Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задний вал осуществляет подъем ковша, а также приводит в действие с помощью цепных передач 8 и 7 лебедку 4 подъема стрелы и звездочки 13 механизма напора, размещенные иа перед­ нем валу. Все механизмы заднего вала смонтированы на шлице­

вом валу, который опирается на два подшипниковых узла.

к

кор­

Ведущая

звездочка

цепной

передачи

8

приварена

а

 

 

 

пусу

обгонной

муфты

14,

пе­

 

 

 

редающей вращающий момент

 

 

 

 

иа механизм подъема

стрелы

 

 

 

 

только

в одном

направлении.

 

 

 

 

Механизм

подъема

ковша

 

 

 

 

имеет барабан 5, ленточный

 

 

 

 

тормоз

18

и

 

фрикционную

 

 

 

 

. муфту 17. Барабан 5 Насажен

 

 

 

 

на ступицу

шкива

фрикцион­

 

 

 

 

ной муфты и правой ребордой

 

 

 

 

дополнительно

крепится

бол­

 

 

 

 

тами к диску шкива. Барабан

 

 

 

 

вместе

со

шкивом свободно

 

 

 

 

вращается па двух роликопод­

 

 

 

 

шипниках,

которые

наружной

 

 

 

 

обоймой посажены

в расточки

 

 

 

 

ступицы. На правом шлицевом

 

 

 

 

конце вала

помещена

кресто­

 

 

 

 

вина

фрикционной муфты.

 

 

 

 

 

На валу

рядом

с

бараба­

 

 

 

 

ном подъема смонтирован при­

 

 

 

 

вод

механизма

 

возврата

ру­

 

 

 

 

кояти, основным

узлом кото­

 

 

 

 

рого

является

 

фрикционная

 

 

 

 

муфта

6.

На ступице шкива

 

 

 

 

муфты

6 закреплена звездоч­

 

 

 

 

ка 16.

Ступица

шкива

опи­

.Рис. 10.

Схемы

запасовки

канатов:

рается

на

задний

вал через

а — подъема

ковша; 6 — подъема

стрелы; е —

два

подшипника.

Крестовина

механизма открывания днища ковша

фрикционной муфты неподвиж­

 

 

 

 

но закреплена

на

заднем валу.

Фрикционная муфта предназначена для

передачи

крутящего

момента,развиваемого

задним валом, на

звездочку

16, которая,

в свою очередь, через роликовую цепь 7 приводит в движение блок звездочек 13 переднего вала.

Обгонные муфты, или муфты свободного хода, применяют на одномоторных экскаваторах в механизме подъема и опускания стрелы. Основной особенностью обгонных муфт является их спо­ собность передавать крутящий момент только в одном направ­ лении.

При поднятии стрелы муфта вращается, но не передает крутя­ щий момент на задний вал. При опускании стрелы муфта вра-

3 0

)



гг 21

Рне. |І . Гларная леОедка

щается в противоположную сторону, но передает на задний вал крутящий момент, возникающий на барабане 11 под действием силы тяжести стрелы. Так как опускание стрелы производят при включенном главном двигателе, то двигатель работает в генера­ торном режиме. Таким образом, с помощью обгонной муфты до­ стигается плавное опускание стрелы с постоянной ограниченной скоростью и предотвращается свободное падение стрелы в тех случаях, когда удерживающий ее тормоз неожиданно выйдет из строя.

На консольном конце заднего вала размещены фрикционная муфта 9 реверса и зубчатое колесо 25. Крестовина муфты 9 и ко­ лесо 20 насажены на шлицы вала. Колесо 25 реверсивного меха­ низма закреплено шпонкой на ступице шкива муфты.

Шкив муфты вместе с колесом 25 свободно вращается на двух подшипниках качения. Фрикционная муфта при ее включении передает крутящий момент от вала на зубчатое колесо 25 ревер­ сивного механизма.

На переднем валу главной лебедки смонтированы: лебедка подъема стрелы, блок звездочек 13 с фрикционной муфтой 15 ме­ ханизма напора — возврата рукояти и фрикционная муфта 10 с зубчатым колесом 22 механизма реверса. Крутящий момент, раз­ виваемый на заднем валу, посредством колесной пары 20—21 передается на передний вал.

Лебедка подъема стрелы состоит из барабана, тормозного уст­ ройства, фрикционной муфты и стопора. Барабан И представляет собой литую стальную деталь, выполненную заодно со шкивом фрикционной муфты. На цилиндрической поверхности барабана по спирали нарезаны канавки для укладки наматываемого каната. Шкив муфты имеет две рабочие поверхности: с внешней взаимодействует ленточный тормоз, с внутренней — фрикционная муфта.

К шкиву приварена звездочка 26 цепной передачи. Посредст­ вом двух подшипников барабан свободно вращается на валу. Крестовина муфты 24 неподвижно соединена с валом шпонкой. Для цепи, соединяющей обгонную муфту с лебедкой подъема стрелы, предусмотрен специальный механизм натяжения 3.

Во время экскавации барабан лебедки неподвижен, что дости­ гается затормаживанием шкива. В тех случаях, когда нужно под­ нять стрелу, в строгой последовательности производят следующие операции. Снимают предохранительный стопор, введенный между зубьями звездочки 26 и включают фрикционную муфту, которая приводит в движение барабан; одновременно растормаживают ба­ рабан. Вращаясь, барабан наматывает канат и поднимает стрелу. После окончания подъема накладывают тормоз 12, одновременно выключают фрикционную муфту и вводят в зацепление предохра­ нительный стопор.

Стрелу опускают следующим образом. Убрав предохранитель-

32


иый стопор из зацепления, начинают плавное растормаживание барабана. Под действием собственного веса стрела равноускорен­ но опускается вниз, сматывая канат с барабана. Когда будет до­ стигнута определенная скорость опускания стрелы, включается об­ гонная муфта и крутящий момент, развиваемый на заднем валу, через муфту и цепную передачу 8 будет опускать стрелу с по­ стоянной скоростью. После опускания стрелы в нужное положение накладывают тормоз и вводят в зацепление предохранительный стопор.

Блок звездочек механизма напора — возврата предназначен для передачи крутящего момента от переднего или заднего валов через промежуточную цепную трансмиссию к напорному механиз­ му стрелы, основными узлами которого являются фрикционная муфта 15, тормоз 19 и цепные передачи 7.

Шкив муфты 15 имеет длинную ступицу, к которой приварены две звездочки. Одна из них роликовой цепыо 7 соединена со звез­ дочкой 16 механизма возврата заднего вала, а вторая передает усилие на звездочку промежуточной цепной трансмиссии.

Для регулирования провисания возвратной роликовой цепи 7 предусмотрено натяжное устройство 23.

Консольная часть переднего вала несет колесо 21 и фрикцион­ ную муфту 10 механизма реверса. На ступице шкива муфты с по­ мощью шпонки закреплено зубчатое колесо 22.

Реверсивный механизм предназначен для изменения направле­ ния вращения поворотной платформы с рабочим оборудованием и создания возможности передвижения экскаватора вперед и назад. Фрикционные муфты реверса с зубчатыми колесами смонтированы на консолях передних и задних валов.

Крутящий момент от переднего и заднего валов главной лебед­ ки через муфты и колеса 6, 13 и 16 (см. рис. 9) механизма ревер­ са передается на горизонтальный вал реверса VI, а от него через промежуточную зубчатую пару 20—21 к поворотному и ходовому механизмам.

На шлицевых хвостовиках вала механизма реверса закреплены ведущая коническая шестерня 17, тормозной шкив и зубчатое ко­ лесо 16, помещенное вместе с колесами главной лебедки в общую масляную ванну.

На экскаваторе ЭП-1 установлены тормоза ленточного типа, нормально закрытые (замкнутые) и нормально открытые (разом­ кнутые) .

Фрикционные муфты используются для включения механизмов на ходу, без остановки трансмиссии и при действии в механизмах рабочих нагрузок. Все шесть фрикционных муорт размещены на механизмах главной лебедки: три — на переднем валу и три — на заднем. Муфты предназначены для включения подъемного меха­ низма, механизмов напора и возврата рукояти, лебедки подъема

2

Зак. 491

33

 

 


стрелы и механизма реверса. Все фрикционные муфты — ленточ­ ного типа с внутренним расположением ленты. Муфты главной ле­ бедки по направлению вращения ее ведущих частей относительно ведомых делятся на правые, вращающиеся по часовой стрелке, и левые, вращающиеся против часовой стрелки. Ведущая часть всех, лент имеет одинаковую конструкцию.

Ходовой механизм экскаватора так же, как и поворотный, имеет одну передачу движения вперед — назад. В ходовой меха­ низм входят вертикальный и горизонтальный валы в сборе. Верти­ кальный вал VIII (см. рис. 9) принято считать верхним, а гори­ зонтальный вал X —• нижним ходовыми механизмами.

Вертикальный вал привода хода является передаточной транс­ миссией от вала механизма реверса к горизонтальному валу ходо­ вого механизма. Смонтирован он в центральной цапфе, вокруг которой вращается поворотная платформа с рабочим оборудова­ нием.

На верхнем хвостовике вала VIII свободно (по шлицам) пере­ мещается подвижная полумуфта, которая при необходимости включения ходовой части входит своими кулачками в зацепление с впадинами неподвижной полумуфты, выполненной заодно со сту­ пицей колеса 21.

Нижний ходовой механизм, размещенный в ходовой раме, со­ стоит из горизонтального вала и цепных передач привода хода гусениц. Горизонтальный вал (рис. 12) имеет три основных узла: средний вал 1 и две полуоси 2.

На бурт среднего вала напрессована коническая шестерня 3,. которая постоянно находится в зацеплении с шестерней вертикаль­ ного вала. Оба конца вала 1 имеют полые шейки, которыми он опирается на подшипники скольжения. Подшипники имеют разъ­ емные бронзовые вкладыши 5, вставленные в расточки приливов, средней рамы, которые являются корпусами подшипников.

Шейки среднего вала заканчиваются фланцами, к которым при­ варены неподвижные половины кулачковых муфт 6. Шейки вала 1 имеют внутренние расточки, в которые запрессованы неразъемные бронзовые втулки 4. Каждая полуось вращается на двух подшип­ никах скольжения. Одной опорой для полуоси является бронзо­

вая втулка, помещенная

в

расточку вала,

второй — бронзовая

втулка 7, впрессованная

в

подшипниковый

корпус 5. На шлице­

вом хвостовике каждой полуоси насажена ведущая звездочка 9\ на шлицах полуосей помещены неподвижные половины 10 кулач­ ковых муфт, которые перемещаются вдоль полуосей механизмом включения муфт.

Кулачковые муфты горизонтального вала включены постоянно. В случае необходимости движения экскаватора включается кулач­ ковая муфта вертикального вала. При этом крутящий момент че­ рез зубчатую коническую пару и средний вал передается на обе полуоси и через них на цепную передачу и ведущие звездочки гу­ сениц.

34