Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в потоке невелики и при рассмотрении течения в элементе проточ­ ной части можно пренебречь изменением плотности газа р, то стационарное турбулентное движение, осредненное за некоторый период времени, описывается уравнениями движения, которые в цилиндрической системе координат г, Ѳ, z имеют вид:

_ дСг_

,

Си_

дСг_ .

дСг_ _______I

др

,

р

 

(1.3)

дг

'

г

аѳ " г с2

dz ~

р

dz

*

 

г

 

 

В этих уравнениях Fn Fu, Fz — члены, обусловленные наличием вязких и турбулентных касательных напряжений в потоке:

Касательные напряжения т связаны с составляющими скорости течения сг, са и сг:

(1.7)

причем молекулярная вязкость р, зависит от температуры и физи­ ческих свойств газа, а турбулентная вязкость А является функцией координат г, Ѳ, z и вид этой функции заранее неизвестен.

К уравнениям движения (1.1)—(1.3) необходимо добавить уравнение неразрывности, или сплошности,

(1.8)

и граничные условия. Уравнения (1.1)—(1.3) и (1.8) совместно с соотношениями (1-.4)—(1.7) образуют систему, в которой число

ю

неизвестных превосходит пиело уравнений. Система уравнений, описывающих течение, окажется замкнутой, если пренебречь вязкими и турбулентными напряжениями, положив Fr = Fu = = Fz = 0. Тогда получаются уравнения, описывающие движение идеального, лишенного вязкости потока при небольших числах М.

Связь между вязкими напряжениями и составляющими ско­ рости известна в случае ламинарного течения, которое может иметь место при небольших числах Рейнольдса. При ламинарном движении турбулентная вязкость А = 0 и система уравнений (1.1)—(1.8) также оказывается замкнутой. Однако в случае про­ странственного турбулентного движения соотношение, позволя­ ющее замкнуть систему, отсутствует. Поэтому при рассмотрении конкретных задач, возникающих при исследовании турбулентных течений, уравнения (1.1)—(1.8) приходится дополнять эмпириче­ скими соотношениями, полученными на основании эксперимен­ тальных исследований простейших течений — около плоской стенки или в прямой трубе. Справедливость такого подхода к ре­ шению задач, связанных с рассмотрением пространственных тур­ булентных течений, каждый раз нуждается в экспериментальной проверіке.

Потери энергии, связанные с вязкостью газа, могут быть опре­ делены с помощью методов теории пограничного слоя. Однако эти методы справедливы только при отсутствии отрывов потока от стенок, что характерно для ускоряющихся в направлении дви­ жения конфузорных течений. К сожалению, в центробежных компрессорных машинах преобладают замедляющиеся, направ­ ленные в сторону возрастания давления, диффузорные течения, при которых вероятны отрывы потока от стенок. В этом случае теоретические методы механики жидкости и газа не дают возмож­ ности вычислить потери энергии в потоке.

Не поддаются пока расчету потери энергии, связанные с тур­ булентным характером движения в ядре диффузорных потоков вдали от стенок. Кроме того, для проточных частей ц. к. м. ха­ рактерны малые ширины каналов *в осевом направлении, малые удлинения лопаток. Поэтому возможность разделения области течения на ядро, в котором допустимо пренебрежение вязкими и турбулентными напряжениями, и пристеночные пограничные слои также кажется не вполне очевидной. Все эти обстоятельства увеличивают роль экспериментальных исследований при изучении проточных частей центробежных машин, так как абсолютные величины потерь энергии в ступенях и их отдельных элементах можно надежно определять только опытным путем.

Экспериментальные данные, приведенные в последующих гла­ вах, относятся к случаям таких малых чисел М, при которых течение .газа в исследуемом элементе можно считать несжимаемым. Каждый раз, когда числа Маха оказываются существенными и поток уже нельзя считать несжимаемым, это обстоятельство ого­ варивается особо. Большая часть экспериментальных результа­

11


тов, приводимых ниже, получена с помощью цилиндрических трехкаиальных зондов диаметром 2—3 мм и шаровых пятика­ нальных зондов диаметром 5 мм, а также дренажных отверстий _ в стенках. При измерениях в узких каналах направления потока и полные давления определялись цилиндрическими зондами, а ста­ тические давления — по измерениям на стенках.

Преобладающая часть теоретических решений также относится к случаям малых чисел М в рассматриваемом элементе проточной части. Однако все результаты справедливы вплоть до достаточно высоких значений фактора сжимаемости М„ = 0,7^-0,8. При числах Маха в потоке М <0,6 их влияние на характеристики лопаточных систем сравнительно невелико. Кроме того, большая часть стационарных ц. к. м. пока проектируется для работы при сравнительно низких числах М в проточной части.

Если исключить из рассмотрения машины для сжатия тяжелых газов (типа фреонов или многоатомных углеводородов), то можно считать, что фактор сжимаемости М„, с величиной которого свя­ зан уровень чисел М в проточной части, в стационарных ц. к. м. не превоходит 0,9; в среднем 0,8. Местные значения чисел М в ступенях с рабочими лопатками, загнутыми назад (ß2jI <90°), еще меньше, чем Ми. В стационарных проточных частях этого типа наибольшими оказываются числа Мс2 — при выходе из рабочих колес. За диффузорами числа М на расчетном режиме работы ступени обычно не превосходят 0,4—0,5. Для ступеней с углом выхода лопаток колеса р2л «=* 22,5° в зоне расчетных режимов, соответствующей (рг2 = 0,120,18, чцсла Мс2 <0,6 при Мц < 1; для ß2jl л* 45° и фг2 = 0,24-г-0,26 такой же уровень числа Мс2 имеют при Ми <0,8.

Сжимаемость газа значительно сильнее сказывается на сум­ марных характеристиках ступеней и особенно — многоступен­ чатых секций, чем на характеристиках отдельных элементов сту­ пени. Учет влияния сжимаемости газа на характеристики ступе­ ней при использовании в ходе расчетов характеристик элементов ступени, полученных при малых числах М, может производиться за счет определения действительных объемных расходов через характерные сечения проточной части.

1.2. ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУПЕНИ

Согласно теореме о сохранении момента количества движения, изменение момента количества движения газа в рабочем колесе равно моменту М, приложенному к валу колеса со стороны при­ вода. Учитывая, что расход через поверхности рабочего и покры­ вающего дисков колеса отсутствует, уравнение момента количества движения можно записать в виде

(1.9)

г=г,

12


гДе Ог — G2— расход газа черРз колесо; г, — наружный

радиуб

колеса;

і\ — входной радиус, на котором начинаются

рабочие

лопатки

(рис. .1.1).

 

Уравнение (1.9) является следствием одной из основных теорем механики и справедливо как для вязкого, так и для идеаль­

ного газа при любых скоростях

движения.

После вынесения

в этом уравнении из под знаков

интегралов

средних значений

1.1. Схрма рабочего колеса (а) и треугольники скоростей при входе и при выходе (б)

окружной составляющей скорости газа перед и за колесом си1 и с„2 получается хорошо известное соотношение

М = (г2сы — гіси1) 08.

_

(1.10)

Удельная работа, или удельная мощность, затрачиваемая на сжатие и перемещение через колесо единицы массы газа, (эйлеров напор)

h3 — —Q— — U2CU2 UjСиі-

О-11)

Часть газа, прошедшего колесо, возвращается через лабиринт­ ные уплотнения покрывающего диска снова во входное отверстие, поэтому расход.через ступень G меньше, чем расход через колесо G2 на величину протечек через покрышечное уплотнение Gnp.

Величина Ма> характеризует мощность, затрачиваемую на сжатие и перемещение потока через колесо. Эта величина не учитывает затраты мощности, необходимые для преодоления трения наружных поверхностей дисков о газ УѴтр, поэтому

13

внутренняя, или газодинамическая, мощность Nn необходимая для вращения колеса, превосходит величину /Исо.

Если ввести в рассмотрение относительные протечки газа через покрышечные уплотнения ßnp и относительные потери на дисковое трение ßTp, то

N{ = Gh3 (1

+ ßnp + ßTp),

 

(М2)

где

 

 

 

 

ßnp =

% ;

ßTp = -£g-

 

(1.13)

Корпуса стационарных

ц. к. м. практически

всегда

покры­

вают термозвукоизоляцией,

препятствующей

потерям

тепла

в окружающую среду. Поэтому при отсутствии устройств для охлаждения газа внутри проточной части ступени или секции процесс сжатия при установившемся режиме работы можно счи­ тать адиабатным, т. е. протекающим без теплообмена с окружа­ ющей средой.

Уравнение теплового баланса при адиабатном сжатии совер­

шенного, т. е.

удовлетворяющего

уравнению состояния

р =

= рRT, газа позволяет написать иное выражение для определе­

ния внутренней

мощности

 

 

 

N, = G

R

k ,7F,

7

(1.14)

 

 

(ТкТ„) -f- <К—д„

 

причем входящие в формулу (1.14) начальная и конечная темпе­

ратуры газа Тк и Тк и кинетические энергии qn и qK есть вели­ чины температур и энергий, осредненные по расходу так же, как

составляющие скорости си1 и сиг в уравнении (1.10).

Если принять, что процесс сжатия в ступени происходит адиабатно по политропе с постоянным показателем п и, кроме того, разность кинетических энергий за нагнетательным и перед

всасывающим партрубками qKqn мала по сравнению с первым

членом уравнения (1.14),

то

 

^■ = ^

Я Т н( я 7 - і к

(1.15)

где

 

 

а:= ~ 1 = 'Ä = r r ^ = (lg^K)/lg^;-

(I-16)

«

Формула (1.16) дает возможность определить показатель поли­ тропы процесса сжатия п или политропный к. п. д. г)п0л^по извест­

ной степени повышения давления як и температурам Тк и Тн.

14


Из сопоставления формул (1.12) и (1.15) следует, что удель­ ная мощность, затрачиваемая в ступени,

/ 1

\

А= тѣт RTи UK -

1J = (и,са2 - ulCu,) (1 + ß„p + ßTp). (1.17)

Правая часть формулы (1.17) не зависит от свойств сжимаемой среды и связана только с кинематикой потока за колесом, опре­ деляемой конструкцией и режимом работы ступени. Следова­ тельно, удельная мощность h у каждой конкретной уже имеющейся

ступени не зависит от параметров сжимаемой среды k, R, Тп, величин г|пол и як1, тогда как степень повышения давления як оказывается функцией перечисленных величин и h.

Уравнение (1.15) связывает между собой Nx, як и г|пол при заданном расходе G. Достаточно знать любые две из этих трех величин, чтобы определить третью. Например, для подсчета зависимости Nt (G) достаточно иметь газодинамические харак­ теристики ступени як (G) и г]пОЛ(G).

При Проектировании машин и анализе их работы удобно поль­ зоваться не размерными газодинамическими характеристиками, построенными в зависимости от массового расхода G или объемной производительности Q, а безразмерными. Безразмерные газоди­ намические характеристики ступени зависят не от физических констант и параметров газа перед ступенью, окружных скоростей и геометрических размеров, а от безразмерных комплексов — критериев подобия, таких, как числа Рейнольдса Re, числа Маха М, показатель адиабаты к — и безразмерных геометриче­

ских соотношений b2 = b2/D2\ D x = D JD 2, углов ß2jI, Р1л и т. д. Безразмерные характеристики в значительно большей степени универсальны, чем размерные. Для всех геометрически подобных ступеней при одинаковых значениях критериев подобия они оди­ наковы.

Если закрутка потока перед колесом отсутствует, т. е. си1 = О, то, согласно уравнению (1.11),

/*э

(1.18)

2

 

Величина ц>и2, определяемая формулой (1.18), есть эйлеров или теоретический коэффициент напора колеса. При бесконечно боль­ шом числе лопаток колеса z2 — со направление потока при вы­

ходе из колеса в относительном движении должно

совпадать

с направлением касательных к лопаткам, т. е. ß2 = ß2л■

Поэтому,

согласно рис. 1.1,

 

2 га — Ч2 Сг 2 Ctg ß2j].

(1.19)

1 При неизменных значениях критериев подобия Re, М, k или в зоне, авто­ модельной по этим критериям.

15