Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
Для оценки эффективности введения в схему двигателя ре гулятора, поддерживающего давление в камере сгорания (т. е. тягу) двигателя, можно составить уравнение по аналогии с урав нением (1.4).
Дополнительные агрегаты системы регулирования не только увеличивают массу двигателя, но и могут привести к пониже нию его надежности. Действительно, надежность двигателя как системы, состоящей из п элементов, определяется соотношением для вероятности безотказной работы [17]:
(1.5)
і=і
где Рі — вероятность безотказной работы г-го агрегата. При этом предполагается, что отказы отдельных агрегатов двигателя яв ляются независимыми и случайными, а отказ любого агрегата приводит к отказу всего двигателя.
Если введение в схему двигателя системы регулирования не сказывается на надежности остальных агрегатов двигателя, то вероятность безотказной работы двигателя с системой регули рования будет определяться соотношением
|
|
М™р)= |
п*я,- = |
П Pt |
п ‘ |
Я;= ЯЛвЯ |
, |
(1.6) |
|||
|
|
|
і = 1 |
1=1 |
І = л + 1 |
|
|
|
|
||
где |
/г— число элементов двигателя |
(без |
системы |
регулирова |
|||||||
|
ния) ; |
|
|
входящих |
в систему |
регулирования; |
|||||
|
k— число элементов, |
||||||||||
Яс р— вероятность |
безотказной |
работы |
элементов системы |
||||||||
|
регулирования двигателя; |
|
|
|
|
|
|||||
Яда'р)— вероятность |
безотказной |
работы |
двигателя |
с системой |
|||||||
|
регулирования. |
|
|
(безотказных) элементов с |
|||||||
Так как |
абсолютно надежных |
||||||||||
Р і = 1 |
практически |
не существует, |
то |
Яс.р<1 и |
соответственно |
||||||
Ядвр) <С Ялв, |
т. е. |
введение системы регулирования |
приводит к |
снижению надежности двигателя. В действительности, введение системы регулирования может привести к некоторому повыше нию надежности отдельных агрегатов (камеры сгорания, газо генератора, турбонасосного агрегата) в силу сужения диапазона изменения параметров работы двигателя. Если имеются дан ные о влиянии системы регулирования на надежность других агрегатов двигателя, то, пользуясь соотношением (1.6), можно оценить эффективность системы регулирования с точки зрения повышения надежности двигателя.
От ракетных двигателей требуют, чтобы они имели достаточ но высокий уровень надежности Ядв, для обеспечения которого необходима высокая надежность всех агрегатов, в том числе и агрегатов системы' регулирования. В частности, надежность ңе-
37
посредственно связана с вопросом обеспечения устойчивой ра боты системы регулирования.
Указанные выше требования к системе регулирования двига теля в ряде случаев оказываются противоречивыми. Например* в явном противоречии обычно находятся требования обеспече ния устойчивости и точности системы регулирования. Повыше ние точности системы путем увеличения коэффициента усиления (или уменьшения статизма) регулятора (см. § 8.2), как прави ло, уменьшает запас устойчивости или просто приводит систему
кпотере устойчивости.
Втаком же противоречии находятся требования уменьшения веса и увеличения надежности агрегатов регулирования и т. д. Наиболее правильным было бы разрешение этих противоречий путем сравнения различных возможных схем по окончательному параметру, определяющему эффективность ракеты — по конечной скорости в момент выключения двигателей, подсчитываемой по формулам, аналогичным соотношению (1.4). При этом каждая из сравниваемых схем должна обеспечивать заданный уровень надежности системы, в том числе и по запасу устойчивости.
Одним из сравниваемых вариантов может быть схема двига теля вообще без соответствующего регулятора. Например, регу лятор соотношения компонентов газогенератора необходим в двигателях, у которых возможны большие отклонения темпера туры газа в газогенераторе при глубоком регулировании или по другим причинам. Для двигателя с малым диапазоном измене ния температуры генераторного газа такой регулятор может не только не повышать, но даже понижать надежность [см. форму лу (1.6)] и в то же время — увеличивать вес двигателя. Анало гичное положение может быть с регулятором соотношения ком понентов в двигателе при наличии в составе ракеты системы СОБ.
Взаключение следует заметить, что комплексный анализ при выборе схемы регулирования двигателя не всегда возможен изза отсутствия соответствующих данных, в частности, — по на дежности агрегатов регулирования и по влиянию введения сис темы регулирования на надежность других агрегатов двигателя. В этом случае приходится в первую очередь ориентироваться на имеющийся опыт и при выборе схемы отдавать предпочтение уже опробованным, отработанным вариантам регуляторов.
1.5. ОСОБЕННОСТИ ЖРД КАК ОБЪЕКТА РЕГУЛИРОВАНИЯ
Жидкостный ракетный двигатель резко отличается от других типов тепловых двигателей высокой энергонапряженностыо процессов в его основных элементах. Так, Ж РД с тягой 0,6 МН развивает мощность, рассчитанную по кинетической энергии выте кающей из сопла массы газа, равную 1,2 • 10б л. с. [17]. В настоя
38
щее время существуют двигатели, имеющие на порядок большую тягу и соответственно мощность [17].
Другие типы реактивных двигателей (ТРД, ТВД и др.), а также двигатели внутреннего сгорания имеют существенно мень шую мощность — не выше нескольких тысяч лошадиных сил. Мощность, подобную мощности ЖРД, развивают только энер гетические агрегаты крупных тепловых или гидравлических элек тростанций. Однако размеры и масса этих установок не идут ни в какое сравнение с- соответствующими параметрами ЖРД.
Если принять удельную массу Ж РД |
порядка |
10 кг на |
||
0,01 МН тяги [5], то по приведенным выше |
цифрам |
мощности |
||
Ж РД находим, что на |
1 |
кг массы двигателя |
приходится мощ |
|
ность порядка 20 000 |
л. |
с. Соответствующие параметры ТРД и |
двигателей внутреннего сгорания на несколько порядков ниже, чем у ЖРД-
Огромная мощность, сконцентрированная в одном двигателе, накладывает свой отпечаток на протекание процессов в его эле ментах и, особенно, на протекание неустановившихся процессов, т. е. на колебания и переходные процессы.
Постоянные времени (см. гл. II) агрегатов двигателя и дви гателя в целом, характеризующие их динамические свойства, очень малы из-за’ высокой энергона-пряженности — не превыша ют по величине тысячных или сотых долей секунды и только в
отдельных |
случаях* — десятых долей секунды. |
Аналогичные |
|
величины |
для других |
типов двигателей летательных аппара |
|
тов имеют обычно порядок не меньше нескольких секунд. |
|||
С другой стороны, |
пневмогидравлическая схема |
(ПГС) дви |
гателя отличается большой сложностью, так как двигатель ра ботает на двух жидких компонентах, подаваемых по крайней мере в две камеры сгорания — в газогенератор и основную ка меру сгорания двигателя. Из-за сложной ПГС элементы двига теля связаны между собой большим числом связей, часть из них — перекрестные. Количество звеньев и соответственно свя зей между ними зависит от схемы двигателя (см. '§ 1.6).
Отдельные агрегаты двигателя имеют относительно близкие характерные постоянные времени, и в то же время из-за особен ностей ПГС процессы в них существенно зависят один от друго го. Благодаря этому в большинстве случаев при анализе осо бенностей динамических характеристик двигателя трудно вы делить основное, определяющее, звено или контур, которое бы оказывало настолько преобладающее влияние,' что остальными элементами или контурами можно было бы пренебречь. Вслед ствие этого при расчетах приходится учитывать как статиче ские, так и динамические свойства практически всех основных
элементов двигателя. Расчетные |
зависимости оказываются до |
* Это относится к турбонасоснсшу |
агрегату двигателя без дожигания и |
в некоторых случаях — к регуляторам непрямого действия.
39
статочно' громоздкими в связи с тем, что при решении ка залось бы узких вопросов динамики и регулирования двигателя требуется глубокое проникновение в детали рабочего процесса всех агрегатов двигателей.
К сожалению, многие элементарные процессы в агрегатах Ж РД еще недостаточно исследованы даже для стационарного режима работы двигателя (рабочий процесс в камере сгорания и газогенераторе, кавитация в насосах и т. д.). Естественно, что при анализе характера протекания этих процессов в динамике встречаются большие трудности и приходится ограничиваться приближенным, а в ряде случаев и чисто качественным рассмот рением.
При анализе особенностей любого изделия как объекта регу лирования принято разбивать его на отдельные звенья, причем в теории автоматического регулирования подробно исследованы особенности динамических характеристик многих типичных звеньев [12]. Ж РД также состоит из нескольких типичных звень ев: 'проточных газовых трактов с горением (камера сгорания, газогенератор), турбонасосного агрегата, гидравлических маги стралей и гидравлических регуляторов.
Динамические звенья Ж РД в большинстве своем отличаются от типичных звеньев, рассматриваемых в теории автоматическо го регулирования.
На динамику проточных газовых трактов с горением сущест венное влияние оказывают энтропийные (температурные) вол ны, возникающие при сгорании топлива вследствие зависимости температуры продуктов сгорания от соотношения компонентов, подаваемых в тракт (емкость). Благодаря этому газовые емко сти приходится рассматривать как звенья с распределенными параметрами (по крайней мере, в отношении энтропийных волн), сильно отличающиеся от обычных емкостных (апериодических) звеньев как по своему математическому описанию, так и по ди намическим свойствам.
В первом приближении турбонасосный агрегат описывается уравнением апериодического звена первого порядка. Однако, если учесть некоторые специфические особенности ТНА, суще ственные для решения ряда задач динамики двигателя, то урав нения динамики ТНА существенно усложняются. К таким осо бенностям относятся кавитационные явления на входе в насосы, инерция жидкости в проточных частях насосов, крутильные ко лебания вала ТНА.
При выводе уравнений динамики гидравлических трактов двигателя необходимо учитывать инерцию жидкости, а в ряде случаев и ее сжимаемость, или рассматривать тракт как звено с распределенными параметрами, т. е. учитывать акустические эффекты. При этом в состав жидкостных трактов входят также проточные части насосов, благодаря чему насосы с их характе
40