Файл: Майзель В.С. Сварные конструкции учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

таллическом заводе им. XXII съезда КПСС, где широко приме­ няют сварку при изготовлении уникальных турбин для крупней­ ших гидроэлектрических станций.

Вместо крупных отливок завод широко применяет сварные комбинированные конструкции из штампованных деталей и ли­ стового проката.

При этом повышение технико-экономических показателей происходит в основном за счет значительного уменьшения объема механической обработки и экономии металла.

Применение штампованных н прокатных деталей, характери­ зующихся высокой чистотой поверхности, значительно умень­ шает площади поверхностей, подлежащих механической обра­ ботке, и, кроме того, позволяет уменьшать припуски на обработку за счет соблюдения более точных размеров по толщине штампован­ ных заготовок.

Экономия металла достигается главным образом за счет приме­ нения прокатных деталей с более тонкими стенками по сравнению со стальными отливками.

Втабл. 5.3 приведены некоторые технико-экономические показатели для деталей турбины Куйбышевской ГЭС.

Восновном в этих случаях были приняты сварные конструкции из штампованных деталей и листового проката.

Приведенные данные свидетельствуют о значительном сокра­ щении расхода металла, уменьшении трудоемкости и снижении

стоимости, что только по указанным деталям дало заводу около 1 млн. руб. экономии.

Снижение стоимости сварных деталей определяется указанными преимуществами и, кроме того, происходит еще и потому, что отпадает необходимость исправления брака литья, что для таких (достаточно сложных) стальных деталей имеет большое значение. Так, например, по данным того же завода, при исправлении брака крупных стальных отливок сваркой расход наплавленного ме­ талла в отдельных случаях составлял До 35% и более от общего веса детали (доходящего до 900 кг), тогда как для сварной кон­ струкции вес наплавленного металла сварных швов обычно со­ ставляет около 2%.

Приведенные в табл. 5.3 показатели не являются предельными для комбинированных сварных конструкций и могут быть повы­ шены за счет более широкого применения комбинаций из отдель­ ных отливок и поковок.

В судостроении широко применяют сварные комбинированные конструкции, составленные из отдельных отливок или поковок для изготовления крупных и сложных изделий. Примером таких деталей могут служить ахтерштевни и форштевни, устанавливае­ мые в носовой и кормовой оконечностях судна и воспринимающие весьма значительные нагрузки в виде ударов при швартовках и при встрече с различными плавающими предметами. Особенно мощными должны быть эти детали у ледоколов.


Та б л и ц а 5.3. Технико-экономические показатели замены литых деталей сварными для турбин Куйбышевской ГЭС

 

 

Вес

В т

Трудоемкость в нормо-ч

Наименование

Сравниваемые

 

заготов

 

 

изделия

варианты

r o iового

сборочныя

механической

 

 

 

 

работ

обработки

Фундаментные части турбины

Нижнее

КОЛЬЦО

направляющего

аппарата

Верхнее кольцо направ­ ляющего аппарата

Крышка

турбины

Конус рабочего колеса

Регулирующее

кольцо

Опора пяты

Итого

Литой

111,7

169,9

5 510

4 670

Сварной

89,3

96,0

3 030

2 670

Экономия

22,4

73,9

2 480

2 000

Литой

24,5

31,0

2 631

1

870

Сварной

21,9

27,7

1 856

1

500

Экономия

2,6

3,3

 

775

 

370

Литой

83,8

129,8

7 000

4 524

Сварной

69,8

79,6

5 512

3 483

Экономия

14,0

50,2

1 488

1 141

Литой

60,0

78,0

3 207

2 440

Сварной

54,4

60,0

2 384

1 696

Экономия

5,6

18,0

 

823

 

744

Литой

14,0

16,6

 

594

 

314

Сварной

10,9

11,1

 

502

 

255

Экономия

3,1

5,5

 

92

 

59

Литой

22,0

27,0

1 100

 

900

Сварной

15,0

16,1

 

900

 

570

Экономия

7,0

10,9

 

200

 

330

Литой

60,0

75,0

1

500

1 300

Сварной

41,9

47,6

 

680

 

580

Экономия

18,1

27,4

 

820

 

720

Литой

376,0

527,3

21 542

16 218

Сварной

303,2

338,1

14 664

10 754

Экономия

72,8

189,2

6 878

5 464


Наиболее сложными по форме являются ахтерштевни ледоко­ лов. При отходах задним ходом во время работы во льдах на ахтер­ штевни действуют большие динамические нагрузки.

Применение сварных конструкций в таких ответственных де­ талях корпуса морских судов свидетельствует о большом доверии к сварке, сложившемся на основе результатов большого успешного опыта, накопленного в судостроении.

Рис. 5.12. Схема сварной комбинированной конструкции ахтерштевня. Цифрами указаны номера отдельных деталей

На рис. 5.12 представлен общий вид лито-сварного ахтер­ штевня ледокола «Ленин» весом 83 т, который выполнен из девяти отдельных частей, соединенных между собой электрошлакоЕой сваркой.

Опыт работы судостроительных заводов показал, что изготов­ ление таких сложных деталей в виде целой отливки приводит к весьма значительному браку. Избежать этот брак можно только путем расчленения заготовок на более мелкие части. При этом сварка оказывается наиболее надежным и экономичным способом соединения таких заготовок в одно целое. Наиболее эффективным для подобных случаев является электрошлаковый способ, который обеспечивает возможность соединения деталей без ограничения толщины (до 500 мм и более).

На Черноморском судостроительном заводе в содружестве с Институтом электросварки им. Е. О. Патона отработана аппаратура и технология электрошлаковой сварки стыков


лито-сварных ахтерштевней и форштевней с толщиной до 850—>

900 мм.

Этот способ успешно применяется на заводе, начиная

с 1956 г.,

и дает большой экономический эффект.

Наиболее ответственным моментом является сварка последнего

замыкающего стыка такой сложной комбинированной конструк­ ции. На заводе применяется технология, при которой перед свар­ кой последнего стыка производится подогрев другой ветки ахтер-

 

 

штевня

(при

расположении

 

 

последнего

стыка

на

старн-

 

 

посте

подогревается участок

 

 

рудерпоста,

противополож­

 

 

ный стыку) с целью предот­

 

 

вращения возможности появ­

 

 

ления реактивных остаточных

 

 

напряжений. При таком подо­

 

 

греве жесткость закрепления

 

 

уничтожается,

и реактивные

 

 

напряжения не возникают.

 

 

Ахтерштевни современных

 

 

супертанкеров

имеют

раз­

 

 

меры

еще

более

значитель­

 

 

ные, чем на ледоколах. Так,

 

 

например,

на танкерах водо­

 

 

измещением 88 000 т (Голлан­

 

 

дия) ахтерштевни

имеют вес

 

 

200 т. Эти ахтерштевни вы­

 

 

полнены также в виде лито­

 

 

сварной

конструкции.

При­

 

 

менение

 

комбинированных

 

 

лито-сварных

конструкций

Рис. 5.13. Схема сварной

комбинирован-

для

ахтерштевней

таких

крупных

морских

судов яв­

ной конструкции статора

гидротурбины

л яегся

не

только

целесооб_

разным, но и неизбежным. Особое значение приобретают сварные комбинированные Кон­

струкции для современного направления в развитии машино­ строения, которое характеризуется непрерывным повышением мощностей машин, аппаратов и установок, и связанным с этим значительным увеличением габаритов и веса отдельных деталей и узлов. При этом создаются условия, при которых техника литья, ковки и штамповки, существующая даже на самых крупных за­ водах, не может в полной мере обеспечить получение крупнога­ баритных изделий без существенного снижения их качества.

В таких условиях применение сварных комбинированных кон­ струкций оказывается единственным путем решения поставлен­ ных задач, так как производственные возможности изготовления сварных конструкций не ограничиваются ни весом, ни размером отдельных частей.


Наиболее значительные успехи в применении сварных комби­ нированных конструкций в крупном машиностроении могут быть достигнуты с применением электрошлаковой сварки.

В качестве примера комбинированной сварной конструкции, выполненной из отдельных отливок, соединенных электрошлако­ вой сваркой, можно привести статор гидротурбины, изготовление которого было осуществлено на Ново-Крамоторском машино­ строительном заводе (рис. 5.13).

Сектор статора представляет собой сложную пространствен­ ную деталь. Изготовление ее в виде одной целой отливки требует ручной формовки в специальных кессонах, что сильно усложняет производственный процесс.

В случае применения комбинированной сварной конструкции допускается расчленение сектора статора на простые элементы — кольца и колонны. При этом процесс их изготовления сильно упро­ щается. Отпадает необходимость применения громоздких кессонов. Расширяется фронт работ. Существенно сокращается объем земля­ ных работ. Допускается машинная формовка.

Все это значительно сокращает трудоемкость и цикл изготов­ ления и увеличивает более чем в два раза съем литья с одного квадратного метра формовочной площади. Цикл изготовления статора, имеющего диаметр 14 м, высоту 4,5 м и вес 190 т, умень­ шился до 50 сут. для сварного варианта вместо 120 сут. для литого.

Приведенные примеры далеко не исчерпывают все возможности применения комбинированных сварных конструкций, однако они свидетельствуют о том большом значении, которое эти конструк­ ции должны иметь в промышленности.

Применение электрошлаковой сварки и других видов сварки в тяжелом машиностроении, предусматривающее замену цельно­ литых и цельнокованых конструкций сварными, позволяет увеличить выпуск продукции без дополнительного строительства мощных литейных цехо^. При этом снижается вес конструкции примерно на 25%.

Все это свидетельствует о больших перспективах развития сварных конструкций и указывает на то, что проектирование их необходимо осуществлять с установкой на дальнейшее расшире­ ние возможностей комплексной автоматизации и механизации всех операций процесса их изготовления.

6 В. С. Майзелі

Г л а в а VI

СВАРНЫЕ БАЛКИ

§ 24. ТИПЫ БАЛОК И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Балками называются элементы конструкций, работающие в ос­ новном на поперечный изгиб (в отдельных случаях они работают и на косой изгиб или на кручение).

Балки являются наиболее распространенными элементами кон­ струкций. Они входят в состав конструкций мостов, вагонов, пло­ тин, самолетов, кранов, станков, каркасов зданий и многих дру­ гих сооружений.

Во всех случаях служебное назначение балок заключается в том, чтобы, приняв нагрузку от других элементов конструкции,

передать ее на

опоры (т. е. на те части конструкции, которые,

в свою очередь,

поддерживают балки).

Мерой эффективности формы поперечного сечения балки яв­ ляется отношение момента сопротивления к его площади

W

Р — р •

При одинаковой высоте сечения (рис. 6.1) эта характеристика

имеет следующие значения:

 

 

для

круглого сечения

 

 

 

р =

0,125 h\

для

прямоугольного сечения

 

р

=

0 ,1 7 h\

для

трубчатого сечения

 

 

 

р

=

0,25/г;

для прокатного двутавра

р = (0,3 3 ^ -0 ,4 2 ) h.

Таким образом, для условий работы балок в вертикальной пло­ скости двутавровое сечение является наиболее эффективным.

Несколько иначе дело обстоит для условий работы балок в гори­ зонтальной плоскости, где для прокатных двутавровых балок это отношение имеет значение

ру = (0,09-т-0,12) Ь.