Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Деформация рамы прицепа из-за недостаточной жесткости, появления трещин на сварных соединениях. Необходимость частых ремонтов амортизаторов подвески кузова.

4.Усиленная вибрация вращающихся частей карданной пере­

дачи, что является причиной выхода из строя упругого соединения вала с двигателем и маслонасоса. Необходимость частой замены болтов, соединяющих карданные валы с шарнирами Гука.

5. Нарушение работы гидросистемы машины из-за частого вы­ хода из строя уплотнений и гидронасосов, а также клапана повы­ шения давления в маслобаке. При порыве напорного рукава на рулевом управлении выходят из строя автоматический предохра­

нительный

клапан

механизма

рулевого

управления

и цилиндр

домкрата

поворота.

Малый срок

службы

(200—300 ч)

напорных

рукавов на рулевом

управлении.

Работа

гидромуфты

«Аллисон»

с перегрузкой: интенсивный нагрев масла и выход из строя как отдельных элементов, так и самой муфты.

6. Плохая герметичность корпуса катализатора. Малый срок службы (около 1200 ч) колосников — решеток.

7. Ненадежная конструкция контактов электросистемы, вклю­ чающих электромагнит предварительного поворота вала стартера. Необходимость частой регулировки и замены клиновых ремней привода генератора, компрессора и маслонасоса.-

В а г о н CN60E

1.Частые отказы тормозной системы ходовой части с утечкой тормозной жидкости из-за порыва трубок. Необходимость частой регулировки тормозной системы. Недостаточная мощность тяго­ вых двигателей, которые при работе в забоях, имеющих уклон почвы свыше 6°, перегреваются и при этом наблюдается интенсив­ ное искрение щеток. Возможны случаи выхода из строя червяч­ ных пар ходовых редукторов и порывы тяговых цепей.

2.Постепенные отказы скребкового конвейера, выражающиеся

впорывах цепей, поломках и изгибах скребков, выходе из строя угольников, перекрывающих цепи, и футеровки днища конвейера. Внезапные отказы скребкового конвейера из-за отрыва кронштей­ нов натяжного устройства и поломки скребков.

3.Нарушения в работе привода конвейера: часто выходят из строя фрикционная муфта, требующая постоянной регулировки из-за перегрева дисков, а также червячные пары редуктора и под­ шипники при малейшей утечке смазки.

4.Недостатки в работе электрической части: частые порывы питающего машину плоского кабеля при нарушении регулировки натяжения, заклинивание направляющих роликов при попадании рудной мелочи и повреждение из-за этого верхнего слоя изоляции кабеля. - •

5.Нарушения в работе гидравлической системы: порыв напор­ ных рукавов; выход из строя насоса «Тандем», его редуктора и

2 8 3


гидродвигателя привода кабестана; нарушение крепления гидро­ усилителя хода к днищу кабины; отказы кабеленаматывающего устройства из-за порыва цепей, износа изоляционной втулки ка­ белеукладчика и подгорания элементов токосъемного приспособ­ ления.

В настоящее время ведутся исследовательские работы по уста­ новлению долговечности самоходного погрузочного и доставочного оборудования, его отдельных узлов и деталей. Так как-окончатель- ных результатов по этим исследованиям еще не имеется, в табл. 37 приведены данные практики по средним срокам службы самоход­ ных машин, наиболее распространенным на отечественных руд­ никах.

 

Т а б л и ц а 37

Машина

Срок службы. г

Экскаваторы Э П - 1 ........................................

5— 7

Погрузочные машины ПНБ-ЗК, ПНБ-ЗД

4—5

Самоходные челночные вагоны ..................

3—4

Автосамосвалы.................................................

3—5

Погрузочно-доставочные машины:

3—5

ковшовые (Д К - 2 .8 Д ) ......................

ПДВ-1 .................................................

3—4

§6. Повышение надежности самоходного погрузочного

идоставочного оборудования

Надежности самоходных горных машин уделяют серьезное внимание. Ею занимаются как институты, проектирующие эти ма­ шины (Гипрорудмаш, Гипроникель, НИПИгормаш, Гипроуглегормаш, Гипромашобогащение и др.), так и заводы-изготовители (Кузнецкий, Копейский, Ясногорский, машиностроительные заво­ ды, Воронежский завод горно-обогатительного оборудования, Мо­ гилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова) и ряд высших учебных заведений. Повышение надежности должно осуществ­ ляться на всех трех стадиях, охватывающих проектирование, изго­ товление и §ксплуатацию машины.

Создание надежной машины должно начинаться с установления оптимального уровня ее надежности, который задается затем в технических требованиях на проектирование.

Установление показателей надежности каждого узла, механиз­ ма зависит от важности выполняемых функций, обеспечения на­ дежности машины или комплекса машин в целом, а также про­ изводственно-технических условий.

Так как при существующем развитии машиностроительной базы практически возможно достижение любой надежности, то при установлении оптимального уровня надежности машин исходят главным образом из экономических соображений и выбирают его

2 8 4


таким, чтобы суммарные затраты на проектирование, изготовле­ ние и эксплуатацию машины были минимальными. В связи с тя­ желыми условиями работы горных машин под землей, трудно­ стями их ремонта и поддержания в рабочем состоянии общие затраты на эксплуатацию машин составляют одну из главных ста­ тей затрат на горных’предприятиях. Поэтому горные машины должны иметь высокий уровень надежности (высокую безотказ­ ность, хорошую ремонтопригодность и большую долговечность).

Для установления нужного уровня надежности используют, в первую очередь, статистические данные об отказах аналогичных эксплуатируемых машин и комплексов, данные лабораторных ис­ пытаний образцов и критерии надежности, полученные в резуль­ тате специальных исследований.

При проектировании заданный уровень надежности может быть обеспечен как выбором рациональной схемы, так и конструктор­ скими методами. Высокая безотказность машин достигается при применении схем с минимальным количеством звеньев и кинема­ тических пар, с дополнительными степенями подвижности, необ­ ходимыми для компенсации упругих деформаций и перекосов, а также схем, у которых возникновение отказов одного элемента не вызывает неисправности других.

Безотказность узлов и машины в целом может быть повышена введением резервных элементов для замены основных при их от­ казе. Одним из способов повышения безотказности механизмов и узлов является применение ограничителей нагрузок и контроль за отказами, что достигается введением в схемы предохранительных и контрольных устройств и приборов (например, муфты предель­ ного момента, центробежные муфты, максимальные и тепловые реле). Для контроля работы узлов и механизмов широко исполь­ зуют приборы по контролю за вибрацией и деформацией элемен­ тов, токовых нагрузок, а также давлений в пневмо- и гидросисте­ мах. Для регулирования режимов работы отдельных агрегатов и узлов применяют различные автоматические устройства. Так, на челночных кабельных вагонах для регулирования натяжения пи­ тающего кабеля успешно применяют автоматический клапан, а на экскаваторе ЭП-1 для регулирования давления вчпневмосистеме — сервомеханизм. Для постоянного наблюдения за состоянием от­ ветственных и наиболее перегруженных элементов и узлов вводят различные приборы контроля и регистрации отказов.

К конструктивным методам повышения надежности относятся: рациональный выбор материалов и сочетание их; назначение раз­ меров и конфигураций узлов и деталей с учетом местной и общей прочности; разработка мер по уменьшению общих и местных на­ грузок; обеспечение нормального функционирования узлов трения в заданных условиях путем организации системы смазки, защиты от загрязняющего действия среды, блуждающих токов, повышен­ ной влажности и посторонних источников тецла; защита узлов и де­ талей от возможных аварийных повреждений в эксплуатации; ис­

2 8 5


пользование современных методов расчета деталей и узлов на проч­ ность и жесткость, применение унифицированных деталей и узлов.

Хорошая ремонтопригодность достигается компоновкой машин из отдельных агрегатов (метод агрегатирования), обеспечением свободного доступа к узлам, достижением минимума затрат вре­ мени на обнаружение и ликвидацию отказов. Для этого необхо­ дима разработка специальных приборов и инструмента. Так как при ликвидации отказов 20—30% всего времени идет на разборку и сборку узлов, особое внимание следует обратить на упрощение этих операций.

В период изготовления машин надежность обусловливается высокой технологической культурой, обязательным выполнением всех требований, указанных в чертежах, и применением современ­ ных приборов и приспособлений для контроля качества изготов­ ления.

Износостойкость и прочность деталей н узлов могут быть зна­ чительно повышены благодаря применению упрочняющей техно­ логии (цементации, азотирования, цианирования и поверхностной закалки с последующей шлифовкой зубьев колес и валов, осей и пальцев; борнроваиия втулок; поверхностного упрочнения накат­ кой и дребоструйным методом, наплавки трущихся частей твер­ дыми сплавами).

В процессе эксплуатации расходуется запас надежности, за­ ложенный в машине при ее проектировании и изготовлении. Ин­ тенсивность снижения и восстановления надежности машины за период эксплуатации зависят от условий ее работы, характера и продолжительности приложения нагрузок, организации техниче­ ского обслуживания и ремонта.

При эксплуатации машины институты, разработавшие ее, или заводы-изготовители анализируют неисправности и изучают при­ чины их возникновения; доводят слабые узлы и детали, заменяют их модернизированными и более надежными, т. е. в процессе до­ водки повышают уровень надежности машины по сравнению с пер­ выми образцами.

Изучение характера и интенсивности отказов, трудоемкости их ликвидации, разработка мероприятий по своевременному преду­ преждению отказов заменой неисправных узлов и деталей или вос­ становлению их, выбор профилактических мероприятий по смазке и регулировке, разработка технической ремонтной документации, механизация ремонтных работ— все это уменьшает число отка­ зов и увеличивает безотказность и долговечность машин.

Безотказность, ремонтопригодность и долговечность машины в большой степени зависят от рациональной технологии добычи по­ лезного ископаемого, квалификации технического персонала и ра­ бочих, организации технического обслуживания и ремонта.

2 6 6