Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 16
Г. Н. ДЕН
\
М е х а н и к а
п о то к а
В ЦЕНТРОБЕЖНЫХ КОМПРЕССОРАХ
Л Е Н И Н ГР А Д
«М АШ ИНОСТРОЕНИЕ»
Л Е Н И Н Г Р А Д С К О Е О Т Д Е Л Е Н И Е .
1 973
Г<*<5. Яу0-мИЧі*8.Я
д зз научно -т с.-•■ - ч»ч 6н1ідчіі ■-•.<■■•-'
экзем 1';;--
f?y
Ч И ТАЛ ЬИ О Г О З А Л А
ГЭ
ъ - з п м ь
/ ö ' j / /
У Д К 621.515 : 533.697
Д е и Г. Н . Механика потока в центробежных компрессорах. Л ., «Машиностроение» (Ленингр. отделение) 1973, 272 с.
В книге изложены результаты экспериментальных и теоретиче ских исследований течения и потерь во всех основных элементах проточных частей центробежных машин — рабочих колесах, диф фузорах, обратных направляющих аппаратах, входных и выходных устройствах. Приведены газодинамические характеристики различ ных вариантов элементов ступеней. Большое внимание уделено опи санию особенностей кинематики потока в отдельных элементах проточных частей и анализу влияния коэффициентов потерь и дру гих характерных газодинамических факторов на экономичность ступени. Показана возможность использования аппарата теории аэродинамических решеток для расчета обтекания лопаток колес, диффузоров, обратных направляющих и входных регулирующих ап паратов. Описаны методы расчета течений в канальных и безлопаточных диффузорах и выходных улитках. Рассмотрены способы расчета аэродинамических сил, действующих на ротор и лопаточные системы диффузоров и входных регулирующих аппаратов. Результаты всех расчетов сопоставлены с опытными данными.
Книга предназначена для инженерно-технических работников, связанных с проектированием, исследованиями и испытаниями цен тробежных компрессорных машин и насосов. Она может быть также полезна студентам вузов соответствующих специальностей.
Табл. 2. Ил. 106. Список лит. 80 назв.
Р ец ен зен т д-р техн. наук проф. К- П. Селезнев
âl35—158
038 (01)—73 158—73
© Издательство «Машиностроение», 1973 Г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы 'преду смотрено дальнейшее ускорение научно-технического прогресса. В течение девятой пятилетки планируются ускоренные темпы развития электроэнергетики, машиностроения, химической, неф техимической и газовой промышленностей. Все эти отрасли нуждаются в установках для сжатия и перекачки больших коли честв воздуха и разнообразных газов. Во многих конкретных случаях наиболее предпочтительным типом компрессора оказы вается машина центробежного типа.
Центробежное компрессоростроение достигло больших успе хов в создании высокоэкономичных проточных частей. Переход к большим окружным скоростям позволил снизить вес и габариты машин за счет уменьшения диаметров рабочих колес и числа сту пеней. Проектные подразделения заводов, разрабатывающих и выпускающих центробежные компрессоры (НЗЛ, «Энергомаш»), конструкторские бюро и научно-исследовательские институты, проектирующие машины (ЛенНИИхиммаш, ВНИИхолодмаш, СКВ по компрессорам), располагают большим количеством про веренных аэродинамических схем ступеней и многоступенчатых секций, обеспечивающих создание различных новых типоразмеров машин для обслуживания новых технологических производств. В лабораториях заводов, конструкторских бюро и институтов накоплены обширные данные по аэродинамике центробежного компрессора.
Однако появление новых областей применения центробежных машин и расширение границ их использования (увеличение диа пазона производительностей и давлений) в ряде случаев не позво ляют использовать при разработке нового компрессора уже имеющуюся изученную аэродинамическую схему. В подобных случаях приходится продолжать исследования аэродинамики центробежных машин с целью создания новых проточных частей.
В предлагаемой монографии систематизированы результаты экспериментальных и теоретических исследований аэродинамики проточных частей стационарных центробежных машин. Осно вой работы являются материалы и результаты, полученные
1* |
3 |
в лаборатории компрессорных машин Невского машиностроитель ного завода им. В. И. Ленина при непосредственном участии автора. В книге использованы также данные, опубликованные работни ками других организаций, прежде всего, проф. К. П. Селезневым и его учениками (ЛПИ), сотрудниками ЦКТИ им. И. И. Ползу нова и МЭИ. При написании книги особое внимание уделено анализу кинематики потока в каждом элементе ступени, выясне нию допустимости применения теоретических методов механики жидкости и газа (теории аэродинамических решеток и погранич ного слоя) для расчета потока в центробежных машинах, изло жению расчетных методов, позволяющих построить картину течения в проточной части, а также газодинамическим характе ристикам отдельных элементов центробежной ступени.
Стационарные центробежные компрессоры создаются, как правило, для работы при умеренных числах М в проточной части. Большая часть исследований таких машин до сих пор произво дилась при сравнительно невысоких значениях М. Теоретический анализ течения в элементах ступени произведен в большинстве случаев применительно к движениям с небольшими числами М. Поэтому приведенные в монографии результаты справедливы не только для компрессоров, т. е. машин, работающих на газообраз ных средах, но частично и для центробежных насосов.
Автор ограничился рассмотрением только установившихся течений в элементах компрессора и не затронул чрезвычайно важных вопросов нестационарной аэродинамики центробежных машин, которые должны явиться предметом самостоятельного рассмотрения.
Автор признателен всем сотрудникам лаборатории компрес сорных машин НЗЛ, принимавшим участие в исследованиях, за помощь и поддержку при написании книги.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Q |
— объемная |
производительность (объемный расход); |
N |
||
G |
— массовый |
расход; |
1 1 |
||
|
— мощность; |
|
— коэффициент полезного действия (к. п. д.); лк — степень .повышения давления;
р— плотность газа;
р— давление;
Т— температура;
|
|
/( — напор, т. е. изменение удельной работы на участке |
между рас |
||
с, іи, |
и |
сматриваемой точкой или сечением и начальным сечением н—н; |
|||
|
|
q |
|
|
|
|
|
|
— кинетическая энергия, отнесенная к плотности газа; |
|
|
|
|
b |
— абсолютная, относительная и окружная скорости; |
|
|
|
D , |
соF |
— угловая |
скорость; |
|
|
d |
— ширина в меридиональной плоскости; |
|
||
|
|
R |
— площадь |
поперечного сечения; |
|
|
|
|
— диаметр; |
газовая постоянная |
|
|
|
L |
— радиус, |
|
|
|
|
I |
— длина лопатки; |
|
|
г, |
|
г |
— длина дуги, отсчитываемая вдоль поверхности лопатки; |
||
|
Ѳ, |
s |
— зазор, криволинейная координата в меридиональной |
плоскости; |
|
|
z |
— цилиндрические координаты; |
|
||
|
|
ö — толщина; |
|
||
|
|
|
— число лопаток или число гребней в уплотнении; |
на выходе; |
|
|
|
Ф — скорость, отнесенная к окружной скорости колеса |
|||
|
|
X — коэффициент мощности; |
|
кѵ — коэффициент изменения удельного объема;
ф•— коэффициент напора;
к— показатель адиабаты;
Кд —•коэффициент диффузорности; Q — коэффициент реакции колеса; К — коэффициент Кориолиса;
£, £ — коэффициенты потерь и восстановления;
а— угол между направлением окружной скорости колеса и направ лением абсолютной скорости или касательной к средней линии неподвижной лопатки;
ß— угол между направлением, противоположным направлению окруж ной скорости колеса, и направлением относительной скорости
і |
или касательной к средней линии лопаток колеса; |
|
||
|
— угол атаки; |
диска |
колеса, угол |
|
й — угол |
наклона образующей покрывающего |
|||
М |
между |
образующими боковых стенок |
улитки, |
диффузора |
|
или о. н. а .; |
|
|
|
R |
— момент количества движения, крутящий или изгибающий моменты; |
|||
|
— радиальное усилие; |
|
|
Т— осевое усилие;
Р— сила;
5
Re — число Рейнольдса; М — число Маха;
*— расчетная величина;
ик z — радиальная, окружная л осевая составляющие;
л — величина, относящаяся к лопатке, лабиринтному уплотнению; р — рабочий диск;
II— полные параметры, покрывающий диск;
н— начальные параметры;
к — конечные параметры; |
|
пол — полнтропный; |
|
0 |
— входное сечение колеса; |
1 |
— сечение перед лопатками колеса; |
2 — выходное сечение колеса; |
3 — сечение перед лопатками диффузора;
4 — выходное сечение диффузора;
5 — сечение |
перед лопатками о. и. а.; |
|
6 — выходное сечение о. н. а.; |
||
7 |
— входное сечение улитки; |
|
8 |
— сечение |
перед лопатками в. р. а.; |
_9 — сечение |
за лопатками в. р. а.; |
—осреднение по расходу, обезразмеривание по наружному диа метру колеса D i или радиусу г2;
~— расчет по средней скорости потока.
__Г ЛАВА 1_____________________________
Га з о д и н а м и ч е с к и е
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУПЕНИ
• И ЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Центробежные компрессорные машины (ц. к. м.) ис пользуются в различных отраслях промышленности, причем область их применения непрерывно расширяется. Разнообразие технологических процессов, обслуживаемых стационарными цен тробежными компрессорами, и многообразие сжимаемых и пере мещаемых ими газообразных сред привело к созданию большого количества различных типов центробежных машин, при этом каждый тип обычно можно использовать лишь в том конкретном производстве, для которого машина предназначалась при проек тировании. Совершенствование технологических процессов, обслу живаемых компрессорными машинами, и появление новых про изводств вызывает необходимость в создании новых типов машин, причем производства, использующие центробежные компрессоры и нагнетатели, как правило, являются настолько крупными, что потребность в машинах каждого типа составляет единицы.
Учитывая малую серийность машин, резкие различия в требуе мых параметрах и физических свойствах сжимаемых сред (что приводит к большому разнообразию проточных частей), а также достаточно сжатые сроки проектирования, изготовления и ввода в эксплуатацию, при разработке новых ц. к. м. приходится при менять такие методы, которые позволяют получить в новой ма шине расчетные параметры без проведения длительных и дорого стоящих доводочных работ на головном или опытном, образцах.
Наиболее надежным методом создания стационарных ц. к. м., избавляющим от необходимости доводки проточной части до га рантийных параметров, является метод моделирования. Для того чтобы иметь возможность пользоваться этим методом, необходимо располагать достоверными результатами испытаний различных ранее созданных ступеней и многоступенчатых секций, так как только результаты испытаний исходного прототипа позволяют построить газодинамические характеристики новой машины во всем требуемом диапазоне производительностей'еще до изготовле ния головного образца.
Недостатком метода моделирования является его консерва тивность — невозможность получить новую машину с более совершенной проточной частью, чему исходной модели. Поэтому параллельно с проектированием новых машин на базе метода моделирования совершенно необходимы экспериментальные и
7
теоретические изыскания, направленные на совершенствование имеющихся и разработку новых газодинамических схем с целью расширения «парка» исходных проточных частей. Эти работы целесообразно выполнять с использованием специальных экспе риментальных установок — моделей, имеющих сравнительно не большие габариты и потребляемые мощности и представляющих собой отдельные ступени или многоступенчатые секции. Проточ ные части моделей после окончания отработки могут быть исполь зованы непосредственно в качестве прототипов при проектирова нии натурных машин.
Изложенная система проектирования, состоящая из двух неразрывных частей — отработки и совершенствования проточных частей на малоразмерных моделях (диаметры рабочих колес около 300 мм) и перенесения достигнутых результатов методом модели рования на натурные проектируемые машины, — разработанная В. Ф. Рисом, успешно применяется в течение многих лет Нев ским машиностроительным заводом им. В. И. Ленина. Так как при использовании подобной методики исходными данными для проектирования новой машины являются экспериментальные результаты, полученные на модельной установке, то при прове дении газодинамических расчетов оказывается достаточным при менение сравнительно простых расчетных методов, основанных на одномерной газогидравлической схеме течения. В то же время для совершенствования модельных ступеней и анализа результа тов их исследования целесообразно использование более сложных и строгих теоретических методов.
Современные стационарные центробежные компрессоры имеют проточные части, состоящие из нескольких секций, разделенных газоохладителями. Секция может быть одноили многоступен чатой. Каждая ступень является совокупностью отдельных эле ментов, имеющих различное назначение и свойства. Основной элемент ступени — рабочее колесо. В нем происходит передача энергии от привода к сжимаемой среде. Механическая, энергия привода расходуется на повышение потенциальной и кинетиче ской энергии потока и преодоление потерь в проточной части. В диффузоре, расположенном за рабочим колесом, кинетическая энергия потока, выходящего из колеса, должна преобразовываться в потенциальную — скорости потока должны уменьшаться, а дав ление возрастать. Обратный направляющий' аппарат (о. и. а) осуществляет Подвод потока к рабочему колесу следующей сту пени. Выходное устройство концевой ступени служит для вывода потока из проточной части секции, а всасывающее устройство первой ступени — для подвода потока к первому рабочему колесу.
Для оценки иапорности, экономичности и области производи тельностей центробежной компрессорной машины достаточно рас полагать ее газодинамическими характеристиками, т. е. графи ческими зависимостями степени повышения давления пк, политропного к. п. д. т)пОЛ(или адиабатного г)ад) от объемной произво
8
дительности Q или массового расхода G. При этом должны быть заданы начальные температура и давление газа перед всасываю щим патрубком Тп и рн, физические константы газа (газовая постоянная R и показатель адиабаты k) и скорость вращения ротора п (а также расход охлаждающей воды и ее температура — для компрессора, имеющего охлаждение газа в процессе сжатия).
Суммарные газодинамические характеристики компрессора являются окончательным критерием, позволяющим судить о его свойствах и газодинамическом совершенстве. Для более углуб ленного рассмотрения работы компрессора всегда желательно иметь также характеристики неохлаждаемых секций компрессора и его отдельных ступеней. Однако даже характеристики ступеней еще не позволяют с достаточной полнотой рассмотреть взаимодей ствие отдельных элементов ступени, удовлетворительность согла сования их между собой, степень совершенства каждого элемента. Знание газодинамических характеристик каждого элемента дает возможность подробно анализировать работу компрессора, изы скивать пути совершенствования проточной части за счет улучше ния согласования ступеней и их отдельных элементов между собой.
В работе [49] излагается идея поэлементного метода расчета компрессора по газодинамическим характеристикам патрубков, колес, диффузоров, о. н. а. и выходных устройств. К сожалению,
использование |
поэлементного метода расчета проточной |
части |
ц. к. м. может |
быть затруднено отсутствием достаточного |
коли |
чества данных, которые могли бы быть заложены в основу подоб ных расчетов. Однако по мере накопления опытныхданных о работе каждого элемента центробежной ступени поэлементный метод расчета сможет найти практическое применение при проек тировании проточных частей центробежных машин.
1.1. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ, ОПИСЫВАЮЩИЕ ТЕЧЕНИЕ В СТУПЕНИ
Теоретические методы механики жидкости и газа позволяют рассчитать и построить картину течения в различных элементах ступени, удовлетворительно согласующуюся с действительностью, по крайней мере в области расчетных режимов; определить сило вое воздействие потока на ротор и лопаточные системы направ ляющих аппаратов; качественно предсказать места возможных отрывов потока, вызывающих возрастание потерь энергии; оце нить потери из-за трения газа о стенки, но не дают возможности чисто аналитическими методами подсчитать потери энергии и получить к. п. д. центробежной ступени.
Течение газа в проточных частях при давлениях, близких к атмосферному или превосходящих атмосферное, является тур булентным. Для таких течений в настоящее время отсутствует замкнутая система уравнений, описывающая пространственные турбулентные потоки жидкостей и газов. Например, если числа М
9