Файл: Вопрос Актуальность и объективная необходимость научной подготовки студентов в условиях современного глобального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Р.Декарт: диалектический метод в естествознании – это «универсальная математика» [9, с.127].
Д.С. Саркисов: «Теория общей патологии – это алгебра медицины, т.е. ее философия» [5, с.11].
Д.С. Саркисов: «Общая патология – это философия медицины» [5, с.11].
Ю.М. Хрусталев: «Все научные методы, конечно, целиком исходят из философской методологии, но все они имеют и свою частную специфику» [9, с.128].
Ю.М. Хрусталев: «В современном естествознании произошел поворот от предметно-ориентированного познания мира к познанию реальности, понимаемой как взаимосвязь: от реальности предметной, вещественной, значит, зримой - к реальности, конституированной в сознании ученого. Теперь акцент в научном познании и объяснении законов природы сместился к вопросам смыслового образования [9, с.128].
Ю.М. Хрусталев: «Такова логика движения научной мысли: «Для объяснения новых проблем стала необходимой задача создания более синтетической концепции, соединяющей в себе и диалектико-материалистические компоненты подхода к миру» [9, с.129].
Ю.М. Хрусталев: «В основе своего исторического развития человек все в большей степени ориентируется на целенаправленное преобразование среды своего обитания» [9, с.129].
Ю.М. Хрусталев: «И ныне вполне очевидно «искусственное» происхождение самих предпосылок биологического существования современного человека» [9, с.129].
Ю.М. Хрусталев: «Если иметь в виду высшие формы жизнедеятельности человека, прежде всего, разнообразные виды его интеллектуальной творческой жизни, основу составляют наука и искусство. Жизнь в науке и искусстве – это жизнь человека среди самых значимых его творений» [9, с.129].
К.Ясперс: «Жизнь в среде, отчасти созданной им самим, является признаком самой сущности человека» [9, с.129].
Мы рассмотрели историю формирования и развития научной методологии, начиная с ее зарождения в философии. Дальнейшая задача – изучить место и роль философской методологии в науке.
4.2. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ В НАУКЕ.
На данный момент ситуация с данным вопросом следующая:
- философия сама стала общенаучой методологией современного познания и ментальным источником в построении науки;
- философское знание – это основание и морально-интеллектуальный критерий современного познания;
- философская методология – базовая позиция для всех частных наук с их конкретными методами, которые изучают триаду мироздания: природу-общество-человека (мышление, сознание).
ВОПРОС 5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ
Во пятом вопросе данной лекции будут рассмотрены ряд аспектов: общая характеристика вопроса; имманентная связь: методология – метод-интеллект; классификация научных методов познания.
5.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСА.
Отечественные методологи (Ю.М. Хрусталев) указывают, что методология – это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теории и практики, а также учение об этой системе.
Понятие «методология» обычно рассматривается в двух основных значениях:
- как система принципов (правил, операций) в любой сфере деятельности, особенно в научной;
- как система принципов (правил, операций) в любой сфере деятельности, особенно в научной;
- учение об этой системе как об общей теории метода [9, с.124.]
Определение метода: метод – это способ достижения и построения, знания; теоретические методы – это совокупность приемов и операций ума с целью установить истину.
NB: если теория – это результат процесса познания, то метод – это способ достижения и построения этого знания.
Природа метода: методы – это не результат созерцания или мыслительная конструкция. Зарождение, исходное начало метода формируется только в практической деятельности людей. Например, в любой хирургической практике невозможно придумать метод, не зная практических тонкостей хирургического дела, не имея опыта оперирования.
Особенность рождения метода состоит в том, что любой метод в любой сфере деятельности – это, прежде всего, обобщенный прием этой деятельности. Так рождаются методы и в педагогической деятельности, и во врачебной деятельности, и в управленческой деятельности – везде и во всех сферах человеческой практики. Именно узкие специалисты, исходя из стоящих перед ними задач и природы изучаемого явления, выбирают метод или создают его.
Например, имеются некоторые особенности в патогенезе желудка и тогда хирург при резекции желудка должен учитывать эту ситуацию, и продумать и подобрать методы, соответствующие ситуации. Именно метод способен проникнуть в глубину проблемы и решить ее оптимальным образом.
Каждая наука вырабатывает свои методы исследования. Поэтому мы говорим о методах физических, химических, биологических, социологических и др. В каждой медицинской специализации формируются свои методы исследования – в кардиологии, неврологии, иммунологии, в стоматологии, хирургии, психиатрии и др.
5.2. ИММАНЕНТНАЯ СВЯЗЬ МЕТОДА И ИНТЕЛЛЕКТА
Функционируя в сфере многообразной и постоянно развивающейся деятельности, по своей структуре, методы остаются очень сложными и многоуровневыми:
- базовой является деятельность интеллекта;
- разум организует и направляет все действия исследователя, формирует у него научный потенциал ученого-исследователя;
- чтобы понять и раскрыть роль и назначение механизма методов, надо сначала в подробностях изучить сам разум – для этого в медицинском вузе для формирования клинического мышления у студентов-медиков включается целая учебно-медицинская линия: «формальная логика» – «диалектическая логика» – «физиология мышления и сознания» – «философия и физиология творческого мышления и сознания»;
- деятельность разума – явление сложное и способное на множество своих проявлений, поэтому исходя из этого, философия предложила ввести систему методов с такими разделами как гносеология, эпистемология (теория познания), диалектика и синергетика.
5.3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ (УРОВНЕЙ) ПОЗНАНИЯ.
В настоящее время система методов разнообразна и многочисленна в соответствии с быстрым развитием науки, особенно в условиях информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности. В медицине давно работает информационно-компьютерные методы исследования и диагностики болезней: УЗИ, ЭКГ, ЭЭГ, МРТ и др.
К ним добавляются современные методы в онкологии, в генетике, (метод «редактирования генов», получивший Нобелевскую премию), нанотехнологии (в диагностике и терапии), метод ЭКО (экстра-корпоральное оплодотворение), методы трансплантации органов, методы работы с костным мозгом, с ВИЧ, с гепатитами и др.
Все это требует классификации научно обоснованных методов. В целом методы делятся на:
- частнонаучные (конкретнонаучные);
- общенаучные (используются группой наук);
- всеобщий метод (наиболее общий) – философский [5, с.126]
6. СИСТЕМА ОБЩЕНАУЧНЫХ МЕТОДОВ СОВРЕМЕННОГО ПОЗНАНИЯ
В шестом вопросе данной лекции мы рассмотрим ряд общенаучных методов (подходов) к анализу явлений любой природы и в любой сфере деятельности, заявленных в плане лекции.
3.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ
а) Исходная позиция:
- во-первых, феноменологический подход к любому объекту исследования – это видение данного объекта в его целостности, схватывание его как целого, это предметное видения;
- во-вторых, феноменологическая ступень научного анализа – это первичное упорядочивание и обобщение имеющегося материала (как правило, без его объяснения).
б) Сущность феноменологического подхода к целостному объекту исследования;
- во-первых, изучается наработанный материал по данному объекту:
- поднимаются эмпирические данные и их научно-концептуальное описание;
- устанавливаются научные первоисточники (авторы исследований, наименования работ и исходная научная литература, которой эти авторы пользовались и на которую ссылались;
- конспективно фиксируются и записываются основные данные и результаты этих исследований;
- делается краткий обзор проработанной научной литературы по данному объекту:
- во-вторых, устанавливаются внутренние характеристики объекта, идущие имманентные процессы и векторы их развития (внутренние связи объекта и его внешние связи с окружающей средой).
в) Логика феноменологического подхода:
- во-первых, забор и изучение эмпирического материала по данному, исследуемому (или интересуемому исследователя) объекту;
- во-вторых, концептуальное упорядочивание собранного материала по исследуемому объекту;
- в-третьих, концептуальное обобщение и понятное оформление собранного материала по данному объекту;
- в–четвертых, статистика (накопление данных) по собранному материалу, его количественных и качественных показателей; учет общих характеристик объекта;
- в-пятых, системная организация и систематизация собранного материала;
- в-шестых, на основе имеющихся данных формируется целостное общее представление об объекте.
Это логика феноменологического изучения объектов любой природы живой материи.
г) В качестве примера: сравнительный анализ социального (физического, биологического) и медицинского феномена (болезни) и ступени его познания.
3.2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ.
Дефиниция: аксиологический-ценностный.
1) Оценка – неотъемлемый компонент сознания:
- формируется в практической деятельности как субъективная способность человека;
- определяет ценность природных свойств и социальных факторов;
- есть средство определения значимости материального или идеального фактора.