Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 12. Горизонтальный вал

*2

Направление движения экскаватора (вперед или назад) опре­ деляется включением соответствющих фрикционнных муфт ревер­ сивного механизма.

При развороте экскаватора влево выключается левая муфта и подвижная ее часть вводится кулачками в стопорное устройство И, расположенное в ходовой раме (левая гусеница стопорится), и экскаватор разворачивается влево. При развороте экскаватора вправо стопорится правая кулачковая муфта.

Включение и выключение кулачковых муфт горизонтального вала производится только при неподвижном среднем вале с по­ мощью механизма управления 3 (см. рис. 13). Муфты 2 горизон­ тального вала под действием пружины включены постоянно. Вы­ ключение обеих муфт одновременно и каждой в отдельности осу­ ществляют путем подачи сжатого воздуха в задние полости ци­ линдров 15.

В период черпания на экскаваторе возникают горизонтальные усилия, которые стремятся сдвинуть его назад. Для удержания экскаватора на месте включают стопор хода, смонтированный па ходовой средней раме. Стопор хода стопорит ходовой механизм путем ввода собачек во впадины правой кулачковой муфты гори­ зонтального ходового вала.

Ходовая средняя рама 1 (рис. 13) представляет собой сварнуюметаллоконструкцию цилиндрической формы с ребрами жесткости. К верхнему листу рамы приварен литой венец 10, внутрь которого запрессовано зубчатое колесо 11 с внутренним зубом. По оси сим­ метрии рамы в расточку запрессован н приварен полый стакан 12 центральной цапфы.

На него своей бронзовой втулкой, впрессованной в гнездо рамы, надевается поворотная платформа. Во внутренних расточках стакана помещены подшипники качения вертикального вала хо­ дового механизма.

В нижней центральной части рамы имеются специальные при­ ливы 14, в которых помещены подшипниковые опоры среднего ва­ ла. В верхней части рамы (по геометрической оси цапфы) на крон­ штейнах закреплены токосъемные кольца. Средняя литая часть рамы является картером для конической пары горизонтального вала хода. Сзади экскаватора к раме приварен кронштейн, к ко­ торому прикреплен питающий кабель.

К боковым сторонам рамы снизу приварены поперечные балки 7 коробчатого сечения. Каждый конец балки крепится к гусенич­ ным рамам 6 пятью болтами 8.

На экскаваторе ЭП-1 применены многоопорные гусеницы, ко­ торые обеспечивают более равномерное распределение давления на грунт. Гусеницы по всей своей длине одинаково заглубляются при передвижении по рыхлым грунтам, однако на твердых ска­ листых грунтах, на которых под землей больше всего работает экскаватор, они изнашиваются быстрее.


Каждая гусеница приводится в движение от горизонтального вала через цепную передачу 4. Рама 6 гусеницы представляет со­ бой металлоконструкцию, сваренную из листового проката. В тор­ цах рамы имеются две литые вилки, в которые вставлены веду­ щее 5 и натяжное 9 колеса. В нижней части рамы жестко на серь-

Рис. 13. Ходовая средняя рама

гах закреплены шесть опорных роликов 13, а наверху приварены направляющие полозья, которые являются опорой для холостой ветви гусеничной цепи.

Для управления всеми механизмами применена пневматиче­ ская система, работающая при давлении 4—5 кгс/см2. Пневмати­ ческие аппараты и приборы соединены воздуховодами в единую систему, для питания которой сжатым воздухом на поворотной платформе рядом с промежуточным редуктором на отдельной ра­ ме установлен компрессор ВУ-0,5/7А-22, который по трубопроводу

37

подает сжатый воздух в ресивер, а оттуда — к коллектору пульта управления экскаватора. На ресивере установлен предохранитель­ ный клапан, настроенный на давление 5,5 ат избыточного давле­ ния; кроме того, ресивер соединен с датчиком регулятора и серво-

Рис. 14. Принципиальная электрическая схема

механизмом, которые служат для перевода компрессора на холо­ стой ход, если давление в ресивере поднимается выше указанного

предела.

Пульт пневмоуправлення расположен в кабине машиниста и состоит из двух ножных педалей, колонок и пятипозиционного пневматического переключателя.

Экскаватор ЭП-1 имеет групповой электропривод (рис. 14). В качестве главного двигателя на поворотной платформе установ­ лен асинхронный трехфазный электродвигатель Д с фазным рото­ ром типа МАРП-114-8 мощностью 55 квт и скоростью вращения ротора 720 об/мин, от которого приводятся в движение основные механизмы экскаватора. Вспомогательные установки, смонтирован­ ные на поворотной платформе, имеют индивидуальный электро­ привод— асинхронные трехфазные короткозамкнутые электродви­ гатели переменного тока. Так, компрессор приводится в движение

3 8

электродвигателем ДК типа АО 52-6 мощностью 4,5 квт и скоро­ стью вращения ротора 950 об/мин; вентилятор установки по очи­ стке воздуха— электродвигателем ДБ типа АО 31-2А-1 мощностью 1,0 квт и скоростью вращения ротора 2880 об/мин, солидолонагне­ татель— электродвигателем ДС типа АО 31-4 мощностью 0,6 квт и скоростью вращения ротора 1410 об/мин.

Все силовое электрооборудование работает от сети напряже­ нием 380 в. Для управления электродвигателями и осветительной сетью экскаватора в кабине (сзади сиденья машиниста) установ­ лен пульт электроуправления, в котором смонтирована пусковая и предохранительная аппаратура.

Питание электроэнергией экскаватор получает от участкового распределительного щита по гибкому кабелю. Для дистанцион­ ного включения и отключения главного двигателя применен кон­ тактор КТВ-ЗЗ-ГК. Защиту двигателя от перегрузок и коротких

замыканий в цепи статора

осуществляет автомат

А типа 31 34,

включаемый рукояткой.

«Пуск» одновременно

включаются

При нажатии на кнопку

контактор главного двигателя ГК и пускатель П1

типа МПКО

210 А двигателя компрессора. Для плавного запуска главного двигателя в цепь ротора включен ящик сопротивлений СП. Нажа­ тием на кнопку «Стоп» одновременно выключаются главный двига­ тель Д и двигатель компрессора ДК-

При необходимости главный автомат А отключают и затем на­ жатием на кнопку «Пуск» включают только двигатель компрессо­ ра, для защиты которого от коротких замыканий в его сеть вклю­ чены три трубчатых предохранителя ПП1 типа ПР-21.

Электродвигатели солидолонагнетателя ДС и воздухоочисти­ тельной установки ДВ включаются трехфазными пакетными переключателями П2 и ПЗ типа ПВ-3-10. Для защиты этих элек­ тродвигателей в их общую сеть включены три пробковых предо­ хранителя ПП2 типа П27. Контроль за напряжением на пульте управления осуществляется вольтметром V типа Э-421.

Питание осветительной сети экскаватора осуществляется от однофазного понижающего трансформатора Тр типа ТОСБ мощ­ ностью 1,5 ква, установленного под полом поворотной платформы, возле воздухоочистительной установки. Наружное освещение обес­ печивают три прожектора ЛЗ типа ПЗМ-25 с лампами мощностью 200 вт при напряжении 127 в, установленных в передней части кабины. Включаются и выключаются прожекторы двухполюсным пакетным выключателем П6 типа ПВ-2-10.

Кроме прожекторов для освещения гусениц на четырех углах Поворотной платформы с наружной ее стороны установлены пла­ фоны Л1 с лампами мощностью 40 вт и напряжением 12 в, вклю­ чаемые с пульта управления П5. Внутреннее освещение имеет пять светильников Л2 типа РН-60 с лампами мощностью 40 вт и напряжением 12 в. Включаются светильники трехполюсным пакет­ ным выключателем П4 типа ПВ-3-10 на 10 а.

39


Для подключения переносного освещения в кабине экскавато­

ра имеется двухполюсная розетка на напряжение

12 в.

2.

Экскаватор Э-7515 отличается от других

подземных погруз­

чиков индивидуальным приводом механизмов, что упрощает кон­ струкцию экскаватора, обеспечивает надежную защиту исполни­ тельных механизмов от перегрузок, а также легкость и простоту управления, делает машину высокоманевренной. Опытный обра­ зец экскаватора был создан на базе серийно выпускаемой заводом модели Э-6515.

Экскаватор Э-7515 (рис. 15) предназначен для погрузки в под­ земных условиях крепких скальных пород, предварительно раз­ рыхленных взрывом, при проходке горизонтальных горных выра­ боток и тоннелей высотой не ниже 4 м и шириной не менее 7 м.

Размеры кусков горной массы в основном

200—300

мм, макси­

мально— 800 мм (в пределах 15%

объема

погружаемой

массы).

 

 

На экскаватор могут быть навешены прямая или совковая лопата. Прямая лопата используется при погрузке руды в выра­ ботках высотой не менее 5 м и шириной 7 м, совковая — в выра­ ботках с размерами соответственно 4 и 7,3 м.

Так как экскаватор с совковой лопатой не получил распростра­ нения, ниже рассматривается только экскаватор с прямой лопа­ той, который может быть использован также для наземных земля­ ных и погрузочных работ, особенно в стесненных условиях.

Питание электроэнергией экскаватор получает от сети перемен­ ного тока напряжением 380 в. Механизмы экскаватора Э-7515 вы­ полнены в виде отдельных агрегатов и блоков, имеющих независи­ мую сборку и регулировку, что повышает надежность машины и создает удобство ремонта и эксплуатации ее в подземных усло­

виях. Все зубчатые

передачи работают в

закрытых

масляных

ваннах.

 

 

 

Электродвигатели

механизмов подъема,

напора и

поворота

имеют смягченные

регулировочные характеристики,

благодаря

которым обеспечивается плавность работы этих механизмов и, сле­ довательно, снижение динамических нагрузок на них.

На рис. 16 показана кинематическая схема экскаватора Э-7515.

К рабочему оборудованию прямой лопаты (см. рис. 15) отно­ сятся стрела 6, рукоять 7, ковш 8, седловой подшипник 9 с бло­ ками, напорный барабан 14. Основным исполнительным органом экскаватора является ковш, жестко прикрепленный к рукояти. Внедрение ковша в отвал и возврат его вместе с рукоятью произ­ водятся канатным механизмом напора — возврата. В средней ча­ сти стрелы размещен напорный механизм с седловым подшипни­ ком 9. Вверху стрелы смонтированы головные 12 и стреловые 13 блоки. Для определения угла наклона стрелы на ней имеется угломер.

40



Рис. 1!5. Экскаватор Э-7515

г - ^

13

30

Напорное усилие на ковше создается специальным механизмом напора, который разделяется на приводную группу, размещенную на главной лебедке поворотной платформы, и исполнительную •

расположенную на стреле. Между собой эти группы связаны цеп­ ной передачей.

Исполнительный механизм напора (см. рис. 16) состоит из сед­ лового подшипника 11, оси, трех отклоняющих блоков 12, блока механизма открывания днища и напорного барабана 14. На экска­

ваторе могут быть применены схемы как независимого, так и комбинированного напора.

поворотной платформе (см. рис. 15) установлены: главная лебедка 1, механизм подъема стрелы 2, поворотной механизм 3

рудованиеУПРаВЛеНИЯ К0ВШ0М 4' пульт Управления 5 и электрообо-

Главная лебедка (см. рис. 16) имеет два механизма: левая половина лебедки является механизмом напора, а правая — меха­ низмом подъема. Подъемный и напорный механизмы приводятся д ижение электродвигателями 1 и 2, которые через упругие муфты передают крутящий момент на ведущие валы левой и пра­ вой половин общего редуктора главной лебедки. Механизм напо­ ра по конструкции идентичен механизму подъема и отличается

1 .Лп

ЧТ0 на ВЬІХ0ДН0М валу его редуктора вместо одного

набора

Насажены звездочка 6 и барабан 5 комбинированного

плЛ С!й3/

бЧаТЫе пары правого и левого двухступенчатых редукто-

L n r5 ^ ™ ai0T В маслянои ванне. Между редуктором 3 и электродвигателями встроены электромагнитные тормоза

кян™ аНЛЗМ лодъема стрелы (см. рис. 15) состоит из лебедки 10, канатов 11 и блоков 13. Лебедка (см. рис. 16) приводится в яви-

жение электродвигателем 26, который посредством эластичной }фты с закладными элементами передает вращение трехстѵпенчатому редуктору 25, на выходном валу которого насажен барабан

Рис. 1,6. Кинематическая схема экскаватора Э-75115:

1, 2 — двигатели

подъемного

и

напорного

механизмов-

м^аРнизУмаТ0Р / " ‘V T '« Лебедк":

4 ~ барабан

подъемной

непная^прппппЛ барабан

комбинированного

напора; 6 —

m m

Z S

J напора; 7 — двигатель механизма откры­

та- п

'

S ~

Р е к т о р механизма открывания днн-

Ща, 9 — головные блоки;

10 —

блок на рукояти- // —

ловои

подшипник;

12 - блоки

механизма напо'ра возвра-"

ный

йнат

к Ша;„

барабан напора: /5-подъем-

/7_

К£»ат’

*6

двигатель

поворотного

механизма-

гусеницы

43