Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 16
Если ввести в рассмотрение коэффициент расхода колеса на
выходе срг3, связанный с сг2 соотношением сг2 = и2cpr2, то вместо размерного соотношения (1.19) будем иметь безразмерное
Фі.а» = 1 — |
ctg р2л. |
(1.20) |
При конечном числе лопаток г2угол выхода потока из колеса ß2 не совпадает с углом выхода лопаток ß2jl и зависимость ср„2 (фг2) оказывается более сложной. Различными авторами предложено большое количество приближенных формул, устанавливающих связь фц2 и ф,,2 и в той или иной степени согласующихся с экспе риментом при отдельных частных случаях [44], однако ни одна из них не может быть признана достаточно универсальной. Наи более простая связь ф„2 с фг2 устанавливается формулой А. Стодолы
Фи 8 = 1 — -Г Sin ßs." — Фг 2Ctg Р2л, |
(1.21) |
*2 |
|
которая вполне может быть использована для приближенных оценок.
Коэффициент расхода фг2 по определению есть отношение средней радиальной составляющей скорости потока при выходе из колеса к окружной скорости м2)
_ |
Cr г _ _ |
C?2 _ |
Q |
(1 + |
ßnp) |
( 1. 22) |
|
r ~ |
42 |
PgK2U |
U2F2 |
12 |
|||
|
причем F2— площадь выходного сечения колеса; а kv2— коэф фициент изменения удельного объема газа в колесе, kv2 = Pilp^1- Вместо коэффициента расхода фг2 иногда оказывается удобным испозьзовать иную величину— коэффициент расхода на входе, подсчитываемый по средней скорости потока при входе в колесо,
_ <*___ с0 _ |
<3(1 + ßnp) |
(1.23) |
и2 |
U2F QII-J о |
|
Здесь F0— площадь входного отверстия колеса; kv0— коэф фициент изменения удельного объема при входе в колесо, величина, мало отличающаяся от единицы.
1 Коэффициент |
расхода |
qv2 принято |
определять без учета протечек через |
|||
уплотнения |
[44], при этом |
площадь Кг |
вычисляется с |
учетом |
загромождения |
|
выходного |
сечения |
колеса |
лопатками: |
Кг = яОгбаТа, |
где т2 |
— коэффициент |
загромождения, подсчитываемый по условной толщине лопатки на выходе 6» =
= |
(0,6ч-0,7) 6 для лопаток, имеющих постоянную толщину б. При тонких лопатQ%— |
|||
ках оказывается, что |
1 + |
ßnp «=* 1/тз, т. е. учет загромождения |
практически |
|
эквивалентен расчету |
го™ |
по действительному расходу через |
колесо |
|
= |
С (1 + ßnp). |
|
|
|
16
Напорность ступени характеризуется безразмерным коэффи циентом напора ф, вычисляемым по «эффективному» напору Аэф =
Т)по>
Ф — ~ Т " = ^пол О + ßnp + Ртр) Фи а, |
(і -24) |
“2
атакже коэффициентом мощности
Х = 4 |
= 1Г - |
= (І + Р п р + |
ßrp) фи а. |
(1 -25) |
«2 |
’Іпол |
н |
1 |
|
Степень повышения давления як, согласно (1.17) и (1.25),
связана с коэффициентом мощности % соотношением |
|
|
«к = [1 + |
(*— 1) |
(1-26) |
где |
|
|
Ми — |
Но |
|
V kRTu ’ |
(1.27) |
Величина М„ представляет собой условное число Маха и иногда называется фактором сжимаемости.
Коэффициент мощности удобно определять по измеренным
средним температурам газа Тп и Тк перед и за ступенью. Из формулы (1.14) видно, что удельная мощность равна
Л = т4 Т /?(7,к- Г я) + ?к- 9 н,
поэтому, если пренебречь разностью qK— qH, то
(1.28)
и2
Политропный к. п. д. ступени т|пол легко подсчитывается по формуле (1.16). Более сложным является' определение коэффи циента расхода срг2. Для вычисления этой величины необходимо располагать результатами измерений давлений за колесом, позво ляющими вычислить плотность газа при выходе из колеса р2, либо делать допущение о постоянстве показателя политропы процесса сжатия в ступени п. В последнем случае
!^2 = |
[ \+ (к ~ 1 )М 2и%^]а~ \ |
(1.29) |
||
где Q — коэффициент |
реакции |
колеса [44]. |
между |
средней по |
Коэффициент Q показывает |
соотношение |
расходу кинетической энергией при выходе из колеса q%и удель ной мощностью ступени іг,
h — qa
В первом приближении
тогда
(1.31)
Формулы (1.16), (1.17), (1.22), (1.28), (1.29) и (1.31) позволяют подсчитать безразмерные газодинамические характеристики сту
пени %(срг2) и ііпол (срг2) по размерным величинам Q, |
Nt |
и |
лк |
или по измеренным температурам и давлениям Ти> р„ |
и |
Тк, |
рк |
перед и за ступенью и производительности Q. Для вычисления коэффициента ср„2, входящего в формулу (1.31), приходится ис пользовать какую-либо из приближенных зависимостей <р„2 (фг2)> например зависимость, предложенную А. Стодолой (1.21). Более подробно метод подсчета безразмерных характеристик ступени изложен в [44].
Как уже было указано выше, потери энергии в проточной части ступени, а следовательно, и политропный к. п. д. і]пол можно определить только по опытным данным. Внутренняя мощ ность УѴ, при различных производительностях Q может быть подсчитана с достаточной для практических целей точностью,
если известна мощность на расчетном режиме УѴ; при расчетной производительности Q*. Обработка большого числа опытных данных, полученных при испытаниях различных типов центро бежных ступеней и секций, показала, что для подсчета внутренней мощности при нерасчетных производительностях _можно поль зоваться формулой
где
Формула (1.32) может быть получена при некоторых упро щающих допущениях из формул (1.12) и (1.22).
1.3. ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕМЕНТОВ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ СТУПЕНИ
В стационарном центробежном компрессоростроении принято подразделять ступени на промежуточные и концевые. Промежу точная ступень состоит из колеса, диффузора и о. и. а., конце-
18
вая — из колеса, диффузора и выходного устройства. В некото рых случаях выходное устройство концевой ступени располагается непосредственно за колесом и выполняет роль диффузора. Перед первой ступенью располагается входное устройство. Рабочему колесу может предшествовать входной регулирующий аппарат (в. р. а.), предназначенный для создания закрутки потока перед
Б-Б
1.2. Схема проточной части двухступенчатой секции
колесом. Условное подразделение проточной части двухступен чатой секции на отдельные элементы показано на рис. 1.2.
Величинами, характеризующими свойства отдельных элемен тов ступени, могут служить коэффициент потерь £ и коэффициент восстановления £ (а для колеса — внутренний к. п. д. ті0_2 и коэффициент сри2). Коэффициент потерь £ показывает, какая часть кинетической энергии q, которой располагает поток во входном или выходном сечении данного элемента, затрачивается на пре одоление потерь. Например, для входного устройства
(1.33)
2 |
19 |
Здесь Аhn_0— потери напора между входніым сечением всасы вающего патрубка н—н и входным сечением колеса 0—0 (рис. 1.2); qо — средняя кинетическая энергия в сечении 0—0.
Для лопаточного диффузора
(1.34)
ѵз
Коэффициент восстановления показывает, какая часть кине тической энергии преобразуется в статический напор,
Ез-4 = - ^Чз~ - |
- |
(1.35) |
Здесь /і4—h3— изменение статического напора в диффузоре. Величины £ и | позволяют определить полный и статический
напоры за рассматриваемым элементом проточной части по напо рам перед ним, например полный напор за диффузором
Кт = hi 4- 9 4 |
= h3n—£з_4 9 з = h3-)- (1 — t3_i) q3, |
(1.36) |
статический напор за |
диффузором |
|
|
К) = /?.3-}- |з_4q3. |
(1-37) |
Коэффициенты £з_4 и £3_4 связаны между собой соотношением
^ 4 = 1 - ? 3 - 4 ---- |
Т , ' |
(1.38) |
кд
где
(1-39)
Отношение кинетических энергий перед и за диффузором к\ следует рассматривать как самостоятельный параметр, характе ризующий свойства диффузора. Этот параметр показывает, во сколько раз изменяется кинетическая энергия в диффузоре. Величину кд будем называть коэффициентом диффузорности. При малых числах М в рамках струйной, одномерной теории
Чем больше коэффициент диффузорности кд, тем меньше кинети ческая энергия при входе в расположенный за диффузором эле мент ступени и тем меньше потери напора в этом элементе.
В некоторых исследованиях оценка качества диффузоров про изводится по величине, называемой к. п. д. диффузора фд и пока зывающей, какая часть изменения кинетической энергии q3— g4 преобразуется в диффузоре в статический напор;
11д |
К, — |
hs |
(1.40) |
||
Ч |
|||||
Чз |
— |
а |
|||
|
|||||
|
|
|
20