лапами; самоходные вагонетки с донным конвейером) заменяются другими машинами, обеспечивающими больший экономический эффект, и прежде всего благодаря высокой долговечности и на дежности, а следовательно, значительному повышению полезного времени работы. Основным типом ходовой части машин является пневмоколесная. В новейших самоходных ковшовых погрузочных и погрузочно-доставочных машинах («Эймко», «Вагнер», «Катер пиллар», «Коэринг» — США, «Атлас Копко» и др.) и подземных экскаваторах специальных конструкций с ковшом 'повышенной емкости часто используют схему ковша без боковых стенок-— с боковой разгрузкой (ковш Либу).
Производительность мощных погрузочных машин на рудниках Канады изменяется от 500 до 1000 т/смену. Ковшовые погрузчики
иэкскаваторы по экономическим показателям длительной эксплу атации значительно превосходят машины с нагребающими лапами, в основном из-за высоких расходов на ремонт лап и частых про стоев, связанных с малой стойкостью лап и конвейерных цепей.
Современные подземные самосвалы и вагоны с телескопической разгрузкой кузова имеют повышенную (до 40 т) грузоподъемность
ипо своим параметрам приближаются к карьерным машинам. За рубежные модели самосвалов и вагонов (фирм «Майнинг Транспортейшн» — Швеция, «ANF» — Франция, «Джой» и «Вагнер» — США) предназначены для транспортирования руды на большие расстояния. Сменная производительность одного самосвала грузо подъемностью 20 т при расстоянии транспортирования 1 км на медных рудниках США составляет 500—525 т.
До настоящего времени в нашей стране главное внимание уде лялось созданию эффективных рабочих органов самоходных, по грузочных и транспортных машин — ковшей, нагребающих лап, кузовов и т. п. Однако опыт показал, что 50—55% отказов при работе таких машин в трудных подземных условиях приходится на пневмоколесную ходовую часть, из-за недостаточной надежно сти которой снижается производительность труда и не достигаются планируемые показатели экономического эффекта. Поэтому наря ду с дальнейшим усовершенствованием рабочих органов горных самоходных машин необходимы исследования и опытно-конструк торские работы по созданию высоконадежных ходовых систем, включая пневмоколеса, рамы, подвески, приводы, редукторы и си
стемы управления на базе самой широкой их унификации.
§3. Принцип автономности
Внаиболее современном самоходном оборудовании использо
ван второй прогрессивный принцип — автономность, достигаемая широким применением независимого дизельного привода, который имеет ряд важных преимуществ перед электрическим и особенно пневматическим приводом. Важнейшими преимуществами яв ляются: большая мощность; экономичность; плавная регулировка