Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пространено, так как позволяет грузить породы

любой

крепости

и обеспечивает наименьшую

продолжительность

экскаваторного

цикла;

оборудования— колесные

и гусе­

по конструкции ходового

ничные;

 

 

 

по силовому оборудованию — электрические и дизельные (одно- и многоприводные);

по конструкции стрелы— с обычной и укороченной стрелой. При укороченной стреле на конце стрелы монтируют седловый подшипник, корпус которого используют для расположения го­

ловных блоков.

Подземные экскаваторы выпускают только полноповоротными. Обычно они грузят горную массу в транспортные средства, нахо­ дящиеся на одном уровне с экскаватором.

Рабочий цикл экскаватора состоит из четырех операций; на­ полнение ковша (черпание); перемещение его к месту разгрузки; разгрузка и возвращение порожнего ковша в забой; перемещение самого экскаватора. Эти операции выполняют рабочее, силовое и ходовое оборудование, передаточные механизмы, система управ­ ления и вспомогательное оборудование.

Рабочее оборудование и кузов с кабиной управления установ­ лены на платформе, которая поворачивается вокруг вертикальной оси опорно-поворотного устройства, укрепленного на ходовой раме. Масса современных одноковшовых подземных экскаваторов колеб­ лется от 6 до 40 т, емкость ковша — от 0,35 до 2 м3, установленная мощность двигателей — от 30 до 150 квт.

В последнее время ведутся работы по созданию специального навесного оборудования для подземных экскаваторов с целью рас­ ширения области их рационального использования, уменьшения основных размеров и увеличения емкости ковша.

За рубежом известны подземные экскаваторы L-67, L-77, L-85, KL-260, KL-600 фирмы «Кокум-Ландсверк» (Швеция).

В СССР костромской экскаваторный завод «Рабочий метал­ лист» выпускает подземные экскаваторы ЭП-1, которые широко применяют на многих отечественных и зарубежных рудниках, а также на строительстве подземных' гидросооружений. Кроме того, Ковровским экскаваторным заводом создан экскаватор Э-7515. На некоторых рудниках, не отличающихся тяжелыми условиями, иног­ да используют и обычные строительные экскаваторы. Так, на шахтах Новомосковскою гипсового комбината наряду с машиной ЭП-1 долгое время эксплуатируют серийно выпускаемые экскава­ торы Э-652 Ковровского завода.

Институтом УкрНИИпроект в содружестве с Новомосковским гипсовым комбинатом разработано сменное погрузочное оборудо­ вание к экскаватору Э-652, позволяющее использовать эту машину

в стесненных подземных условиях.

Экскаваторы ЭП-1, Э-7515, L-67, L-77 используют на погрузке руды в очистных забоях, а L-85, KL-260, KL-600 и Э-652 — при

2 2

\


проходке горизонтальных подземных выработок большого сечения, штолен, тоннелей, а также небольших камер.

Технические данные основных моделей экскаваторов приведены в табл. 3. Все эти экскаваторы являются электрическими полноповоротными машинами на гусеничном ходу с рабочим оборудова­ нием типа «прямая лопата».

Рис. 7. Схема к определению основных параметров экскава­ торов

Рабочее оборудование экскаваторов L-85, KL-260, KL-600 и специальное погрузочное оборудование, навешиваемое на экска­ ватор Э-652, имеют конструктивные отличия от обычного рабочего оборудования прямой лопаты, которым оснащены экскаваторы ЭП-1, Э-7515, L-67. Эти отличия будут рассмотрены ниже.

Экскаватор Э-7515 является многоприводной машиной, а остальные — одноприводными. Несмотря на конструктивные раз­ личия все рассматриваемые экскаваторы имеют единую компоно­ вочную схему. Их составными частями являются: рабочее обору­ дование, поворотная платформа с механизмами и приводом, раз­ мещенными на ней, тележка гусеничного хода.

Рабочее оборудование прямой лопаты состоит из стрелы, ру­ кояти, ковша и напорного механизма.

Стрела, на которой смонтированы остальные механизмы рабо­ чего оборудования, шарнирно крепится к платформе и вместе с ней составляет поворотную часть экскаватора.

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б

л и ц а

3

 

 

 

Параметры по рис.

7

 

ЭП-1

Э-75І 5

L-67

Радиус вращения хвостовой части А, и

..................

2,9

2,36

2,76

Размеры

по кузову, м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высота Б

...................................................................

 

 

 

 

3,3

2,9

3,1

 

 

ширина В

...................................................................

 

 

 

 

3,0

2,78

2,86

Ширина гусеничного хода Г, м ....................................

 

 

3,0

2,78

 

 

Просвет под поворотной платформой Д, м . . . .

0,94

0,86

 

 

Высота оси пяты стрелы

Е, м ...................................

 

 

1,6

1,45

 

 

Расстояние от оси пяты стрелы до оси вращения Ж ,

 

0,85

 

 

м .............................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

1,15

 

 

Длина гусеничного хода 3, м

........................................

 

. .

3,86

3,4

 

 

Ширина гусеничной цепи Я, м ..........................

 

0,60

0,48

 

 

Просвет под ходовой тележкой /<\

м ..........................

 

0,36

0,30

3,1

 

Высота по блоку двуногой

стойки,

м ...........................

 

3,3

 

Скорость вращения поворотной платформы, об/мин .

4,55

5,03

 

 

Предельный подъем при твердом грунте,

градус . .

15

22

 

 

Опорная площадь гусениц,

м2

.......................................

 

 

3,6

2,71

4 -7 ]

Давление

сжатого воздуха

в системе, кгс/см2 . . .

4—6

Рабочее напряжение в электрической силовой сети, в

380

380

380

Напряжение в осветительной сети, в ...........................

 

127; 12

127; 12

127;

24

Длина стрелы, м .............................................................

 

 

 

 

5,7

4,4

5,1

 

Емкость ковша,

м3 ..............................................................

 

 

 

 

1

0,75

0,9

 

Угол наклона стрелы а, градус ....................................

 

 

40—60

40—60

45—60

Наибольший радиус черпания Ru м ...........................

 

8,5—7,8

6,7—6,3

6,6—6,25

Наибольшая высота черпания Нг, м ...........................

 

5,5—7,5

4,6—6,3

5,03—6,1

Наибольший радиус выгрузки Р 2,

м ...........................

 

7 ,2 -6 ,5

5,5—5,2

 

 

Высота выгрузки

(при R3) Я ,,

м

...............................

 

2,3—2,9

2,85—3,6

Наибольшая высота выгрузки Я 3, м ...........................

 

3,1—5,1

2 ,8 -4 ,0

Радиус выгрузки

(при Н3)

Rit

R3, м

......... .

7,1—5,8

5,5—3,9

 

 

Наименьший радиус выгрузки

м . ......................

5,0—4,3

 

 

Высота выгрузки

(при Rt) Я 4,

м

...............................

 

2,2—2,8

 

 

Высота Я 5 по верху головных блоков, м

..................

5,5—6,9

4,75—5,7

 

 

Наименьший радиус черпания R6, м ...........................

 

6,0—5,3 4,57—4,0

 

 

Длина планируемой площадки L, м ...........................

 

3,3—3,0

3,1—2,8

 

 

Расчетная продолжительность цикла при

угле пово­

 

 

 

 

рота

(градус),

сек:

 

 

 

 

19,3

20

 

 

 

90

. ...........................................................................

22

 

 

1 3 5 ...............................................................

 

 

 

 

 

22,5

35

 

Масса,

1 8 0 ......................

....................................................

 

 

 

.

25,7

34

 

т

...........................................................................

 

 

 

 

.

35,6

19,2

28,6

Среднее удельное

давление

 

на грунтприпередви­

0,71

 

 

жении,

кгс/см2

 

 

 

.

0,93

 

 

Техническая производительность при угле

поворота

130

90

ПО

90°,

м3/ч ......................................................................

 

 

 

 

 

Скорость передвижения, к м / ч

........................................

 

 

1,48

1

 

 

Наибольшее подъемное усилие на блоке ковша, тс .

19

11,9

 

 

Наибольшее напорное усилие, т с ....................................

 

 

16,6

10,4

 

 

Наибольшие скорости, м/сек:

 

 

 

0,365

0,50

 

 

подъема к о в ш а ..........................................................

 

 

 

 

 

 

напора рукояти ..........................................................

 

 

 

 

0,252

0,51

 

 

возврата рукояти .....................................................

 

 

 

 

0,312

0,51

 

 

24


На поворотной платформе размещены электродвигатели, транс­ миссия, механизмы подъема, напора — возврата, поворота, откры­ вания днища, подъема стрелы, а также электрооборудование, ка­ бина управления и вспомогательное оборудование.

Тележка гусеничного хода является опорой экскаватора и ба­ зой для крепления на ней поворотной платформы с рабочим обо­ рудованием, вращения поворотной платформы вокруг центральной цапфы, а также для передвижения экскаватора. Тележка состоит из средней ходовой рамы, двух гусениц и приводного механизма.

§2. Отечественные экскаваторы для подземных работ

1.Экскаватор ЭП-1 (рис. 8) предназначен для погрузки в транспортные сосуды скальных пород кусковатостыо до 800 мм при наибольшей высоте разгрузки 5 м. Для нормальной работы экскаватора минимальные размеры выработок должны быть: по высоте — 6 м и по ширине— 10 м.

Кинематическая схема экскаватора ЭП-1 показана на рис. 9. Машина состоит из трех основных частей: рабочего оборудова­

ния 18, поворотной платформы 19 и гусеничного хода 22.

К рабочему оборудованию относятся стрела 1 с напорным ме­ ханизмом 2, ковш 3, рукоять 4, механизм открывания днища 5.

Ковш скального типа связан с экскаватором

посредством рукояти

и подъемного каната 6. Литой корпус ковша

собран из передней 7

и задней 8 стенок, соединенных сваркой. В четыре гнезда перед­ ней стенки вставлены сменные зубья, на острые концы которых наплавлен упрочненный слой. К верхним проушинам задней стен­ ки шарнирно прикреплен ковшовый блок 9, посредством которого

ковш подвешен на канате.

 

задней стенке;

Днище ковша также шарнирно прикреплено к

в закрытом состоянии оно удерживается

засовом,

входящим в

квадратное отверстие пяты передней стенки.

 

На экскаваторе ЭП-1 установлена однобалочная рукоять квад­

ратного коробчатого сечения, сваренная

из листового проката,

простая по конструкции и имеющая небольшую массу. Основным назначением рукояти является передача напорных усилий на ковш.

На нижнем конце балки к боковым ее сторонам приварены два кронштейна, которые образуют головку рукояти, имеющую че­ тыре отверстия для шарнирного присоединения ковша. Выступы правого и левого кронштейнов головки шарнирно крепятся к ниж­ ним проушинам задней стенки ковша. Кроме того, рукоять допол­

нительно крепится к ковшу двумя планками 10.

рукояти

Для регулирования угла наклона ковша относительно

в ее головке предусмотрены два отверстия. На нижней

стороне

балки (по ее длине) приварена зубчатая рейка 11, состоящая из пяти элементов. На верхнем конце балки смонтирован амортиза­ ционный упор, не позволяющий рукояти выходить из седлового подшипника.

25


f

<\j

Nv

t

Стрела прямой лопаты представляет собой мощную сварную металлоконструкцию, состоящую из двух продольных балок пря­ моугольного сечения, сваренных из листового проката. Для увели­ чения жесткости стрелы балки в -нижней части связаны листами.

Нижняя часть (пята) стрелы шарнирно закреплена в проуши­ нах 12 рамы поворотной платформы. В проушинах стрела вра­ щается при изменении угла ее наклона. В средней части стрелы размещен напорный механизм 2 с седловым подшипником, а в верхней — на подшипниках качения смонтированы два головных 13 и два стреловых 14 блока, ось которых связывает продольные бал­ ки. Через головные блоки проходит канат 6 подъема ковша, а че­ рез стреловые пропущен канат 15, на котором подвешена стрела.

На нижней стенке стрелы имеется амортизатор 20, представ- - лнющий собой деревянный брус или набор резиновых полос, поме­ щенных в стальной кожух. Амортизатор смягчает неизбежные при экскавации удары ковша о стрелу.

Стрела прямой лопаты при работе в забое может быть установ­ лена под утлом 35—60° к горизонту (обычно этот угол составляет 45—50°). Для определения угла установки стрелы на ней имеется специальный угломер 21. Угол наклона стрелы зависит от многих факторов, главные из которых: высота забоя и погрузочного со­ суда, ширина забоя, высота выработки, в которой работает экс­ каватор.

Стрелу поднимают канатом с помощью лебедки, смонтирован­ ной на поворотной платформе. Схема запасовки каната подъема стрелы показана на рис. 10,6.

Канат диаметром 22,5 мм и длиной 40 м, одним концом запасованный в коуш 7 двуногой стойки, огибает блоки в такой после­ довательности: правый стреловой блок 4, затем два горизонталь­ ных блока 5, 6 двуногой стойки, левый стреловой блок 3 и воз­ вращается через вертикальный блок 2 двуногой стойки на барабан 1 лебедки подъема стрелы. Такая схема в зависимости от условий работы позволяет быстро менять угол наклона стрелы.

Подъем и опускание стрелы во время экскавации производится весьма редко, обычно — при ремонте механизма стрелы или заме­ не канатов. Схема запасовки каната подъема ковша показана на рис. 10, о. Канат диаметром 24 мм и длиной 33 м с подъемного барабана 1, расположенного на валу главной лебедки, через пра­ вый головной блок 2 стрелы,, уравнительный блок 4 ковша, кото­ рый является подвижным блоком в системе полиспаста, левый го­ ловной блок 3 при комбинированном напоре закрепляется на ба­ рабане 5. При независимом напоре этот конец запасовывается в коуше 6 на стреле.

Цепная передача напора (см. рис. 9) — двухступенчатая. Пер­ вая ступень передает усилие от блока звездочек 12 напорного ме­ ханизма переднего вала через роликовую цепь 14 к промежуточно­ му блоку звездочек 28. От него через роликовую цепь 29 усилие передается на звездочку 32 напорного механизма.

27


Геометрическая ось опорных стоек блока звездочек 28 совпа­ дает с осью симметрии соединения пяты стрелы с проушинами по­

воротной платформы (чтобы при

изменении угла наклона

стрелы

не менялась величина провисания цепи).

(см. рис. 10, б) р_азмещен

Механизм открывания днища

ковша

иа стреле. В качестве привода

примят

пневмоцилиндр

1, шток

которого связан с рычагом, воздействующим на блок 2.

При подаче сжатого воздуха в штоковую полость пневмоци­ линдра блок 2, огибаемый канатом 6, перемещается влево. Так как нижний конец каната жестко закреплен на блоке 7, то вместе с блоком 2 влево перемещается его верхняя ветвь, которая черезблок 7 соединена с двуплечим рычагом 4. Рычаг 4, поворачиваясь по часовой стрелке, через цепь 5 и системы рычагов воздействует иа засов днища.

Поворотная платформа (см. рис. 8) с рабочим оборудованием посредством центральной цапфы и опорных роликов 16 крепится на ходовой средней раме 17, вокруг которой она может поворачи­ ваться на 360°.

Основанием поворотной платформы является сварная рама, на которой размещено все ее оборудование: механизмы главной ле­ бедки, промежуточный редуктор, компрессор с электродвигателем, установка очистки воздуха, главный электродвигатель, механиче­ ский солидолонагнетатель, электро- и пневмоаппаратура с развод­ кой кабелей и воздухопроводов, пульт управления.

Для передачи крутящего момента от двигателя к механизмам главной лебедки предусмотрен одноступенчатый цилиндрический редуктор.

Главная лебедка (рис. 11) приводит в движение рабочее обо­ рудование. Механизмы ее смонтированы на двух параллельных валах: переднем 1 и заднем 2. Валы вращаются постоянно: 1 — почасовой, а 2 — против часовой стрелки. На этих валах размещены также узлы реверсивного механизма. Крутящий момент пере­ дается на валы главной лебедки от промежуточного редуктора с помощью зубчатых колес 20 и 21.

 

 

Рис.

9. Кинематическая

схема экскаватора ЭП-1:

 

 

 

I — главный

двигатель;

2,

4 — зубчатые

колеса

промежуточного

редуктора;

■? — компрессор;

5,

10 — зубчатые

колеса

заднего н переднего валов главной

лебедки;

6,

13,

16 — зубчатые

колеса

реверсивного

механизма;

7,

 

11 — звез­

дочки цепной передачи механизма опускания стрелы; 8,

12 — звездочки

цеп­

ной передачи

механизма

возврата

рукояти; 9 — барабан

механизма

подъема

ковша;

14,

28,

29,

32 — цепные

передачи

механизма напора-возврата рукояти;

15 — барабан

механизма

подъема стрелы;

17, 18 — конические

зубчатые колеса

соответственно

 

горизонтального

вала

реверса

и

вертикального

вала

V II;

19 — шестерня

поворотного вала

VII;

20,

21 — зубчатые колеса

вертикальных

валов VII

н

VIII; 22, 23 — конические

зубчатые колеса вертикального и гори­

зонтального

валов

ходового

механизма;

24, 25 — звездочки

цепной

передачи

привода

гусениц;

26 — ведущее

колесо

гусеницы;

27 — зубчатое

колесо

пово­

ротного

венца;

 

30 — шестерня напорного

вала; 31 — барабан

комбинированно­

го напора;

 

33 — кремальерная

рейка;

34, 35 — стреловые

и

головные блоки;

36— блок

ковша;

37 — клнноременная

передача;

38 — двигатель

компрессора

29»