.4. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ.

Онтологический анализ – это один из самых серьезных видов научного анализа объектов (явлений) любой природы, включая медицину (проблемы здоровья, болезни и т.п.).

Прежде чем показать сущность онтологического анализа в медицине, надо сделать небольшой экскурс в философскую методологию, так как она остается общенаучным путеводителем в частнонаучных исследованиях.

 

3.5. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ.



1) Герменевтика – это методология и техника понимания.

 

2) Герменевтика работает с непонятными – контекстами, там, где надо установить: смысл, значение, за субъективным увидеть объективное, необъяснимое поведение и т.п.

 

3) Герменевтические методы в социальной сфере:

а) природа понимания людьми друг друга и фактов социальной жизни;

б) субъективность социальной реальности, мир человеческих смыслов, ценностей и целей;

в) особенности становления и функционирования ценностного сознания.

 

4) Герменивтические техники понимания:

а) работа со «смыслами» и основная задача:

понять правила  для выявления значений (жестов, действий, поступков и в мыслях других людей);

- использовать интерпретацию как методологическую процедуру для выявления смысла и значения социальных явлений;

Пример: в науках ученые применяют интерпретацию в рамках принятой парадигмы.

NB: если в естествознании факты независимы от интерпретации, то социальные факты – это всегда интерпретированные факты (т.е. «здесь нет фактов истинных во всех «возможных мирах»).

б) 
социальный мир – это мир социальных значений как общей для всех схемы интерпретации и объяснения явлений этого мира:

- герменевтика работает с социальными значениями как метод понимания других людей посредством:

приписывания им определенных мотивов, социальных значений, ценностных ориентаций, человеческих целей;

= это требует соединения естественноисторического метода и социогуманитарного подхода (при ведущей роли первого).

 

5) Герменевтика – это методология гуманитарного познания:

- понимание как постижение смысла;

- «местонахождение смысла» - это предметная деятельность людей, а не «контекст как конструкция»;

- описывает коммуникативную деятельность и культурный потенциал;

- работает в условиях «сложных знаковых систем» (специфические языки науки).

 

6) Научно-техническая революция ломает:

- культуры, традиции, образы жизни, создает новый интеллектуальный мир;

- растет разрыв между изменениями и их пониманием и осознанием;

- НТР вызвала разрывы в опыте людей и породила новые ситуации;

- герменевтика напоминает об особой роли обычного языка в научном познании;

- необходимость понимать другие социумы и культуры.

 

7) «Понимание» в герменевтике выступает как культура, как синтетический метод понимания всего развивающегося мира;

 

8) Герменевтика – это протест против абсолютизации:

- естественнонаучного мира;

- односторонности научных абстракций;

- против потери целостности мира;

- против засилья технократического мышления.

 

9) Герменевтика: вносит свой вклад в преодоление разрыва внутри триады – между природой, обществом и их пониманием;

 

10) Герменевтика: развивает идеи гуманизации науки и техники.

 

3.6. СИСТЕМНЫЙ.

 :

1) Принцип системности – это:

 - важный аспект философской методологии научного анализа;

- существенная грань диалектического метода;

2) К.Маркс: надо исследовать любой объект «как систему, как взаимную

 связь тел», как структурную целостность (Маркс К. т.20, с.392).

3)Принцип системности