Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 9
Задний вал осуществляет подъем ковша, а также приводит в действие с помощью цепных передач 8 и 7 лебедку 4 подъема стрелы и звездочки 13 механизма напора, размещенные иа перед нем валу. Все механизмы заднего вала смонтированы на шлице
вом валу, который опирается на два подшипниковых узла. |
к |
кор |
||||||||||
Ведущая |
звездочка |
цепной |
передачи |
8 |
приварена |
|||||||
а |
|
|
|
пусу |
обгонной |
муфты |
14, |
пе |
||||
|
|
|
редающей вращающий момент |
|||||||||
|
|
|
|
иа механизм подъема |
стрелы |
|||||||
|
|
|
|
только |
в одном |
направлении. |
||||||
|
|
|
|
Механизм |
подъема |
ковша |
||||||
|
|
|
|
имеет барабан 5, ленточный |
||||||||
|
|
|
|
тормоз |
18 |
и |
|
фрикционную |
||||
|
|
|
|
. муфту 17. Барабан 5 Насажен |
||||||||
|
|
|
|
на ступицу |
шкива |
фрикцион |
||||||
|
|
|
|
ной муфты и правой ребордой |
||||||||
|
|
|
|
дополнительно |
крепится |
бол |
||||||
|
|
|
|
тами к диску шкива. Барабан |
||||||||
|
|
|
|
вместе |
со |
шкивом свободно |
||||||
|
|
|
|
вращается па двух роликопод |
||||||||
|
|
|
|
шипниках, |
которые |
наружной |
||||||
|
|
|
|
обоймой посажены |
в расточки |
|||||||
|
|
|
|
ступицы. На правом шлицевом |
||||||||
|
|
|
|
конце вала |
помещена |
кресто |
||||||
|
|
|
|
вина |
фрикционной муфты. |
|
||||||
|
|
|
|
На валу |
рядом |
с |
бараба |
|||||
|
|
|
|
ном подъема смонтирован при |
||||||||
|
|
|
|
вод |
механизма |
|
возврата |
ру |
||||
|
|
|
|
кояти, основным |
узлом кото |
|||||||
|
|
|
|
рого |
является |
|
фрикционная |
|||||
|
|
|
|
муфта |
6. |
На ступице шкива |
||||||
|
|
|
|
муфты |
6 закреплена звездоч |
|||||||
|
|
|
|
ка 16. |
Ступица |
шкива |
опи |
|||||
.Рис. 10. |
Схемы |
запасовки |
канатов: |
рается |
на |
задний |
вал через |
|||||
а — подъема |
ковша; 6 — подъема |
стрелы; е — |
два |
подшипника. |
Крестовина |
|||||||
механизма открывания днища ковша |
фрикционной муфты неподвиж |
|||||||||||
|
|
|
|
но закреплена |
на |
заднем валу. |
||||||
Фрикционная муфта предназначена для |
передачи |
крутящего |
||||||||||
момента,развиваемого |
задним валом, на |
звездочку |
16, которая, |
в свою очередь, через роликовую цепь 7 приводит в движение блок звездочек 13 переднего вала.
Обгонные муфты, или муфты свободного хода, применяют на одномоторных экскаваторах в механизме подъема и опускания стрелы. Основной особенностью обгонных муфт является их спо собность передавать крутящий момент только в одном направ лении.
При поднятии стрелы муфта вращается, но не передает крутя щий момент на задний вал. При опускании стрелы муфта вра-
3 0
)
гг 21
Рне. |І . Гларная леОедка
щается в противоположную сторону, но передает на задний вал крутящий момент, возникающий на барабане 11 под действием силы тяжести стрелы. Так как опускание стрелы производят при включенном главном двигателе, то двигатель работает в генера торном режиме. Таким образом, с помощью обгонной муфты до стигается плавное опускание стрелы с постоянной ограниченной скоростью и предотвращается свободное падение стрелы в тех случаях, когда удерживающий ее тормоз неожиданно выйдет из строя.
На консольном конце заднего вала размещены фрикционная муфта 9 реверса и зубчатое колесо 25. Крестовина муфты 9 и ко лесо 20 насажены на шлицы вала. Колесо 25 реверсивного меха низма закреплено шпонкой на ступице шкива муфты.
Шкив муфты вместе с колесом 25 свободно вращается на двух подшипниках качения. Фрикционная муфта при ее включении передает крутящий момент от вала на зубчатое колесо 25 ревер сивного механизма.
На переднем валу главной лебедки смонтированы: лебедка подъема стрелы, блок звездочек 13 с фрикционной муфтой 15 ме ханизма напора — возврата рукояти и фрикционная муфта 10 с зубчатым колесом 22 механизма реверса. Крутящий момент, раз виваемый на заднем валу, посредством колесной пары 20—21 передается на передний вал.
Лебедка подъема стрелы состоит из барабана, тормозного уст ройства, фрикционной муфты и стопора. Барабан И представляет собой литую стальную деталь, выполненную заодно со шкивом фрикционной муфты. На цилиндрической поверхности барабана по спирали нарезаны канавки для укладки наматываемого каната. Шкив муфты имеет две рабочие поверхности: с внешней взаимодействует ленточный тормоз, с внутренней — фрикционная муфта.
К шкиву приварена звездочка 26 цепной передачи. Посредст вом двух подшипников барабан свободно вращается на валу. Крестовина муфты 24 неподвижно соединена с валом шпонкой. Для цепи, соединяющей обгонную муфту с лебедкой подъема стрелы, предусмотрен специальный механизм натяжения 3.
Во время экскавации барабан лебедки неподвижен, что дости гается затормаживанием шкива. В тех случаях, когда нужно под нять стрелу, в строгой последовательности производят следующие операции. Снимают предохранительный стопор, введенный между зубьями звездочки 26 и включают фрикционную муфту, которая приводит в движение барабан; одновременно растормаживают ба рабан. Вращаясь, барабан наматывает канат и поднимает стрелу. После окончания подъема накладывают тормоз 12, одновременно выключают фрикционную муфту и вводят в зацепление предохра нительный стопор.
Стрелу опускают следующим образом. Убрав предохранитель-
32
иый стопор из зацепления, начинают плавное растормаживание барабана. Под действием собственного веса стрела равноускорен но опускается вниз, сматывая канат с барабана. Когда будет до стигнута определенная скорость опускания стрелы, включается об гонная муфта и крутящий момент, развиваемый на заднем валу, через муфту и цепную передачу 8 будет опускать стрелу с по стоянной скоростью. После опускания стрелы в нужное положение накладывают тормоз и вводят в зацепление предохранительный стопор.
Блок звездочек механизма напора — возврата предназначен для передачи крутящего момента от переднего или заднего валов через промежуточную цепную трансмиссию к напорному механиз му стрелы, основными узлами которого являются фрикционная муфта 15, тормоз 19 и цепные передачи 7.
Шкив муфты 15 имеет длинную ступицу, к которой приварены две звездочки. Одна из них роликовой цепыо 7 соединена со звез дочкой 16 механизма возврата заднего вала, а вторая передает усилие на звездочку промежуточной цепной трансмиссии.
Для регулирования провисания возвратной роликовой цепи 7 предусмотрено натяжное устройство 23.
Консольная часть переднего вала несет колесо 21 и фрикцион ную муфту 10 механизма реверса. На ступице шкива муфты с по мощью шпонки закреплено зубчатое колесо 22.
Реверсивный механизм предназначен для изменения направле ния вращения поворотной платформы с рабочим оборудованием и создания возможности передвижения экскаватора вперед и назад. Фрикционные муфты реверса с зубчатыми колесами смонтированы на консолях передних и задних валов.
Крутящий момент от переднего и заднего валов главной лебед ки через муфты и колеса 6, 13 и 16 (см. рис. 9) механизма ревер са передается на горизонтальный вал реверса VI, а от него через промежуточную зубчатую пару 20—21 к поворотному и ходовому механизмам.
На шлицевых хвостовиках вала механизма реверса закреплены ведущая коническая шестерня 17, тормозной шкив и зубчатое ко лесо 16, помещенное вместе с колесами главной лебедки в общую масляную ванну.
На экскаваторе ЭП-1 установлены тормоза ленточного типа, нормально закрытые (замкнутые) и нормально открытые (разом кнутые) .
Фрикционные муфты используются для включения механизмов на ходу, без остановки трансмиссии и при действии в механизмах рабочих нагрузок. Все шесть фрикционных муорт размещены на механизмах главной лебедки: три — на переднем валу и три — на заднем. Муфты предназначены для включения подъемного меха низма, механизмов напора и возврата рукояти, лебедки подъема
2 |
Зак. 491 |
33 |
|
|
стрелы и механизма реверса. Все фрикционные муфты — ленточ ного типа с внутренним расположением ленты. Муфты главной ле бедки по направлению вращения ее ведущих частей относительно ведомых делятся на правые, вращающиеся по часовой стрелке, и левые, вращающиеся против часовой стрелки. Ведущая часть всех, лент имеет одинаковую конструкцию.
Ходовой механизм экскаватора так же, как и поворотный, имеет одну передачу движения вперед — назад. В ходовой меха низм входят вертикальный и горизонтальный валы в сборе. Верти кальный вал VIII (см. рис. 9) принято считать верхним, а гори зонтальный вал X —• нижним ходовыми механизмами.
Вертикальный вал привода хода является передаточной транс миссией от вала механизма реверса к горизонтальному валу ходо вого механизма. Смонтирован он в центральной цапфе, вокруг которой вращается поворотная платформа с рабочим оборудова нием.
На верхнем хвостовике вала VIII свободно (по шлицам) пере мещается подвижная полумуфта, которая при необходимости включения ходовой части входит своими кулачками в зацепление с впадинами неподвижной полумуфты, выполненной заодно со сту пицей колеса 21.
Нижний ходовой механизм, размещенный в ходовой раме, со стоит из горизонтального вала и цепных передач привода хода гусениц. Горизонтальный вал (рис. 12) имеет три основных узла: средний вал 1 и две полуоси 2.
На бурт среднего вала напрессована коническая шестерня 3,. которая постоянно находится в зацеплении с шестерней вертикаль ного вала. Оба конца вала 1 имеют полые шейки, которыми он опирается на подшипники скольжения. Подшипники имеют разъ емные бронзовые вкладыши 5, вставленные в расточки приливов, средней рамы, которые являются корпусами подшипников.
Шейки среднего вала заканчиваются фланцами, к которым при варены неподвижные половины кулачковых муфт 6. Шейки вала 1 имеют внутренние расточки, в которые запрессованы неразъемные бронзовые втулки 4. Каждая полуось вращается на двух подшип никах скольжения. Одной опорой для полуоси является бронзо
вая втулка, помещенная |
в |
расточку вала, |
второй — бронзовая |
втулка 7, впрессованная |
в |
подшипниковый |
корпус 5. На шлице |
вом хвостовике каждой полуоси насажена ведущая звездочка 9\ на шлицах полуосей помещены неподвижные половины 10 кулач ковых муфт, которые перемещаются вдоль полуосей механизмом включения муфт.
Кулачковые муфты горизонтального вала включены постоянно. В случае необходимости движения экскаватора включается кулач ковая муфта вертикального вала. При этом крутящий момент че рез зубчатую коническую пару и средний вал передается на обе полуоси и через них на цепную передачу и ведущие звездочки гу сениц.
34