Файл: Диденко Н.Ф. Машины для уборки овощей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные результаты выполненных Г. Д. Петровым работ ис­ пользованы при анализе работы прутковых транспортеров ово­ щеуборочных машин.

Процесс работы пруткового транспортера заключается в том, что при транспортировании срезанного лемехом пласта вверх мелкие частицы почвы просеиваются через зазоры между прут­ ками полотна. Для более эффективного выделения таких частиц из слоя транспортируемой почвы рабочая ветвь полотна колеб­

лется под действием специаль­

Полотно

ных

ударных

 

звездочек

или

 

 

встряхивателей

с приводом, не

 

зависящим от привода полотна

 

транспортера.

 

 

звездочки

 

Встряхивающие

 

могут

 

быть

двухрожковыми,

 

трехрожковыми

и эллиптичес­

 

кими.

Встряхиватели

рожко­

 

вого

типа

вызывают

резкое

 

возрастание

нормальной

со­

 

ставляющей скорости и ускоре­

 

ния полотна,

а эллиптические

 

звездочки

— более

 

плавное.

 

Благодаря

этому

эллиптичес­

 

кие

встряхиватели

находят

 

наиболее широкое

распростра­

 

нение.

Характер встряхиваний

Рис. 121. Схема эллиптического встря-

полотна

транспортера

зависит

хивателя пруткового транспортера

от размеров звездочек.

Эллиптический встряхиватель, находясь в постоянном зацеп­ лении с полотном, двигающимся с линейной скоростью ит, имеет переменный радиус и вращается поэтому с переменной угловой

скоростью. Пользуясь рис. 121, запишем

 

цт=

V cos ф,

 

но в то же время ѵт= р- —-,

а h = р cos ф,

тогда

dt

ѵт dw

 

, dw

 

ÜT — h —— или ——= - с - .

dt

h

dt

 

Вертикальная составляющая скорости полотна в точке В яв-

,

 

dh

dh dw

ляется функцией пути по времени, т. е. —

и л и ------ —, поэтому

dh

dh

dt

dtp dt

vT

( 102)

dt

dtp

h

 

Полотно транспортера представляет собой линию, касатель­ ную к эллипсу в точке А. Уравнение этой линии имеет вид

^ JL + IE ± = 1 а2 b2


Уравнение любой прямой, проходящей через точку А, в дан­ ном случае и полотна транспортера, будет

!/— t/A + ctgq>(x — xA) = 0.

Решив совместно эти уравнения, после преобразований полу­ чаем

 

h — а ]/ k2+ (1—fe2)sin2 ф,

(103)

где k

-----параметр, характеризующий форму

эллиптическо-

 

а

 

го встряхивателя.

Для определения нормальной составляющей скорости и уско­ рения полотна транспортера найдем производные dh по времени, используя уравнения (102) и (103).

dh _

dh

ѵт _

(1 fc2)sin ф cos cp

_

(104)

dt

dip

h

т 62+ (l—ft2)sin2<p

 

d2h

з

1— k2

k2 — (1 + Æ2) s i n 2 (p

 

(105)

dt2

T

a

[&2 + (l—£ 2)sin < p ]‘ 2

 

 

 

Подбрасывание частиц почвы, находящихся на полотне транс­ портера и имеющих скорость ит, возможно при условии, если их ускорение будет больше ускорения свободного падения g. Мак­

симальное ускорение частица будет иметь при ср =-^-, ПРИ этом

его абсолютная величина согласно уравнению (105) будет

( J Ü L )

= _ o ; . 2 z i L .

\ dt2 J max

О,

Условие динамического равновесия в момент отрыва частицы от поверхности полотна запишем в виде

2 1— к2

V т

а

= в,

 

 

отсюда минимальная скорость полотна транспортера, при кото­ рой обеспечивается подбрасывание частиц,

Пт | / -

51-

(106)

У

1—ft2

 

Максимальное значение вертикальной составляющей скоро­ сти полотна определим из уравнения (105), приравняв вторую производную пути по времени нулю. Этой скорости соответству­ ет угол поворота эллиптического встряхивателя ф Шах-

sin Фшах = k V-1+k2


Подставив

значение угла

фтах в уравнение (104),

получим

максимальное

значение

вертикальной составляющей

скорости

частицы почвы:

 

 

 

 

\

Y

= і>т(1 —k2).

(108)

 

dt / max

 

Анализ последней формулы показывает, что максимальное значение нормальной составляющей скорости находится в пря­ мой зависимости от скорости полотна и является функцией параметра k. Таким образом, экстремальные значения скорости подбрасывания не зависят от абсолютных размеров эллиптичес­ кого встряхивателя, а зависят лишь от соотношения полуосей

в пределах 0,6—0,7 [20].

Встряхивающие звездочки находятся в постоянном зацепле­ нии с полотном транспортера и поэтому частота встряхиваний находится в прямой зависимости от скорости полотна и числа кулачков звездочки и определяется по формуле

v = cnBCT= c ~ î - ,

(109)

^яя

 

где с — число кулачков звездочки;

звездочки.

L3в — длина начальной кривой встряхивающей

Для эллиптической встряхивающей звездочки частота коле­

баний выражается зависимостью

 

= 38,2

( 110)

1,5(а + 6)— У ab

 

Анализ процесса работы пруткового транспортера с принуди­ тельным колебанием полотна встряхивателем ударного действия (рис. 122) показывает, что условие подбрасывания частиц почвы выполняется при ускорении полотна транспортера

j ^ g

cos а или

CD

g cos а.

сйМ sin at —— cos


Размах колебаний, определяемый углом поворота двуплечего рычага, невелик, поэтому можно считать, что cose ~ 1, тогда

ИМ = - ^ , sin ййКуд

CD

где /Суд = -------- параметр, характеризующий кинематику удар-

вс

ного встряхивателя.

Частоту вращения вала эксцентриков, обеспечивающую под­ брасывание материала на полотне, можно определить из соот­ ношения

п > 30

cos а

( 111)

 

A sin (at

Наиболее целесообразным режимом работы встряхивателя считается такой, при котором время полета частицы равно вре­ мени полуоборота эксцентрикового вала, т. е. t — л/со, а даль­ ность полета частицы равна длине L двуплечего рычага встря­ хивателя. При соблюдении этих условий подброшенная первым встряхивателем частица упадет на полотно в зоне второго встря­ хивателя в момент подъема полотна вверх.

Исходя из этих условий, нормальная составляющая скорости полотна ѵи, обеспечивающая время полета частицы, равное вре­ мени одного колебания полотна, определяется следующим соот­ ношением [20]:

V Н

(112)

 

Для определения скорости полотна транспортера можно поль­ зоваться приближенной формулой

цт= ^-----

L.

(ИЗ)

2ѵн

Эффективность рабочего процесса пруткового транспортера, как и всякого сепарирующего рабочего органа, определяется его

.сепарирующей способностью. Прежде всего необходимо знать влияние скорости полотна транспортера на этот показатель. По данным исследований, коэффициент сепарации с увеличением •скорости полотна ѵтвозрастает до некоторого максимального значения, а затем начинает уменьшаться (рис. 123, а). Наиболее целесообразными являются скорости полотна в диапазоне 2,2—

.2,8 м/с. Транспортеры с независимым двухроликовым встряхи­ вателем имеют более высокую сепарирующую способность, чем транспортеры с эллиптическим встряхивателем. Разница в сепа­ рирующей способности наиболее ощутима при переработке почв повышенной влажности (рис. 123, б). При оптимальной влажно­ сти почвы (15—23%) эта разница незначительная, 3—5%.


Удельная сепарация почвы с возрастанием скорости полотна от уменьшается у транспортеров с независимым встряхивателем и практически остается неизменной у транспортеров с эллипти­ ческим встряхивателем (рис. 124).

Влажность почвы оказывает решающее влияние на ее сепа­ рацию. С повышением влажности полнота сепарации почвы при оптимальной скорости полотна транспортера уменьшается более

1 .

2» N

О)

б)

Рис. 123. Влияние линейной скорости полотна (а) и влажности почвы (б) на сепарирующую способность пруткового транспортера:

/ — независимый роликовый встряхиватель полотна; 2— эллиптический встряхиватель

 

 

 

60 80 WO 720 ѢО 760780 200 кг/(с-м)

 

 

 

Подача

Рис.

124. Влияние скорости

Рис. 125. Влияние подачи на коэффи­

транспортера на

удельную се­

циент сепарации почвы прутковым

 

парацию:

транспортером

1 — эллиптический

встряхиватель;

 

 

2 и 3 — встряхиватель принуди-

ч е м в 2 6 раза. С ПОВЫШеНИеМ CKO-

тельного

действия

при частоте

соответственно 300 и 600 колебаний

’ г

,

 

в минуту

росви полотна

(свыше 3 м/с) пол­

нота сепарации почв оптимальной влажности уменьшается, а почв 'Повышенной влажности практи­ чески остается без изменений.

По данным экспериментального изучения процесса сепарации почвы прутковыми транспортерами с независимым принудитель­ ным встряхиванием полотна, изменение амплитуды колебаний в режимах с подбрасыванием хотя практически и не влияет на полноту сепарации почвы, тем не менее наиболее высокая полно­ та сепарации получена при радиусе кривошипа г = 35 -н 45 мм [20]. С увеличением подачи почвы на полотно транспортера пол­ нота сепарации уменьшается, однако это уменьшение незначи­ тельное (рис. 125).