Файл: Вопрос Актуальность и объективная необходимость научной подготовки студентов в условиях современного глобального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 картины мира включает:

- философское представление о целостности объектов мира и их 

структурности;

- связь между ними (в терминологии Энгельса «совокупной связи тел»);

- динамизм систем и их преобразование и т.д.

4) Гегель о системности в его «Энциклопедии философских наук (Т.1, с.100):

- философствование без системы – это субъективное умонастроение;

- оно – ненаучно;

- оно – случайно по своему содержанию.

5)Принцип системности – это:

- рассмотрение объекта с позиции его закономерностей как системного целого;

- взаимодействия составляющих его частей.

6) Системный подход- это трехуровневое изучение предмета (по К.Марксу «Капитал»):

- предметное (феноменологическое) знание;

- системное знание;

- метасистемное (синтетическое) знание.

7) Генеральная стратегия системного подхода – синтез научного знания.

8) Логика системного исследования: - комплексная постановка проблемы;

- анализ и структурирование изучаемого вопроса;

- системный синтез различных решений как результатов структурирования.

9) Гносеологическая ценность принципа системности в том, что он:

- ориентирует на междисциплинарные исследования;

- комплексное использование понятий и методов различных наук в процессе решения одной  сложной проблемы;

- синтез научного знания.

10) В.И.Ленин«Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок» (В.И.Ленин, т.42, с.290).

11)Определение системности знания:

- «Системным считается знание, которое отображает объект в форме единого целого, где не просто выделены отдельные элементы, свойства, стороны объекта, но и дан их синтез в форме мысленно конкретного» (Диалектика социального  познания, с.193)

- К.Маркс: «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно единство многообразно. в мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой  действительный исходный пункт…» (Маркс К. т.46, ч.I, с.37).

- Афанасьев В.Г.: «Историзм и системность органически взаимосвязаны, обогащают друг друга.» (Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1980, с.186).


 

3.7.СТРУКТУРНО- ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ.

а) Структура – это характер связи элементов системы, определяющая собой ее качественную специфику.

NB: когда структура рассматривается вместе со своим субстратом, тем самым определяется конкретное качество системы. Например: «солнечная система», а не структура, «сердечно-сосудистая система», «желудочно-кишечный тракт (система)», «психо-эмоциональная система», «когнитивно-поведенческая система», «опорно-двигательный аппарат (система)» и др.

б) функция- роль элемента в составе целого по двум векторам:

- для объединения элементов в целостную систему;

- для успешного функционирования системы.

в) структура и функция обусловливают друг друга:

- деформация органа (структуры) приводит к искажению его функций;

- функциональные нарушения предшествуют морфологическим.

г) структурно- функциональное противоречие:

- подчиняется диалектике формы и содержания(где форма понимается как структура);

- структура глубже формы:

NB: в структуре – внутренние связи элементов всей системы этой связи.

 

3.8. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ.

Методология синергетического подхода – это дальнейшее научное развитие и конкретизация диалектико-материалистического метода научного анализа. В этой своей функции синергетика – самая приоритетная научная методология исследования сложных нелинейных объектов любой природы.

В медицинском контексте синергетика как теория самоорганизации рассматривает патогенез как нелинейный, динамический, самоорганизующийся процесс, создавая при этом совершенно иной категориальный аппарат. Это, во-первых.

Во-вторых, на любой анализируемый объект надо смотреть не только как на систему (функциональные системы П.К. Анохина), но, как и на сеть. Теория функциональных систем П.К. Анохина – это линейный подход в науке. Требованием сегодняшнего дня является нелинейный синергетический подход к болезни.

Патогенез как есть – это совокупность каких-либо путей, каналов, линий связи и т.п., расположенных в различных направлениях и в каком-либо определенном пространстве(полости).

Виды сетей в биоорганизме – сердечно-сосудистая, ЖКТ, иммунная, нейронная и т.п. У них одна общая цель- поддержание жизненных процессов в организме: гомеостаз, метаболизм и др.

Функциональная сеть – это тип сетевой организации биоорганизма: а) является промежуточной формой между вертикальной дезинтеграцией(через системные связи между крупными органами и горизонтальной сетью мелких структур организма (клеток и т.п.); б) это горизонтальная сеть, в ее основе – совокупность системных функциональных отношений «центр – периферия»(мозг – перифирия» и т.п.).


В современных науках используется два подхода – линейный и нелинейный. Нелинейный подход рассматривает объект (болезнь, патогенез) не только как систему, но и как сложную сеть с вертикальными и горизонтальными связями. Второй подход более информационно емкий и для значимости более объективный. Но в любом случае обе позиции – это дальнейшее развитие диалектико-материалистического подхода в научной методологии познания.

 

3.9. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ.

1. Историческая справка:

- диалектике три тысячи лет;

- свое широкое развитие диалектико-материалистический подход получил в марксистско-ленинской философии;

- на сегодняшний день диалектико-материалистический подход является самым универсальным методом научного анализа явлений любой природ, включая медицинский анализ;

- в основе теории общей патологии, формирующейся последние двести лет, лежит диалектика как фундаментальная методология познания в медицинской науке.

2. Общая характеристика

Философией установлено и всеми науками подтверждено, что вся живая материя, все мироздание функционирует в соответствии с законами, названными диалектическими. Гегель выделил три закона диалектического развития живой материи – это:

а) «противоречие» (ее рождение);

б) «развитие»;

в) «эволюция».

Все законы начинают действовать одновременно и сразу Одновременное действие трех законов диалектики – это матрица целостности рождающегося объекта живой материи.

Законы диалектики – это фундаментальное теоретическое представление о целостной системе мироздания; его структуре и логике формирования, развития и эволюционировании.

Категории диалектики – это формы, в которых мироздание, живая материя функционируют и репрезентируют себя.

Существует механизм действия законов и категорий диалектики на всеобщем, универсальном уровне (от слова «универсун»). Диалектические законы, как наиболее общие, объективно коррелируют со всеми частнонаучными законами (физики, химии, биологии и др.), в том числе и в медицине.

 

3. Структура диалектико-материалистического подхода:

 

3.1.Теоретическая справка:

- диалектико-материалистический подход – самый универсальный (от слова «универсун» – Космос, Вселенная), способный исследовать все формы живой материи – природу (ее физический, химический, биологический аспекты), систему  «человек-личность-общество» психику;


- фундаментальное преимущество диалектико-материалистического метода в том, что он «увидел» наиболее общие (всеобщие) законы развития Универсуна (живой материи),  а также формы (категории) их существования;

- биоорганизм, как вид живой материи, также активно исследуется с позиций законов и категорий диалектики, указывая всеобщие (диалектические) механизмы расстройства здоровья и патогенеза.

3.2. Законы диалектики:

- закон противоречия (закон единства и борьбы противоположностей);

- закон развития (закон перехода количественных изменений в качественные);

- закон эволюции (закон отрицания отрицания).

 

3.3. Категории диалектики:

- явление и сущность;

- форма и содержание;

- причина и следствие (условие);

- движение и развитие (изменение);

- пространство и время;

- возможность и действительность (вероятность);

- необходимость (закономерность) и случайность;

- целое и часть;

- общее и отдельное (особенное, специфическое, уникальное).

Это самая обобщенная методологическая схема, на основе которой исследуются изменения в биоорганизме, его органические и функциональные расстройства, состояния гомеостаза и всех функциональных систем, механизм патогенеза болезней.

Выводы:

а) такова методологическая система философского анализа явлений любой природы; б) философская методология подтверждена всеми науками и потому является абсолютно научной; в) на сегодняшний день философская методологическая система является единственно фундаментальной методологией научного познания живой материи в системе всех видов научного знания, включая и медицинское.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Княжицкая О.И. Научно- исследовательская работа —ключевой ресурс интеллектуального капитала: монография. – Спб.: Издательство Санкт - Петербургского университета управления и экономики, 2014. – 164 с; ил.

2. Конев В.А. Онтологические особенности мира человека: учебное пособие по курсу «философия», раздел «Социальная философия», Самара: Изд-во « Самарский университет», 2003. —72 с.

3. Кочубей Н.В. Синергетические концепты и нелинейные контексты: монография / Н.В. Кочубей. – Сумы: Университетская книга , 2009. —236 с.

4. Русланов Д.В. Психология.- Донецк: Издатель  Заславский А.Ю., 2011.—416 с.

5. Саркисов Д.С.  Очерки истории общей патологии  - Изд. 2-е, перераб. и доп., М., медицина , 1993.—  512 с.

6. Смирнов В.М.  Физиология человека: Учебник / под ред. В.М.Смирнова. – М.: Медицина, 2002. – 608 с.


7. Спиркин А.Г.  Основы философии: Учеб. пособие  для вузов. – М.: Политиздат, 1988.—592 с.

8. Торосян А.Ц.  Открытие основной функции живого. Фундаментальная теория. 2-е изд. перераб. и доп. / А.Ц. Торосян; институт философии РАН, Национальная академия наук Армении. – М.: Наука, 2005. —402 с.

9. Хрусталев Ю.М. История и философия науки: учебное пособие / Ю.М. Хрусталев. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. —476 с.