Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а

VIII

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

САМОХОДНОЙ ПОГРУЗОЧНОЙ И ДОСТАВОЧНОЙ ТЕХНИКИ

§ I. Главные направления

Современные буровые установки, погрузочные и доставочные машины, проходческие комплексы, средства механизации на под­ земных рудниках позволяют постоянно увеличивать добычу руды.

Большая часть применяемого в настоящее время подземного горного оборудования разработана на основе машин, созданных много лет назад, развитие которых носило главным образом коли­ чественный характер: увеличивались мощность, производитель­ ность, размеры, надежность и долговечность машин и рабочего инструмента. Например, только за послевоенные годы средняя мощность подземной погрузочной машины возросла на 75%, скре­ перной лебедки на 92%, емкость вагонетки на 60%, сцепной вес электровоза на 84 %• В результате средняя машиновооруженность труда на подземных рудниках увеличилась примерно в 1,7 раза, что потребовало, естественно, крупных капиталовложений и затрат на опытно-конструкторские работы и освоение выпуска новых машин. Между тем производительность труда одного подземного рабочего за тот же период увеличилась непропорционально росту машиновооруженности, составив по сравнению с соответствующи­ ми показателями 1950 г. всего 130—140%. Следовательно, только увеличение основных параметров (мощности, размеров, скорости) горных машин и средств механизации не может обеспечить необ­ ходимых темпов роста производительности труда. ■

В течение ближайших 10—15 лет необходимо ввести такие ме­ тоды и внедрить такие средства механизации подземных работ, которые могли бы обеспечить не'только количественный, но и ка­ чественный сдвиг в этой области и позволили бы повысить произ­ водительность труда при подземной разработке руд не менее чем ' в 4—5 раз.

Основным вопросом этой сложной научно-технической пробле­ мы являются эффективные способы разрушения руды и отбойки ее от массива. Есть основания считать, что в настоящее время и

2 8 7


ближайшие 15—20 лет решающим методом отбойки крепких руд останется буровзрывной, так как, несмотря на трудности при его использовании (цикличность, потери времени на проветривание, неравномерность отбойки, необходимость вторичного дробления, разубоживание руды и т. д.), он остается лучшим по техническим и экономическим прказателям. Достаточно сказать, что при бурении шпуров в проходческом забое и скважин в очистном блоке механи­ чески разрушается (выбуривается) соответственно всего лишь около 0,6—0,7 и 0,3—0,4% объема отбиваемой за цикл горной мас­ сы. Если учесть, что и при этих относительно малых объемах стои­ мость собственно бурения составляет до 40% стоимости-руды, то, очевидно, увеличение объемов механического разрушения горных пород значительно увеличило бы экономические потери.

В настоящее время существует ряд новых направлений со­ вершенствования и коренного повышения производительности бу­ ровых машин и установок, которые в ближайшие 5—10 лет долж­ ны пройти исследовательскую и опытную проверки. Основными промышленными средствами бурения в течение этих лет на руд­ никах цветной металлургии останутся установки механического бурения (перфораторы и буровые станки), по совершенствованию которых ведутся исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Ближайшими наиболее реальными и перспективными направ­ лениями совершенствования горной техники (и, в частности, под­ земного погрузочного и транспортного оборудования) являются принципы самоходности, автономности и комбинирования горных машин.

§ 2. Принцип самоходности

На V и VI Международных горных конгрессах в Москве в 1967 г. и в Мадриде в 1971 г. отмечалось, что решающим усло­ вием увеличения производительности, снижения расходов и повы­ шения конкурентоспособности подземной добычи руды с открытой разработкой является применение безрельсового самоходного обо­ рудования. При этом имеются в виду не только системы с откры­

тым забоем, но и все варианты

высокопроизводительных

систем

разработки, в условиях которых

внедрение самоходной

техники

взамен переносной обеспечивает

значительный эффект.

 

Внедрение самоходных машин уже обусловливает рост произ­ водительности труда по сравнению с переносным оборудованием не менее чем в 2—3 раза. Так, только за 1971 г. благодаря исполь­ зованию новых усовершенствованных типов самоходных машин в

США добыча руды подземным способом

увеличилась примерно

на 25%.

 

 

 

Подземные

самоходные машины

(буровые установки на гу­

сеничном ходу;

погрузочные машины

с

парными нагребающими

2 8 8


лапами; самоходные вагонетки с донным конвейером) заменяются другими машинами, обеспечивающими больший экономический эффект, и прежде всего благодаря высокой долговечности и на­ дежности, а следовательно, значительному повышению полезного времени работы. Основным типом ходовой части машин является пневмоколесная. В новейших самоходных ковшовых погрузочных и погрузочно-доставочных машинах («Эймко», «Вагнер», «Катер­ пиллар», «Коэринг» — США, «Атлас Копко» и др.) и подземных экскаваторах специальных конструкций с ковшом 'повышенной емкости часто используют схему ковша без боковых стенок-— с боковой разгрузкой (ковш Либу).

Производительность мощных погрузочных машин на рудниках Канады изменяется от 500 до 1000 т/смену. Ковшовые погрузчики

иэкскаваторы по экономическим показателям длительной эксплу­ атации значительно превосходят машины с нагребающими лапами, в основном из-за высоких расходов на ремонт лап и частых про­ стоев, связанных с малой стойкостью лап и конвейерных цепей.

Современные подземные самосвалы и вагоны с телескопической разгрузкой кузова имеют повышенную (до 40 т) грузоподъемность

ипо своим параметрам приближаются к карьерным машинам. За­ рубежные модели самосвалов и вагонов (фирм «Майнинг Транспортейшн» — Швеция, «ANF» — Франция, «Джой» и «Вагнер» — США) предназначены для транспортирования руды на большие расстояния. Сменная производительность одного самосвала грузо­ подъемностью 20 т при расстоянии транспортирования 1 км на медных рудниках США составляет 500—525 т.

До настоящего времени в нашей стране главное внимание уде­ лялось созданию эффективных рабочих органов самоходных, по­ грузочных и транспортных машин — ковшей, нагребающих лап, кузовов и т. п. Однако опыт показал, что 50—55% отказов при работе таких машин в трудных подземных условиях приходится на пневмоколесную ходовую часть, из-за недостаточной надежно­ сти которой снижается производительность труда и не достигаются планируемые показатели экономического эффекта. Поэтому наря­ ду с дальнейшим усовершенствованием рабочих органов горных самоходных машин необходимы исследования и опытно-конструк­ торские работы по созданию высоконадежных ходовых систем, включая пневмоколеса, рамы, подвески, приводы, редукторы и си­

стемы управления на базе самой широкой их унификации.

§3. Принцип автономности

Внаиболее современном самоходном оборудовании использо­

ван второй прогрессивный принцип — автономность, достигаемая широким применением независимого дизельного привода, который имеет ряд важных преимуществ перед электрическим и особенно пневматическим приводом. Важнейшими преимуществами яв­ ляются: большая мощность; экономичность; плавная регулировка

2 8 9


скорости в широких пределах; простота конструкции и управле­ ния; высокая мобильность и маневренность; отсутствие необходи­ мости прокладки, наращивания, переноски и ремонта силовых ком­ муникаций— кабелей, трубопроводов, шлангов и пусковой аппа­ ратуры.

Недостатками дизельного привода являются необходимость со­ здания специального транспорта горючего н подземного заправоч­ ного хозяйства, а также токсичность отработанных газов дизельно­ го двигателя, которые загрязняют рудничную атмосферу и требуют специальных мер для очистки и улавливания токсичных компонен­ тов. Однако область применения машин с дизельным приводом расширяется и увеличивается число типов и действующих единиц дизельного оборудования.

Дизельные двигатели для горных машин (подобно электродви­ гателям) за рубежом выпускают крупные современные машнио- •строительные заводы с высокой унификацией, культурой произ­ водства и совершенной технологией. Масса двигателей снижается, а их технические показатели улучшаются. Освоено производство рудничных дизелей во взрывобезопасном исполнении, причем за много лет работы на зарубежных угольных шахтах не было заре­ гистрировано ни одного случая взрыва метана или угольной пыли из-за неисправности дизеля, искрообразования, высокой темпера­ туры или по другим причинам.

В зарубежных странах выпускают более 60 моделей дизель­ ных самоходных машин. В последние годы наряду с дизельными погрузчиками, самосвалами, вагонами, погрузочно-доставочными машинами появились различные тележки для перевозки грузов и людей, монтажные краны к самоходные ремонтные площадки с ди­ зельным приводом ходовой части. На некоторых рудниках (на­ пример, «Джефферсон» в США) успешно используют комбини­ рованную схему привода подземных буровых кареток фирм «Ин- герсолл-Рэнд» и «Гарднер Денвер» с пневмоколесным передвиже­ нием и дизельным приводом ходовой части (бурильные машины подключают к пневмосети только во время бурения). Все шире применяется дизельный локомотивный подземный транспорт. К 1971 г. по угольной промышленности зарубежных стран количе­ ство рудничных дизелевозов в % от общего парка подземных ло­ комотивов составило: в Бельгии — 80,5, Англии — 76,0, Франции — 62,0, ЧССР — 42,0.

По опубликованным данным, существует примерно 11 катего­ рий по мощности и более 70 моделей дизельных двигателей для подземных машин. Основными поставщиками этих двигателей яв­ ляются специализированные дизелестроительные предприятия фирм: в США — «Дейтц», «Катерпиллар», «Плимут», «Гумминс»;в Англии— «Ханслет Энджин», «Ростом энд Хорсби», «Лейланд», «Перкинс»; в ФРГ — «Дейтц», «Рурталер»; во Франции — «Дековиль», «Берри»; в Японии — «Ниигата Энджиниринг Мицуби­ си» и др.

:2 9 0


Подземный дизельный привод имеет достаточно высокие тех­ нико-экономические показатели. Так, современные дизельные локо­ мотивы конкурентоспособны с контактными электровозами, а по сравнению с аккумуляторными — выгоднее. Экономический эффект внедрения одного дизелевоза взамен аккумуляторного электровоза того же веса составляет 11 —12 тыс. руб. в год.

При работе самоходного оборудования с дизельным приводом,, по данным американских и канадских литературных источников, обеспечивается рост производительности труда до 75—90% и сни­ жение себестоимости руды на 60—70 % •

По материалам, полученным в ИГД АН КазССР, на Джезказ­ ганском руднике средние амортизационные отчисления на единицу дизельного погрузочного оборудования в 4 раза ниже, чем для аналогичных машин с электроприводом. По стоимости энергии (0,35 коп/т) самоходные погрузчики с дизельным приводом рав­ ноценны погрузчикам с электрическим приводом и значительно выгоднее пневматического оборудования (2 коп/т). Расчеты пока­ зывают, что перевод даже части самоходного оборудования на дизельный привод обеспечивает снижение себестоимости добыва­ емой руды на 23—24%.

В горнодобывающей промышленности СССР подземное дизель­ ное оборудование не получило широкого распространения глав­ ным образом ввиду сложности очистки и охлаждения отработан­ ных газов до установленных санитарных норм. Требуемая полнота очистки может быть обеспечена совершенствованием конструкции подземных двигателей и специальными мерами очистки отработан­ ных газов (например, каталитическим подавлением, которое при использовании платиновых, палладиевых, железо-медноокисных и других катализаторов снижает содержание окиси углерода на 60—90%). Исследования, проведенные в СССР, показали, что дру­ гие методы очистки (жидкостный, пламенный) менее эффективны.

К мероприятиям, обеспечивающим снижение токсичности отра­ ботанных газов, относятся: хорошее техническое состояние двига­ теля; применение малосернистого топлива с низким содержанием тяжелых углеводородов; исключение перегрузок двигателя путем выбора его мощности с достаточным резервом; регулярная реви­ зия газоочистителей с заменой отработавших катализаторов и фильтров; обеспечение соотношения количества воздуха к топливу не менее 20:1.

В ближайшие годы будут организованы и развиты исследова­ тельские и опытно-конструкторские работы по созданию эффек­ тивных систем дизельных двигателей и газоочистителей для под­ земных работ, основанных на новых физико-химических принци­ пах, а также новых видов рудничного дизельного топлива и при­ садок к нему, выделяющих при сгорании малотоксичные отрабо­ танные газы.

Вместе с тем, необходимо всемерно развить важные работы по использованию в перспективе аккумуляторного привода самоход­

291