Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
газогенераторе 5*\ а также (обратные связи) от расходов всех трех компонентов: G03, Gr3 и Gy.T.
Давление в газогенераторе 5 определяется расходом унитар ного топлива Gy.,, который в свою очередь зависит как от часто ты вращения ТНА п, так и от давления в газогенераторе ргг.
Двигатели управляются с помощью трех воздействий со стороны дросселирующих устройств «а магистралях окислите ля 2, горючего 3 и унитарного топлива 6 (с .площадью проходно го сечения соответственно F0z, Fr3, Ку.т). Кроме того, на двига-
Рис. 1.28. Структурная схема двигателя с двух«омттонёнтным газогене-
‘ратором:
1 —камера сгорания; |
2 — магистраль |
окислителя |
в камеру сгорания; 3 — магист |
|
раль |
горючего в камеру сгорания; 4 — турбона:осиыЛ агрегат; 5 —двухкомпонент |
|||
ный |
газогенератор; |
6 — магистраль |
окислителя, |
газогенератора; 7 — магистраль |
'горючего газогенератора
тель действует три возмущающих фактора: изменения давления на входе в-насосы окислителя Р0о, горючего рог и унитарного
ТОПЛИВЗ роу.т •
Схемы регулирования для двигателей с различными вариан тами турбонасосной системы подачи имеют імного общего. В свя зи с этим целесообразно отдельно рассмотреть структурные схе мы двигателей различных типов, а затем уже перейти к анализу возможных структурных схем их систем 'регулирования.
Для наиболее распространенной схемы двигателя с двухком понентным газогенератором без дожигания (см. рис. 1.7) струк турная схема приведена иа рис. 1.28. В двигателе имеется четы ре жидкостных магистрали: 2, 3, 6 и 7, по которым компоненты из ТНА подаются в камеру сгорания 1 и газогенератор 5. Расхо ды компонентов в камеру сгорания G0з и Gr3 зависят от частоты
*) Температура в однокомпонентном газогенераторе практически не изме
няется.
47
вращения п и давления в камере рк, а расходы в газогенератор Goi и Gri так же зависят от частоты вращения п и от давления в камере газогенератора ргг. В свою очередь величины расходов по каждой из четырех магистралей влияют «а частоту вращения ТНА п, которая, кроме того, зависит от давления ргг и темпера туры Ггг генераторного газа перед турбиной.
На всех четырех магистралях можно установить дроссельные устройства для создания управляющих воздействий путем изме нения площади их проходного сечения F01 , FrU F0 3 и Fr3. Одно временно на двигатель действуют возмущающие факторы со стороны топливоподающих трактов ракеты — изменения давле ния на входах® насосы ТНА р0о и рог.
На схемах, приведенных на рис. 1.27 и 1.28, обращает на себя внимание большое количество обратных и перекрестных связей. Крометого, почти все связи в системе подачи замыкаются на турбонасосном агрегате и воздействуют затем на камеру сгора ния только путем изменения частоты вращения.
Для схемы с двухкомпонентным газогенератором имеющиеся зависимости между расходами компонентов в газогенератор и расходами .их в камеру сгорания оказываются обычно относи тельно слабыми, так как они определяются только зависимостью напора, развиваемого насосом, от расхода компонентов, т. е. наклоном напорных характеристик насосов, который, как прави ло, у насосов Ж РД не велик.
Уже из анализа структурной |
схемы следует, что для Ж РД с |
турбонасосной системой подачи |
без дожигания генераторного |
газа в камере сгорания определяющее влияние на динамику дви гателя должно оказывать фильтрующее звено — турбонасосный агрегат. Фильтрующие свойства ТНА связаны с тем, что в дина мике этот агрегат описывается уравнением апериодического зве на первого порядка [12] с относительно большой * постоянной времени. При достаточно высокой частоте сигнала, поступающе го из.газогенераторам турбонасосный агрегат, его частота вра щения не успевает изменяться, а значит, не изменяется и режим работы камеры сгорания. Следует отметить, что сигнал может поступать в камеру сгорания по линиям связи, идущим помимо ТНА из топливоподающих трактов ракеты (ро0 или рог) или от управляющих органов на магистралях камеры сгорания (F0з или Fra). В этом случае ТНА не оказывает прямого фильтрующего действия на эти сигналы. Однако влияние этих возмущений при водит к .нарушению равновесия режима в двигателе. При низких частотах колебаний давлений под влиянием этих возмущений ТНА успевает изменять свою частоту вращения, переходя к но вому равновесному значению; при более высоких частотах коле баний частота вращения ТНА остается неизменной. В результате
* Имеется в виду по отношению к постоянным времени других элементов двигателя.
48
комплексный коэффициент усиления двигателя (см. гл. II) по указанным каналам оказывается различным для низких и для более высоких частот.
Структурная схема Ж РД с двухкомпоиентным газогенерато ром 5 (с избытком окислителя, см. ірис. 1.9, где G02 , GrZ— рас ходы окислителя и горючего) и дожиганием генераторного газа после турбины в камере сгорания (рис. 1.29) внешне незначи тельно отличается от схемы двигателя без дожигания. Вместо подачи в камеру сгорания двигателя без дожигания (см.
Рис. 1.29. Структурная схема двигателя с дожиганием газа из окис лительного газогенератора:
/ — камера сгорания: 2 — газовая магистраль от турбины к камере сгорания; 3 —магистраль горючего в камеру сгорания; 4 — турбонасосный агрегат; 5 — газогенератор; 6 —магистраль окислителя газогенератора; 7 — магистраль горючего газогенератора
рис. 1.28) жидкого окислителя по магистрали 2, при схеме с до жиганием в камеру сгорания 1 по газовой магистрали (газово ду) 2 подается газообразный окислитель.
Указанное отличие является 'принципиальным, существенно влияющим на динамику двигателя. Действительно, если расход жидкого окислителя зависит только от частоты вращения ТНА п и давления в камере сгорания рк *\ то параметры газа в газоводе рф и Тф в основном зависят от давления ргг и температуры газа в газогенераторе Тгг и очень слабо зависят от п ТНА. Та ким образом, в схеме с дожиганием имеется прямая связь меж ду газогенератором и камерой сгорания через газовод, не име ющий фильтрующих свойств, подобных свойствам ТНА. В этом заключается основное отличие структурной схемы двигателя с
*> Как уже отмечалось, имеющаяся, кроме того, связь с расходом окисли теля в газогенераторе G01 обычно оказывается несущественной.
49
дожиганием генераторного газа от схемы двигателя без дожи гания.
При анализе структурных схем обращает на себя внимание факт, что как в схеме без дожигания, так и в схеме с дожигани ем имеется две группы контуров, внутри которых в основном за мыкаются все обратные связи—-это контуры «газогенератор — ТНА — магистрали газогенератора» и «камера сгорания — маги страли камеры сгорания (жидкостные или газовые)».
Структурная схема Ж РД с дожиганием типа «газ — газ» (см. рйс. 1.10) состоит из большего числа элементов (рис. 1.30), чем
Рис. 'Ь.ЗО. Структурная схема |
двигателя с дожиганием типа «газ — га,з»: |
|
1 — камера сгорания; 2 — газовод |
от турбины, работающей на восстановительном |
|
генераторном |
газе; 3 — газовод от |
турбины, работающей на окислительном генера |
торном газе; |
4 — ТНА с турбиной, |
работающей на восстановительном генераторном |
газе; 5 —ТНА с турбпной, работающей на окислительном генераторном газе; 6 — восстановительный газогенератор; 7 —окислительный газогенератор; 8 — магистраль окислителя в восстановительный газогенератор; 9 — магистраль горючего в восста новительный газогенератор; 10 — магистраль окислителя в окислительный газогене ратор; И — магистраль горючего в окислительный газогенератор
схема двигателя типа «газ — жидкость» из-за -наличия второго ТНА 4, второго восстановительного газогенератора 6, дополни тельных жидкостных магистралей этого газогенератора 8 и 9 и газовой магистрали 2, по которой газ после турбины второго ТНА подается в камеру сгорания *.
* Расходы окислителя G oi и горючего Огі в восстановительный газогене
ратор, G о2 и Gr2 — в окислительный газогенератор, ргп, А-п— параметры газа
в восстановительном газогенераторе, ргг2> Атг— в окислительном газогенера-
50
Ta« же «a« и для двигателей типа.«газ — жидкость» в схеме двигателя типа «газ — газ» имеется две группы контуров: конту ры «ТНА — 'газогенераторы — магистрали газогенераторов» и контур «камера'сгорания—-газовые тракты (газоводы»). В каж дом из контуров замыкаются внутренние обратные связи, а меж ду собой они связаны в основном только прямыми связями от ТНА ж камере сгорания. Имеющиеся обратные связи от газоводов к ТНА и к газогенераторам относительно слабые, так как перепады давления на турбинах достаточно велики.
Рис. 1.31. Принципиальная схема управления дви гателем с помощью перепуска жидких компонен тов и генераторного газа:
1 —газогенератор; |
2 —турбина; |
3 — насос |
окислителя; |
|
4 — насос горючего; |
5 — дроссель |
на . перепуске окисли |
||
теля; |
6 — дроссель |
на перепуске |
горючего; |
7 — дроссель |
на |
перепуске генераторного газа помимо турбины |
Управление двигателем возможно с помощью дросселирую щих элементов путем изменения -гидравлического перепада «а всех четырех гидравлических трактах 8, 9, 10 и 11, по которым в газогенераторы подаются компоненты. '
Для всех вариантов Ж РД с турбонасоеной системой подачи (см. рис. 1.27—1.30) управление можно обеспечить е помощью трех-четырех дросселирующих устройств, установленных на жид костных магистралях двигателя. Возможны и другие способы управления, в частности, с помощью перепуска жидкости на на сосах (воздействия Ап.0 и Fns) или газа па турбинах двигателя (воздействие Ап.т) (рис. 1.31). В этом случае в ПГС появляются дополнительные элементы — тракты .перепуска, т. е. схемы ста
торе «I, пг — частоты вращения первого и второго ТНА, рфі, |
— параметры |
газа в газоводе -из восстановительного газогенератора; р фг я |
Тфг — в газоводе |
из окислительного газогенератора. |
|
51