Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 32. Принципиальная электрическая схема:

ПМ — пускатель ПМВИ-43; ШР — штепсельный разъем;

Я р /— трансформатор цепи управ­

ления; Д І Д4 — мост из кремниевых диодов;

TI,

72 — катушки электротормозов гусенич­

ного хода; Ф/; Ф2; ФЗ — фары;

СС — сирена;

РТ1Р Т 7 — тепловые

реле; КП 1КП6 — кноп­

ки «Пуск»: КС/КС4 — кнопки

«Стоп»;

Д / —Д7 — электродвигатели;

KI—KS — катушки кон­

такторов; Р А /—ЯЛ-# — катушки аварийных

реле;

КН/,

КВ/,

КН2,

КВ2 — кнопки пуска и оста­

новки двигателей гусеничного

хода

«Вперед»

п «Назад»

8 6

торами и освещение получают питание от трансформатора Трі напряжением 36 в.

■Управление двигателями погрузочного органа, конвейера и маслонасоса осуществляется с пульта управления через соответ­ ствующие кнопки, а двигателями хода — через рычаги управления, с помощью которых переключаются контакты КВ1, КН1, І(В2 и КН2 выключателей хода в соответствующих цепях управления контакторами 1(51(8.

Контакторы двигателей конвейера и хода сблокированы между собой блок-контактами. Цепи управления контакторами хода от­ личаются тем, что у них отсутствует кнопка «Стоп» и контакты, шунтирующие «Пуск». Такую же схему имеет цепь конвейера «Назад». Для подачи сигнала предусмотрена сирена СС с кнопкой КП2. В цепи катушек аварийных реле РА1РА4 включены блокконтакты тепловых реле РТ (по два на каждый двигатель), вмон­ тированные в обмотку двигателей. При установке на машине ПНБ-ЗК ручного тормоза блок-контакт конечного выключателя В включается в цепь управления двигателями хода, чем исклю­

чается возможность

пуска этих двигателей при заторможенном

гусеничном ходе.

ѵ

Машина ПНБ-ЗД

снабжена электромагнитными тормозами 77

и Т2, катушки которых получают питание постоянным током на­ пряжением 24 в от кремниевого мостового выпрямителя Д1Д4, вмонтированного в шкаф управления.

Катушки контакторов двигателей хода и электротормозов включаются посредством аварийных реле РАЗ и РА4. Защита от токов короткого замыкания кабелей и двигателей осуществляется максимальным реле РМ, встроенным в пускатель ПМВИ.

При поставке машины без тепловой защиты электродвигателей устанавливают перемычки 200206, 200218, 224—245 и 244245.

При поставке машины с автоматическим тормозом устанавли­ вают перемычку 200245. Выключатель в этом случае не уста­ навливают.

В последнее время институтом Гипрорудмаш разработана но­ вая модель машины ПНБ-ЗД с кабельным барабаном, конструкция которого заимствована у машины ПНБ-4. Опытный образец этой машины прошел испытания на руднике «Западный» комбината Ачполиметалл.

Машина ПНБ-ЗД в настоящее время стоит на уровне лучших образцов зарубежных погрузочных машин подобного типа. Однако для повышения надежности и долговечности отдельных ее узлов, а также улучшения технико-экономических показателей она нуж­ дается в дальнейшем усовершенствовании. Ниже перечислены основные недостатки машины ПНБ-ЗД.

1. Недостаточная высота бортов конвейера — при погрузке крупнокусковой породы отдельные куски сваливаются через борт и повреждают карданные валы привода конвейера.

87


2. Просыпание рудной мелочи в месте сочленения неподвиж­ ной части конвейера с его подвижной частью — штыб засыпает раму, привод хода, гусеничные тележки, гидроцилиндры подъема конвейера.

3.Течь масла в редукторах.

4.Недостаточно надежные электромагнитные тормоза. При длительной эксплуатации машины во влажной шахтной среде со­ противление изоляции подводящих проводов и катушек электро­ магнитов резко снижается, вызывая большую утечку тока, что приводит к уменьшению силы тяги электромагнитов. Поэтому при включении двигателей электромагниты не срабатывают и гусенич­ ный ход остается в заторможенном состоянии, что вызывает частые простои и приводит к сгоранию обмоток двигателей хода. Кроме того, при буксировании машины для растормаживаиия хода тре­ буется частичная разборка тормозов.

5.Большая трата времени на перегоны машины, так как гусе­ ничный ход имеет только одну скорость передвижения.

6.Конструктивно недоработанная оросительная система, так как питающий систему напорный рукав резко снижает маневрен­

ность машины; форсунки, получающие воду от общешахтнон ма­ гистрали, часто засоряются. Очевидно, оросительную систему необходимо питать водой от автономной насосной станции, уста­ новленной на машине.

7. Недостаточная износостойкость основных узлов машины — нагребающих лап, дисков, элементов конвейера, катков хода, на­ тяжного и ведущего колеса гусеничного хода, скребковой н гусе­ ничной цепи, футеровки.

Управляют машиной посредством кнопок и рычагов электри­ ческого пульта и ручек гидрораспределителей.

При подготовке машины ПНБ-ЗК (ПНБ-ЗД) к пуску необ­ ходимо:

1.Освободить все подходы к машине.

2.Проверить исправность машины; очистить ее от посторон­ них предметов, которые могут быть оставлены на машине во время ремонта.

3.Убедиться, что все рычаги на пульте управления находятся

внейтральном положении, питающий кабель не поврежден и что никто не работает по ремонту питающего кабеля и фидерного магнитного пускателя участкового распредпункта.

4. Включить разъединитель фидерного пускателя нажатием на кнопку «Пуск общий» (наличие напряжения в цепи управ­ ления машины подтвердит загорание лампочек освещения шкафа).

5. Включить фидерный магнитный пускатель участкового рас­ предпункта и по питающему кабелю подать энергию на шины шкафа управления машины (одновременно загорятся фары осве­ щения) .

6. Включить двигатель маслонасоса, проверить по манометру наличие давления в гидросистеме (давление можно проверить

8 8


также, приведя в действие гидроцилиндры одного из механизмов). Особенно важно проверить направление вращения двигателя мас­ лонасоса в том случае, если производились какие-либо переклю­ чения на фидерном пускателе, участковом распределительном щите, питающем кабеле или в шкафу машины.

В случае обратного вращения двигателя маслонасоса необхо­ димо переключить жилы питающего кабеля в фидерном магнитном пускателе.

Пуск машины в работу осуществляется в определенной после­ довательности.

1. Поочередно включить двигатели приводов нагребающих лап, конвейера, гусеничного хода и опробовать механизмы машины вхолостую.

2. Подав условный сигнал, перегнать машину в забой. Для этого предварительно поднять погрузочную головку, а затем включением рычагов привести в движение гусеничный ход.

Порядок работы на машине в забое описан в § 4. Погрузочная машина ПНБ-4 (рис. 33) предназначена для по­

грузки разрыхленной взрывом крепкой и абразивной горной массы кусковатостыо до 800 мм в выработках сечением не менее 12 м2 (ширина 4 м, высота 3 м) при углах наклона почвы до 8°. Ма­ шина выпускается в PH и РВ исполнениях и применяется как на очистных, так и на проходческих подземных работах, на строи­ тельстве подземных сооружений, в гидростроительстве и т. п.

Погрузочная машина ПНБ-4 по общей компоновочной схеме сходна с машинами ПНБ-ЗК и ПНБ-ЗД, но отличается от них конструктивным исполнением.

В отличие от моделей ПНБ-ЗК и ПНБ-ЗД, гусеничный ход ма­ шины ПНБ-4 имеет две скорости движения. В редукторах привода хода быстроходная планетарная передача заменена цилиндриче­ ской зубчатой. На приводной головке конвейера вместо двухсту­ пенчатых коническо-цилиндрических установлены одноступенча­ тые конические редукторы. Изменена конструкция редукторов при­ вода нагребающих лап.

В приводах конвейера и нагребающих лап установлены фрик­ ционные муфты предельного момента повышенной надежности с металлокерамическим покрытием дисков, заимствованные от авто­ мобиля БелАЗ-540. Электрическая и гидравлическая схемы за небольшим исключением аналогичны схемам машины ПНБ-ЗД. Машина ПНБ-4 имеет оросительную систему с удельным расходом воды 7,2 л на 1 т погрузки. Для упрощения кинематических схем и уменьшения габаритов передаточных устройств на машине уста­ новлены тихоходные асинхронные электродвигатели.

Машина спроектирована в двух вариантах: с кабеленаматы­ вающим устройством и без него (выпускается заводом во втором варианте).

Погрузочная часть по компоновочной схеме сходна с погрузоч­ ным органом машины ПНБ-ЗД, но только вместо двух редукторов

8 9


привод каждой лапы имеет один многоступенчатый редуктор (і= = 21,8) с фрикционной муфтой предельного момента. В связи с применением тихоходного двигателя кинематика редуктора упро­ щена. Фланцевый Двигатель крепится к торцовой привалочной поверхности корпуса редуктора болтами.

Гидравлическая система машины ПНБ-4 (рис. 34) состоит из шестеренного насоса левого вращения НШ-32Э, трех пар гидро-

 

Рис.

34. Гидравлическая система машины ПНБ-4:

 

/ — насос

НШ-32Э;

2 — маслобак; 3 — парораспределитель Р-75-ВЗА:

4 — предохра­

нительный

клапан;

5, 6,

8 — соответственно

гндроцнлнндры поворота, подъема-опуска­

ния стрелы конвейера,

подъема-опускания

заборно-погрузочной части;

7 —дроссель

с обратным клапаном; 9 — разгрузочно-предохранительный клапан; 10 — фильтр

цилиндров (подъема и опускания погрузочного органа, подъема и опускания стрелы конвейера, поворотов стрелы в горизонталь­

ной

плоскости),

гидрораспределителя, маслобака емкостью 50

л

со

встроенным

фильтром,

разгрузочно-предохранительного

и

самозапирающнхся клапанов,

дросселя с обратным клапаном,

маслопроводов и соединительной арматуры.

 

Для защиты системы от экстренных перегрузок в корпус гидро­ распределителя встроен предохранительный клапан, настроенный на давление 130 кгс/см2. Положение рукояток ' при управлении гидроцилиндрами см. на рис. 31.

Рукоятка управления золотником на перемещение носка погру­ зочного органа кроме положений н р подъем и опусканиё имеет

9 1